» »

Занятие по грамоте: звук и буква М. Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "звук и буква м" Знакомство с буквой м в старшей группе

10.07.2022
Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звук «[М], [М’]», буква «М»

Воспитатель БКК

Моисеенко И.А.

Цели : Познакомить детей со звуками «[М], [М’]» , с буквой М .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Умение детей характеризовать звуки М , Мь

Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Коррекционно-развивающие :

Развитие у детей фонематического слуха и восприятия

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Расширение и уточнение активного словаря

Коррекционно-воспитательная :

Воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование : игрушка медведь; карандаши; картинки в названии которых присутствует звук «[М], [М’]» ; счетные палочки, мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2. Закрепление пройденного материала:

Воспитатель: Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?

Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУО – они какие? (гласные). А какие еще есть буквы и звуки? (согласные). Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

3. Сообщение темы занятия.

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .

Машина - [М], мячик – [М’] . Вот именно с этими звуками мы познакомимся .

Воспитатель: чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)

МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Воспитатель: вернемся к нашим звукам. Давайте вместе попробуем произнести эти звуки. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .

4. А теперь послушайте стихотворение про букву «М»

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М .

Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе.

Выкладывание буквы из счетных палочек .

Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)

5. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: Ребята, а мишка приготовил для нас задание. Маше и Мише на день рождение подарили игрушки. Посмотрите, какие игрушки есть на картинке. Мише подарили игрушку, которая начинается на «М», найдите подходящую игрушку и проведите линию синим цветом от подарка к Мише. А Маше тоже подарили игрушку которая начинается на букву «М», найдите эту игрушку и проведите зеленым цветом к Маше.

6. Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

А теперь как медвежата.

7. Игра на развитие фонематического слуха «Где находится буква?»

Воспитатель: Я буду бросать вам мячик и говорить слова, а вы должны будете назвать месторасположения буквы «М». (машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор, кометы, мельница).

8. Итог занятия :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНУРГА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 539

______________________________________________________________________

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539

620085, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 20б, тел./факс 297-09-90, е- mail : 539 .tvoy sadik .ru

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности с использованием девайса по обучению грамоты

в старшей логопедической группе

Тема: « Звук и буква М »

учитель-логопед

Екатеринбург 2016

Предмет (вид деятельности): НОД, познавательная, коммуникативная.

Возраст : 5-6 лет.

Тема: «Звук и буква М».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком [м];

Учить характеризовать звуки с опорой на различные виды контроля;

Коррекционно-развивающие:

Развитие тонкой моторики;

Совершенствовать умение работать с девайсом ;

Развитие зрительного внимания, фонематического слух а и восприятия;

Развитие умения согласовывать речь с движениями;

Дать понятие о согласном звуке, звонком;

Развитие умения проводить звуковой анализ слогов ;

Формировать графические навыки.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать положительную установку на участие в занятии;

Воспитывать умение слушать, взаимодействовать друг с другом;

Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: программа «Друзья Кронтика учатся читать», «Учимся писать буквы», изображение буквы, карандаши, картинки с изображением горы и обезьяны, девайс, аудиозапись «Звуки природы».

Ход НОД

1. Организационный момент

Звучит аудиозапись. Дети прослушивают аудиозапись «Звуки природы».

2. Вхождение в тему

Ребята, вам интересно, что я вам сегодня приготовила? Ответы детей.

Послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы будем с вами говорить.

Логопед загадывает детям загадку.

Для меня цветут луга,

Для меня сметут стога,

Чтоб и в зной, и в январе

С молочком быть детворе. ( Корова )

3. Беседа

О ком эта загадка? (О корове.) А какая наша знакомая коровка любит гулять на лугу? (Мумука ) Что же она делала на лугу? (Слушала звуки .) Хотите узнать, что еще Мумука услышала на лугу? Тогда давайте сядем за столы и узнаем продолжение истории. (Дети садятся за столы)

4. Чтение текста по девайсу

Логопед предлагает детям открыть и включить девайсы. Рассмотрите иллюстрацию и послушайте, что я вам прочитаю.

Чтение логопедом сюжета интриги (дети рассматривают иллюстрацию).

Однажды мама сказала Маленькой Корове:

Мумука, детка, так больше нельзя! Ты же не волк! Тебе надо выучить другой важный звук. Всего один!

С него начинается твое имя Мумука.

С него начитается слово МАМА.

С этого звука начинаются главные коровьи слова. Это звук М.

Маленькая Корова попробовала, и у нее получился этот очень важный звук. Хотите, чтобы и у вас получился этот звук?

5. Знакомство со звуком

Тогда давайте споём все вместе Мумукины песенки:

МУ-МУ-МУ МА-МА-МА

МО-МО-МО МЫ-МЫ-МЫ

А теперь произнесите первую строчку песенки: МУ - МУ - МУ.

Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [М])

Логопед просит ребят произнести звук М (М… М… М…).

Давайте определим, какой это звук. (Звук М - согласный, твердый, звонкий.)

6. Закрепление звука

Логопед предлагает детям рассмотреть следующую иллюстрацию и добавить в нее движение и звук.

Это место на картинке спрятано. Поэтому осторожно пальцем или стилусом потрогайте изображения героев: их головы, ножки и туловище. Обязательно что-нибудь произойдет!

Попробуйте и вы несколько раз произнести этот звук. Сначала немножко его потяните, а потом произнесите коротко и отрывисто. (Дети произносят звук по очереди.)

7. Динамическая пауза

«Произнеси и покажи»

Давайте поиграем. Я буду произносить фразы, а вы их внимательно слушать, затем точно повторять за мной, выделяя тот же звук, что и я, и показывать то, что произнесли.

МА-МА-МА - буду строить я дома (дети изображают, как строят дом).

МА-МА-МА - я поймал сома (дети изображают, как ловят сома).

МО-МО-МО - лук помой (дети изображают, как моют лук).

МО-МО-МО - едим эскимо (дети изображают, как едят эскимо).

МО-МО-МО - мы идем в кино (дети шагают на месте).

Какой звук мы сейчас проговаривали чисто и чётко во всех фразах? (звук [М])

8. Знакомство с буквой

Посмотрите, какой буквой записывают этот звук.

Это галочка между двумя палочками, - сказал Кронтик. А вы согласитесь с Кронтиком?

Из каких частей состоит буква? Найдите и покажите эти части стилусом. (Пособие Кронтик учится писать буквы.)

Кронтик сказал, что буква М напоминает ему качель. Может быть, он прав? А вам, что напоминает буква М?

9. «На что похожа буква»

Детям предлагается на картинках с изображением горы и обезьяны раскрасить ту часть, которая больше всего похожа на букву М.

10. Письмо буквы

Логопед просит детей открыть букву на цветном экране.

Посмотрите, как она пишется. Ребята, для чего стрелочки вокруг буквы обозначены цифрами? (Ответы детей развернутыми предложениями.)

Обведите букву стилусом по стрелочкам.

11. Итог занятия

Ребята, вам понравилось занятие? (Логопед побуждает детей к речевой активности) А что вам сегодня запомнилось больше всего? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?

Приложение

Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква М.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М".
Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук "М" по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Познакомить детей с буквой "М".
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
6. Развивать фонематические процессы.
7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие "Зашагали ножки"

А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука "О", "И" или "А"

Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
Вышла Буренушка гулять и замычала: "М-м-м" С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М - согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

4. Связь звука и буквы.
Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
Послушайте стихотворение:
Взялись за руки друзья
И сказали:: "Ты да я -
Это мы".
А между тем
Получилась буква М.

Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

5. Развитие фонематического слуха.
Повторение за логопедом слоговых рядов.

Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.

7. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Сколько в этой схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Что подсказало вам правильный ответ?

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
Первый вариант - дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Второй вариант - разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
После этого слова делятся на слоги.

9. Закрепление звука в предложениях.
Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим кругом.

11. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Программные задачи: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков (м), (м) в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; научить определять позицию звука в слове; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой М; развивать внимание, память, мышление; воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто придумает слова со звуками (к), (к) в начале.

2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Заборчик», «Часики», «Качели», «Чашечка».

3. Знакомство с новым материалом.

1) Выставляю картинки: мак, машина, матрёшка, мыло, малина.

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

2) Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, по одному.

3) Характеристика звука.

Какой звук (м), согласный или гласный?

Твёрдый или мягкий?

Каким цветом обозначаем согласные, твёрдые звуки?

(Дети дают характеристику звука (м), (м).)

4) Игра «Хлопни только на звук (м)».

5) Чистоговорки.

Повторяйте за мной строчки по очереди:

Ма-ма-ма – мы построили дома.

Му-му-му – в гости мы пришли к кому?

Мо-мо-мо – дети ели эскимо.

6) Работа со схемами. Определение места звука (м) в слове.

(Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум.)

7) Игра «Твёрдый – мягкий».

(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета.)

На полу скребётся мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

8) Составить предложения со словами: медведь, малина, мухомор.

4. Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

5. Физкультминутка .

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы дружно приседаем,

И дружно все встаём.

6. Знакомство с буквой.

1) Показ буквы.

2) На что похожа буква?

3) Прописывание на доске.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква М.

4) Прорисовывание буквы М в воздухе.

5) Печатание буквы в тетрадях.

6) Нахождение буквы М в кассе букв. Выкладывание и чтение слов: мак, мука.

7) Разгадывание ребуса (со словами мука, паук, утка).

7. Подведение итога.

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

А какие еще звуки вы уже знаете?

Какие они?

Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка - лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Занятие «Звуки [х], [х"]. Буква X. Ударение»

Цель: познакомить детей с буквой X.

Учить ставить ударение в словах

Развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу

Закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуками [х], [х"] Послушайте стихотворение.

Завидовал хорек соседу хомяку:

«Имеет он в каждой щеке по мешку!

И мне бы хотелось с такими щеками

Зерно приносить в кладовую мешками».

(По Т. Крюковой)

О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х"].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?

2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним

слова, противоположные по смыслу.

длинный - ... маленький - ... кислый - ...

белый - ... хороший - ... сухой - ...

Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой.

3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.

4. Работа с Городом букв, буквой X.

X - это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной

азбуки и наклейте букву X в свой домик

5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.

6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети

Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.

ха-ха-ха хе-хе-хе

хо-хо-хо хи-хи-хи

В каких слогах согласный звук звучит твердо?

(Ха, хо.) В каких - мягко? (Хе, х и.)

7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

мех муха сухо

мох ухо уха

Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук - подчеркните её красным

карандашом, если твёрдый согласный - синим, если мягкий согласный - зелёным.

Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).

Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).

8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!

Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения - наклонной черточкой над буквой.

Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.

II. ФизкультминуткаНа морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе

Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту

А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!

III. Закрепление изученного материала

1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.

VI. Подведение итогов занятия

Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.

Слоги в словах могут быть ударными и безударными.

Ударение всегда стоит над гласной буквой.

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Х в свой домик.

Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам

Прочитайте ряды слогов

Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

мех муха сухо

мох ухо уха

Техника медитации