» »

Занятие на автоматизацию звука л. Конспект нод по автоматизации звука л в старшей группе. Ход игровой деятельности

10.07.2022

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация звука [Л]» Подготовила и провела: учитель логопед Денисова А. В. Уфа 2011 г.

2 Программное содержание: I. Образовательные задачи: 1. Автоматизация звука [Л] изолированно, в прямых слогах, словах, фразах и предложениях. 2. Развитие функции словоизменения. II. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 2.. Совершенствование координации артикуляционных движений и движений пальцев рук. 3. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. 4. Формирование умения ориентироваться в направлениях пространства. III. Воспитательные задачи: 1. Формирование положительной мотивации на занятиях; 2. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься. Словарь: - существительных: лапа, палатка, кулак, лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки, Мила, Балун, стол, пол, клубок, кот. - прилагательных: согласный, твердый, звонкий, синий. - глаголов: купила, стал катать, положила, упало, подняла, дала Оборудование: - схема арт. уклада - большое зеркало; - картинки артикуляционных упражнений: пароход гудит, вкусное варенье, качели, лошадка;

3 - звуковая дорожка «теплоход»; - звуковая лесенка, киндер сюрприз; - игра «Угадай-ка есть ли в слове звук [Л]». Картинки: лапа, палатка, кулак. - игра «Один много». Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки. - схема для составления рассказа.

4 Ход занятия. I. Организационный момент. Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Обрати внимание, какой звук я буду произносить чаще. (Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Л], обращая внимание своим произношением на звук). Лось лосенку покупал Лодку, лыжи и пенал. А лосиха - мама Ласты и панаму. 2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим упражняться в правильном произношении звука [Л]. Давай разомнём язычок и выполним упражнения. 3. Артикуляционная гимнастика (Карточки) «Пароход гудит» Губы в улыбке, рот открыт. С напряжением произносим долго «ы-ы-ы-ы» «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз. На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу). «Лошадка» Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).

5 4. Уточнение правильной артикуляции звука. - Ты учишься говорить звук [Л] в слогах словах, (схема арт. уклада) предложениях. Скажи, как нужно произносить этот звук. А ответить тебе поможет вот эта схема. Губы находятся в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, горлышко дрожит. 5. Характеристика звука. - Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да). - Расскажи, какой он? (согласный звук, твёрдый, звонкий). - Каким цветом мы обозначаем этот звук? (синим цветом, с колокольчиком). 6. Изолированное произношение звука (Карточка теплоход) Булат, давай вспомним, как гудит теплоход. Веди пальчиком и говори: л-л-л. 7. Произношение звука в слогах. Речевая зарядка. Работа со слоговой цепочкой. (Ступеньки)

6 Булат, сейчас я произнесу слоги, а ты повторишь за мной. Логопед произносит слоговые ряды, меняя ударение: на первый слог, на второй слог, на третий слог (хлопками). ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА 8. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове Игра «Угадай, есть ли в слове звук [Л] Посмотри внимательно на картинку и определи, есть ли звук [Л] и в какой части слова он находится. Выложи фишкой на схеме. Картинки: лапа, палатка, кулак. (схема, картинки) Физ. минутка: Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули

7 Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, Крылья сложили назад. 9. Произношение звука в словах. (картинки) Игра «Один много». Булат, разложи картинки столбиком, сверху вниз. А теперь подбери к каждой картинке пару и назови обе картинки. Картинки: лапа лапы, лама ламы, лампа лампы, палатка палатки, булавка булавки, акула акулы, ладошка - ладошки.

8 9.Развитие навыков звукового анализа. Звуковой анализ слова - ЛАК. - Булат, выложи фишками слово ЛАК. - Скажи, сколько звуков в этом слове? - Какой первый звук? [Л] - Какой это звук? (он согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синей цветом с колокольчиком) - Какой последний звук в этом слове, произнеси его? [К] - Какой это звук? (он согласный, глухой, твердый. Обозначаем синей фишкой без колокольчика). - А теперь покажи гласный звук в этом слове. - Какой это звук? (это гласный звук, его можно петь, тянуть, нет никакой преграды для голоса. Обозначаем красной фишкой). (Звуковая касса)

9 - А теперь прохлопаем и определим количество слогов в этом слове. 10. Автоматизация в предложениях. (схема рассказа) Булат, послушай внимательно этот рассказ, потом я задам тебе вопросы и тебе нужно на них ответить. Логопед зачитывает рассказ: Это Мила. Мила купила яблоки. Она положила яблоки на стол. Одно яблоко упало на пол. Кот Балун стал катать яблоко по полу. Мила подняла яблоко и положила на стол. А коту дала клубок. Логопед задает вопросы ребенку: - Как звали девочку? - Что Мила купила? - Куда Мила положила яблоки? - Сколько яблок упало на пол? - Что делал кот Балун? - Что сделала Мила? - Что Мила дала коту? Логопед зачитывает рассказ. Ребенок составляет рассказ самостоятельно. 11. Итог занятия. - Какой звук мы сегодня учились произносить правильно? - Скажи, а что тебе показалось самым сложным? - Со всеми заданиями ты справился. МОЛОДЕЦ! И я дарю тебе этот киндер сюрприз. Может тебе

10 попадется теплоход. И ты сможешь помогать теплоходу сильно гудеть.


Приложение 5 Этап формирование новых произносительных умений и навыков. Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Приключения Лунтика» Цель: закрепление

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 84 Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием мяча «Утенок, который не умел играть в футбол» Автор-составитель: Захарова

Артикуляционная гимнастика при постановке звуков Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ» г. ПОДОЛЬСКА КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»» (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 14 «Радуга» КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р Л» В гостях у Лады с Ромой Подготовила: учитель-логопед

Артикуляционная Гимнастика Учитель-логопед Н.В. Савинская ГБОУ СОШ 89 им. А.П. Маресьева Значение Даже если ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Менщиковский детский сад» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОД учителя-логопеда Надымовой Людмилы Ивановны по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Мурманска Логопедическое индивидуальное занятие Колобок спешит на помощь (автоматизация звука Л) Составила:

*ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика

Консультация учителя- логопеда Е.И Вовчук Артикуляционная гимнастика с картинками Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими,

Общая артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, один из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают

Филиал 3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Конспект логопедической сказки по развитию речи у детей с ОНР

ИКБ им. Куваевых Детская поликлиника 8 Отделение медицинской реабилитации Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Требования к артикуляционной гимнастике 1. Последовательность проведения: рассказ

МКДОУ «ЦРР д/с 6» Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В. Цель: научить ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

Артикуляционная гимнастика один из основных приемов коррекционного процесса Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными,

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чѐткие

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-6 лет Учитель-логопед Грищенко Ольга Владиславовна Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного

Конспект урока «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах». Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся первого класса. Цель: автоматизация звука [Ш. в слогах. Словах, закрепление зрительного образа

Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения

Комплексы гимнастики для язычка Подготовила учитель-логопед Ю.В. Плахотник Первый комплекс (для свистящих звуков С, З, Ц) Загнать мяч в ворота. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий

Развитие подвижности речевых органов Артикуляционная или логопедическая гимнастика это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, языка, челюстей, неба. Мы правильно произносим

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Логопедические профили звуков >>>

Логопедические профили звуков >>> Логопедические профили звуков Логопедические профили звуков Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит нет голоса. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Формирование звуковой

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект непосредственной - образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114» КОНСПЕКТ образовательной деятельности по «Речевому развитию» (формирование фонетико-фонематических средств языка) на тему: «Звук [л]

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

Артикуляционная гимнастика в стихах http://logomamik.ru/ При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно,

Артикуляционная гимнастика Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

Автор: Шурыгина Анастасия Васильевна Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

Звук «Р» При произнесении звука «Р»: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) верхних зубов он напряжен и вибрирует,

«Применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста» Материал для практикума подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории: Куляк Светлана Сергеевна Компоненты речи

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

«Школа родителей» Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика» Подготовила: учитель-логопед Локтионова Ж.А. Артикуляционная гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Тема: Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения. Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению

Конспект занятия по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития по теме «Звук [с]. Буква «С». Колтунова Ксения Валерьевна учитель

Педагогический практикум по теме: «Алгоритм звукового анализа слова» составил учитель-логопед высшей квалификационной категории Кузнецова Г.Л. Цели: - уточнить понятия «физиологический слух» и «фонематический».

Подготовила учитель-логопед М. М. Федяшкина *Язык - это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытый слизистой оболочкой. *Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении,

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

Мастер класс для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Учитель-логопед высшей категории МАДОУ д/с «Росинка» Мусинова Л.Ю. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление

Консультация для педагогов «Артикуляционная гимнастика» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ЗИМИНА В.В. Звук С При произнесении звука С: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка» - «Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л] .

[Л]

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Согласный

Логопед: Почему?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Звонкий.

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ребенок: Твердый

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л] .

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л] .

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела) .
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу) .

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы) .

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

9. Физминутка.

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук» .

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л] . Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка) .

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л] .

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.
  • Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Постановка темы и цели занятия. [слайд 1] (см. презентацию)

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем ему?

II. Основной этап.

– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2 ]

– Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.)

– Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3]

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)

4. Произношение звука в изолированном виде.

5. Акустическая характеристика звука.

– Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)

– Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.)

– Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.)

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.)

– Открываю следующую букву имени героя (буква У).

6. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай слово со звуком «л».

Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

7. Динамическая пауза.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4]

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.

ЛА́ ла лаЛА́ ла

ло ЛО́ ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка

Лу-лу – лук лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога). Читайте все слоги.

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку .

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л». [слайд 5]

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока? (Свёкла)

– Что находится слева от куклы? (Юла)

– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6]

– Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса ;

корова, белка , коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7]

Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8]

III. Итог занятия. [слайд 9] (см. презентацию и музыку)

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные:

  • развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
  • обогащение и расширение словарного запаса;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование :

  • кубики-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка, фигурки из бумаги героев мультфильма «Лунтик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня нам принесли письмо. От кого — догадайтесь сами. Даю подсказку: он — герой мультфильма. У него много друзей.

Игра «Да-нетка».

(дети задают вопросы, пытаясь определить героя)

Да, это Лунтик. Посмотрим, что в конверте. Да здесь какая-то карта. Лунтик пишет,что он заблудился и найти его можно только с помощью этой карты и заданий, которые к ней прилагаются.

А вот и первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика.

Подружка Лунтика, Мила, не умеет выговаривать звук –Л-, но очень хочет научиться. Давайте ей поможем. Но сначала повторим все, что знаем об этом звуке.(складываем из кубиков профиль звука).

Повторяем упражнения:

  • Заборчик
  • Чистим зубки
  • Качели
  • Пароход
  • Произносим изолированно –Л-Л-Л

Вы молодцы. Справились с первым заданием. И получаете первую подсказку. (4 шага прямо)

Дети, встав из-за стола делают 4 шага и ставят указатель в этом месте.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Чтобы получить вторую подсказку, нужно помочь пчеленку собрать нектар с цветков. (По дорлжке летим до ромашки… колокольчика… клубники.., проговаривая слоги)

  • ла-ла-ла
  • ала-ала-ала
  • лу-лу-лу
  • улу-улу-улу
  • лы-лы-лы
  • ылы-ылы-ылы
  • ло-ло-ло
  • оло-оло-оло

Дети, ваполнив задание, получают следующую подсказку и передвигают указатель.

4. Формирование навыка звукового анализа.

Чтобы получить новую подсказку, необходимо вместе с Кузей разложить яблоки по лукошкам.

  • 1 — слова, где Л в начале слова.
  • 2- слова, где Л в середине.
  • 3- слова, где Л в конце слова.

5. Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.

Мы с вами на лужайке вместе с Милой, Кузей и Пчеленком. Закройте глаза и представьте: Светит солнышко, расцветают цветы, поют птицы, летают бабочки.

(музыкальное сопровождение)

Логопед: “Продолжите предложения:

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.)
Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах… (Цветов, свежести, влаги, листьев)

6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Ребята, гусеницы как всегда вредничают. Они перепутали предложения, которые сочинил пчеленок. Помогите их распутать.

  • Салат ел Милу.
  • Салазки везут Славу.
  • Пол упал на стул.
  • Футбол уехал на папу.
  • Лопатка взяла Лолу.
  • Ладони вымыли Клаву.
  • Кукла купила Лушу.
  • Лук полол Милу.
  • Белый платок надел Аллу.

7. Физкультминутка.

А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.

«Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули».

Ребенок выполняет упражнения:

  • скачет на двух ногах;
  • машет руками;
  • садится на корточки;
  • руки под щеку.

8. Развитие фонематического слуха.

Ну, а теперь давайте зарабатывать следующую подсказку. Жабе Клаве и Миле Нужно собрать картинки, которых есть звук -Л-
(произносят слова: Клава скакала, скакала, ….. увидала.) Получают очередную подсказку.

9. Развитие творческих способностей.

Из собранных слов составляют рассказ (метод каталога).

Цель : научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

В структуру большой группы сказок входят следующие составляющие: положительный и отрицательный герой, зло, причиненное отрицательным героем, борьба положительного героя с этим злом. На помощь и одному, и другому герою могут приходить друзья или волшебства.

Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?

Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

Справившись с заданием, получают последнюю подсказку: 4 шага вправо. Находят Лунтика со сладким сюрпризом.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Мы с вами сумели найти заблудившегося Лунтика.

Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Какие задания выполняли. Что понравилось? Ну а Лунтик и его друзья с вами прощаются. До новых встреч.

Бабкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ д\с №6,
г. Рассказово Тамбовской обл.

Статьи по теме:

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»

Выполнила: учитель – логопед

МАДОУ «ЦРР – детский сад №10

«Солнышко»

Давлятянова Г. А.

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах и словах.

Задачи обучающие:

    Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].

    Продолжать учить правильно, произносить звук [Л] в слогах и словах.

    Упражнять в определении наличия и места звука [Л] в словах.

    Продолжать учить правильно, употреблять предлог ПО.

    Учить согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе (летали, плыли)

    Дифференциация произношения звуков [Л] и [Р] в связной речи.

Задачи коррекционные:

    Развивать артикуляторную моторику, внимание, координированность движений с речью, зрительную память; мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Задачи воспитательные:

    Воспитывать чувство уверенности в себе, чувство сопереживания, усидчивость, работоспособность.

Оборудование:

Предметные картинки: лужи, лампа, лошадь; схемы упражнений артикуляционной гимнастики, «Лошадка», «Качели», «Ступени»; «паутинка» из бумажной салфетки, серия сюжетных картинок про путь Айболита, «слоговые дорожки лягушек», рисунок гор на листе в клеточку для графического диктанта, игрушки резиновые: 4 лягушки, технические средства обучения: презентация на ПК.

Ход занятия:

    Организационный момент. Развитие фонематического слуха

    Артикуляционная гимнастика.

    Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»

    Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.(использование ПК).

    Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

    Гимнастика для глаз.

    Графический диктант.

    Физминутка.

    Итог занятия.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. А помогать нам будет звук, который слышится в словах лужи, лампа, лошадь . Какой это звук? Чья это песенка? Правильно. Это песня самолёта.

Сюрпризный момент. Посмотри к нам пришёл Айболит. Ему надо срочно добраться до Африки, чтобы вылечить больных зверей. Айболит просит нас помочь ему, он уже старый, и не уверен, что справиться со всеми препятствиями в пути. Ты согласен, помочь?

Ребенок: Да.

    Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Посмотри, Айболит принёс нам карту-схему пути. По ней мы видим, что путь нам предстоит начать с дороги. Сядем на лошадь и поскакали.

Артикуляционное упражнение: «Лошадка»

Логопед: Ехали мы, ехали по дороге, к завалу приехали. Чтобы разобрать этот завал придётся потрудиться: поднимаем и убираем с дороги стволы деревьев;

Артикуляционное упражнение : «Качели»

Логопед: Переносим эти брёвна подальше в лес, чтобы людям и животным не пришлось, как нам перешагивать по ним, как по ступенькам.

Артикуляционное упражнение: «Ступени»

Ребенок: выполняет упражнения для язычка.

    Развитие речевого дыхания – направленной воздушной струи. Упражнение «Фокус»

Логопед : Вот пошли мы по дороге и дошли до леса, пробираемся через лес, смотри, везде висит тонкая паутина, которая прилипает нам к лицу. Сдуем её с нашего лица? Набрали плавно глубокий вдох, приподняли язычок чашечкой и выдохнули, так чтобы «паутинка» слетела с носа.

Ребенок выполняет упражнение «Фокус»

    Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Логопед : Шли, мы шли по лесу, и до болота дошли. А в болоте живут лягушки, поют они свои песенки и не слушают нас. Вот эта лягушка поёт – ЛА-ЛА-ЛА, повтори за ней, вторая поёт – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ, третья - ЛО-ЛО-ЛО, а четвёртая – ЛУ – ЛУ – ЛУ. Попробуем спеть их песенки вместе, что получится? Сможешь ли ты повторить? И не забудь, лягушки у нас весёлые и улыбка у нас должна быть широкая! (уточнение артикуляции звука)

Ребенокповторяет за логопедом:

ЛА-ЛЫ-ЛО-ЛУ ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА

ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЫ ЛУ-ЛА-ЛЫ-ЛО

    Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Логопед : Ну, вот лягушки спрашивают нас, что же привело нас в такую глушь леса. Они могут нам помочь обойти болото, если шагать мы будем точно по следу и повторять волшебные слоговые дорожки.

Ребенок выполняет задание по планшету слоговых дорожек (№1) лягушек, (презентация на ПК) переводя с одной кочки палец на другую, произнося одновременно обратный слог, если произносит неправильно, то возвращается на прежнюю кочку (лист кувшинки – при произношении обратных слогов с йотированными гласными звуками) – планшет №2(презентация на ПК)

АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ..

ЯЛ-ЕЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЁЛ…

    Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, со стечением согласных звуков.

Логопед: Впереди нас ждёт река, ох она и глубока! Переплыть поможет плот, только где же он, кто поймёт? Разлетались комары, ну не видно уж ни зги! Помогите нам лягушки очистить берег от комаров! А мы тоже вам поможем – повторяй вслед за ними слоговые дорожки.

Ребенок повторяет слоговые дорожки со стечением согласных звуков. Планшет №3

СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ

ШЛА-ШЛЫ-ШЛО-ШЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ, и т.д.

    Введение слов с прямым слогом со стечением согласных во фразу. Спряжение глагола плавать в настоящем времени.

Логопед: Смотри, что это стоит вдали? Это он, наш плот! Сядем на плот и поплывём по реке.

Ты что делаешь? /плыву/,

На чём? /на плоту/.

Как сказать правильно, одним предложением? /Я плыву на плоту.

Скажи так же только ещё про меня, Айболита, наших гостей и про всех вместе. /я плыву на плоту, ты плывёшь на плоту, он плывёт на плоту, она плывёт на плоту, мы плывём на плоту, они плывут на плоту./

    Гимнастика для глаз.

Логопед: Проплыли мы мимо валунов по реке. Приплыли к берегу. А перед нами гора. Посмотри вверх, ты видишь её вершину? А теперь посмотри вниз под ноги, где же тропинка? Посмотри вправо, а затем влево: нет ли надёжней тропинки?

Ребеноквыполняет гимнастику для глаз.

    Развитие мелкой моторики, слухового восприятия и ориентации на листе бумаги и в клетке.

Логопед: Думаю, будет надёжней, если путь между гор будет зарисован у каждого из нас, мало ли что может с каждым случиться. Доставай блокнотик, запиши «тропинку».

Ребенок выполняет узор графического диктанта под диктовку.

    Физминутка.

Логопед: Вот и добрались до вершины горы, а что делать дальше? Орёл предложил проводить до берегов Африки по воздуху. Мы с орлом полетели.

Ребенок выполняет физминутку «Мы летаем высоко, мы летаем низко…» Логопед: Пока мы летим, поиграем?

    Угадай, про что я говорю: про бабочку, про самолёты, или про жука? Доскажи фразу:

Летали …;

Летал….;

Летала…;

    Угадай, про что я говорю: про акулу, пароход или рыбы? Доскажи фразу:

Плыл…;

Плыли…;

Плыла….

    Итог.

Молодец, вот мы и добрались до берегов Африки, здесь мы с Айболитом попрощаемся и повторим для него наш путь , чтобы он не забыл, как вернуться домой.

Сначала он ехал по дороге, пробирался по лесу, плыл по волнам, лез по горам, летел на орле и добрался до Африки. С каким звуком мы сегодня путешествовали? Молодец, на этом наше занятие заканчивается.