» »

Упражнения на развитие фонематического слуха у младших школьников. Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе. Ошибки при чтении

10.07.2022

Развитие фонематического слуха у младших школьников

на логопедических занятиях

В настоящее время в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные речевые нарушения, одной из главных причин которых является недостаточно развитый фонематический слух.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки речи.

Дети с недоразвитием фонематического слуха с трудом представляют себе звуковой состав слова и с трудом осваивают его звуковой анализ.

В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, несвязанные с применением орфографических правил. Вот примеры таких ошибок:

    пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)

    перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)

    пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)

    замена йотированных гласных (веселый – весюлый)

    замена согласных:

    свистящих-шипящих (завтра – жавтра)

    парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)

    сонорных (мебель – небель; круг – клуг)

    аффрикатов (цапля – чапля)

    обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)

    недописывание слов (маска – маск)

    раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге, занавеска – за навеска)

Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с недоразвитием фонематического слуха может быть нарушено и чтение. Такие учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой либо букве, слоге, слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов;
7) «угадывание» слов.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений моей логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Свою работу по развитию фонематического слуха и формированию фонематических процессов у школьников строю поэтапно:

    Развитие и распознавание неречевых звуков.

    Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

    Формирование фонематического восприятия.

На первом этапе использую упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко - тихо, долго - кратко, высоко-низко). Далее предлагаю задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков с разной силой, темпом, ритмом . На данном этапе активно использую мультимедийные средства, интерактивные игры, аудио записи различных неречевых звуков, а так же дидактические игры:

- «Узнай по звуку» а слух определить природу звука: перелистывание книги, удар предметом о предмет и.т.д.);

- «Найди предмет» айти предмет, ориентируясь на громкость хлопков ведущего);

- «Тихо-громко» оответственно звучанию ребёнок выполняет разные движения: например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом).

На втором этапе, когда ведётся работа с речевыми звуками, использую следующие технологии:

- «Шифровщики» – упражнения с элементами кодирования, разработанные Коноваленко В.В. (детям предлагается закодировать звуковые ряды, произнесенные логопедом): каждому гласному звуку присваивается какой-либо символ, например, А - красный треугольник, У - красный круг, О - квадрат и т. п. Детям диктуют сначала по два звука (ОА, АУ, УА и т.п.). Необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных знаков. После того, как ребенок научился достаточно свободно и быстро выполнять это задание, количество предъявляемых звуков может быть увеличено до трех - четырех (ОАУУ, ОАОА, ОУУА и т.п.) ;

АУ ОА ОАУ

- «Прошагай слова», «Отхлопаем слоги», «Назови гласные звуки»;

- Отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки , скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

- Узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков . Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков.

- «Четвёртый лишний»: из четырех слов, отчетливо произнесенных мною, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава-канава-какао-канава; ком-ком-кот-ком;

- «Улавливай шёпот»: я подаю команды шёпотом, чётким, внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушается.

- «Пирамида»: разместить слова-картинки из одного слога, из двух, из трёх.

Так как фонематическое восприятие - это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе ввожу упражнения на формирование звукового анализа и синтеза:

- «Письмо с пропусками»: диктую предложение, а дети записывают, но вместо буквы О всегда ставят точку;

- «Внимание и счёт». Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Прошу детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов (борода-города, редкий-резкий);

- «Собери слова из звуков»: называю слова, дети выделяют из каждого слова, например первый звук и заносят его в транскрипционные скобки. По завершении работы из выделенных звуков составляют слово.

- «Сложение и вычитание букв»: предлагаю ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова;

- «Скажи наоборот»: гость-кость, зайка-сайка;

- «Наборщик»: образовать из звуков данного слова как можно большее количество новых слов.

Данные упражнения позволяют уменьшить или полностью ликвидировать логопедические проблемы, связанные с нарушением фонематического слуха.

Когда ребенок осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает улавливать признаки звуков, благодаря которым мы различаем слова и формы слов, то есть овладевает системой фонем родного языка. Как известно, фонемы русского языка образуют две большие группы -- гласные и согласные.

Объясняя различие между гласными и согласными, учителя используют в общении с первоклассниками такие формулировки: звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды, называются гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называются согласными.

Сравните это объяснение с тем, что дает М. В. Панов в экспериментальном учебнике, подготовленном научным сотрудниками Института русского языка: «Гласные -- ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные -- ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот...» .

Развитие речевого слуха связано также с формированием умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняет звонкость -- глухость и твердость -- мягкость. Для того, чтобы научиться характеризовать согласные по этим признакам, учащиеся должны осознать их. Лучше всего выделяет человек эти качества звуков при сопоставлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство: «Если два разных звука встречаются в одном и том же окружении, но в двух разных словах, то это два полноценных, настоящих различителя слов» .

Так как парные по звонкости--глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отличаются лишь наличием -- отсутствием голоса, то произнесенный шепотом звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой.

Широко используемый прием определения звонкости -- глухости согласных путем прикладывания руки к горлу особенно полезен для определения звонкости--глухости непарных согласных, не имеющих оппозиции по этому признаку: Ц, X, Щ.

Одним из условий успешного освоения фонематически значимых характеристик согласных является правильная постановка учебных задач в работе со звуками . Если задача поставлена верно, а затем учитель грамотно смог подвести детей к решению этой задачи в начале знакомства с фонемным составом русского языка, то в дальнейшем это будет служить хорошей базой для дальнейшего обучения.

Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова как верного, так и неправильного, никаких следов не остается. Поэтому психологи и методисты стремятся найти средства искусственно «остановить», зафиксировать звучание слова и при этом обойтись без букв. Отсюда разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике.

В обучении грамоте применение слоговых и звуковых схем стало уже традиционным. В последующем обучении о них часто забывают, считают их использование излишним, ненужным. Между тем применение небуквенных средств передачи звучания слова помогает «остановить» и «зафиксировать» выделенный звук, материализовать действие звукового разбора и, в конечном счете, помогает осознать различие между звуком и буквой.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слеза на слоги и находить ударный слог. (Слоговая схема вводится одновременно с формированием самого понятия о слоге. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам .

Проанализировав каждый звук в слове мама, дети делают вывод, что в нем два ртооткрывателя и два ртосмыкателя. Поэтому при произнесении этого слова рот открывается два раза. Далее обсуждаются значки для гласных и согласных. Моделируется последовательность ртосмыкателя и ртооткрывателя в первом слоге слова мама.

Проанализировав подобным образом слово мост, дети выяснят, что в нем только один ртооткрыватель и три ртосмыкателя. Поэтому при произнесении второго слова рот открывается один раз. Отсюда следует простой вывод: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

Работа с не озвученными моделями

Составление звуковых моделей при последовательном выделении каждого звука (то есть без предварительно составленной слоговой модели).

Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову составлена данная модель. В этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. При чтении ребенку необходимо выделить слоги в слове и затем прочитать его. Поэтому ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Таким образом, перед ребенком возникает сложнейшая задача разделить слово на слоги до его произнесения. Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания, ученик может овладеть действием слогоделения, своеобразной послоговой «разметкой» слова без его озвучивания. В этой работе нам видится возможность формирования механизма чтения на материале звуковых моделей задолго до реального чтения.

Основную проблему в слогоделении представляют слова с сочетанием согласных звуков. На этом этапе заключается с детьми простой договор: в таких случаях мы будем присоединять один согласный к предыдущему гласному звуку, а второй согласный -- к последующему гласному. Для фиксации действия выделения слогов в слове применяются особые графические средства: точки под гласными, фиксирующие внимание на них, и дужки, объединяющие звуки в слог, В результате слово будет поделено на слоги вертикальными линиями.

Конечно, такое деление на слоги может расходиться в ряде случаев с правильным слогоделением, например, в соответствии с фонетической теорией восходящей звучности. Но важно понимать, что это не столько деление на слоги, сколько инструмент «разметки» модели слова для его дальнейшего озвучивания. В данной ситуации описанный «договор» -- наиболее разумный вариант деления слова на «кусочки », которые могут быть озвучены маленьким школьником при чтении. В любом случае при воспроизведении слова целиком структура слова будет восстановлена правильно . Делить слова на слоги и составлять их модели можно, используя методические игры.

К сожалению, учителя часто навязывают детям неверное членение на слоги из боязни, что верное деление может помешать им впоследствии членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Зато навязанное неверное деление на слоги (кус-ты взамен ку-сты) так же, как и неверное вычленение звуков, отучает детей доверять слуху.

Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог (см.: Л. В. Бондарко. Звуковой строй русского языка. - М.: 1977) при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно так и делится само собой: ТЕ-ТРАДЬ, а не ТЕТ-РАДЬ. Именно такое естественное деление па слоги надо закреплять у детей.

Так как в каждом слоге есть «ртораскрыватель», стоит подложить руку под подбородок, на каждом «ртораскрывателе» будет открываться рот, а подбородок -- касаться руки. Так можно проверить, верно ли сосчитаны слоги.

Вместе с обучением детей членению слова на слоги происходит работа по нахождению ударного слога. Для того, чтобы облегчить нахождение ударного слога, учителя предлагают первоклассникам «позвать» или «спросить» слово, то есть применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Есть еще один прием, помогающий научить безошибочно находить ударный слог, но, к сожалению, редко используемый. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, перемещая ударение со слога на слог, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога в слове. Нужно сказать, что овладеть таким действием для детей непросто. Некоторые учащиеся вначале могут сказать слово не так, как привыкли, только путем имитации речи учителя или товарищей. И, как всегда, лучшее средство помочь младшему школьнику -- включить его в игровую ситуацию так, чтобы овладение учебным умением стало залогом успеха в игре.

Применение звуковых моделей помогает совершенствовать фонетические знания и умения учащихся, так как создает дополнительные предпосылки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. При этом работа с моделями может вестись в двух направлениях: от слова к модели и, наоборот, от модели к слову.

Не стоит забывать, что чем более конкретный характер имеет звуковая модель, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подобранных слов. Причем ученик не просто принимает или «бракует» слово, но и объясняет, в чем ошибка товарища.

Со звуковыми схемами слов можно проводить самые разнообразные упражнения. Особенно привлекательны для младших школьников упражнения с моделями, если они предлагаются в форме игр.

Хочется обратить внимание на то, что далеко не ко всякой схеме легко
подобрать слова, особенно если эта схема задает много признаков: слогоделение, ударение, а также все характеристики согласных: звонкость--глухость, твердость--мягкость. Из этого следует, что прежде чем давать задачу детям, ее следует решить самому.

Говоря об объективных трудностях изучения фонетики, мы упоминали о фонетических процессах, которые приводят к появлению в словах звуков, не поддающихся изолированному произнесению (без специальной фонетической подготовки). Чтобы правильно выбирать материал для разбора, учитель должен уметь давать фонематическую оценку звуковому составу слова.

С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка можно представить виде трех групп:

I. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: СЫН, ДЕНЬ, ШМЕЛЬ, ТЮЛЬПАН. Слова этой группы чаще всего односложные, построенные по схеме -- согласный, гласный, согласный непарный по звонкости--глухости. Сюда же условно относим двусложные слова, если в безударном (предударном) слоге находится фонема <У>, которая ни с какой другой фонемой не совпадает ни в одной из позиций по звучанию (труба, дуга). Из соображений практических можно к этой группе отнести двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова (горы, рыбы, раны). Все это очень простые для звукового разбора слова, и в то же время многие из них представляют хороший материал для рассмотрения особенностей русской графики: ПЕНЬ, ЕЛЬ, КУЛЬКИ.

II. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: ТРАВА, СУП, ЕРШ, РЕЛЬС. Эти слова не представляют сложностей для звукового разбора, так как, работая с ними, ученик, который умеет читать и писать, не оказывается в ситуации выбора ориентиров (на что опираться -- на звук или букву), так как звуковая и буквенная формы этих слов совпадают. На материале этих двух первых групп хорошо формировать способы звукового разбора, приучать детей прислушиваться к звучащему слову.

III. Слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: МОРОЗ, ЛЕСА, СТЕНА, ЕЖ, ПЕРЕПЕЛКА, ВЕЧЕР. Среди слов этой группы есть такие, которые лучше не брать для работы. Так, пригодны для анализа двусложные слова с ударением на втором слоге: НОГА [НАГА], БЕГУН [Б"ИГУН], ПЯТНО [П"ИТНО]. В этом случае звук слабой позиции вполне доступен вычленению, если учитель добивается от учащихся произношения в соответствии с нормами литературного языка, а также сумел научить детей ориентироваться на произнесенное слово в ходе звукового разбора. Двусложные слова с ударением на первом слоге лучше не использовать, так как в них имеется очень краткий гласный звук -- ВЕЧЕР [В"ЭЧЪР], ГРОХОТ [ГРОХЪТ]. Двусложные слова с ударением на первом слоге можно брать, если во втором слоге находится фонема <У> или <И>: ОКУНЬ, ДЕТИ, ЖМУРКИ.

Можно использовать для работы и трехсложные слова, если во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находится фонема <И> и тем более фонема <У>: УГОЛОК, ВЕСЕЛЫЙ, ПИРОЖОК.

Особый вопрос -- использование для разбора слов с «йотированными» гласными. До самого последнего времени считалось, что выделение звука [й] из слов, где он находится перед гласным, а значит, обозначается одной буквой вместе с этим гласным, недоступно младшему школьнику. Но это неверно. Звук [й] легко вычленяется из звуковой последовательности в любой позиции, так как он легко протягивается в любой позиции: и в начале слова (ЯМА [ИИЙА-МА]), и между гласными (МОЮ [МАИИИИЙИУ]), и после согласного перед гласным (СЪЕЛ [С"ЙЙЙЙЭЛ]).

Исключая слова со звуком [й] во всех позициях из звукового разбора, мы подталкиваем детей к смешению звуков и букв, ставим непреодолимую преграду к осознанию действительного соотношения звуков и букв в русском языке.

Работа со звуком [й] помогает учащимся попять различие между гласными и согласными по способу образования.

Мы уже касались вопроса о важности обучения литературному произношению. Орфоэпические ошибки -- достаточно распространенное явление. Но поскольку они, как правило, не приводят к нарушению коммуникации (хоть «режет» ухо, но все же понятно), учителя порой проходят мимо этих ошибок, считая задачу обучения правильному говорению второстепенной по сравнению с другими задачами урока. Между тем нельзя забывать, что вместе с развитием массовых средств коммуникации: ТВ, радио, технических средств воспроизводства и записи речи -- роль устных форм речевой деятельности в жизни человека возрастает (мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем). Подготовить будущего активного члена общества без целенаправленной работы по формированию навыков культуры устной речи невозможно.

Навыки говорения неосознанно формируются в дошкольном возрасте под влиянием речевой среды, в которой воспитывается ребенок (см. А. Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. М.: 1961). Продолжением естественного речевого окружения становится школа, класс и как важнейший фактор этой среды -- речь учителя. Иначе говоря, основной механизм овладения произносительными нормами -- имитация, подражание речи учителя. Опора на этот механизм остается одним из важнейших методических приемов в обучении орфоэпии в младших классах.

«Скажи, как я», -- обращается учитель к ученику, задавая ему образец нормативного произношения. Однако этот прием, как всякий другой пассивный метод, далеко не всегда дает нужный результат и требует длительных многократных тренировок. А порой вообще не дает результатов, так как воздействие домашней среды, окружения, оказывается значительно сильнее, чем влияние речи учителя.

Кроме того, неосознанные орфоэпические навыки, возникшие в результате механического копирования, мало подвижны, не гибки, не регулируются, не контролируются, а значит, не могут послужить основой звукового самоконтроля. Возникшие бессознательно орфоэпические навыки не могут стать фундаментом для обучения взаимосвязанным языковым умениям, в первую очередь -- орфографическим.

Вначале правила произношения усваиваются детьми чисто практически -- переходя от чтения по слогам к прочтению слова целиком, первоклассники произносят безударные гласные не так, как под ударением, то есть в соответствии со своей речевой практикой. Средством обучения орфоэпическому чтению выступает в это время образец, который задает своим чтением взрослый, учитель. На новый уровень в обучении литературному произношению учащиеся переходят, когда изучают правила правописания безударных гласных и согласных, парных по звонкости -- глухости. Эти правила связаны с позиционным чередованием звуков, которые возникают в потоке речи, но не отражаются на письме. Однако эти чередования в устной речи могут происходить по-разному: одни говорят [Л"И]сной, другие [Л"Э]сной, а некоторые даже [Л"А]сной. Правила произношения указывают, какие позиционные чередования приняты в литературном языке, и требуют их соблюдения. Так, из трех приведенных вариантов произношения слова ЛЕСНОЙ орфоэпические нормы закрепляют первый, а два других относят к числу неправильных.

Известное правило произношения на конце русских слов парных глухих согласных отражает позиционное чередование, согласно которому в литературном языке перед гласными (и сонорными) возможны оба звука, составляющие пару по глухости -- звонкости, а на конце слова -- только один из пары -- глухой. С этим чередованием связано и правило правописания, которое требует сохранения на конце слова той буквы, которой был обозначен в этом слове согласный перед гласным. Таким образом, правила произношения и правописания имеют общую природу, хотя направление их действий противоположно.

На эту взаимосвязь орфоэпии и орфографии необходимо опереться в обучении, для того чтобы добиться формирования осознанных навыков произношения и письма.

Для этого на уроках русского языка можно совместно с детьми составлять и анализировать таблицы по формированию навыков, как литературного языка, так и чтения. Художественные произведения представляют богатый материал для закрепления орфоэпических навыков. Но и тексты упражнений в учебниках по русскому языку также могут быть использованы для работы по орфоэпии, которая не просто внесет разнообразие в уроки русского языка, а станет действительной основой в борьбе за культуру устной речи учащихся.

Чаще всего находим соответствующий материал в стихотворных текстах, где рифма подсказывает нормативное произношение.

Богатый материал для отработки правил произношения гласных предоставляют упражнения с родственными словами, в которых происходят позиционные чередования в корне. Таким образом, работа по орфоэпии оказывается связанной не только с обучением орфографии, но и с изучением состава слова.

Произношение некоторых групп согласных -- это еще одно направление в работе по орфоэпии. Поскольку тут чаще всего нет общих правил, применяются различные тренировочные упражнения и мнемонические приемы. К числу эффективных приемов запоминания произношения отдельных слов относится разучивание скороговорок, стихотворных отрывков, подсказывающих нормативный вариант.

Главное в работе по формированию навыков литературного произношения -- воспитание вкуса и требовательности к собственной речи. И тут необходимо учитывать, что способность к самоконтролю возникает после того, как ученик научится проверять других. Вот почему хорошо, если в классе проводятся орфоэпические пятиминутки: один ученик читает, строго соблюдая «орфоэпические нормы».

Опорой для взаимоконтроля и самоконтроля послужат таблицы, на которых показаны важнейшие особенности произношения гласных и согласных (Приложения 5 - 7).

Учителя младших классов часто сталкиваются с такой проблемой – первоклассники плохо пишут под диктовку, а некоторым эта задача вообще не под силу. Преподаватели родного языка, видя однотипные ошибки, связывают это с невнимательностью, и вопрос остается долгое время нерешенным. Подобные неспособности ребенка к чтению и письму именуются дислексией или дисграфией и связаны с низким уровнем развития фонематического слуха. Именно поэтому малыш не фиксирует звуковой состав слов. Ведь чтобы написать что-либо, нужно слышимые звуки обозначить буквами.

Среди всех звуков окружающего мира только звук человеческой речи связывает малыша со взрослыми, передает информацию. Фонематический слух – это умение ребенка воспринимать фонемы, т. е. улавливать и правильно разделять звуки речи; если сказать по-другому, это речевой слух. Он нужен не только, чтобы учиться говорить и понимать собеседника, но и для восприятия смысловых особенностей слов, похожих по звучанию. Например, чтобы уметь «различить» луг и лук, рок и рог, формировать фразы и предложения, согласовывать падежные и родовые окончания, по интонации улавливать смысл, вложенный в сообщение.


Высокоадаптированный метод звукового обучения грамоте детей был разработан в России К.Д. Ушинским. Он доказал, что письмо и чтение неотделимы друг от друга. Его педагогическая методика базировалась на анализе собственной речи ребенка и параллельном развитии личности. Ведь одновременно развивается мышление и воображение ребенка.

Формирование речи учеников Ушинский синхронизировал с изучением грамоты. На практике им были введены схемы синтетико-аналитических упражнений. Использовались для разбора фразы и слова, взятые из речи самих учеников, пословицы и поговорки, загадки.

Занятия «по Ушинскому» носили объяснительно-иллюстративное направление, так как требовали непосредственного участия ребенка, причем самого активного. Он отмечал, что «писать и читать может только тот, кто понял слогово-звуковое строение слова».

Однако эта методология была несовершенна, в ней не принимались во внимание качественные особенности некоторых гласных и изменения звучания согласных в зависимости от нахождения в слове. Современная система обучения – звуковая. Учащиеся анализируют изучаемые звуки языка, учатся их слышать, выделять их из слов, присваивать каждому звуку букву. Пристальное внимание уделяется последовательности звуков при построении слова.

Для полноценного овладения ребенком грамоты помимо формирования фонематического слуха и понимания необходим еще и звуковой анализ.

Необходимость развивать

Фонематическое понимание дает возможность произнести устно опознанные звуки в слове, звуковой анализ – то же самое для письменной звукопередачи. Зазубривание букв, когда их произношение неверно, стимулирует фиксацию речевых искажений.

Развитие фонематического слуха у школьников младших классов требуется также для орфографического умения: в любом языке имеется множество орфограмм построено именно на связи буквы с фонемой. Если уровень его развития низок – ученики с трудом улавливают звуковые составляющие слова и с трудом могут провести его звуковой разбор.

Человеческая речь определяется устной и письменной формой, но, так как сначала она воспринимается на слух, то речевое восприятие – это основа, на которой строится способность читать и писать у школьников.

Упражнения для развития

Для правильного закрепления навыков фонематологического понимания и слуха необходимо вести расшифровку по такой системе:

  1. Услышь и воспроизведи вслух слово.
  2. Воспроизведи слово по слогам, найди тот, что под ударением.
  3. Произнеси «в длину» первый звук, опиши его, выдели цветной пометкой.
  4. Произнеси «в длину» второй звук, опиши его, выдели цветной пометкой.
  5. Удостоверься, что получилось слово.

Так как развить фонематический слух у детей? Этим занимаются логопеды-методисты. Они утверждают, что занятия по развитию фонематического слуха должны иметь систематический характер на уроках. Лучше, если эти тренировки будут проходить в форме дидактических игр, которые позволяют:

  • Обогащать детей новой информацией наряду с фонематическим слухом.
  • Стимулировать мыслительную активность и речь детей.
  • Увеличить заинтересованность уроками родного языка, воспитать любовь к нему.
  • Включать в игру разноуровневый материал по предмету.
  • Вместе с прохождением фонематического материала выполнять задачи самого урока, связанные с вопросами программы предмета.

Разработаны специальные схемы тренировочных занятий для развития фонематического слуха у школьников младших классов. Рассмотрим наиболее известные.

Подобные игры развивают у детей фонематический слух и восприятие, скорость реакции, закрепляют знания звуков.

Игра 1


Учитель четко повторяет гласные по порядку (А_У_О_Ы_И_А), ученики, услышав звук «Ы», должны сделать оговоренное действие (либо хлопнуть в ладоши, либо, например, стукнуть мячом о пол).

Игра 2

Вместе с учениками (учеником) поются гласные звуки с разной силой голоса в зависимости от положения рук преподавателя. Если он поднимает руки вверх, сила голоса увеличивается, опускает вниз – уменьшается. При движении рук из стороны в сторону сила голоса меняться не должна.

Игра 3

Дети становятся в ряд друг за другом и передают какой-либо предмет (мяч, пенал). Стоящий первым ученик произносит слово на определенный звук и передает руками над головой предмет стоящему сзади. Возможен соревновательный элемент с двумя колоннами и засеканием времени движения предмета от первого к последнему в ряду.

Игра 4

Одному ученику завязывают глаза, он становится в центре комнаты, остальные располагаются с разных сторон от него (распределяются равномерно по периметру комнаты) и по очереди звенят различными предметами (колокольчиками, ключиками, барабаном). Ребенок с повязкой на глазах должен пальцем указывать направление к источнику звука.

Игра 5

Логопед показывает детям несколько музыкальных игрушек и предлагает позвенеть, подудеть ими, запоминая, что как звучит. Затем участники игры отворачиваются или игрушки переносятся за ширму, и дети должны определить на слух, какой предмет звучит (без зрительного подкрепления).

Возможно усложнение задачи определения звуков с добавлением игрушек или заменой уже отгаданных.

Есть вариации игры: необходимо угадать по голосу, кто зовет. Водящий стоит спиной к остальным, его зовут по имени одноклассники, а он отгадывает по голосу зовущего.

Игра 6


Учитель дает детям слово и предлагает собрать из составляющих его букв новые слова. Например, кофточка – точка, фото, кочка.

Игра 7

Классу дается слово. Ребенок, на которого укажут, определяет последний звук и называет слово, которое начинается с него, и так по очереди.Игра 8

Детей настраивают на тишину и внимание. Учитель просит определить звук перед звуком [Т] в слове контора, оркестр, перед звуком [C] – в слове холст и т. д.

Игра 9

Логопед обращается к одному из участников, предлагая выделить звук в слове длительностью произношения, громкостью как угодно. А остальные дети должны понять, о каком звуке идет речь и этот звук произнести. Например, «карррррртошка», группе нужно ответить «р», «болллллезнь», ответ – «ль» и т. д.

Игра 10

Преподаватель дает детям неоконченные двустишия, им необходимо в рифму подобрать последнее слово. Как пример, можно привести следующие стишки:

  1. Книжку выронил из рук, на меня свалился…(жук).
  2. Мы срезали все цветки, и плели из них…(венки).
  3. По лесочку бродят звери, закрывай плотнее…(двери).

При развитии фонематического слуха преподаватель обязательно должен опираться на возрастные особенности детей, подбирать и использовать различные задания и методы для обучения. Важно удостовериться, что каждый из учеников воспринял и усвоил материал.

Разделы: Начальная школа

В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков; и таких, которые встречаются в любом из европейских языков, и в языках Африки, Австралии, Японии и Китая. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка» . Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования выдающегося русского психолога профессора Н. И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений» .

Итак, выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

  1. Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции .
  2. Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической) .
  3. Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением .
  4. Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза .
  5. Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов .
  6. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте .

Из вышесказанного можно сделать вывод: ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Обозначив значимость фонематического слуха, остановимся на его определении.

Иванова С.Ф. трактует фонематический слух так: «Способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка» .

Освоение языка очень сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика - один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке не только учениками, но и студентами педагогических вузов

Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. в своей статье «Фонетической ошибке нет!» выделяются следующие типы фонетических ошибок :

  1. Смешение понятий «буква» и «звук»;
  2. Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
  3. Неправильное определение ударного слога;
  4. Неверное деление слова на слоги .

Приведем сравнительную таблицу ошибок, возникающих из-за несформированности фонематического слуха:

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха

Левина Р.Е.

Семенкова Т.В. :

Жовницкая О.Н.

    1. Смешение звуков :

а) звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;

б) свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;

в) твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);

г) сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);

д) аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы, “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)

2. Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);

3. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул)

4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”, “ дожке ” – дорожке,

“ тишинына ” – тишина)

3.Двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка;

4. Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);

5. Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;

6. Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.

    1. замена гласных в ударном положении (задача - «задоча»);
    2. замена йотированных гласных (идёт - «идют», посёлок - «посялок»);
    3. обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди - «луди»);
    4. раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - «полицу», столбам - «с толбом»)
    5. недописывание слов (мышка-«мышк»);
    6. замена слов, искажение слов (мишка - «книжка», лепечут - «требпечут»);
    7. обозначение мягкости при помощи ь (васильки - «василки», большие - «болшие»);

Ошибки при чтении

        1. Пропуск букв, слогов, предлогов;
        2. Замена и перестановка букв, слогов;
        3. «Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
        4. Недочитывание окончаний слов;
        5. Искажение слов;
        6. Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
        7. «Угадывание» слов.

Учитывая важность фонематического слуха, можно рекомендовать включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление.

1.«Рассели животных».

Цель : упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

2.«Собери цветок».

Цель : упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

3.«Собери букет».

Цель : развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

4.«Речевое лото».

Цель : развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры

Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

5.Лото «Читаем сами».

Цель : развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скоро­сти чтения.

Ход игры

1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Количество играющих: 1-8 человек (можно играть, группами).

6.«Волшебный круг».

Цель : упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры

1 вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

  • мишка - мышка
  • удочка - уточка
  • мак - рак
  • коза - коса
  • кит - кот
  • трава - дрова
  • усы - уши
  • кадушка - катушка
  • дом - дым

2 вариант

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять) . Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово) , затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

7.«Математическая грамматика».

Цель : автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

Литература

  1. Горецкий В.Г.О возможных вариантах обучения грамоте. Начальная школа, 2000, №7, с.35-45.
  2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958
  3. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.
  4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи.,М.,1970.
  5. Каше Г.А. Подготовка детей с недоразвитием речи., М., 1985
  6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89
  7. Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, №4, с.45-50.
  8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
  9. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.
  10. Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. http://festival.1september.ru
  11. Ткаченко Т.А В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  12. Фролова И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся. Русский язык в школе. – 1980. №5, с.23-30.
  13. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.- М., 1976.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Факультет Музыкально-педагогический

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие фонематического слуха как средство формирования грамотности»

Петропавловск, 2014

Введение

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями <#"96" src="/wimg/15/doc_zip1.jpg" />

в учебнике русского языка для 3 класса общеобразовательной школы первая часть всего 325 упражнений, из них 4 упражнения направлены на развитие фонематического слуха. Например:

Учебник по русскому языку для 3 класса в первой части содержит 23 упражнения, способствующих развитию грамотности. Например:

во второй части учебника русского языка для 3 класса всего упражнений 332. Упражнения на развитие фонематического слуха отсутствуют. Упражнений на развитие грамотности 24. Примером может служить следующее:

в учебнике русского языка для 4 класса всего 554 упражнения. В данном учебнике форзаце вводится условный знак звукобуквенного разбора (фонетического):

Для разбора в учебнике дано 5 слов. Грамотность в данном учебнике развивается с помощью 28 упражнений. Например:

Анализ общеобязательной учебной программы по русскому языку 2 - 4 классы общеобразовательной школы и учебников 2 - 4 классов издания Аматыкітап показал необходимость расширить «арсенал» учителя младших классов упражнениями, дидактическими играми, развивающими фонематический слух, как средство развития грамотности младших школьников.

фонематический слух школьник грамотность

2.2 Методические приёмы работы над формированием фонетического слуха младших школьников

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Но стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный слух (музыкальный) развивается значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют .

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Таким образом, фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего младшего школьного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте, письму, чтению и формировании и развитии грамотности.

Развитие фонематического слуха осуществляется с самых первых этапов работы со звуками и проводится в игровой форме.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий по грамоте проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического слуха, вследствие и фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения[ 28].

Система воздействия по формированию фонематических процессов включает следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.

Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Учитель объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало?).

Учитель расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

Учитель называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится .

Знакомство детей с понятиями: гласный - согласный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные.

Учителем широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик - звонкий звук, зачёркнутый колокольчик - глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п.

Закреплению данных понятий могут помочь стихи:

Гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.

Согласные звуки.

А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.

Звонкие - глухие звуки «Капли - барабаны».

Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: пугаться, пускать - здесь голоса нет в звуке П,

А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.

Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!

Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.

П - это капают капли дождя, Б - барабанов бой.

Ф - это фырканье ежа, В - это волка вой.

Ш - мышонок тихо шуршит, Ж - жук зажужжал.

Т - это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.

К - то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,

Г - загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.

И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,

Помни, что Б - барабанов бой, а П - лишь капли дождя.

Твёрдые - мягкие звуки «Нежный или злой».

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,

А твёрдые - словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки: ель, капель, мель, метель.

Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.

Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: стол, укол.

Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.

Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.

Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: молот, лук.

А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.

Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.

Послушайте: свежесть, близость, весть - здесь всё протяжно звучит,

Как будто у звуков желание есть чуть - чуть попозже уйти.

Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:

мел - мель, брат - брать, кров - кровь .

Следующим видом работы учителя с детьми над развитием фонематического слуха являются игры с мячом.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Учитель: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

Игра «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха, работа над силой голоса.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) - и только с этой.

Цель: развитие фонематического слуха, воображения.

Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч учителю, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Как тебя зовут?

А фамилия?

Откуда ты приехала?

Из Иркутска

Что там растёт?

Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков - называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество .

Дидактические игры направленные развитие фонематического слуха.

.«Рыбалка».

Цель. Развивать фонематический слух, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

.«Телевизор».

Цель: развивать фонематический слух, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

.«Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

.«Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

.«Собери цветок»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у младших школьников.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

.«Незнайка с кармашком»

Цель: развивать фонематический слух, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание.

Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

. «Найди ошибку»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематический слух и внимание.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

. «Речевое лото»

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например: удочка - уточка, мишка-мышка, коза - коса

мак-рак трава - дрова, кит-кот

кадушка - катушка, усы-уши, дом-дым

. «Математическая граматика»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

Вышеперечисленные игры можно использовать не только на занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Смысл таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями не становятся полезными, а являются «мертвым грузом». Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика, как устную, так и письменную. Все это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма и развитии грамотности.

Заключение

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Над проблемой развития фонематического слуха работали многие ученые: Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов и многие другие.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте и русскому языку необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.

В мы своей работе изучив и проанализировав психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, а также нормативные документы:

Дали сущностную характеристику понятию «фонематический слух»;

Охарактеризовали понятие «грамотность» и рассмотрели этапы развития грамотности;

Провели анализ учебной программы по русскому языку 2-4 классы;

Рассмотрели методические приемы работы над развитием фонематического слуха у младших школьников;

Подобрали игры, развивающие фонематический слух для младших школьников.

Пришли к выводу: между фонетикой и орфографией существует тесная взаимосвязь, и определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.

Таким образом, приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; фонетические игры; звуковой (фонетический) анализ и другие. Предпочтение отдается тем из них, которые полифункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.

Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

Список использованной литературы

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» (сизменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.).

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н.А. Назарбаев.

Грот Я.К. Орфографическая зоркость / Я.К. Грот // Начальное образование. - 2002. - №9 - С.56-58.

Федоренко Л. П. Принципы обучение русскому языку. - М.: Просвещение,1973. - с. 230.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с.

Ряписова А.Г. Педагогика / авт.-сост. А.Г. Ряписова - Новосибирск: НГПУ, 2007. - с. 50.

Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 2002. - с.172.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. - М.: Просвещение, 2006. - с. 215.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Академия, 1959. - с. 321.

Акенова А.К. Методика обучения русскому языку: учебник для студентов педвузов - М.: ВЛАДОС, 2004. - с.114.

Бушуева Л.С. и др. Обучение чтению и письму в начальной школе. - Магнитогорск, 1997. - с. 136.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс - В, 1999. - с. 214.

Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. - Томск: Пеленг, 1992. - с. 203.

Большой энциклопедический словарь. Глав. Ред. А.М. Прохоров. - Санкт-Петербург: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея», 1993. - с. 1632.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. - М.: Высшая школа, 1999. - с. 94.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. - Санкт-Петербург: Адлант, 2013. - с. 1591.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в школе: учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 36.

Бунеева Р.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. - М.: Просвещение, 2010. - с. 302.

Учебная программа «Русский зык» 2 - 4 классы общеобразовательной школы. - Астана, - 2010. - с. 24.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2009. - 216с.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 1. - 152с.

Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 2. - 148с.

Павленко В.К. Русский язык: Учебник для 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. - Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. - 184с.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2005. - 176с.

Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах, М., 2009.- 23с.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009.

Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 144с.

Ляудис В. Я. Развитие фонематического восприятия в процессе обучения: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1999. - 38 с.

Тихомирова Л.Ф. методика знакомства со звуками. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 122 с.