» »

Светлана конеген личная жизнь мужья. Интервью со светланой конеген. О себе, любимой

10.07.2022

Для современных и избирательных телезрителей всегда интересно наблюдать на своих экранах ярких необычных людей. Одной из таких является Светлана Конеген. Эпатажную теледиву любят за провокационные образы и собственную твердую позицию по любому вопросу.

Ранние годы и юность Светланы

Практически сразу после новогоднего застолья одну ленинградскую интеллигентную семью ждало прибавление. Светлана родилась аккурат в новогоднюю ночь, т. е. 1 января 1961 года. Родители Светланы Беляевой (девичья фамилия) дали дочери достойное воспитание и хорошее образование. Даже школа для Светы была выбрана что ни на есть лучшая - английская спецшкола.

О биографии Светланы Конеген практически ничего не известно. Однако в своих немногочисленных интервью она упоминала, что уже с ранних лет росла довольно необычным ребенком. Например, вместо того, чтобы играть, как все девочки, в кукол, она предпочитала отрывать им руки и ноги. А также уродовать их. С чем связано такое поведение, можно только догадываться. Однако во взрослую жизнь Конеген перенесла эту нотку бунтарства.

Также телеведущая упоминала, что в своей семье она была словно бельмо на глазу, совершенно не соответствуя интеллигентам-родственникам. В шестом классе, проявив свой характер, она самостоятельно решила бросить элитную школу и перевестись в более простую при Академии художеств.

Только вот, уйдя из хорошей школы, юная Света оказалась среди малокультурной богемы 70-х годов. Ученики, да и преподаватели данного заведения вели практически вольный образ жизни - много пили и устраивали оргии. Детьми там никто толком не занимался. И в этой «компании», как вспоминает сама Конеген, она была совершенно чужой.

Институтские годы

После окончания школы девушка решила поступать в Ленинградский университет на филологический факультет. Уже тогда Света решила, что свяжет свою жизнь с журналистикой. Светлана выбрала самую сложную из всех кафедр - классическую филологию. Ее одногруппники были настолько погружены в учебу и изучение древних языков, что на разгульную и веселую студенческую жизнь времени у них не оставалось. Света же, обладая бунтарским нравом, тяжело смирялась с таким положением дел, поэтому явно выделялась на фоне «ботанов». При этом учебу она не оставляла и являлась довольно успешной студенткой. Эдакая ядерная смесь интеллекта и безумного своенравия.

Переезд в столицу

В студенческие годы Светлана Конеген успела побывать в Германии, где проработала целый год на русском радио. Вернувшись домой, в родной Ленинград, она занялась литературной критикой и работала журналистом. В конце 80-х в городе на Ниве состоялся фестиваль авангарда поэзии. И в этом событии приняли участие гости столицы, так называемая московская поэтическая богема. Поскольку Светлана была знакома со многими из них, то радушно предоставила им свою квартиру. А точнее родительскую, пока те были на даче. Шумная московская компания радостно приняла приглашение, а чтобы все уместились, спали по несколько человек на кровати и даже на полу. На фото Светлана Конеген в молодости.

Дружелюбная атмосфера и веселый нрав этих литераторов так понравился Конеген, что после фестиваля она стала частым гостем уже московских сборищ. Чуть позже она, наконец, перебралась в Москву насовсем. В своих интервью Светлана признавалась, что в Ленинградских жителях ее всегда раздражал снобизм и чрезмерная скрытность. Бедные, но гордые интеллигенты вызывали у нее чувство сострадания, а порой и отвращения.

Яркий стиль и нестандартный подход

Многих интересует вопрос: «Откуда взялся этот необычный образ, который Светлана выбрала для себя еще много лет назад?» Оказывается, в молодости Светлана Конеген даже и не думала о работе на телевидение.

И попав туда совершенно случайным образом, увидела грустную картину 90-х годов. В то время телевидение было отнюдь не молодежным. Дикторы и ведущие в серо-бежевых строгих нарядах вызывали у подрастающего поколения тоску. Первой теле-работой Конеген стала программа «Сладкая жизнь» на НТВ. Именно тогда она ворвалась в привычный серый мир телеэфиров в ярком образе чертика с салатовыми рожками и круглых очках. Неудивительно, что наряду со сдержанными коллегами в соседних студиях Конеген выглядела очень нестандартно.

Чуть позже были другие проекты, и везде телеведущая пыталась идти против течения, привнося на телевидение нотку свежести и избавления от стереотипов. Нужно отметить, что Светлана была одна из немногих, кто в то время решался на подобные шаги, и ей удалось сдвинуть в места тяжелый камень.

Личная жизнь

Еще будучи студенткой и живя в Ленинграде, Светлана Конеген познакомилась с молодым человеком родом из Германии. У них быстро закрутился роман, но совместная жизнь как-то не ладилась. Виной тому стало нежелание Светы перебираться к мужу немцу, а он, в свою очередь, не спешил жить в России. Чуть позже отношения супругов превратились в партнерские. Каждому из них чем-то был выгоден данный союз.

Однако все более редкие встречи и более долгие разлуки наложили отпечаток, и они расстались. Но Светлана вспоминает о своем первом муже только хорошее. Ведь именно ему она благодарна за свою красивую фамилию и покупку квартиры в центре Москвы. Детей от этого брака не было.

Впоследствии Конеген предпочла делать карьеру и заниматься исключительно собой, отказавшись от материнства.

Замуж в 53 года!

Но этот брак не стал единственным в личной жизни Светланы Конеген. В 2014 году она вновь вышла замуж за иностранца. В этот раз мужем светской бунтарки стал итальянец Франко. Ну и, разумеется, свадьба Конеген не могла обойтись без фарса! Молодожены сразу же отказались от всех традиционных нарядов и обрядов. Светлана выбрала пудровое платье-тунику с белками и простую фату. А Франко - костюм и необычную брошь с отпечатком собачьей лапы. На фото Светлана Конеген с мужем иностранцем.

Дополнили свои образы они поистине русской обувью - валенками. Но большей неожиданностью для всех, а особенно для работниц ЗАГСа стала просьба Светланы пронести на церемонию своих любимых собачек. Разумеется, даже несмотря на их малый размер, работники московского ЗАГСа были категорически против такого пожелания. Но невесте все-таки удалось уговорить их и совершить задуманное!

3 января 2012, 19:10

Светлана Конеген известна своей неординарностью и ярким вызывающим видом. Она вызывает самые пртиворечивые отклики - от восторгов до проклятий. Она - кошмар интеллигентных старушек и непременный участник светских тусовок в ночных клубах. Она - головная боль критиков и вечный вызов ортодоксальным телезрителям. Ее отличительная черты - цинизм и склонность к рискованным эскападам. Этот гремучий коктейль может именоваться только Светланой КОНЕГЕН, и никак иначе. Имя известной телеведущей, литературного критика, общественного деятеля Светланы Конеген устойчиво ассоциируется с публичным эпатажем, панковским прикидом и остервенелой интеллигентностью - как на телеэкране, так и светской тусовке. Другой такой нет, и, вряд ли будет. В Москве ее узнали давно, но под фамилией Беляева. Конеген она по мужу. В круг ее друзей и знакомых входят и политики, и бизнесмены, и художники - одним словом, весь бомонд. Она эпатажна, умна, остроумна и по-своему красива. - Светлана, вы родились в Санкт-Петербурге, росли в академической научной семье, учились в школе при Академии художеств, закончили кафедру классической филологии филфака ЛГУ. Начало биографии предполагает пай-девочку, строгую леди - и вдруг такое экстраординарное явление как телеведущая Светлана Конеген! Хочется спросить словами Некрасова: "Как дошла ты до жизни такой"?! С.К.: Боюсь, что во всех перечисленных вами парниках, где разводят пай-девочек, от меня были не в восторге. Стоило мне в них освоиться, как стекла парника разбивались вдребезги и педагогические иллюзии - тоже. Вообще, сознаюсь вам по секрету, я страдаю безнадежно хроническим заболеванием - чудовищным избытком внутренней энергии. Она меня всю жизнь буквально разрывает на части. Правда-правда! У меня из-за этого куча других проблем, к примеру, с кишечником, с легкими... Ткани организма не выдерживают такого хамского террора. Вообще, человеческая оболочка такая... скромненькая, узенькая, тесная, что я всю жизнь пытаюсь от нее отделаться. И, надеюсь, рано или поздно мне это удастся - По всем признакам - Вы женщина, которая сама себя сделала и которая продолжает делать, то есть, если встречаются в вашей жизни какие-то люди, то они, как я заметила, на какой-то период, вы идете вот так целеустремленно по жизни в одиночестве, не страшно было переезжать из Питера в Москву? Не боялись потеряться? Не найти себя в этом городе? С.К: О-о-о-о! Вы знаете у меня таких мыслей совершенно не было. Я была абсолютно нормальной идиоткой и вообще всё в моей тогда идиотской жизни, особенно в ТУ пору (сейчас уже в меньшей степени), делалось спонтанно. К сожалению, я долго страдала явно подзадержавшимся инфантилизмом, что, в общем, свойственно интеллигентским детям. (Именно поэтому среди них так много выродков). Вот я, отчасти, и отношусь к их категории. Мой переезд случился совершенно немотивированно. Это был какой-то.. я уж не помню... 89 год, и в Питере, проходил фестиваль - не фестиваль, конференция - не конференция, в общем, нечто связанное с темой авангардной, андерграундной, литературы и изобразительного искусства. Словом того, что выплывало на поверхность, начинало социализовываться. До сих пор в России это существовало в качестве подпольной культуры, в крайне неорганизованных формах. А я имела глупость в этот момент общаться с соответствующими кругами в Питере и Москве. Так что естественно, этот фестиваль коснулся каким-то боком и меня. Причем, по чистой случайности (это было летом), мои родители в тот момент уехали на дачу, и половина этой московской шоблы жила у меня. Там же устраивались какие-то посиделки, чтения: При этом, там были даже вполне серьезные люди.... - Как воспринимают родители ваш визуальный образ и принимают ли они ваш образ жизни? С.К.: Родители у меня на удивление эмоциональные: до сих пор искренне ужасаются, когда сталкиваются со сной где-нибудь в коридоре. Не говоря уж о телевизоре. Кстати от этого навязчивого предмета в доме им, кажется, удалось-таки избавится. Сейчас он догневает где-то на даче. - А окружающие? С.К.: Что касается окружающей публики, то она воспринимает меня как нечто вполне само сабой разумеющееся. Просто она искренне верит, что я - самое настоящее порождение ада. А, каково?! Глупые телевизионные снобы утверждают, что якобы публика тупа и непонятлива. Ничего подобного! Да у них нюх, как у разведчика. В особенности когда речь заходит об инфернальном. - Светлана Конеген в "домашних условиях" отличается от той Конеген, которую мы привыкли видеть на экранах? И насколько близка маска реальному человеку? С.К.: Честно говоря, я этих двух Конеген, домашнюю и уличную, всю жизнь пытаюсь разлепить и поставить в разных углах комнаты поодиночке. И все бесполезно. Хитрые они, мерзавки! Как только к ним притронешся, живенько обе напускают на себя ангельский вид. А я в ангелах решительно не разбираюсь, а вы? - Боюсь, тоже. А в семейной жизни вы также экстравагантны? С.К.: Безусловно. У меня ее попросту нет. Во всяком случае, в обычном человеческом понимании. - Где-то прочитала такую фразу, что личная жизнь, мол, у вас не сложилась: муж-немец, живет в Германии, видитесь пару раз в год... С.К.: У меня действительно муж - немец, отношения у нас не трагичные, а весьма теплые, иначе он бы уже давно плюнул на всю эту историю и женился на ком-нибудь поприличнее. Но, поскольку он сам, видимо, человек не слишком нормальный (как никак математик), то, отношения у нас распрекрасные... Рамки и конфигурации семьи сейчас очень меняются. Семьи бывают очень и очень разные и... по моему, ни я, ни вы не придерживаемся ханжеских стереотипов... - Ну, мы уж точно не придерживаемся... С.К.: Поэтому мнение, что моя личная жизнь не сложилась, забавно. В общем, судя по тому, что я читаю иногда о себе в газетах, журналисты решительно ничего не знают о ней... - Расскажите пожалуйста о первом телевизионном эфире. С.К.: Я смутно помню... у нас проект был такой "Сладкая Жизнь" на НТВ, но первые телевизионные эфиры для всех вообще-то страшноваты... - А как вообще попадают в телевизионные журналисты? С.К.: Знаете, у меня такое впечатление, что попадают на ТВ те, кто туда решительно не стремится. Как правило, именно эти такие люди и становятся тем, что принято называть "звездами". И мое попадания на телевидение не было исключением. Просто в ту пору НТВ набирало оборот, и надо было сделать ряд новых программ. В частности, некую светскую, неожиданную программу. Тогда вообще светских программ ни одной не было... В ту пору мы много придумали нового с моим постоянным партнером Валерой Беловым. Было это, наверное, лет эдак пять назад... Четыре с половиной. Тогда мы оба были совершеннейшими дилетантами в отношении телевидения. Валера по образованию театральный режиссер, потом работал в кино. Нас совершенно неожиданно свела жизнь, и надо сказать, что первое чувство, которое мы друг к другу испытали, это глубочайшая ненависть. Думаю, что это плодотворное чувство и породило то первое детище - "Сладкую жизнь". Тогда российское телевидение было крайне сереньким, бледненьким. Никаких нахальных рож, ярких болванов, которые сейчас прут отовсюду (и довольны бессмысленны) еще не было. Поэтому вполне естественно, что появление такого, извините за нецензурное выражение, уёбища, как я, было вполне шоковым. Во всяком случае, я помню, что буквально через какой-то месяц (а программа была маленькая, минут 15), у меня не брал интервью только ленивый. Что было в ту пору для меня абсолютно в новинку. - Сейчас, помимо телевизионного проекта, есть ли еще какие либо проекты, которыми вы занимаетесь? С.К.: Два телевизионных проекта... Один ОЧЕНЬ большой, совершенно не-е-е-мыслимый и несравнимый ни с какими доселе существовавшими на российском телевидении проектами... И в смысле финансов, и в смысле амбиций. К тому же, он международный. Хотя, чем более амбициозен и беспрецедентен проект, чем он уникальнее и масштабнее, тем, как ни странно, на него проще найти деньги. Особенно сейчас, когда социокультурная ситуация в стране радикально меняется. Не говоря уж о политической. А второй - просто настолько ужасен, он родился у нас совсем недавно и-и-и-и, я надеюсь, ... попытаюсь реализовать его в свое время.... Уверяю что все при этом содрогнутся! - То есть, прежних "Деликатесов" больше не будет? С.К.: Пока, конечно же, будут! Во-первых, эта программа очень выгодна в принципе, потому что у нее реально высокий рейтинг, поэтому... что ее собственно убирать? Она вполне себе живет и живет... Просто для меня это уже накатанная дорожка, а я отношусь к той категории людей, которые не могут долго, больше года, допустим, заниматься одной и той же историей... мне становиться скучно. У меня диагноз известен - шило в заднице. - У людей работающих на телевидении, друзья, как правило, либо те, с кем знакомы, либо те, с кем знакомы с детства, либо колеги. У вас так? С.К.: У меня друзей нет вообще. Если уж мне человек нравится, я немедленно стараюсь вступить с ним в интимные отношения, в дружеские - никогда. - В порядке убывания, на что вы тратите свою зарплату? С.К.: Ну... если я скажу, что на мужиков - мне, конечно, не поверят. - Не поверят. А скажите, правда ли, что Светлана Конеген - очень тусововочный человек: буквально дни и ночи проводит на бесконечных тусовках, встречах и прочих развлекаловах? С.К.: Знаете, мне очень приятно поддержать такой романтический миф обо мне, но, к сожалению, я гораздо больше работаю, чем тусуюсь. Но стараюсь всегда выглядеть предельно легкомысленно на любой тусовке, считаю это единственной в своей жизни обязанностью. Я действительно бываю на ряде мероприятий, где точно знаю, что встречу своих давних приятелей. Другого свободного времени у меня, как правило, нет и, соответственно, на тех же мероприятиях нередко проходят какие-то вполне серьезные встречи. - Какой титул из тех, которыми вас обычно награждают средства массовой информации - мисс Скандал, мисс Унисекс, мисс Интеллектуальное безобразие, - вы считаете наиболее справедливым? С.К.: Боюсь, ни один из этих титулов мне не соответствует. Во-первых, я не мисс и даже не миссис. Дамского во мне не больше, чем мужского. Точнее, во мне вообще мало что осталось от обычного человека. Ну разве что кое-какие дурацкие привычки. Что-же касается этих определений, вроде "скандал", "унисекс" или "интеллектуальное безобразие", то это все штучки журналистов. Ну какое же я безобразие? Напротив, я - идеальное воплощение порядка, того, до которого эти граждане еще просто не доросли. -А с чего вообще вдруг взялись и стали бродить слухи о вашей бисексуальности? Даёте повод? С.К.: Ходят - и прекрасно. Я ни за что их не отвергаю. Поскольку этим обстоятельством, как вы понимаете, я захватываю и ту часть аудитории, на которую вряд ли могла иметь право. Но, к сожалению, ничем документально подтвердить этот факт не могу. Со временем, возможно, в этом плане буду как-то прогрессировать. Во всяком случае обещаю, что ОЧЕНЬ постараюсь. - Знакомство с каким человеком, на Ваш взгляд, могло бы вынести Ваше имя на первые полосы газет в раздел "Скандалы"? C.К.: Знакомство... вряд ли.. я сама - воплощенный скандал... может быть с Путиным, да и то, если речь пойдет исключительно о романтической связи. - А с кем бы вы хотели чисто по человечески пообщаться? С.К.: Разве что с папой Римским, думаю, с ним мы могли бы неплохо оттянуться. Говорят, он большой циник - это нас роднит. - Светлана, а не было ли у вас когда-нибудь мысли бросить все к чертям и уйти в бизнес? С.К.: Некоторым, романтически настроенным моих знакомым эта мысль приходит постоянно... но, знаете, у меня другой темперамент. Меня не настолько интересуют деньги. Меня больше интересует сам креативный процесс, и, к сожалению, я не никак могу отказать себе в этой маленькой слабости... Кроме того, я человек слишком публичный, слишком социально активный, что бы заниматься только бизнесом, как таковым. - У вас наверняка просто прорва поклонников? С.К.: Я не считала... - А сталкивались ли с проявлением любви народных масс? Кидаются ли к Вам на улице люди в жажде подержаться, прильнуть, поцеловать песок, по которому Вы прошли? С.К.: Ну-у-у сталкивалась... знаете, я не особо обращаю на это внимание.... У меня нет такого младенческого честолюбия, когда звезды радуются этому "узнаванию"... Это уж слишком для меня тривиально, я все-таки не эстрадная птичка... Я - птичка пожирнее и повесомее. Надеюсь. - В жизни каждого человека бывают счастливые моменты, которые запоминаются надолго... С.К.: Надеюсь, вы не о постели говорите? - Кхм... нет... я о жизни вообще... Ваши мгновения? С.К.: Ну, тут необходимо задать ряд предварительных вопросов: есть ли у меня это самое кладбище, именуемое памятью, куда можно тщательно припрятывать эти самые моменты. Это раз. Два - это то, что, у меня никаких особых моментов вообще не было. Я - абсолютно счастливый человек и чувствую себя таковым ВСЮ свою жизнь. - Ну, а стрессовые ситуации? С.К.: У меня вся жизнь - это стрессовая ситуация, именно потому-то я и счастлива. У меня всегда есть повод попсиховать... А что касается финальной стадии, смерти, когда всё это мелькнет разок пред глазами и, слава Богу, потухнет, то её я ее пока что еще не переживала... Но, думаю, это будет очень приятный момент.

Тележурналист, культуролог, критик

Тележурналист, культуролог, критик. В 1990-е годы получила широкую известность благодаря своему эпатажному имиджу. В сентябре 2007 года стала членом Российской экологической партии "Зеленые".

Светлана Юрьевна Конеген (в девичестве - Беляева) родилась 1 января 1961 года (по другим данным - 1965 года ) в Ленинграде , , , .

Училась Конеген в школе при Академии художеств, где получила среднее образование. Закончила филфак ЛГУ , отделение "классическая филология" (древнегреческий, латынь, греческий и английский языки), позднее училась в аспирантуре Института балканистики .

В 1989 году Конеген переехала в Москву .

В 1991-1993 годах Беляева-Конеген (к тому времени она уже вышла замуж ) получила известность как критик и культуролог. Она опубликовала в "Независимой газете" ряд полемических статей, посвященных современной литературе и искусству , , . В 1994 году она появлялась на страницах СМИ в качестве персонажа из раздела "Светская хроника". "Коммерсант" называл ее "одной из самых светских дам столицы", каждая новая эскапада которой "встречается с благожелательным вниманием". Издание отмечало, что ее литературная деятельность также носила "характер светского жеста". Статьи Беляевой-Конеген, написанные, как правило, в соавторстве с Дмитрием Приговым , Иосифом Дискиным или Игорем Яркевичем, носили откровенно провокационный характер .

В 1994-1995 годах Конеген сотрудничала с "Коммерсантом" , . По некоторым данным, она также работала в качестве постоянного автора на радио "Свобода" .

В 1996 году Беляева-Конеген упоминается в прессе как одна из руководителей Женского либерального фонда (наряду с депутатом Госдумы Ириной Хакамадой) . В том же году она начала работать над своим первым телевизионным проектом "Сладкая жизнь" на НТВ , .

В 1997-1998 годах Конеген выступала как автор и ведущая программы "Положение вещей" телеканала "Культура". В 1998-1999 годах она была автором и ведущей программы "Ночное рандеву" на канале "ТВ Центр". На том же канале в 1999-2000 годах Конеген была автором и ведущей программы "Мыло", а в 2000 году начала вести собственную программу "Деликатесы". В 2006 году она стала ведущей ежедневной программы "Королевская охота Светланы Конеген" на радиостанции "Эхо Москвы" .

В июне 2007 года Конеген, отвечая на вопрос "Эха Москвы" о ее политических пристрастиях, ответила: "К счастью, я в этом плане существо абсолютно свободное, практически так же, как моя собачка Дуся" .

Тем не менее, в сентябре того же 2007 года Конеген "пошла в политику". 16 сентября 2007 года Российская экологическая партия "Зеленые" утвердила федеральный список кандидатов на выборы в Госдуму РФ, в котором Конеген заняла второе место , ,. В тот же день Конеген был вручен партбилет "Зеленых". Комментируя это событие, лидер организации Анатолий Панфилов особо отметил, что у партии формируется "праволиберальное крыло". Сама же Конеген заявила: "Многие думают, с какого перепрыгу меня занесло в политику? Отвечаю: меня занесло не в политику, меня занесло в экологическую партию. "Зеленые" - это единственная неангажированная партия в стране" . Сообщалось, что на пресс-конференции, посвященной результатам съезда, она активно высказывалась за равноправие женщин и мужчин, а также выступила защиту меньшинств - религиозных, национальных, и сексуальных . Однако 28 октября 2007 года, когда Центризбирком РФ завершил регистрацию федеральных списков кандидатов от политических партий, стало известно, что "Партия зеленых" не будет включена в избирательные бюллетени. Ей было отказано в регистрации, поскольку ЦИК признал недействительными более 5 процентов подписей избирателей, представленных партией в поддержку своих списков кандидатов .

О Конеген пресса чаще всего писала как о скандальной и эпатажной телеведущей. Ее называли "мисс Скандал", "мисс Унисекс", "мисс Интеллектуальное безобразие", "мисс развязность" (ни с одним из определений она сама не соглашалась) , . Эпатажный имидж, по словам Конеген, родился сам собой: "При совокупности всех обстоятельств. Моей гнусной натуры. Определенных требований времени. И конкретного требования того проекта, который на тебе виснет" .

Рассказывая о хобби Конеген, СМИ отмечали, что она занималась бальными танцами и верховой ездой. По собственным словам, в свободное время она предпочитает "шататься по самым бессмысленным тусовкам, ловить мух, пороть чепуху, пускаться во все тяжкие" .

Конеген замужем, детей нет. Ее супруг - немецкий математик, проживающий в Германии. По словам самой Конеген, ее семейная жизнь также экстарвагантна: "У меня ее попросту нет. Во всяком случае, в обычном человеческом понимании" , .

Использованные материалы

В выборах в Госдуму примут участие 11 партий - ЦИК России. - РИА Новости , 28.10.2007

Программа "Успех". Светлана Конеген. - Эхо Москвы , 04.10.2007

Александр Бульбов. - Коммерсант , 04.10.2007. - № 181(3757)

10 фестиваль СМИ Челябинской области

Она приехала за день до встречи, обозначенной в программе фестиваля. Неспешно прогуливалась

с Дусей по территории "Паруса", давала снимать себя всем желающим на фото и видео-носители, общалась с молодыми, жаждущими побыть в лучах звездной славы…
- Я не ориентируюсь в пространстве, - томно сказала звезда ТВ, прощаясь до завтрашней встречи

на "общем сборе" - поэтому утром зайдите за мной. А то я заблужусь!
И послушные зову сердца, верные поклонники с утра толпились у дверей номера…

Вот такая она!

… На "мастер-класс. Презентация книги "Деликатесы" тележурналиста Светланы Юрьевны Конеген" она припоздала в рамках приличия ("Плюс-минус 15 минут - это для сверки часов!"), хорошо зная, что без нее не начнут. Неспешно прогуливаясь по залу, где толпились участники фестиваля, московская гостья давала возможность разглядеть себя - белые кроссовки

на большой платформе, зеленый спортивный костюм, красная брошь в виде головы кошки на груди, желтые и белые крупные кольца на перстах, очки (половина - почти квадратная красная, половина - круглая белая), всклоченные светлые волосы в короткой стрижке. ("Мой личный стилист - Виктория Андриянова", - скажет потом Конеген). Все время под ногами у нее вертелась Дуся.
"Я надеюсь, все понимают, что в это время люди только-только начинают просыпаться, - сказала она, усаживаясь, наконец, за стол. - Поэтому давайте просыпаться вместе. Такая романтичная перспектива, согласитесь".
"Когда мы с Конеген проснулись. Именно так и начну материал", - подумала я.

Потом как-то лениво и неинтересно Светлана стала рассказывать о своей книге. Длинно, долго, модулируя голосом, читала содержание.
"Что я здесь делаю? Буквы я знаю, прочитать могла бы и дома", - томилась я, скучая по яркой мысли, по интересной ее форме. Велико было желание уйти на другой мастер-класс (программа фестиваля была очень насыщенной), но сдерживало редакционное задание. "Нам нужен материал о Конеген", - напуствовала меня коллега, провожая на фестиваль.

О книге "Деликатесы" , которую презентовала С.Конеген.
"Ее появлению на свет способствовала долгая, счастливая, очень творческая жизнь 6-летняя программа "Деликатесы" на "ТВ-Центр", - поясняла автор. - Я думаю, что программа эта отложила достаточно весомый вклад в историю отечественного ТВ и в историю культуры как таковой".

О работе самой телеведущей слушать было интересней.
"И этому немало способствовало то обстоятельство, что мы действительно интересовались всем. Брали материал визуальный в культуре, в социуме, зачастую, просто на соседней помойке,

в пределах человеческого разума и за его пределом. Все это нас в жизни очень интересовало. Интересовало все, что лежит на порогом нашей с вами человеческой рутины. И этим всем

мы хотели заинтересовать наших зрителей. Надеюсь, что в какой-то степени нам это удалось.
Удалось, потому что мы обладали одним уникальным, очень опасным и беспроигрышным оружием, который называется "принцип парадексализма". Этот принцип напрочь ушел из сегодняшнего телевидения, им так редко пользуются в нашей жизни, как таковой".
Программу "Деликатесы" я видела лишь несколько раз. Было ощущение, что ведущая - не очень молодая тетка имитирует протестный подростковый период. Такая форма подачи забивала содержание. Тогда еще подумала: "А мы, печатные СМИ, часто грешим потерей информационной составляющей материала в погоне за оригинальной формой?"
Но как-то не сложилось дальше отследить динамику передачи (часто первые и последующие выпуски - это две большие разницы. Особенно остро это можно почувствовать, если смотреть

ТВ с редкой периодичностью), поэтому представить работу авторского коллектива не смогла.

Когда перешли к общению "в режиме: вопрос - ответ" Светлана Юрьевна забыла об имидже, придуманном самой или напяленном на нее кем-то, и превратилась в любопытную собеседницу.

Ну а уж мы, журналисты, старались прямо засыпать эпатажную телеведущую вопросами.

Детство, учеба, Москва

- Где вы родились?
- Я родилась в Ленинграде в семье научной элиты. Поэтому надо было соответствовать. В 6 классе я неожиданно сообщила родителям о желании бросить свою приличную школу и уйти в школу при академии художеств. И ушла.

Новая школа была богемная, хулиганская, вполне отвратительная в плане обучения. Детям было наплевать на образование, и учителя особо не настаивали, потому что считали: художники могут быть идиотами и это нормально. Поэтому к 6 классу, насколько я помню, выпивали все, с 7 класса - начался тотальный секс, и мне это было глубоко отвратительно. Я делаю все наоборот в отношении той среды, в которой нахожусь. Поэтому в школе я была абсолютным ангелом - дистанцирована

от учеников.
Поэтому после окончания школы я пошла на самое суровое филологическое отделение ЛГУ - классическое отделение - древние языки: латынь, древнегреческий. Там, наоборот, была глубоко научная атмосфера, надо было зубрить. Выйдя оттуда, к счастью я не занялась академической наукой, потому что мой бурный социальный темперамент…

- Как вы попали в Москву?
- В Москву я переехала совсем случайно. Просто в 1989 году был первый фестиваль авангардного искусства в Ленинграде. В нем принимали участие все самые яркие, самые видные деятели культуры, которые сейчас канонизированы, серьезные критики, аналитики - очень много было народу.

У меня родители в этот момент были на даче. Поэтому половина этих деятелей культуры, естественно, спали, где ни попадя, у меня в квартире, потому что она у меня была пустая.
И так получилось, что этой культурной волной меня смело в Москву. Я уехала и там осталась.

К этому времени у меня уже была литературная практика, что-то - в публицистике.
Потом лет 7 я была в Москве без квартиры, и Андрей Вознесенский от Союза Писателей снимал мне на полгода номер в гостинице "Украина" или покойной гостиницы "Россия". По вокзалам

я не болталась. А жаль.

О себе, любимой

Ударение в моей фамилии надо ставить на втором слоге - КонЕген. Меня все зовут КОнеген, так русскому уху комфортнее слышать. Это фамилия моего первого мужа. Он был немец, но их фамилия имеет шведские корни.

- Это ваш имидж для творческих встреч, или вы так выглядите всегда? В халате вы не ходите дома?
- Дай, Бог, памяти! Есть ли у меня халат… Да, нет, я не хожу в халате.

- А маленькое черное платье?
- (С удивлением посмотрела на меня. После паузы ) Оно у меня есть.…

- Мы постоянно видим вас по телевизору - то в одной тусовке, то в другой… Московская тусовка как-то меняется?

- Да, она меняется - структурируется. Когда весь этот процесс начался, в середине 90-х, там можно было рядом встретить министра и бандита. Сейчас все-таки этого нет. Я не могу сказать,

что тусоваться - это цель моей жизни, но когда завязан с такими разными людьми и ты куда-то

не придешь, будут обиды. Обычно - это выполнение обязательств социального плана и дружеского.

- По дружеские вы с кем в тусовке очень хорошо общаетесь?

- Общаюсь я со многими.

Почему бодливой корове Бог рога не дает...


- Мы вот вас с Арсентьевым видели…

- Я хорошо знаю его интересы… Я - другой ориентации.

- Но мужчины интересуют вас и его.

- (Переждав смех ) Да. Но нас интересуют разные мужчины. Я в основном собак люблю.

- Какой-то спорт вам по душе?

- Я люблю плавать.

- А в качестве болельщика?

- Я нацелена на другие болезни, скажем так. Я азартничаю в работе. У меня весь пар выходит здесь.

- А какие-нибудь экстремальные ощущения?

- Вся моя жизнь - это такой экстрим! Поверьте! Что никаких дополнительных впечатлений

не нужно.

- Читая оглавление, вы сказали, что вас очень интересует смерть. Вы уже "нажились", или вам нужно еще что-то, что вы еще не познали вообще?

- (Переждав смех ) Меня в прошлом году совершенно потрясла внезапная смерть моего самого близкого друга… Что вообще людей интересует: жизнь, смерть, секс, жратва.

- Жизнь, смерть и бессмертие - может, такие категории?

- Разумеется нет. …

- Что для вас "умереть красиво"?
- Внезапно. Не мучая окружающих и себя.

- А "жить красиво"?
- Не знаю. Главное, не мучить близких. И свою собаку.

- А мужа?
- И его. Он - итальянец. Они немножко ленивые, немножко бестолковые, но жить любят и умеют,

в отличие от нас.

У нас очень развито чувство кастастрофизма: завтра все, конец света! Ему это чувство не свойственно. А мне свойственно, я - типично русский человек, загруженный всеми российскими комплексами.

- Судя по всему, русские мужчины в качестве мужей вас не интересовали?

- Ошибаетесь. У меня были достаточно известные русские мужчины.

Разные женщины разного ждут от мужей. Одним надо - чтобы зарабатывал деньги, другим - чтобы воспитывал детей, третьим - чтобы бриллианты дарил. А вам что надо

от мужа?
- Он как-то в общем помогает мне выживать. "Я в семье" - это очень проблематично. Всегда была

в полной уверенности, что у меня никогда не будет семьи, потому что я просто невыносимый человек. Знаю, отдаю себе отчет в этом. Но так случилось.

- Скажите, как ваш муж завоевал вас, чем взял?

- Измором взял. Вообще до того, как мы начали жить вместе, мы были знакомы лет восемь.

Он поразил меня своим оптимизмом. Я думаю, что как раз своим оптимизмом он меня и завоевал.

- Что у вас вызывает депрессию?
- Депрессию вызывает та жизнь, которой мы живем.

- А как вы боретесь с ней, с депрессией?

- Работаю. Я думаю, что единственный способ борьбы с депрессией - это работа.

- А как вы защищаетесь от злых людей?

- На самом деле у меня нет проблемы в защите. Просто я абсолютно не обращаю на них внимания.

- Как?
- Да никак! Если я буду тратить себя любимую на каких-то идиотов, которые мне хамят, то что от меня останется?

- Вы совсем не переживаете?
- Друзья мои, я ведь не робот. Переживаю. Но это не повод, чтобы разрушать себя.
Я думаю, что любой, сколько-нибудь проявленный человек, сам по себе уже защищен. У него нет необходимости выстраивать какие-то системы защиты. Это глупо тратить силы на идиотов, тем более на завистливых, злых, глупых, алчных людей.

- А на вас часто люди обижаются? И если обижаются, вы можете извиниться?

- Если обижаются, то я вряд ли это замечаю. Я никак не выступаю в отношении персоналий - так, безличностно. Это не обидно.

- Вы - верующий человек?

- Я верующий человек. Но не воцерковленный. Я не соблюдаю все требования - ходить по определенным дням в церковь, исполнять какие-то обряды это не по мне. Но это не относится

к вопросу веры, это вопрос канонизации - человек исполняет условности.

- Что вы еще не попробовали в жизни, что очень хотели бы попробовать?

- Не знаю. Я в отношении жизни полагаюсь на ее предложения. Вопрос - принимать их или нет.

Но я верю в жизнь и все, что с ней связано.

- Чего вы в жизни боитесь?

- Это вопрос особый. Я не знаю, чего я боюсь…
Я боюсь утрат. Для меня была полным потрясением смерть друга. Я боюсь такой фрустрации, это самое страшное - человек, с которым ты 20 лет не расставалась…

- Какой свой опыт вы считаете наиболее ценным?

- Я могу сказать: мне в жизни пришлось общаться с великими людьми нашего времени. А что может быть круче? Я считаю, что этот опыт для меня самый мощный.

- А что вы в жизни не приемлите?

- Я приемлю все. Я вообще человек очень терпеливый, лояльный, толерантный. Поэтому нет ничего такого, чтобы я вытесняла из своей жизни, а тем более - из чужой.

- А вредные привычки?

- (Смеясь ) О, я настоящий учитель вредных привычек. И считаю это главным своим достоинством. Вредные привычки - это наше все! А если серьезно - я не курю, не играю в казино.

- Где вы с Дусей друг друга нашли?

- На Рублевке.

- Это ваша первая…

- У меня никогда не было животных дома. И было ощущения, что никакое животное со мной

не уживется. Но с Дусей…
Дело было так. Мы с некими депутатами поехали посмотреть на новую дачу, которую купил наш друг, товарищ и брат. Никто не знал, где она, поэтому было решено всем съехаться на машинах, встретиться у ресторана - небезызвестного "Метрополя", чтобы не потеряться.
Там мы и встретились. Покуда хозяина дачи не было, надо было чем-то заняться. И мы пошли смотреть (собственно, я пошла, а они, как все мужики, стаей потащились за единственной бабой, овцы покорные) как элитный клуб торговал щенятами.
Когда я увидела Дусю, то разинула рот, а она разинула свои глазки. Потом пришел хозяин дачи

и спросил: "Ты что - собаке понравилась?" "Да, - говорю. - Я поброжу еще?" "Нет, прощайся".

Я подошла к Дусиному продавцу и спросила: "Сколько стоит". Он ответил. Я закрыла глаза.

Но подошел хозяин дачи, выложил пачку зеленых, забрал собачку.

Так мы поженились.


- Какой она породы?
- Человеческой. (Переждав смех ) Да, спросите у нее!
Я недавно была Ханты-Мансийске. Там девочка, лет одиннадцати, задала мне семь вопросов. Последний был просто блестящий: "Ну собачка ваша, конечно, человеческой породы. А вот

вы какой?" Я сказала: "Посмотри на меня!"

- А вам легче со взрослой аудиторией общаться или с детской?

- Мне комфортно везде.

- Это такое счастливое свойство вашего характера?

- Почему, именно счастливое? Может оно и несчастное? Но у меня - такое.

- Вы производите впечатление очень сильного человека. Это маска или это внутренне состояние?

- Я думаю, что все-таки внутреннее состояние.


О телевидении


- Почему вас не стало на телевидении?
- Я уходила по простой причине - была травма ноги. Собственно благодаря этому, пока лежала

в больнице, я смогла написать книгу.

- За это время произошли изменения на канале. Вы не вписались в новый формат?

- У меня есть новый проект. Рассказывать о нем не могу, пока он не осуществиться. Есть еще одно предложение, но говорит об этом пока рано. Это будут московские телеканалы.

- Из современных телепередач, какие, на ваш взгляд, самые стоящие? Как вы к ним относитесь?
- Как отношусь? Все понятно…
Когда я начинала работать, это была середина 90-х годов, на телевидении было действительно очень много влиятельных людей, мощных трибунов, которые, собственно, и определяли общественное мнение. На сегодняшний день, вы заметили, они все свалили оттуда.
Телевидение очень унифицировалось. И оно, в принципе на сегодняшний день, не предполагает наличие личностно обозначенных фигур. Они все ушли в другие сферы. Такая у нас с вами веселая жизнь. Поэтому, глупо возмущаться чем-то…
Но вот - мы живем в такое время. Вот такая у нас данность. Ну идет "60 блондинок" или

"70 брюнеток"…
Быть журналистом на телевидении в высоком профессиональном смысле этого слова, совсем

не нужно. Сейчас работают ведущие…
Ничего случайным не бывает. Тем более что на телевидении, которое является инструментом гласности.

- Ваше отношение к папарацци?

- Какое отношение? У каждого своя работа!
Вообще когда публичные люди начинают с ними судиться, я всегда думаю: "Какой же ты идиот!" Если ты известный публичный человек, то должен, обязан быть готовым к тому, что тебя со всех сторон будет снимать. Иначе ты не имеешь права назваться публичным человеком. И они, папарацци, имеют на это право.

О радио

- А вы не думали перейти на радио?

- Я работаю на радио. По-моему, это называется "Соло-линейка". Кажется, на радио России. Я там ору диким голосом: "Привет, пионеры! С вами абсолютно полоумная пионервожатая Светлана Конеген!"

Мне нравится радио. Я люблю работать с голосом. Так что на радио, думаю, я буду работать всегда.

- Как вы относитесь к собственным творческим неудачам?

- Я считаю, что к любой неудаче, любому провалу надо относиться, во-первых, философски: это

не первый и не последний. А во-вторых, к этому надо относиться как хорошему такому пинку,

и подниматься еще на пару ступенек выше.
Когда глаз замыленный - жить неинтересно. А вообще, я существую по своим правилам

в журналистике.


Об экологии


- Что вас интересует кроме работы на телевидении и радио?

- Очень многое. Я человек всеядный, любящий заниматься всем сразу, практически одновременно. Сейчас много времени посвящаю общественной работе.
Моя общественная работе лежит в зоне экологии как таковой. Мне кажется, что наши экологи,

и не только наши, локально понимают свои задачи. Я понимаю, что спасти озеро или речку, это очень важно на взгляд экологов. Но этого недостаточно.
На сегодняшний день, мне кажется, надо вести речь в первую очередь об экологии человека

и личности как загнившей части природы. Надо сформулировать, идеологизировать, структурировать это движение.
Думаю, что эта задача стоит предо мной, нашими коллегами, единомышленниками.
Вообще-то я - человек уже немножко другого поколения, чем те люди, которые этим занимаются. Но должен быть кто-то, кто бы это движение сформулировал. Надо в первую очередь спасть нас

с вами. Понимаете?

Вы были на комбинате. С точки зрения человека, которого волнует экология, вам не показалось, что там очень много проблем?
- Я вижу, что там многое делается для людей.

О своей книге и немножко опять о себе

- В вашей книги, больше съедобного или отравы?

- Отравы.

- Отрава - для того, чтобы выработался иммунитет или, чтобы уже все…

- (Улыбаясь ) Я думаю, что в книге, как и не телевидении, мне удалось реализовать принцип парадексализма, который свойственен моему мышлению. На самом деле, книга - это то, что перевертывает нашего сознания и заставляет видеть жизнь под другим углом зрения. Это очень важное свойство. Потому что глаз у всех замыленный. В этом смысле - это, действительно, отрава. Хотя, для кого-то это, может и нормально. Но для провинциалисткого мышления - это, возможно, отрава. Поэтому я в названии допустила два взгляда на эту вещь. Я читаю, что людей надо подпихивать, пощипывать, подпинывать, чтобы они вспомнили - кто они на самом деле.

Светлана Юрьевна, вы книгу посвятили родителям. Что они говорят о достижениях дочери? Или они вас подпинывают и пощипывают?
- Мои родители столько натерпелись от меня, что надо было что-то хорошее для них сделать. Поэтому - посвящение им.
Может, книга им не понравилась.
А вообще-то, я думаю, что "Деликатесы" вряд ли они читали.

- "Деликатесы" - это ваша вторая книга. А первая?

- Первая книга написана Дусей, называется она "Собачья площадка". Это энциклопедия московских кабелей и сук. Написала ее вот эта собачка человеческой породы.
(Четвероногая кокетка, будто понимая, что речь идет о ее "персоне", медленно прошлась перед собравшимися )

- Ваши дети прочитали ваши книжки?

- У меня нет детей. Я думаю, у таких чудовищ как я не должно быть детей. Детей жалко.

- А вы еще писать планируете?
- Я вообще фаталист. Всегда внимательно слушаю судьбу, а дальше просто анализирую: какое приглашении судьбы мне принять, а какое - нет. У меня есть интуиция и небольшой аналитический аппарат. Так что будет видно.

Автограф на память

А потом было эксклюзивное интервью.
Причем, Конеген готова была отвечать на вопросы, даже под грохот оркестра и звон бокалов.

Мы беседовали на заключительном мероприятии - торжественном ужине в честь закрытия…

- Всегда, отправляясь в поездку, у нас есть какие-то ожидания.
(Согласно кивает ) Ваши ожидания и реальность, с которой вы здесь, на фестивале, столкнулись, сильно разнятся?
- Мои ожидания всегда связаны с людьми. И они всегда положительные. Никто из нас не отправляется в поездку с другими чувствами, какой смысл?
Меня поразило то обстоятельство, что в Магнитогорске все нормально с экологией. Буквально несколько дней назад я вернулась из поездки в Норильск… Понимаю: другой климат, но ситуация там намного хуже в плане выживания человечества.
А здесь, как мне кажется, все-таки руководство комбината пытается что-то сделать, гуманизировать это пространство. В общем, здесь нормально можно жить, рожать и растить детей. Соразмерностью гуманизации пространства с масштабами человеческой жизни для меня это место и удивительно. Я такого не ожидала, думала, будет жеще.

- Приятно, что мы сумели вас удивить. Но все немножко не так, как это видится…
Просто когда к нам приходят гости, мы поворачиваемся к ним лучшей стороной.

- Я понимаю. Но для этого надо иметь эту лучшую сторону. И вот здесь она все-таки была.
Возможно я идеализирую, понимаю прекрасно, что у вас, как и у любого города, есть свои сложные внутренние проблемы. Это нормально для любого города в принципе. Поверьте у Москвы их, как минимум, не меньше.
Но пространство в вашем городе, в общем, рассчитано на выживание человека. То, что мне приходилось видеть до этого - гораздо сложнее.

- Очень часто люди, живущие в центре, приезжая на периферию, говорят, что они подпитываются здесь, в регионах. Есть такой момент, на который вы обратили внимание, который для вас источником новых желаний, творческих планов, проектных идей?

- Я убеждена, что люди, которые, как и я, живут в пределах Садового кольца, в достаточной степени развращены. В них мало жизненной энергетики.
Думаю, что подобные поездки для журналистов, в первую очередь для них, очень важны. Потому что они - основной источник информации, трансляторы.
И я реально благодарна лично вам, организаторам, потому что это - очень важный опыт, который точно не получу там, где привыкла жить я.

- Есть вещи, которые вас поразили и вы сказали: "О, я такого не знала! Я думал, что это все осталось на пороге прошлого века"?

- Нет. Может, я не смогла это увидеть.
Но вообще в этой жизни есть масса вещей, которые наверно могли бы остаться на пороге прошлого века. Я не увидела ничего отрицательного, чтобы потрясло мое воображение.
Думаю, что в нашей с вами жизни есть немало вещей, которые мы бы хотели оставить в прошлом… И это нормально, такова наша жизнь.
Я благодарна этому месту и людям, с которыми встретилась.
Потому что пока самое интересное - это реальное общение с людьми, мне лично очень важно.
Поверьте, это редкий случай, когда я не кокетничаю, не кривлю душой.

Елизавета СОКОЛ
Фото: Сергей ГИВИРЯК, Дмитрий РУХМАЛЕВ (Магнитогорск, Россия).
Июнь 2008 года
Санаторий "Юбилейный" - Магнитогорск

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Светла́на Ю́рьевна Ко́неген - российская тележурналистка , телеведущая , писательница, культуролог, критик.

Биография

В 1996 году, Светлана Конеген, наряду с Ириной Хакамадой , была руководителем Женского либерального фонда . В 2007 году, Конеген вступила в Российскую экологическую партию «Зелёные» , где получила второе место в списке на выборах в Госдуму . По политическим убеждениям , Конеген выступает за равноправие женщин и мужчин , а также за защиту прав религиозных, национальных и сексуальных меньшинств .

Телевидение

С 1996 года Конеген работает на телевидении. В разное время являлась ведущей телевизионных передач «Сладкая жизнь» (НТВ , 1996-1997) , «Положение вещей» («Культура» , 1998-2000) , «Ночное рандеву», «Мыло» (ТВЦ , 1999-2000) , «Деликатесы» (ТВЦ, 2000-2006) , а также ток-шоу «Жалобная книга» (ТВЦ, 2004) . К тому времени, благодаря необычному стилю и манерам, за Конеген прочно закрепился имидж эксцентричной персоны: в разное время СМИ называли её «мисс Скандал», «мисс Унисекс», «мисс Интеллектуальное безобразие», «мисс развязность» и др. Необычный тембр её голоса неоднократно становился объектом пародий различных юмористов.

Библиография

  • Конеген С. Деликатесы. Съедобные и просто отрава. - М.: Фэшн Букс, 2007, - ISBN 978-5-9614-0569-9
  • Конеген С. (псевд. Дуся Кнеген). Собачья площадка. - М.: АСТ, Издательство Оксаны Робски, 2008, - ISBN 978-5-17-052085-5 , ISBN 978-5-903519-02-6
  • Конеген С. По-прежнему под домашним арестом. Статья о творчестве Евг. Харитонова. - «Митин журнал», № 32, 1990; «Стрелец», № 2 (66), 1991; в кн. Е.Харитонов «Слезы на цветах» в 2-х тт.: М., Глагол , 1993.

Напишите отзыв о статье "Конеген, Светлана Юрьевна"

Примечания

Источники

  • lenta.ru/lib/14184767/#9
  • www.peoples.ru/tv/konegen/

Отрывок, характеризующий Конеген, Светлана Юрьевна

Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.