» »

Школы платных услуг для школьников. За что платим школе? Платные дополнительные образовательные услуги

25.02.2024

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Исполнитель обязан до заключения договора платных образовательных услуг предоставить заказчику достоверную информацию о себе и оказываемых образовательной деятельности и дополнительных образовательных услугах. Способ доведения информации до потребителя устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до заказчика: объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах, предоставление информации по требованию заказчика).

Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую следующие сведения:

  • наименование (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя) исполнителя, которое должно содержать указание на организационно — правовую форму и характер деятельности (ст. 54 ГК РФ), а для высших профессиональных учебных заведений, согласно пунктам 5, 6 статьи 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», еще и статус, то есть вид образовательного учреждения (университет, академия или институт);
  • место нахождения (юридический адрес) исполнителя. Согласно статье 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах;
  • сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельство о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, даты регистрации, срока действия и органа, выдавшего свидетельство;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия заказчика, порядок их предоставления;
  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательного учреждения предоставляют потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий образовательного учреждения.
Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием регистрационного номера, даты регистрации и наименования зарегистрировавшего органа.
Данную информацию исполнитель обязан предоставить заказчику, о чем делается соответствующая запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью заказчика.

По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить:

  • устав исполнителя, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении исполнителя;
  • образцы договоров, в том числе договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг ;
  • основные и дополнительные образовательные программы;
  • перечень категорий абитуриентов, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных основных и дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«школа ______________» г. Москва

  1. Общие положения .
    1.1. Настоящее Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановлением правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», Уставом учреждения и иными нормативными актами Российской Федерации.
    1.2. Настоящее Положение определяет порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва.
    1.3. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных дополнительных образовательных услуг в учреждении.
    1.4 Школа «_______________» г. Москва вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.
    1.5. Платные дополнительные образовательные услуги — это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной Федеральным государственным образовательным стандартом.
    1.6. Оказание платных дополнительных образовательных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение обязано оказывать бесплатно.
    1.7. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
    1.8. Платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться потребителям исключительно на добровольной основе. Отказ потребителя от предлагаемых платных дополнительных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
  2. Цели и задачи .
    2.1. Школа «_______________» г. Москва предоставляет платные дополнительные образовательные услуги с целью наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
    2.2. Основными задачами, решаемыми учреждением при реализации платных дополнительных образовательных услуг, являются:
    — насыщение рынка образовательными услугами;
    — более полное обеспечение права обучающихся (воспитанников) и других граждан на образование;
    — реализация дополнительных образовательных программ;
    — адаптация и социализация обучающихся;
    — развитие творческих способностей, оздоровление обучающихся (воспитанников);
    — привлечение учреждением дополнительных источников финансирования.
  3. Перечень платных дополнительных образовательных услуг .
    3.1. Школа «_______________» г. Москва оказывает на договорной основе следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:
    — «Карамель» (обучение танцам);
    — «Йога – по черному»;
    -спортивные игры: «Баскетбол»;
    -спортивные игры: «Футбол»;
    -спортивные игры: «Волейбол»;
    Подготовка детей к школе:
    -«Английский язык малышам»;
    -«Волшебные ладошки»;
    -«Раз ступенька, два ступенька»;
    -«Пети па» (танец);
    -«По дороге к азбуке»;
    -«Занимательная математика»
    — «Робототехника»;
    -«Английский язык Кембриджа: начинающий»;
    -«Английский язык Кембриджа: продолжающий»;
    -«Английский язык Кембриджа: продолжающий 1-11»;
    -«Иностранный язык второй, немецкий»;
    Школьный репетитор:
    -«Русский язык»;
    -«Математика»;
    -«Алгебра»;
    -«Геометрия»;
    -«История;
    -«Юным умникам и умницам».
  4. Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг .
    4.1. Для организации платных дополнительных образовательных услуг Школа «_______________» г. Москва:
    4.1.1. Изучает спрос на дополнительные образовательные услуги и определяет предполагаемый контингент обучающихся (воспитанников);
    4.1.2. Создает условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся (воспитанников);
    4.1.3 На каждую услугу в учреждении разрабатывается и утверждается программа обучения;
    4.2. Руководитель Школа «_______________» г. Москва: издает приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг (с указанием должностных лиц, ответственных за организацию услуг с обозначением обязанностей, определением кадрового состава, занятого предоставлением услуг, списка лиц, получающих платную дополнительную образовательную услугу, времени работы групп и закрепленных помещений).
    4.3. Для выполнения работ по оказанию платных дополнительных образовательных услуг могут привлекаться как основные сотрудники учреждения, так и специалисты со стороны.
    4.4. С работниками, принимающими участие в организации и оказании платных дополнительных образовательных услуг, учреждение заключает дополнительные соглашения к трудовому договору или договоры. Утверждается график работы, расписание занятий.
    4.5. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются на условиях, определенных в договоре с заказчиком услуг. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика услуг. В договоре указывается характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.
    4.6 Стоимость оказываемых платных дополнительных образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и заказчиком услуг в соответствии с утвержденными руководителем учреждения калькуляциями на каждый вид оказываемых услуг.
    4.7. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в свободное от основного образовательного процесса время.
    4.8. При оказании платных дополнительных образовательных услуг учреждение осуществляет:
    — ведение отдельного учета рабочего времени и составление отдельных графиков работы персонала;
    — ведение отдельного учета посещения занятий обучающимися по каждому виду услуг;
    4.9. Школа «_______________» г. Москва регулярно обеспечивает доступность (в том числе путем размещения на информационных стендах) для всех участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, воспитанников, педагогов) следующей информации:
    — наименование и место нахождения (адрес) учреждения;
    — сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
    — свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
    — сведения об учредителе учреждения (наименование, местонахождение, телефон, адрес электронной почты);
    — уровень и направленность реализуемых образовательных программ, формы и сроки их освоения;
    — перечень оказываемых платных дополнительных образовательных услуг;
    — условия оказания платных дополнительных образовательных услуг;
    — размер оплаты за оказываемые услуги;
    — образцы договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг;
    — перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    — расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг;
    — преподавательский состав, участвующий в оказании платных дополнительных образовательных услуг;
    — ответственных за организацию платных дополнительных образовательных услуг;
    — нормативные акты, регламентирующие порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг
    4.10. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги производится через кредитные учреждения в размере и в сроки, определяемые договором.
    4.11. Сотрудникам, задействованным в организации и оказании платных дополнительных образовательных услуг в учреждении, выплата за организацию и оказание данных услуг производится в зависимости от объёма доходов, полученных от оказания услуг.
    4.12. Ответственный за организацию платных дополнительных образовательных услуг в учреждении несет ответственность за данную деятельность, своевременный поступление денежных средств за оказанные услуги, предоставление табелей учета посещения услуг, табелей учета рабочего времени по работникам, задействованным в оказании платных дополнительных образовательных услуг, оформления договоров с заказчиками услуг, договоров с работниками, задействованными в оказании данных услуг.
    4.13. Школа «_______________» г. Москва вправе осуществлять совместную деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг с организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, при условии заключения договора, определяющего порядок и условия совместного оказания услуг.
    4.14. Школа «_______________» г. Москвы предоставляет льготы на оплату платных образовательных услуг следующим категориям:
    — сотрудникам учреждения в размере 50% от стоимости договора;
    — многодетным и малоимущим семьям в размере 20% от стоимости договора (при предоставлении подтверждающих документов).
  5. Порядок получения и расходования средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг .
    5.1. Средства, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг утверждаются планом финансово – хозяйственной деятельности учреждения. При исполнении плана финансово – хозяйственной деятельности Школа «_______________» г. Москва самостоятельно в расходовании средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг.
    5.2. Бухгалтерия учреждения ведет обособленный статистический и бухгалтерский учет всех операций по доходам и расходам средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг, составляет и представляет в установленном порядке отчетность.
    5.3. Доходы, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, распределяются следующим образом:
    на выплату заработной платы (с учетом страховых взносов) не менее 70%: из них Руководителю образовательного учреждения до 10% (согласно приказу Департамента образования):
    на прочие расходы до 30%:
    — на оплату коммунальных услуг до;
    — на оплату работ, услуг по содержанию имущества;
    — на оплату прочих услуг;
    — на увеличение стоимости основных и материальных запасов;
    — на оплату налога организации, работающей по УСН.
    5.4. Оплата труда сотрудникам, участвующим в организации платных дополнительных образовательных услуг производится на основании приказа руководителя Школа «_______________» г. Москва, табелей учета рабочего времени, сдаваемых в бухгалтерию учреждения. Оплата труда педагогическому персоналу устанавливается исходя из расчета стоимости одного часа образовательной услуги с учетом объема выполняемых работ (нагрузки).
  6. Права и обязанности исполнителя и заказчиков услуг .
    6.1. Школа «_______________» г. Москва имеет право:
    — разрабатывать программы, реализуемые как платные дополнительные образовательные услуги;
    — расходовать полученные средства от оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно утвержденного плана финансово – хозяйственной деятельности;
    — расторгнуть договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг в одностороннем порядке в случае противоправных действий заказчика услуг.
    6.2. Школа «_______________» г. Москва обязано:
    — нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время нахождения в учреждении;
    — реализовывать платные дополнительные образовательные услуги в срок, качественно и в полном объеме;
    — не допускать срыва занятий без уважительных причин;
    6.3. Заказчик платных дополнительных образовательных услуг имеет право:
    — ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими в учреждении деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
    — вносить предложения по изменению условий договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг до его подписания;
    — выбрать предлагаемые платные дополнительные образовательные услуги;
    — расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
    6.4. Заказчик платных дополнительных образовательных услуг обязан:
    — обеспечить посещение платных дополнительных образовательных занятий потребителем;
    — предупреждать учреждение о пропуске занятий по уважительной причине;
    — заранее предупреждать учреждение о намерении прекратить получение платных дополнительных образовательных услуг;
    — своевременно вносить плату за оказываемые платные дополнительные образовательные услуги;
    — выполнять условия договора по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
    — соблюдать правила поведения, установленные в учреждении.
  7. Ответственность исполнителя и заказчиков услуг .
    7.1. Руководство деятельностью по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва возлагается на руководителя учреждения, который в соответствии с действующим законодательством:
    — осуществляет организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
    — несет ответственность за качество оказываемых учреждением платных дополнительных образовательных услуг.
    7.2. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством Российской Федерации.
    7.3. В случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору об оказании платных дополнительных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, заказчик вправе по своему выбору потребовать:
    — безвозмездного оказания услуг в полном объеме;
    — соответствующего уменьшения стоимости оказанных платных дополнительных образовательных услуг;
    — возмещения понесенных им расходов.
    7.4. Претензии и споры, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, разрешаются путем переговоров. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны имеют право обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  8. Контроль за оказанием платных дополнительных образовательных услуг .
    8.1. Контроль за соблюдением законности в части оказания платных дополнительных образовательных услуг осуществляется Учредителем учреждения и другими органами и организациями, на которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контрольные функции.
    8.2. Запрещается вовлекать обучающихся, воспитанников в финансовые отношения между их родителями (законными представителями) и учреждением.
    8.3. Работникам учреждения запрещается осуществлять незаконный сбор наличных денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников (оплату за оказанные и (или) для проведения платных дополнительных образовательных услуг), а также принуждение к получению платных дополнительных образовательных услуг.
    8.5. Бухгалтерия учреждения осуществляет финансовый контроль за операциями, проводимыми при осуществлении платных дополнительных образовательных услуг, учет поступивших от оказания платных дополнительных образовательных услуг денежных средств, их расходование, начисление оплаты за оказанные платные дополнительные образовательные услуги, начисление заработной платы работникам, задействованным в оказании платных дополнительных образовательных услуг, уплату необходимых налогов, предоставление отчетности о привлечении и расходовании средств, в соответствии с утвержденными формами и сроками.
  9. Заключительные положения .
    9.1. К случаям, не урегулированным настоящим Положением, применяются нормы законодательства Российской Федерации.

Законодатели планируют отменить плату за группу продленного дня в школе. Кроме того, будет существенно изменен подход к дополнительному образованию детей, в том числе на платной основе. Поэтому поговорим об актуальном для школ расчете цены на платные услуги.

Объединение учебных учреждений

В настоящий момент в некоторых городах, например в Москве, для оптимизации работы системы образовательных учреждений региональные власти проводят их преобразование.

В частности, учреждения дополнительного образования детей становятся структурными подразделениями общеобразовательных школ.

После прохождения процедуры присоединения школьной администрации необходимо учитывать, что не все услуги дополнительного образования детей могут быть платными.

Так, например, востребованные (массовые) занятия могут финансироваться за счет средств соответствующего бюджета.

Однако не все услуги можно включить в муниципальное (государственное) задание.

В таком случае кружки могут работать на платной основе.

Расчет цены услуги

По общему правилу, прописанному в статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, предусмотренной соглашением сторон.

В силу статьи 709 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса РФ), в цену договора подряда входит:

  • компенсация издержек подрядчика;
  • причитающееся ему вознаграждение.

Таким образом, в договоре оказания платных услуг цена определяется его сторонами и включает в себя вознаграждение учреждения и его издержки. Как правило, издержки рассчитываются на основании калькуляции, покрывающей расходы:

  • на заработную плату педагогам (согласно штатному расписанию);
  • на коммунальные услуги;
  • на содержание имущества.

Нюансы платы за образовательные услуги

В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, регламентирующих порядок формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам. При этом часть 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ вообще ограничивает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора. Исключение - повышение стоимости услуг с учетом уровня инфляции.

А вот возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся предусмотрена частью 5 статьи 54 Закона № 273-ФЗ.

Снизить ее можно за счет собственных средств организации, в том числе полученных:

  • от приносящей доход деятельности;
  • от добровольных пожертвований;
  • от целевых взносов физических или юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения. На уровне учреждения, оказывающего платные услуги, должны быть разработаны и другие локальные акты, в частности:

  • положение об оказании платных образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и расчетов за оказание платных образовательных услуг.

При разработке указанных актов необходимо учитывать принадлежность и тип учреждения.

Муниципальные и государственные учреждения

При оказании платных услуг муниципальными учреждениями независимо от их типа, согласностатье 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то:

  • государственными органами;
  • органами местного самоуправления.

Аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Таким учреждениям вопросы установления цены необходимо решать исходя из своего типа.

Казенные и автономные учреждения

У федеральных казенных и автономных учреждений нет централизации в определении стоимости платных услуг. При этом их учредители и так имеют много способов влияния на цену: от полного регулирования цены каждой услуги до предоставления полной самостоятельности.

Однако нормативно-правовые акты, ограничивающие самостоятельность казенных учреждений при назначении цены на платные услуги, принимаются на региональном уровне. Например, порядок определения цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными учреждениями Краснодарского края, утверждается соответствующим органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. № 305-КЗ). Соответственно Порядок установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Краснодарского края, за плату утвержден приказом Минобрнауки Краснодарского края от 2 июля 2014 г. № 2950.

Бюджетные учреждения

Порядок определения платы на услуги бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 введен в действие Порядокопределения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими:

  • сверх установленного государственного задания;
  • в пределах установленного государственного задания (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Как показывает практика, региональные учредители, установившие порядок определения платы за образовательные услуги, обычно не идут по пути воспроизведения норм порядка, утвержденногоприказом № 1898. Чаще всего основой служит Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, для граждан и юридических лиц (утвержденприказом Минфина России от 30 августа 2010 г. № 423).

Обратите внимание: если в группе продленного дня оказываются образовательные услуги, не входящие в основную образовательную программу, то их следует оформить как дополнительное образование. При этом оплату за дополнительное образование необходимо отделять от тех сумм, что вносят родители за пребывание детей в группе продленного дня.Такой вывод следует из Методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня. Они направлены письмом Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346.

Оплата труда педагогов

В настоящее время ставка педагога в сфере дополнительного образования детей выражается в часах педагогической нагрузки. При этом нагрузка определяется продолжительностью занятий в группах (индивидуально), которая установлена образовательной программой в соответствии с нормами СанПиН. В частности, рекомендуемая наполняемость групп приведена в приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 и составляет в среднем 10-15 человек.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075. При этом, согласно пункту 2 примечаний к части 1 приложения к приказу № 2075, для учителей, преподавателей, педагогов, старших педагогов, занятых в сфере допобразования детей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений регулируются статьей 144 Трудового кодекса РФ. Во всех учреждениях системы оплаты труда регламентируются:

  • коллективными договорами и соглашениями;
  • локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами.

Региональные и муниципальные учреждения дополнительно руководствуются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Кроме того, муниципальные учреждения принимают во внимание и акты органов местного самоуправления.

При этом работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже введенных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В так называемых майских указах, в том числе в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, никаких специальных мер относительно педагогов дополнительного образования заявлено не было. Их средняя заработная плата должна быть доведена до уровня не ниже среднего для учителей конкретного региона в соответствии:

  • с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
  • с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эти документы позволяют соответствующим органам утверждать порядки и условия выплат педагогам дополнительного образования детей в целях доведения их средней заработной платы до средней заработной платы учителей.

Важно запомнить

Стоимость образовательных услуг, прописанная в договоре, не может увеличиваться. Исключение - индексация цен в связи с инфляцией.

В образовательных учреждениях платные образовательные услуги ежегодно обрастают множеством мифов, которые требуют разъяснения для администрации и родителей учеников. Несмотря на принятые поправки в Закон РФ №83 «Об образовании», среднее общее образование остается бесплатным, исключение составляют платные образовательные услуги в школе .

Все учебные услуги, которые оказывают образовательные учреждения (далее - ОУ), закреплены ст. 45 ФЗ №83:

  • репетиторство;
  • углубленное изучение предметов;
  • специальные циклы дисциплин и курсы;
  • учеба по дополнительным образовательным программам.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Дополнительные платные образовательные услуги в школе: что это?

Формы оказания и список сервисов, вносится в устав школы. Преимущества предоставления занятий и курсов на платной основе:

  1. Дополнительное образование – это возможность сделать сферу обучения шире, предоставить школьникам знания, которые выходят за рамки образовательных программ (далее - ОП) и стандартов.
  2. Благодаря этому каждый ребенок может получить доступ к знаниям, и ему не нужно будет переживать по поводу того, наберется ли группа нужной численности или нет.
  3. Нельзя забывать о том, что образование, которое предоставляется платно, – это источник заработка учителей и пополнения материально-технической базы ОУ.
  4. Практика последних лет доказывает более высокий уровень ответственности педагогов, родителей и учащихся, которые работают и обучаются по системе внебюджетного допобразования.

Администрации и родителям следует понимать, что оплачиваются только дополнительные уроки и учеба по индивидуальному графику. Если предполагаются дополнительные часы по профилю ОУ, платит за это федеральный или местный бюджет, но не родители. Второй важный аспект – дополнительные платные образовательные услуги (курсы, занятия, продленка) в школе не зря так называются, поскольку оплачиваются родителями добровольно, а не принудительно.

Договор на платные образовательные услуги в школе

Чтобы ребенок ходил на продленку или школьные курсы на платной основе, родителям или законным представителям учащегося следует подписать соответствующий договор со школой. дополнительные образовательные услуги в школе предполагает, что плательщики будут получать кассовые чеки, зарегистрированные в бухгалтерии. Важно, чтобы договор был индивидуальным, а в нем был указан перечень и стоимость предлагаемых сервисов.

Перед заключением договора ОУ обязано предоставить потребителям услуг исчерпывающую и достоверную информацию о предоставляемом допобразовании и себе:

  1. адрес и наименование ОУ, данные лицензии, свидетельства о госаккредитации;
  2. направленность и уровень ОП, которые реализуются, срок и формы их освоения;
  3. перечень услуг, предоставляемых на внебюджетной основе, порядок предоставления их;
  4. стоимость занятий, включенных в основную плату согласно договору;
  5. требования к поступающим, порядок приема, документ, который будет выдан по завершению обучения.

Предметом договора становятся следующие пункты, которые обязательно должны быть отражены в документе:

Законодательная база вопроса:

  • ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. определяет формы и вид по программам начального общего, среднего или основного общего образования.
  • ФЗ №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 фиксирует тот факт, что все подарки и благотворительные взносы также должны закрепляться в гражданско-правовом договоре.

Таким образом, любые взносы и «презенты» должны быть зафиксированы документально. Денежные средства, которые родители обучающихся вносят или жертвуют ОУ, перечисляются на расчетный счет ОУ на добровольной основе. Важно, что родители учеников или их законные представители вправе уплатить средства в меньшем размере или не уплатить вовсе по своему желанию.

Порядок оказания платных образовательных услуг в школе

Процесс оказания услуг в сфере образования на внебюджетной основе подразумевает несколько этапов работы.

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”» .

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона “О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося , может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ . По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ , в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

Платные дополнительные образовательные услуги

Под доходной деятельностью школы понимается вся деятельность школы, связанная с реализацией то­варов, работ и услуг на возмездной основе, а также иная предпринимательская деятельность, указанная в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании»: долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (ди­видендов, процентов) по ним; ведение приносящих до­ход иных внереализационных операций, непосредствен­но не связанных с собственным производством предус­мотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реали­зацией.

В настоящее время фактически утратило какое-либо принципиальное значение деление деятельности школы на предпринимательскую и «иную приносящую доход» деятельность. Произошло это вследствие отмены имев­шихся ранее налоговых льгот для доходов, полученных от уставной непредпринимательской деятельности. На сегод­няшний день любые доходы бюджетных учреждений, по­лучаемые от юридических и физических лиц по операци­ям реализации товаров, работ, услуг, имущественныхправ, а также внереализационные доходы имеют для це­лей налогообложения единый правовой статус «доходов от коммерческой деятельности» (абзац второй п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Возможность образовательного учреждения осуществ­лять предпринимательскую и иную приносящую доходдеятельность должна быть закреплена в уставе.

1.1. Платные дополнительные образовательные услуги

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об об­разовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образова­тельных услуг.

Под платными дополнительными образовательными услугами, ока­зываемыми государственными и муниципальными школами, понима­ются образовательные услуги, предоставление которых обучающему­ся не предусмотрено общеобразовательными программами и госу­дарственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»).

Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями

Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при на­личии которых государственные и муниципальные образовательныеучреждения вправе оказывать платные дополнительные образователь­ные услуги.

Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть ука­зано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении тре­бует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказа­ния платных образовательных услуг (далее - Правила), утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями)Правила приведены в приложении 1 . Данные требова­ния подзаконных актов представляются избыточными и неосуще­ствимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказывае­мых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вно­сить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указы­вать максимальное количество видов дополнительных образова­тельных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обу­чению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).

Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных об­разовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Согласно Положению о лицензировании образовательной дея­тельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образова­тельная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семи­наров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квали­фикации». Исходя из буквального толкования указанной нормы мож­но прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей докумен­тов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензиро­ванию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными уч­реждениями общего образования», которое, однако, не носит нор­мативного характера.

Однако это не совсем так. Пункт 2 Типового положения об общеоб­разовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации обще­образовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в слу­чае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совме­стно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг (п. 8 ст. 19).

Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна по­лучить отдельную лицензию на дополнительные образовательные про­граммы и профессиональную подготовку. Такие образовательные про­граммы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осу­ществление образовательной деятельности.

Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказа­нии таких услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Прак­тика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые шко­лой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС. Подробнее об этом см. раздел 1.4

В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказа­ны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные пу­тем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Об­разовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). К плат­ным образовательным услугам, предоставляемым государственны­ми и муниципальными образовательными учреждениями, не отно­сятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), де­ление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеоб­разовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изуче­нием отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые заня­тия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеоб­разовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образо­вательных услуг).

Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности

Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях все­стороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблю­даться принцип добровольности предоставления платных дополни­тельных образовательных услуг (ученик имеет право, ноне обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платныхобразовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных об­разовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).

Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных об­разовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.

При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самосто­ятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором онпроходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобра­зовательное учреждение обращается для прохождения промежуточ­ной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом(в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взима­ние какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Лю­бые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит ат­тестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве до­полнительной платной образовательной услуги в соответствии с Пра­вилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положе­ния о получении общего образования в форме экстерната).

Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посеще­ния курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотрен­ного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной прак­тике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организа­ции получения общего образования в форме экстерната в общеоб­разовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).

Принцип полноты информации

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются шко­лой на договорной основе.

До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказывае­мых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их пра­вильного выбора (п. 7 Правил). До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информа­ция, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):

Наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о на­личии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регист­рационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

Уровень и направленность реализуемых дополнительных образо­вательных программ, формы и сроки их освоения;

Перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их пре­доставления;

Стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;

Форма документа, выдаваемого по окончании обучения. Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой

документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказыва­ющей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг про­фессиональной подготовки требование об ознакомлении потребите­ля с формой документа вполне обоснованно.

Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознако­мить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим (пп. «д» п. 8). Указанное требование относится в большей степени к образователь­ным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ,оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, мож­но говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортив­ной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей тако­го-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учеб­ная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или сту­пени общего образования.

Школа обязана также предоставить для ознакомления по требова­нию потребителя (п. 10 Правил):

а)устав государственного или муниципального общеобразователь­ного учреждения, положение о филиале, отделении, другом террито­риально обособленном структурном подразделении государственно­ го или муниципального общеобразовательного учреждения;

б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательно­го процесса;

в)адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управ­ления образованием;

г) образцы договоров оказания платных дополнительных образова­тельных услуг;

д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;

е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании плат­ных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге све­дения.

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Заключение договора оказания платных дополнительных образовательных услуг

Сторонами договора оказания платных дополнительных образова­тельных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель - сама шко­ла и потребитель - «организация или гражданин, имеющие намере­ние заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образователь­ные услуги лично». Как видим, под указанную категорию «потребите­ля» попадают как родители (законные представители) несовершенно­летних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от до­стижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образова­тельные услуги лично».

В Примерной форме договора об оказании платных дополнитель­ных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994* (да­лее - Примерная форма), в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика высту­пают родители (законные представители) обучающегося, а в каче­стве потребителя - сам несовершеннолетний обучающийся, дос­тигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель вы­ступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ догово­ром признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора. В нашем случае речь идет о согла­шении, в котором участвуют три лица: исполнитель - школа, заказ­чик - родитель (законный представитель) и потребитель - обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном слу­чае договор является не двухсторонним, как следует из текста При­мерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей) (ст. 26 ГК РФ), можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.

Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной форме не вклю­чаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положе­нием п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сдел­ки совершают от их имени только их родители, усыновители или опе­куны. Таким образом, малолетний не может быть стороной в догово­ре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор.

В разделе 1 Примерной формы при определении предмета догово­ра, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сто­рона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя оче­видно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчикасоставляет предмет договора оказания платных образовательных ус­луг. Особенно это важно для договора, который заключается в отно­шении малолетних потребителей, так как в противном случае использу­емый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остает­ся нераскрытым.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить раздел 1 Пример­ной формы указанием на то, что исполнитель предоставляет услуги именно потребителю, который указан в качестве стороны договора. А при заключении договора в отношении малолетнего указать в пред­мете договора, что услуги оказываются в отношении такого-то ребен­ка (фамилия, имя, отчество, возраст и т.д.), именуемого в дальней­шем «Потребитель».

В настоящем разделе книги, если это не оговаривается особо, используются термины «заказчик» - в отношении родителей несо­вершеннолетних обучающихся, заказывающих услуги для своих де­тей, и «потребитель» - в отношении всех несовершеннолетних обу­чающихся.

Порядок заключения договора оказания платных образователь­ных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ испол­нителем по публичному договору выступает коммерческая органи­зация, а школа ею не является. Так же как и при заключении публич­ного договора, школа обязана заключить договор оказания плат­ных дополнительных образовательных услуг при наличии возмож­ности оказать запрашиваемую потребителем образовательную ус­лугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребите­лю перед другим в отношении заключения договора, кроме случа­ев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими зако­ну положения некоторых договоров оказания платных образователь­ных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке»*. Если школа имеет намерение устано­вить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в ло­кальном акте школы, определяющем стоимость дополнительныхплатных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающим­ся, подходящим под установленные школой критерии.

Форма и содержание договора оказания платных дополнительных образовательных услуг

Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). В Примерной форме договора об ока­зании платных дополнительных образовательных услуг государствен­ными и муниципальными общеобразовательными учреждениями го­ворится о составлении договора в двух экземплярах и в том случае, когда несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, высту­пает в качестве стороны договора.

Согласно п. 14 Правил договор должен содержать следующие све­дения:

а) наименование государственного или муниципального общеобразовательного учреждения - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в)сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность дополнительных образовательных про­грамм, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и поря­док оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего до­ говор от имени школы, его подпись, а также подпись потребителя, т.е., по терминологии Примерной формы договора, подпись заказчика и потребителя, достигшего 14-летнего возраста.

От имени школы договор подписывается директором либо иным лицом, которому директор школы передал полномочия заключать и подписывать такие договоры по доверенности.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается зак­люченным, если между сторонами в требуемой форме (в нашем слу­чае в письменной форме) достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям договора. К существенным условиям относятся усло­вия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоровданного вида, а также все те условия, относительно которых по заяв­лению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, перечисленные в пп. «а» - «г» п. 14 Правил усло­вия договора представляют собой минимальные требования, согла­сование и оформление которых является условием его заключения. Кроме этого, стороны имеют право предложить согласовать и вклю­чить в договор любое другое условие, которое считают необходи­мым (об этом говорится и в пп. «д» п. 14 Правил). Соответственно в таком случае договор будет считаться заключенным с момента со­гласования и оформления предложенного сторонами условия дого­вора.

Модели договоров оказания платных дополнительных образователь­ных услуг в отношении несовершеннолетних обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста и, соответственно, не достигших тако­го возраста приведены в приложениях 3 и 4.

Установление стоимости оказываемых образовательных услуг

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре опреде­ляется по соглашению между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может бытьсоставлена смета. Составление такой сметы по требованию потреби­теля или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 18 и 19 Правил).

Органами местного самоуправления предоставлено право регу­лирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образова­тельными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Феде­рального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются. Не будем вдаваться в юридические споры по поводу данного полномочия органов мест­ного самоуправления, заметим лишь, что в этом вопросе присут­ствует коллизия и с частью второй п. 1 ст. 424 Гражданского кодек­са Российской Федерации, согласно которой «в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регули­руемые уполномоченными на то государственными органами». А ведь органы местного самоуправления к государственным органам не относятся. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рын­ке Российской Федерации осуществляют Правительство Российс­кой Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ут­вержден постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Регулирование цен на образовательные услуги данным Пе­речнем не предусмотрено.