» »

Семинар – практикум для родителей «Формирование фонематического восприятия через игру. Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста Семинар практикум игры для развития фонематическ

10.07.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Семинар – практикум

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Подготовила: учитель-логопед

Мокрушина Е.С.

г. Сарапул.

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

Ход семинара.

    Выступление.

Всем известно, что ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр

1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Вопрос: Как проверить, развит ли у ребенка фонематический слух? (ответы педагогов)

Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки и т. д.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:

умение определять линейную последовательность звуков в слове;

умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем з вуковой анализ .

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Однако сейчас принято объединять эти два понятия.

В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Эти буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными .

Наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т.е. последовательности их развития), что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Поэтапность появления звуков у детей отображена в таблице. Именно этот принцип следует сохранять при составлении рабочей программы по грамоте.

Последовательность появления звуков у детей

А

И Ы У

Ф В

Т Д

К Г

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л Р

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]...Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

По этим правилам мы знаем, что

Звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

Мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

Удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

Гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод : речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа»):

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания.

2. Работа в микрогруппах.

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

Становишься первым звуком слова «Мышь».

Превращаешься в последний звук, слова «колесО».

Ты третий звук слова «коСа».

Второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

Становишься последним звуком слова «меЛь».

Главный звук «И»

Превращаешься в третий звук, слова «миСка».

Ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

2) «Найди ошибки».

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из Интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

Распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

Ошибки в звуковой схеме;

Кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы:

не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года.

3.Презентация учителя-логопеда авторской игры «Рыбалка».

Цель: учить определ ять наличие (отсутствие) звука Р, Рь в слове, определять место звука в слове, дифференцировать звуки Р, Рь в слогах и словах, развивать фонематический слуха.

Оборудование: трубочка для коктейля, игровое поле – озеро, рыбки.

Ход игры .

1-й вариант игры.

Перед ребенком кладется картинка с изображением пруда. На эту картинку высыпаются рыбки на которых изображены разные картинки или слоги. Педагог просит выловить удочкой (трубочка для коктейля) слоги или картинки со звуком Р или Рь. Ребёнок ловит рыбку – втягивая воздух в трубочку. Рыбку складывает в ведёрко.

2-ой вариант игры.

Педагог просит выловить удочкой (трубочка для коктейля) слоги или картинки со звуком Р или Л где звук находиться: только в начале слова; в конце слова; в середине слова.

Разнообразные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

тического слуха в игре»

Цель: Учить развивать слуховое внимание, память с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка».

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы.

4. Подведение итогов, вопросы воспитателей.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.


К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более . Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

Правильно произносить звуки; Четко произносить слова; Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно); Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; Успешно освоить письмо и чтение.

Предлагаю вашему вниманию пошаговую речевого слуха у ребенка. Эта " лесенка" широко используется логопедами.

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков.

Игра «Найди игрушку»

Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому.

Игра «Найди колокольчик»

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Два зайчика»

На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Педагог объясняет и показывает, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО, и как маленький зайчик – ТИХО. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны определить и показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, разной величины, мишками, обезьянками)

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

Мяч, ударяясь о пол

Шарик, перекатываясь в стеклянной банке

Газета, если ее разрывать

Перелистывание книги

Резание ножницами и т. д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.


Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко); Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом. Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т. д.

Игра «Кто, позвал?»

Дети встают в круг, водящий в центре круга. Кто-то из детей называет его имя, водящий узнает по голосу, кто его позвал, и подходит к нему.

Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

Коровы и теленка (му-му);

Козы и козленка (бе-бе);

Свиньи и поросенка (хрю-хрю);

Гуся и гусенка (га-га);

Кошки и котенка (мяу-мяу) и т. д.

Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку
(например, коровы или теленка).

Третья ступенька – дифференциация слов близких по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".

Затем объясняет:

"Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д.

(вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные).

Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет:

Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага

Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т. д.

Игра "Слушай и запоминай".

Перед детьми выкладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

Рак, лак, мак, бак

Дом, ком, лом, сом

Коза, коса

Лужи, лыжи

Мишка, мышка, миска и т. д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко".

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Игра «Четвертый лишний»

Педагог произносит несколько слогов, например:

На-на-на-па

Дети определяют, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются:

На-но-на ма-ма-мо-ма

КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти

Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва

Игра "Одинаковые или разные".

Педагог вызывает водящего и говорит ему на ушко слог (например, па). Ребенок вслух повторяет его. Затем педагог называет тот же самый слог или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок (па) – педагог (па)

Ребенок (па) – педагог (ба)

Ребенок (ка) – педагог (га) и т. д.

После того, как водящий и педагог произнесут определенный слог, дети указывают, одинаковые они или разные.

Для того, чтобы педагог мог контролировать каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красную фишку, на разные – сидеть молча.

Первый слог всегда называет педагог. А то, что он делает это шепотом, - повышает интерес детей к заданию!

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятая ступенька – дифференциация звуков.

На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка).

Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка»

Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

Волк воет – у-у-у

Девочка плачет –а-а-а

Педагог произносит звук кратко;

Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

В ряд гласных А, У, И включают другие звуки, например, О, Ы, Э на которые дети должны реагировать.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра "Звук заблудился".

Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла Доски на гору везем,
По дороге вдоль села. Будем строить новый ком (дом).

Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного звукового анализа.

Необходимо начать работу с того, что научить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.

Игра «Отхлопай свое имя»

Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять ударный слог. Выбираем водящего, спрашиваем его:

Как тебя зовут?

Твое имя можно прохлопать вот так: Ма-ша. И т. д.

Игра «Позовем слово»

Учим детей определять ударный слог в слове. Перед детьми на столах лежат картинки. Каждый называет свое слово, например:

У меня «Машина».

Давайте позовем это слово: ма-ши-на.

Игра "Сколько звуков?"

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

    Детям раздаются по несколько – одноцветных кружков или палочек. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например:

А, ау, иау и т. д. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.

    У детей на столах лежат по три кружка. Уславливаемся, что красный кружок обозначает звук (а), желтый (у), зеленый (и). Затем педагог произносит сочетание из этих звуков, сначала по два звука – ау, уа, уи, аи… Затем по три звука – ауи, иау, аиу…..

Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Дети должны отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышали.

Игра «Последний звук, отзовись!»

(сначала учим детей определять в слове последний звук – глухие, взрывные, согласные легче всего даются детям)

Дети по одному выходят к столу педагога и вынимают из конверта картинки (подобраны заранее). Громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем повторяет этот звук отдельно. Могут быть следующие картинки: кот, мак, лук, паук, и т. д.

Эту игру можно варьировать, постепенно усложняя задание, например:

    Дети раскладывают на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук (т), а в другой – на звук (к). Педагог показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например:

Тан…, пау…, вени…., потоло… и т д.

Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.

    Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.


Дата публикации: 18.12.17

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Семинар-практикум

«Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

(для педагогов)

Подготовила: учитель – логопед

Е.Г. Котелянец

Ноябрьск 2017-2018 уч.г.
Семинар-практикум

«Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Цель семинара – практикума : формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи :

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить типичные ошибки при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средства для развития фонематического восприятия.

План семинара:

1. «Развитие фонематического восприятия через использование игр и игровых упражнений в подготовке детей к обучению грамоте (доклад).

2. Экспресс-тест «Поверь себя»

3. Работа в микрогруппах

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

3) «Раскрась схему слова»

4) «Найди ошибки»

4. «Составляем конспект НОД»(практикум)

5. Оформление и пополнение библиотеки электронных ресурсов.

6. Подведение итогов семинара-практикума.

ХОД СЕМИНАРА

1. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов:

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.

Как проверить, развит ли он у ребенка.

  • Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:

Умение определять линейную последовательность звуков в слове;

Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

Осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем звуковой анализ.

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Однако сейчас принято объединять эти два понятия.

В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

  • Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т.е. последовательности их развития), что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Эти буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными .

Поэтапность появления звуков у детей отображена в таблице. Именно этот принцип следует сохранять при составлении рабочей программы по грамоте.

Последовательность появления звуков у детей

  • Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]...Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
  • не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

По этим правилам мы знаем, что

Звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

Мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

Удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

Гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод : речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа»):

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя» (приложение № 1):

3. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

О.А. становишься первым звуком слова «Мышь».

Е.Б. превращаешься в последний звук, слова «колесО».

Г.Ю. ты третий звук слова «коСа».

Н.Н. второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

К.А. становишься последним звуком слова «меЛь».

М.И. главный звук «И»

О.В. превращаешься в третий звук, слова «миСка».

С.Б. ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

Практическое упражнение : выкладываем коврик со словами, в которых звук «О » стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

3 ) «Раскрась схему слова» (приложение № 3)

По одной схеме на педагога, затем проверяем.

4) «Найди ошибки» (приложение № 4)

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из Интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

Распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

Ошибки в звуковой схеме;

Кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы :

  • не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;
  • не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

4. «СОСТАВЛЯЕМ КОНСПЕКТ НОД» (ПРАКТИКУМ)

Каждой микрогруппе даётся по 1 листу с перечнем структурных элементов НОД. Необходимо выбрать те, которые относятся только к грамоте, подойдут к теме, и выстроить их логически, можно дописать свое. У вас получится мини конспект (приложение № 5)

1 вариант, тема (старш.гр.) «Звук Т», лексическая тема

2 вариант, тема (подг.гр.) «Звуки Ш-Ж», лексическая тема

Основные структурные элементы представлены на СЛАЙДЕ

1 ) Оргмомент

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

Какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

Возьми фишку, если…

Придумай слово со звуком…

Где находится звук в словах

6) Звуковой анализ:

7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа)

Лепка, вырезание

Рисование в воздухе

Ребусы, кроссворды

5. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ .

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М., 2008.
  • Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2010.
  • Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2016.
  • Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М., 2014.
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Конспекты занятий. – М., 2009.
  • Новоторцева Н.В.Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  • Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109, с. : ил. - (Сердце отдаю детям).
  • Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.
  • Юрчишина В.Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М., 2012.

Приложение №1

Экспресс-тест «Поверь себя»:

  • На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
  • Чем отличаются гласные от согласных?
  • Каким цветовым символом принято обозначать гласные звуки? (выбрать)

- Гласные – согласные

- Звонкие – глухие

- Твердые – мягкие

___________________________________________________________

4. На какие группы делятся согласные?

- Гласные – согласные

- Звонкие – глухие

- Твердые – мягкие

Свой ответ ________________________________________________

  • Каким цветовым символом принято обозначать твердые согласные звуки? (выбрать)
  • Каким цветовым символом принято обозначать мягкие согласные звуки? (выбрать)
  • Какие звуки всегда твердые?
  • Какие звуки всегда мягкие?
  • Чем отличается звук от буквы?

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Красным, синим, зеленым, желтым, белым

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

Ш, Ж, Ц Й, Щ, Ч Р, Л, М

___________________________________________________________

10. Е, Ё, Ю, Я – это йотированные буквы или звуки?


Приложение № 2

Игра представляет собой игровое поле, разделенное на 16 квадратов и набор фишек (3-х цветов -фишки синего, зеленого, красного цвета).

Принцип игры строится на наличии или отсутствии заданного параметра. Данный параметр обозначаем фишкой.

Педагог объясняет детям, что игровое поле – это коврик, на котором мы будем выкладывать узор. Коврик состоит из клеточек, каждая клеточка обозначает слово. Узор будем выкладывать фишками, которые обозначают звуки. Для каждого звука своя фишка (красная – гласный, синяя – твердый согласный, зеленая – мягкий согласный звук).

Простой вариант игры:

Например, если в слове имеется данный звук, то на клеточку кладем фишку. Напоминаем, что если в слове звука нет – пропускаем клеточку. Также следует обратить внимание детей о необходимости следить пальцем по клеточкам, чтобы не пропустить слово. Обращаем внимание детей, что выкладываем фишки с 1-й клеточки 1-го ряда, когда ряд заканчивается – возвращаемся на начало следующего ряда.

В первый раз играем с детьми вместе, разбирая каждое слово, интонационно выделяя заданный звук. У каждого ребенка индивидуальный коврик, у педагога демонстрационный на доске. Обычно после 2-3–х совместных игр со взрослым, дети запоминают правила и справляются самостоятельно. В дальнейшем после игры проверяем ошибки, совместно разбирая их на доске.

«Звуковой коврик» можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков. При дифференциации звуков используем одновременно фишки двух цветов, например при различении звуков «Ц-Ч» берутся синие и зеленые фишки.

Можно слова подобрать так, чтобы на коврике получился определенный узор: буква, геометрическая фигура.

В качестве фишек можно применять различные мелкие предметы: ракушки, морская галька, камушки марблс, пуговицы, бусины; буквы.

Варианты заданий могут быть разными:

  • Отмечать фишкой наличие заданного звука в слове,
  • Отмечать фишкой слова, которые начинаются с (гласного зв.)
  • Отмечаем фишкой короткие слова,
  • Отмечаем фишкой слова с 3 звуками,

Отмечать фишкой слова со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова)

Различаем парные твердые-мягкие звуки и т.д.

Практическое упражнение :

выкладываем коврик со словами, в которых звук «о» стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

Кроме развития фонематических процессов, какие еще задачи реализует эта игра? Как вы считаете?

Развивает зрительное внимание, ориентировку на листе в клетку, счётные операции.

Ценность этой игры еще в том, что ее можно модифицировать под любую задачу:

Например, что могли бы предложить вы?

живое-неживое, летает - не летает, овощи – фрукты, верно – не верно и т.д.

Надеюсь информация была полезной и вы найдете ее применение в своей работе.


Приложение № 3

«Используя звуковую линейку, раскрась схему слова»


Приложение № 4

«Найди ошибки»


Приложение № 5

Структура НОД по подготовке к обучению грамоте.

Задание: выбрать структурные элементы, которые входят в НОДпо подготовке к обучению грамоте, выстроить их логически, можно дописать свое. У вас получится мини конспект.

1 группа, тема «Звук Т» (для старш.гр.)

2 вариант, тема «Звуки Ш-Ж», (для подг.гр.)

Оргмомент

Сюрпризный момент

Отгадывание загадки

Д/и ________________________

Звуковой анализ

Развитие фонематического слуха, восприятия

Знакомство с буквой

Пересказ рассказа

Изолированное произношение звука

Анализ артикуляции звука

Характеристика звука

Закрепление звука в словах, фразах

Д/и на лексику, грамматику

Чтение сти-я о букве

Чтение сказки

Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Дыхательное упражнение


Приложение № 6

СЛОВА ДЛЯ ПОЛНОГО ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ.

  • О дносложные слова, состоящие из закрытого слога:

бак, бык, бок, вар, вол, ваш, гол, гам, гул, дар, дым, дом, душ, жук, зал, ком, кот, лом, лак, лук, мак, мыл, нос, наш, пар, пух, пол, рак, рот, сам* сок, сон, сыр, сын, ток, тук, хор, шум, жар.

2. Д вусложные слова, состоящие из открытых слогов:

ванна, ваза, вата, вазы, губы, жара, жаба, зубы, куры, каша, козы, каша, лапа, Луша, Лара, луна, Лора, Маша, мама, мука, ноги, норы , ноша, наша, Паша, пары, папа, рама , роза, раки, розы, рыбы, рана, рука, сады, совы, супы, Саша, сода, сушу, тазы, Тома, шары, шуба, Шура, шаги.

3. Д вусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов:

банан, бара н, батон, вагон, гамак, газон, дымок, диван, дубок, запах, замок, забор , завал, загон, загар, кулак, кусок, кивок, камыш, кабан, казак, лаваш, пушок, насос, рыбак, рывок, судак, салат, сынок, табун, халат, шалаш, шумим, шуруп, шалун, шагал.

4. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков на стыке слогов:

банка, булка, банты, вафли, горка, галка, гонка, Жучка, зайка, корка, каска, карта, кукла, кошка, лапша, мышка, мушка, марка, маска, майка, мойка, ночка, норка, парта, пышка, пушка, палка, полка, паста, кофта, кусты, ранка, санки, сушка, сосны, туфли, тапки, тайна, точка, форма, халва, чашка.

5. Д вусложные слова со стечением согласных звуков в начале:


болт, брат, брал, бант, блок, волк, врун, воск, гром, грач, двор, драп, ждал, звал, знал, крот, корм, квас, куст, клок, лифт, лист, мост, мрак, план, край, клык, парк, порт, прут, писк, пуск, рост, рвал, сорт, стол, стул, стон, смотр, сноп, спор, спорт, стук, стоп, торт, трос, тост, трон, холм, флот, шкаф, шарф, шрам, шланг, штык, штамп.


ЧТО ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДЕТИ

ПО «ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»:

Старшая группа:

  • Дифференцируют речевые и неречевые звуки.
  • Различает гласные-согласные звуки.
  • Умеют давать характеристику звука и обозначать фишками, выделяют звук из состава слова, определяют его место в слове, подбирают слова на заданный звук.
  • Умеют дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости.
  • употребляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
  • производят анализ обратных слогов типа ГС и прямых слогов типа СГ.
  • осуществляют звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой;
  • употребляют термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»,
  • делить слова на слоги.
  • употребляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук»;
  • различают гласные и согласные звуки;
  • различают твердые и мягкие согласные звуки;
  • дифференцируют пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р);
  • выделяют в слове ударный слог, ударный гласный;
  • проводят звуковой анализ слов различной структуры из 3-4 звуков;
  • называют слова с заданным звуком;
  • выделяют первый и последний согласный звук из слов типа СГС
  • определяют позицию звука в слове
  • делят слова на слоги;
  • составляют предложения из ряда слов (3-4 слова);
  • различают образы букв

Подготовительная группа:


ПРИМЕРНАЯ структура НОД по подготовке к обучению грамоте

1 ) Оргмомент (сюрпризный момент, отгадывание загадки, блиц-опрос, д/и)

2) Сообщение темы НОД через обыгрывание звука:

Отгадай загадку, назови 1-й (последний звук)

Какой общий звук в словах

А) изолированное произношение звука

Б) анализ артикуляции звука (подводим к характеристике звука – гласный/согласный)

5) Развитие фонематического слуха, восприятия :

Хлопни в ладоши, если услышишь…

Возьми фишку, если…

Придумай слово со звуком…

Где находится звук в словах

6) Звуковой анализ:

Интонационное выделение каждого звука,

Назови 1-й звук, почему гласный/согласный и т.д.

Сколько звуков в слове, гласных, согласных, твердых согласных, мягких согласных

Сколько слогов, как проверить

7) Знакомство с буквой (по следам звукового анализа)

Какие задания можно предложить на закрепление зрительного образа буквы?

Выкладывание из палочек, шнурка

Лепка, вырезание

Рисование в воздухе

Нахождение правильно изображенной буквы

Узнавание букв наложенных друг на друга

Ребусы, кроссворды

8) Д/И на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи .

Обязательно включают в НОД физминутку или динамическую паузу, пальчиковую гимнастику, по желанию - дыхательное упражнение, зрительную гимнастику.

Слух человека приобрёл в процессе развития особое свойство: точно различать звуки речи (фонемы). У детей следует различать биологический слух как способность слышать вообще и фонематический слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). В раннем детстве ребёнок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Практический опыт логопедов показывает, что исправление произношения гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Так же при планомерной работе по развитию фонематического восприятия, дети намного лучше воспринимают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление навыков звукового анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с трудностями овладевают грамотным чтением и письмом.

В какие игры поиграть вам, родителям, со своими детьми, чтобы было и интересно и полезно. Прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст ребёнка. Если ребёнок младшего дошкольного возраста, то делаем упор на умение прислушиваться, различать бытовые шумы, звуки музыкальных инструментов, звуки, которые издают животные и подражать этим звукам. Давайте проиграем!

«Барабан-погрумушка»

Оснащение: барабан, погремушка

Ход игры: покажите ребёнку барабан, палочки. Постучите сами и предложите ребёнку. Задавайте вопросы ребёнку: Что это? Что мы делаем? Повтори за мной: бам-бам. Затем покажите погремушку, выполните аналогичные действия. После этого спрячьте игрушки за ширму, попросите ребёнка угадать, что сейчас звучит.

В дальнейшем увеличивайте количество музыкальных инструментов

«Угадай, кто идёт?»

Оснащение: карандаш, деревянный кирпичик, картинки с изображением животных(лошадка, кошка или игрушки)

Ход игры: взрослый рассказывает стихотворение, а ребёнок узнаёт неречевые звуки, которыми сопровождается стихотворение и показывает картинку или игрушку.

Дети в домике сидят

и в окошечко глядят

кто-то в гости к нам спешит (взрослый стучит карандашом по столу)

и копытцами стучит.

Кто-то в гости к нам крадётся (царапающие движения ноготками по столу)

тихий шорох раздаётся.

В дальнейшем вводите других персонажей, например: гуся (имитация шлёпанье кирпичиком по столу)

«Кошка-ложка»

Оснащение: картинки или игрушки

Ход игры: покажите ребёнку первую пару картинок или игрушек, назовите их: ложка - кошка. Задавайте вопросы: что мы делаем ложкой?, кто такая кошка?,затем попросите ребёнка показать: где кошка?, где ложка?

Аналогично: утка-дудка, щенки-венки, овечка-колечко, кит-кот, уточка-дудочка, папа-баба.

Так же вы сами можете придумать игры для развития фонематического восприятия.

Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующие занимательные игры для все семьи:

«Чудо-коробочки»

Оснащение: коробочки наполненные различным материалом: рисом, монетками, песком, гвоздиками и т.д.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку послушать первую коробочку и найти вторую коробочку, которая звучит так же. Аналогично с другими коробочками.

«Хлопни, если неправильно»

Ход игры: взрослый проговаривает правило игры: если назову слово клетка неправильно, хлопни в ладоши (подними руку; подними кружочек, топни ногой и т.п)

Взрослый: клетка, тетка, клетка, клетка, кветка, клетка, тлетка.

Аналогично с другими словами: банан, витамин, альбом.

«Услышишь - стой!»

Ход игры: назначается запретный звук (например [С]). Члены семьи становятся к ведущему на расстоянии 7-9 шагов. Ведущий громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг, за исключением того случая, когда в слове есть звук [С]. в этом случае необходимо пропустить шаг.

«Слушай и повторяй»

Ход игры: Ведущий пишет на листе бумаги два слога, например: ЗА ЖА. Один из играющих должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. «Противник» должен в точности повторить эту последовательность. Оценивает ведущий.

Отличные игры на развитие фонематического восприятия - это стишки-добавлялки.

«Добавь нужное слово по рифме»

Ход игры: взрослый проговаривает стишок, а последнее слово добавляет один из игроков, которому ведущий бросил мяч. Игрок называет слово по рифме и возвращает мяч ведущему.

Отругала мама зайку -

не надел под свитер.....майку.

Хулиганам не до шутки,

если Рекс в собачьей ….будке.-

Ой, ребята, верь, не верь

от меня сбежала...дверь.

Две лисички, две сестрички

отыскали где-то ….спички.

Хорошо развивает фонематическое восприятие и умение подбирать слова с заданным звуком.

«Назови слово»

Ход игры: Взрослый даёт задание

Слушай, думай, отвечай

со звука [А] начинай!

Ведущий задаёт вопросы, игрок подбирает слова на первый звука [А]

1.пассажирский транспорт

2. мужское имя

Аналогично с другими звуками.

Учителя-логопеды: Зонова Н.А., Тарасова Е.П.

Елена Гайдар

Цель - обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР .

Задачи :

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по .

Участники семинара : родители старших дошкольников , учитель-логопед - ведущий практикума.

Продолжительность : 40 минут- 1 час.

Оборудование : презентация в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух », аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи . Учимся говорить правильно» , памятка-консультация для родителей «Упражнения для », красная и синяя вазы, искус-ственные цветы.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара .

2. Оформление презентации в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух ».

3. Разработка памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет ».

Ход практикума

Организационный момент.

Какой родитель не мечтает о том , чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух , это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов) .

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» , «удюг» вместо «утюг» ,

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» , «клюмба» вместо «клумба» ,

3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) («сапка» вместо «шапка» , «сапля» вместо «цапля» и т. д.).

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р"], [л], [л"]) и [й] («глачи» вместо «грачи» , «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас - поиграем в игры занимательно- развлекательного характера , которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка .

Выступление учителя-логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух »

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух , какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе .

Что такое слух ? Это способность человека с помощью ушей восприни-мать звуки и ориентироваться по ним

в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а родители определяют , какие это звуки).

Речевой слух - это слух на звуки речи , то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического ) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу» , «лес» в «лису» , «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия , которое содержит в себе два компонента : фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет.

Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи , включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной, и дети,

страдающие недоразвитием фонематического слуха , являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения) .

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха . Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей , всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Совместная деятельность логопеда и родителей , которые выступают в роли детей . (Показ презентации «Развиваем фо-нематический (речевой) слух » с обыгрыванием игр.)

Сейчас, уважаемые родители , давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей .

Игра «Будь внимательным!»

Задана - развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши) . Например : звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например : [м], [р], [с], а мягкие звуки произносим мягко (например : [с"], [л"], [м1], звонкие согласные (например : [р], [ж], [н] и т.

д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например :«дуб» - в конце слышим звук [п]; «ложка» - в середине пишем букву «ж» , но слышим звук [ш]). Не забывайте о различии буквы и звука : в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например : произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко» .

Игра «Назови картинки»

Задача - учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки : машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача - учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например : [н] - Настя, Надя, Наташа; [в] -Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача - учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например : кот - [к], банка - [б].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]) . При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не «эм» , не «мэ» , а чистый звук [м], например в слове «мост» .

Игра «Назови последний звук в слове»

Задана - учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например : дом - [м], дуб - [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными бук-

вами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]) .

Игра «Отгадай слово»

Задача - учить составлять слова по первым звукам предметов, изо-браженных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например : лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса) .

Игра «Добавлялки»

Задана - учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например : звук [ш]:. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар) ; мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ) .

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина) .

Определите, где «живет» заданный звук в слове : в начале, в середине или в конце слова. Например : звук [ш] в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине) .

Игра «Прохлопай слова»

Задача - учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например : ма-ли-на (3 слога) .

Напоминаю правило русского языка : «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов» . Для определения количества слогов можно использовать и такой прием : кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача - учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например : «ноооты» - ударный гласный [о].

Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи . Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи . Учимся говорить правильно» {показ игры на компьютере).

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха , например «Музыканты» , «Транспорт» , «Наш дом» , «Скотный двор» , «Птичий двор» и др., так и на развитие речевого слуха , например «Голосистые звуки» , «Безголосые звуки» , «Звуки-двойняшки» , «Сердитые и ласковые звуки» .

Обмен впечатлениями от встречи

логопед раздает памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет » с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара , выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились - в красную вазу. Если не понравилось. - в синюю вазу.

Литература

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб.: «Лань» , 1999.

2. Герасимова А. С. Популярная логопедия : практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи . - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

4. Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Карасюк Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи до-школьников . Практикум для родителей // Дошкольная педагогика . - 2011, № 1, стр. 63-65.