Речевой материал на дифференциацию звуков "Л"-"Ль. Речевой материал на дифференциацию звуков "Л"-"Ль Интересные задания на различение звуков ль й
Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].
- Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
- Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
- Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).
Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).
Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.
4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».
5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:
а) слогов ай, ой, эй, ый;
б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.
Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:
а – я я – ля я – я – ля
о – ё ё – лё лё – лё - ё
у – ю ю – лю ю – лю – ю
э – е е – ле ле – е – ле
7. Проговорить чистоговорки:
Ай – ай – ай – мяч кидай
Ой – ой – ой – той рукой
Эй – эй – эй – бей сильней
Эль – эль – эль – прямо в цель.
Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.
Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.
Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.
Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.
8. Разучить стихотворения:
Падай, падай, падай, снег,
Радуй, радуй, радуй всех.
Ель на ёжика похожа,
Ель в иголках, ёжик тоже.
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали,
Яму объехали
9. Повторять скороговорку:
Еле – еле Лена ела.
Есть от лени не хотела.
10. Игра «Назови ласково».
Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.
Яна – Яночка
Юля – Юлечка
Егор – Егорушка
Юра – Юрочка
Яша – Яшенька
11. Игра «Добавь словечко».
Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».
Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.
Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.
Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнения на активизацию внимания:
Игра “Дотянись рука”.
– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.
– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
2. Сообщение темы
– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться
правильно различать звуки Л и Ль.
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.
Развитие нижнедиафрагмального дыхания:
Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф
Со звуками:
Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ
Упражнения для языка:
“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в
улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно
выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком
тянуться к носу и подбородку или к верхним и
нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным
языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым
движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык “выкатывается”
вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком
облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям )
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стеклаЛу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голыЛи-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблюЛя-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке теплоЛо-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
4. Развитие фонематического восприятия
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).
Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.
Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.
5. “Зажги фонарик”.
– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы) . Приложение 1
Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?
– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.
– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2
6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез
– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3
7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах
а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.
– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.
б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.
Например:Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.
8. Игра “Полочки”
Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4
9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе
Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
10. Доскажи, подобрав слова
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу ).Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели ).А возле этой елки
Бродили злые … (волки ).Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка ).Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка )!Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица ).Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать )!Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол )!Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула ).Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу ).Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили ).
Упражнение “доскажи слова”
– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.
11. Составление предложений по картинкам
(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7
12. Итог занятия
а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо
потрудились. Лада и Лёша довольны вашими
ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить
одну из скороговорок.
Список литературы:
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
- Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
- Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
- Морозова И., Пушкарёва М. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
- Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках
Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,
Ветви ели побелели. Только отдых подавай.
Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!
К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду
Яму объехали Или книги клеем склей,
И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,
Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,
Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,
Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,
Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
ЛИЛИИ
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
БАБА ЛЮБА
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.
Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.
Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.
Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах
Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».
ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус
ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ
Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.
Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.
Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.
Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.
Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа
Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назови тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!
ли... о... капу... фа...
ком... ана... авто... под...
бу... ве... на... как...
* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .
Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия
Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых начинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.
То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.
Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.
Развитие чувства рифмы
Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».
Говорит взрослый Говорит ребенок
Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.
Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.
Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.
Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.
Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.
Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.
Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления
Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.
Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.
Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.
Закрепление произношения звука С в словах различного
слогового состава. Формирование навыков
звуко-слогового анализа
Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».
Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.
Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.
Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спасатель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.
Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления
Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соловей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.
Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа
Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.
76
Дифференциация звуков Ль - Рь
Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.
Ученица-озорница получила единицу.
Проворонила ворона воронёнка.
Покатил Костя в Кострому в гости.
Радуга-коромысло полукругом повисло.
Волки рыщут, пищу ищут.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.
Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы - домой.
Вол в огород завёл меня.
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.
Шла с базара кошка.
У кошки лукошко.
Утром спозаранку
Купил баран баранки.
Надел баранки на рога,
Понес барашкам на луга!
Пошёл спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзину Назар.
Метлу взяла
И двор подмела.
Е. Благинина
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Уха была не плоха,
Хороша была уха.
Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.
Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.
Забыл Панкрат
Дома домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ
1. Произнеси звуки Ль - Рь.
Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - самолётик, Рь - легковая машина.
2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.
ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё
рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля
3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.
аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль
уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль
иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель
ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль
яль - ярь ярь - яль
4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.
али - ари але - аре алё - арё алю - арю
оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю
ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю
ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю
или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри
кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре
клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё
клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю
кля - кря фля - фря гля - гря для - дря
6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.
Лёва - рёва лис - рис лиф - риф
лечь - речь лепка - репка лейка - рейка
7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.
шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг
Дифференциация сонорных звуков
А часы стоят на месте.
В. Орлов
Дождик, дождик, дожделей!
Все поля скорей полей!
Не жалей воды, Напои сады.
В. Суслов
Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.
Е. Александрова
Совята
Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
С. Маршак
У реки, у реки,
Поют песни кулики.
A. Хмелева
Потешка
Поехали,поехали
За грибами,
За орехами...
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Произв. народн. творчества
Считалка
Эники-беники
Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –
Я ботинки принесу.
И. Кузьмин
У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
И. Демьянов
Почтальон
Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
Их приносит почтальон.
С толстой сумкой ходит он.
B. Степанов
84 Дифференциация сонорных звуков
Марина варит малину, На кошке сапожки,
А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.
У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,
Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.
Е. Крутий А. Хмелёва
15.
Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль
- Рь.
Перескажи рассказы.
Как меня называли
Б. Житков
Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:
Смотри, уже девять часов. А я говорю:
Почему? Мне скажут:
Иди спать!
Почему? Мне говорят:
Потому что поздно.
А почему поздно?
Потому что девять часов.
Букварь
А. Хмелёва
Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.
16. Повтори скороговорки.
Суп надо сварить, У маленькой Сани
Дерево надо свалить. Перевернулись сани.
А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,
В скрюченном домишке Валеньке - варежки,
Жили летом и зимой Саньке - санки,
Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.
Введение 3
АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
Автоматизация звука Л 4
Автоматизация звука ЛЬ..13
Автоматизация звука Р 21
Автоматизация звука РЬ 30
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35
Дифференциация звуков Р -РЬ 48
Дифференциация звуков Л - Р 58
Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77