» »

Развитие речи в подготовительной группе море океан. Конспект нод в подготовительной группе на морскую тематику. Подвижное упражнение «На дне»

10.07.2022

ОБИТАТЕЛИ
ПОДВОДНОГО МИРА

ПОДГОТОВИЛА
Криночкина Светлана Андреевна
Воспитатель
МКДОУ 50
Г.Ревда

Жизнь под водой
В глубинах морей и океанов, существует свой, не сравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.
Сегодня мы поговорим о том, с кем можем встретиться в глубинах подводного мира.
Самыми крупными считаются киты
Кит - самое большое животное на земле на сегодняшний день. И он никак не рыба, как в детстве кто-то думал, а млекопитающее. И хотя кит и может пребывать длительное время под водой, все же он вынужден время от времени всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух в легкие. Именно тогда можно увидеть характерный фонтан над водой.
Одними из самых загадочных существ являются дельфины
Самые прекрасные представители китообразных с изящьным телом которое идеально приспособленно для движения в воде и позволяет ему очень быстро плавать у них очень эластичная и гладкая кожа. Они практически не ощущают сопротивления воды благодаря маслянистым выделениям, которые облегчают скольжение воды по коже. У них очень характерная морда. У некоторых видов она даже заканчивается настоящим «клювом», разве что чуть приплюснутым.
Дельфины- лучшие акробаты среди морских млекопитающих. Они обожают выпрыгивать из воды, делать в воздухе сальто, снова нырять «рыбкой» или весело шлепаться на спину. Дельфина чаще всего можно увидеть в зоопарках и дельфинариях. Он кажется симпатичным и улыбчивым из-за особого изгиба линии рта.
В Древней Греции дельфин считался священным животным, с ним было связано много мифов и легенд.
Живут дельфины большими коллективами - стаями. В стае все животные связаны родственными узами. Здесь нет пришлых и чужих. Эти сообщества крепкие, слитные и дружные; они никогда не распадаются и существуют, наверное, сотни лет. Во главе такой стаи стоит опытный, поживший самец. Но у некоторых видов всё наоборот: голова всему зрелая самка, самцы же находятся на вторых ролях.
Теперь поговорим о акулах.
Акула - название собирательное. Есть акула белая, голубая, тигровая, кошачья, суповая, сельдевая, акула-лисица, акула-нянька, акула-молот. Ученые насчитывают 350 видов этих рыб. И только 27 из них обвиняются в нападениях на человека. Причем у нескольких такое наблюдается лишь единожды.
Бывают совсем маленькие акулы размером не более карандаша и весом около 200 граммов, а есть огромные - до 20 метров в длину. Вес таких гигантов достигает 20 тонн.
Самые крупные акулы - их два вида - китовая и гигантская, никогда не нападают на человека. Они питаются планктоном и мелкими рыбешками, процеживая воду через тысячи мельчайших зубов. Агрессивной и опасной считается белая акула. Она достигает 5 - 6-метровой длины, изредка до 12. Но белая акула - рыба редкая.
Часто ли акулы нападают на человека. Нет, редко. Правда, за последние 50 лет такие случаи участились. Это объясняется появлением в море большого числа аквалангистов, которые, не зная повадок акул и не умея с ними обращаться, своим поведением провоцируют их нападение. Вообще-то акулы страшные трусишки. Людей они боятся и стараются держаться от них подальше. Так считает знаток биологии и поведения этих рыб американский ученый, профессор Евгения Кларк, которая всю свою жизнь посвятила изучению акул. Множество раз она надевала акваланг, спускалась в море и плавала среди акул. Наблюдала их днем и ночью также и в океанариях.
Ещё один представитель осьминог.
Осьминоги — самые известные из головоногих моллюсков, но, тем не менее, скрывающие много секретов своей биологии. В мире насчитывается 200 видов осьминогов, выделенных в отдельный отряд. Их ближайшими родственниками являются кальмары и каракатицы, а дальними — все брюхоногие и двустворчатые моллюски.
Осьминоги очень ядовиты. Да, да, не удивляйтесь. Яд, который парализует жертву, осьминог вводит в тело крабов, рыб и лягушек и после этого "спокойно" их съедает. Опасен этот яд и для человека. Как правило, место укуса сильно распухает. Человек чувствует головокружение и слабость. Такое состояние может продолжаться от недели до месяца. Иногда случалось, что люди умирали. Правда, эти случаи очень редки. Но, тем не менее, нужно знать, что осьминог - ядовитое существо.
Учёных до сих пор поражает "боевой арсенал" головоногого моллюска. Похоже, ни одно живое существо на планете не имеет столько великолепных приспособлений для выживания. Судите сами. У осьминогов 8 или 10 мускулистых щупалец, ещё их называют руками, которыми он может хватать добычу. Все они снабжены когтями и присосками. У этих беспозвонковых мощный клюв и зрение даже лучше, чем у орла. У них есть ядовитые железы, а видят они в полной темноте за счёт инфракрасного зрения. При помощи своего "реактивного двигателя" осьминоги прекрасно двигаются под водой, умеют часами лежать на поверхности и даже гулять по берегу. Для этого у них есть "резервуар" для хранения воды.
Осьминоги обладают свойством регенерации, то есть если отрезать щупальце, то вскоре оно отрастает вновь. Осьминоги стреляют так же, как и кальмары, чернильной жидкостью, которая надёжно спасает их от врагов. Некоторые виды даже умеют делать из этой жидкости свою грубую копию, которая сбивает с толку нападающего. Иногда "в чернила" они добавляют наркотические вещества, которые одурманивают преследователей.
Осьминоги - близкие родственники кальмаров. Но в отличие от своих собратьев они имеют по 8-10 щупалец вместо 7. Кроме этого, тело осьминога имеет немного другую форму. Оно не стреловидное, как у кальмара, а скорее напоминает грушу со щупальцами. К тому же присоски на щупальцах у них лишены острых роговых наростов. Так что осьминог не может поражать ими свою жертву. Зато у него есть другое грозное оружие. У всех осьминогов прекрасно развитые острые челюсти.
Далее рыбы.
Рыба наполеон
Наполеон - большая и очень красивая рыба Красного моря. Вырастает более 2 м. Питается моллюсками, которых разгрызает коренными зубами, расположенными в глубине рта.
Рыбы Красного моря
Крылатка на охоте Крылатка- ядовитая рыба. Укол колючками крылатки вызывает сильную боль.
Рыба клоун
Удивительно, но эти симпатичные небольшие разноцветные полосатые рыбы действительно храбры и даже крайне агрессивны! Не смотря на то, что она всего 2-5 дюймов длиной, рыба-клоун не побоится приблизиться даже к водолазам, чтобы выгнать их из своей обители.
Рыба бабочка
Эти рыбы получили свое название за необычайно яркую и пеструю окраску, которая действительно напоминает бабочек. Рыбы-бабочки хоть и экзотические обитатели рифов, но в той или иной степени знакомы каждому, ведь они — излюбленные объекты съемки подводных натуралистов. Рыбы-бабочки принадлежат к семейству щетинозубовых отряда Окунеобразных, однако обычные окуни состоят с ними в весьма далеком родстве. Систематически к рыбам-бабочкам ближе всех стоят рыбы-ангелы.
Рыба ангел
В отличие от рыб-бабочек, у которых мальки мало отличаются по окраске от взрослых рыб, многие рыбы-ангелы сильно меняют цвет и рисунок в течение жизни.
Как вы думаете что такое Кораллы?
КОРАЛЛЫ, морские колониальные кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов, частично из класса гидроидных (гидрокораллы), отличающиеся способностью к образованию мощного скелета, который сохраняется после смерти животного и способствует формированию рифов, атоллов и островов. Наиболее известны и каменистые кораллы, поскольку именно их рост приводит к образованию коралловых рифов и островов.
Основные места их распространения - Карибское море (Флорида, Багамские острова, Вест-Индия) и Индо-Тихоокеанская область, особенно зона к северо-востоку от Австралии (Коралловое море).
Ещё представителями являются:
Крабы — подотряд беспозвоночных животных отряда десятиногих ракообразных. Развитие краба происходит с метаморфозом; из икринок выходит личинка зоеа, которая превращается в личинку — мегалопу, а затем во взрослого краба. Преследуемый краб способен резким движением обламывать свои конечности, на месте которых вырастают новые. Питаются крабы беспозвоночными животными. Многие крабы съедобны и служат объектом промысла.
Известно более 4 тыс. видов крабов.
Морские змеи.
Настоящих морских змей известно около 50 видов. Как правило, морские змеи населяют прибрежные тропические воды Индийского и Тихого океанов, а также Красного моря. В отличие от змей мифических они невелики по размеру и обычно достигают в длину не более 70—100 сантиметров. Только одного вида змея, а именно: спиральный листохвост, может вырасти до 2,7 метра. Почти вся жизнь морской змеи проходит в воде. Некоторые из них в период размножения выползают на сушу, где откладывают яйца в прибрежный песок или рождают здесь живых змеенышей. Но многие морские змеи вообще не покидают моря: здесь они появляются на свет, проводят всю жизнь и умирают.
Морские черепахи - обитатели соленых вод. В отличие от своих земных сородичей отличаются большим размером. Обитают в теплых тропических водах, практически не посещая холодные широты.В отличие от своих земных сородичей отличаются большим размером. Обитают в тропических широтах, практически не посещая холодные воды.
Морские черепахи практически не изменились за миллионы лет, с тех пор как появились на планете. Их характеризуют развитые передние конечности, используемые в качестве ласт, и почти не участвующие в движение задние лапы. Так же у морских черепах конечности не могут втягиваться в панцирь. Более того у некоторых видов, таких как, например, кожистая черепаха, панциря нету вообще.
Морская креветка-богомол мантис
Везде среди акваирумистов этот вид известен как Odontodactylus scyallarus. Это чудесное ракообразное является одним из 500 видов ротоногих, известных сегодня. Это хищные ракообразные, родом из Индийского и Тихого океанов, где их можно найти на песочном, каменном или ракушечном дне часто вблизи к рифам на расстоянии 3-40 м. Этот хищник в процессе охоты использует свое чудесное зрение, тихо и спокойно выжидая, пока добыча не окажется в зоне досягаемости, а затем хватает ее с помощью своей второй пары ног.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края

НОД по познавательному развитию

в старшей группе

Подготовила: воспитатель Камина Т.В.

2017 год

НОД по познавательному развитию в старшей группе

(Экология, региональный компонент)

Тема «Животные морей и океанов»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: обобщение и дополнение знаний детей о животных морей и океанов: рыбах, млекопитающих.

Задачи:

Создать положительно эмоциональную направленность, интригующего начала, обеспечение психологической готовности к общению взрослых и детей.

Закрепить знания о морских животных (величине, внешнего вида, способах движения, питания, размещения на этажах моря.)

Закрепить знания о животном мире Охотского моря (Татарского пролива) через подвижную игру «Море волнуется раз».

Активизировать словарь по теме «Подводный мир»- умение подбирать прилагательные к существительным.

Способствовать формированию представлений о экологически грамотном поведении на море.

Помочь снять зрительное напряжение путем расслабления глазных мышц с использованием художественного слова.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать способности вслушиваться в звуки природы.

Развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Развивать потребность в двигательной активности.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о морских обитателях, просмотр мультфильма « Немо», игра – лото «Подводный мир», познавательные рассказы о морских обитателях, создание макетов теплого и холодного морей с их обитателями, чтение рассказов, стихов, сказок о морских жителях. Отгадывание загадок по теме, разучивание игры «Море волнуется раз…» с усложнением - « Морские животные Охотского моря, Татарского пролива».

Методы и приемы:

сюрпризный момент, проблемно-ситуационный метод, беседа, загадывание загадок, вопросы, образец рассказа, игровой метод

Материалы и оборудование:

проектор, ноутбук, презентация «Загадки о морских животных», аудио запись звуков «шум моря», презентация с опорной схемой рассказа (мнемотаблица) и картинками морских животных, презентация «Загрязнение моря», маски морских животных, плакат «Загрязнение моря», клей, кисти, клеенки, салфетки, тарелочки, готовые запрещающие знаки, письмо, бутылка, шкатулка с набором аквариумных рыбок.

Ход НОД:

Психологический настрой:

Доброе утро небо,

Доброе утро солнце,

Доброе утро нам,

Доброе утро вам.

Ребята, сегодня на занятии нас ждут удивительные приключения и интересные задания. И все вместе мы, конечно, справимся с ними.

Вводно-организационный, мотивационный момент:

На выходные я ездила на прогулку к морю и нашла там вот эту бутылку. Видимо ее выбросило штормом на берег из моря. В ней что-то лежит. Давайте посмотрим?

(Достаем письмо, читаем)

«Всем! Всем! Всем! Кто найдет это письмо! Нас заколдовала злая Урсула. Мы забыли, как нас зовут, где мы живем, что нам можно есть!

Помогите нам, пожалуйста! Расколдуйте нас!

А узнать где мы находимся, вы сможете, разгадав загадку:

« В нем соленая вода, по нему плывут суда»

(море)

Р. S .

«Общаться мы с вами сможем через волшебный экран»

Значит, сегодня, ребята, нам предстоит отправиться в морское путешествие.

Вспомнить все, что мы знаем о животных моря, рассказать им и выполнить все задания которые помогут расколдовать их и прогнать Урсулу.

Вы готовы? Тогда в путь. Я приглашаю вас на наш корабль.

Основная часть:

Садитесь удобнее на стульчики. Закройте глаза. Поплыли. Открывайте глаза. Вот мы и на месте.

Чтобы опуститься в воду нам надо надеть водолазные костюмы.

«Кто не боится глубины и чтит подводные указы

И на успех обречены?

Конечно это водолазы».

Теперь можно выходить на морское дно. А вот и волшебный экран. Давайте встанем за стульчики и посмотрим, что нам надо делать?

(на экране первый слайд презентации «Загадки о морских животных» с вопросительными знаками)

Чтобы узнать, кто послал нам письмо нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает,
Океаны бороздит,
Ну, конечно, - это (кит)

Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила (осьминог)

На колючий шар похож

Глубоко на дне живет (морской еж)

Быстрые, юркие,

И дружелюбные,

Плавают, играются,

Как же называются? (дельфином)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской... (конек)

Свирепа, беспощадна,

Быстра невероятно,

Зубы - острые ножи,

Пасть утыкана вся в них! (акула)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет (морская звезда)

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это... (краб)

(после правильного ответа на загадку, на экране появляется изображение отгаданного животного)

Молодцы ребята! Мы узнали кто написал письмо, которое мы нашли.

А как можно назвать этих животных, одним словом?

(морские животные)

Гимнастика для глаз:

Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Садитесь на стульчики. Сядьте удобно. Облокотитесь о спинку стула. Ноги ровно поставьте. Голову держите прямо. Шея спокойная, расслабленная, не двигается. Работают только ваши глазки. (Звучит аудиозапись шума моря)

Мы устали все чуть–чуть предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши, тишину мы будем слушать

И глаза мы закрываем, и они пусть отдыхают.

В тишине представим море,

Свежий ветер на просторе,

За волной плывет волна,

А в округе тишина…

Глазки, дети, открываем.

Ночь, темно на улице,

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем,

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь вам вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо-влево посмотрели,

Вниз и вверх все поглядели,

Отдохнули, хорошо,

Повторяем все еще.

Дети, мы помогли животным вспомнить, как их зовут.

Но, чтобы их расколдовать, сейчас нам надо рассказать животным о том, как они живут, что едят.

Обратите внимание, на экране есть схема - подсказка для вашего рассказа. Послушайте мой рассказ.

(На экране появляется изображение ската)

Это скат - скат - рыба - живет на нижнем этаже моря – питается мелкой рыбой, моллюсками, ракообразными и другими обитателями морского дна – может менять цвет для маскировки.

Дети на экране выбирают картинку животного, про которое хотели бы рассказать.

(рассказы детей)

Молодцы ребята. Теперь эти морские животные все вспомнили и смогут помочь другим морским обитателям, своим друзьям.

Давайте сейчас отдохнем и поиграем в игру, которая называется также как то море на берегу, которого мы живем. Кто скажет, как оно называется?

(Охотское море, Татарский пролив)

А наше море теплое или холодное?

(Холодное)

Проходите к столу с картинками. Выбирайте себе маски животных только тех, кто может жить в нашем холодном море.

Подвижная игра:

«Море волнуется раз» с усложнением – «Морские животные Охотского моря, Татарского пролива».

Описание правил игры:

Дети двигаются под счет и замирают по команде «замри», принимая позу и положение соответственно этажу проживания в море того животного, маску которого выбрали для игры. Тот ребенок,кого разморозили, должен назвать животное которое выбрал, рассказать на каком этаже моря оно живет и почему.

Положите маски обратно, на стол.

Подойдите ко мне. Встаньте в кружок.

Ребята, мы, конечно, помогли животным. Но Урсула заколдовала не только животных, но и некоторых людей. Давайте посмотрим, что они делают.

Дети проходят на стульчики.

Смотрят презентацию «Загрязнение морей».

Как вы думаете, что надо делать людям, Чтобы вода в морях и океанах была чистая?

(ответы детей)

Практический:

Я предлагаю вам сделать плакат-коллаж, который поможет людям не забывать о том, как сохранить моря и океаны чистыми.

Проходите к столу. Нам надо наклеить запрещающие знаки на объекты и предметы, которые загрязняют моря.

(напомнить правила работы с кисточками и клеем)

Наш коллаж готов. Молодцы, ребята! Теперь мы с вами точно прогнали злую Урсулу, и она не будет вредить больше морским животным и людям.

Морские животные говорят вам большое спасибо и дарят вам подарок.

(набор аквариумных рыбок)

Мы поселим их в наш аквариум.

А теперь нам надо возвращаться на корабль.

Заходим

Снимаем водолазные костюмы

Садимся. (Звучит запись «шум моря»)

Рефлексия:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось оно? А что мы с вами сегодня делали? А что вам больше всего понравилось?

Хотите еще что-нибудь узнать о морских обитателях? Тогда на следующем занятии я расскажу вам о самых удивительных и необычных животных подводного мира.

Вывод:

А скажите мне, чтобы животные морей и океанов жили долго и счастливо, что должны делать люди?

(Беречь, не загрязнять природу)

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

Цели:

Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

Развивать самостоятельность, активность.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

Молодец! Очень интересно!

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог!

4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра « Вопросы - ответы »

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова ).

Чей хвост? (Это рыбий хвост ).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).

Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).

Чьи кости? (Это рыбьи кости ).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).

Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).

Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

Море – моря;

Рыба – рыбы;

Акваланг – акваланги;

Батискаф - батискафы;

Лодка – лодки;

Водолаз – водолазы;

Кит – киты;

Осьминог - осьминоги;

Дельфин – дельфины;

Медуза – медузы;

Акула – акулы;

Коралл – кораллы.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.

Марина Новопашина
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в подготовительной группе

Задачи : Уточнить знания детей об обитателях морских глубин , умение выделять

характерные признаки, классифицировать, расширять кругозор, работать

развитием речи.

Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание,

закрепить знание состава числа из двух меньших, прямой, обратный,

парный счет, умение находить в предметах сходство с геометрическими

фигурами.

Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, умение передавать

в рисунке форму, окраску и особенности строения подводных обитателей .

Словарь : батискаф, аквалангист, материки, океаны , моря

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание альбомов, энциклопедий,

открыток, просмотр познавательных фильмов.

Материал : крупный лего конструктор , столы, стулья, акваланги, маска для

подводного плавания, ласты, рупор, иллюстрации с изображением

морского дна и морских обитателей , гуашь, бумага, шляпа водяного,

аудио запись шума моря, песни водяного и осьминожек из мульфильма.

Индивидуальная работа :

Воспитатель в рупор приглашает детей на морскую прогулку :

"Внимание, внимание, приглашаю всех желающих отправиться на морскую прогулку, просьба собраться на берегу и не опаздывать"

На чем можно путешествовать по водным просторам? (Корабль, яхта, лодка, пароход, теплоход.)

А как же нам оказаться на морском дне? (спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом.)

Хорошо, мальчики отправятся под воду с аквалангами, на моторной лодке. (дети строят лодку из лего)

А девочки опустятся в морские глубины на батискафе (строят из столов и стульев многоугольник, залазят во внутрь)

Встречаемся на морском дне.

Звучит музыка шума моря.

Пока мы не опустились на дно, давайте вспомним сколько материков на нашей планете? (5)

На каком материке мы с вами живем? (Евразия) Какой материк самый маленький? (Австралия) Назовите остальные. (Африка, Северная и Южная Америка)

А сколько океанов омывает материки ? (4) Чего больше? Материков или океанов ? На сколько?

Ну вот, кажется мы опустились, посмотрите в иллюминаторы, там плывут наши аквалангисты, а как нам присоединится к ним и полюбоваться на морских обитателей , ведь у нас нет баллонов с кислородом?

(дети предлагают различные варианты)

Может нам превратится в русалок, как в сказке Г. Х. Андерсена.

(Девочки снимают обувь, их ноги превращаются в рыбьи хвосты)

Пора и нам присоединиться к мальчикам и поинтересоваться, знают ли они сколько на нашей планете материков, океанов и морей .

Вылазят из батискафа, плывут на встречу мальчикам (на ковер)

А какие моря знаете вы? (дети перечисляют)

Посмотрите, сколько здесь рыб! Посчитайте.

Какие разные по размеру, форме, цвету камни, водоросли, кораллы. (пересчитывают, сравнивают, сопоставляют.)

Вам не кажется, что некоторые из морских обитателей напоминают геометрические фигуры? (краб-трапецию, черепахи-овал, рыбы-треугольник и овал)

А каких ракообразных вы знаете? (креветки, омары, лангусты, раки)

Сколько ног у краба? Лангуста? У кого больше? На сколько?

Все они могут жить в море ? Почему? (раки пресноводные, а в море вода соленая )

Звучит песня про водяного.

А как вы думаете, пиявки с лягушками могут жить в соленой воде? (ответы детей) Давайте поиграем с водяным.

Физминутка. Игра "Водяной"

Давайте посчитаем сколько кислородных баллонов у аквалангистов. (10. прямой и обратный счет)

Составление задач на вычитание и сложение.

Воздуха в баллонах осталось совсем мало, боюсь не хватит, чтобы вернуться на катер. Придется вам возвращаться вместе с нами в батискафе. Да и русалки могут превратиться в девочек.

(дети плывут к столам. залазят во внутрь)

Звучит музыка шума моря.

Ну вот мы с вами и вернулись на поверхность, посмотрите, лодку мальчиков прибило к берегу, Вам понравилось путешествие?

Каких обитателей мы встретили в морских глубинах? (ответы детей)

Звучит песня из мультфильма про осьминожек.

Ну конечно же, именно осьминожек мы и не встретили. Хотите их нарисовать?

Дети вылазят из батискафа, берут кисти, гуашь, бумагу и рисуют ладошкой осьминогов. Добавляют недостающие ножки, пересчитавают.

Моют руки, по желанию вырезают по контуру осьминожек и вешают на оформленную стену.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» Тема: «Подводный мир» Задачи: Закреплять и расширять знания детей о морских обитателях и их особенностях. Развивать умение детей решать.

Методическая разработка образовательной деятельности (лепка) «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы. Цель: Расширять, углублять.

Цель:Пополнять знания детей о подводном мире,его обитателях. Задачи:Развивать связную диалогическую речь,расширять словарный запас детей,воспитывать.

Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»
Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТЕМА: ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Воспитатель: Рассказова О.В.

С.Большое Алексеевское
февраль 2012 года
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
Совершенствовать грамматический строй речи.
Совершенствовать количественный счет.
Закреплять в речи названия геометрических фигур.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
Развивать вкусовую чувствительность.
Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
Развивать и стимулировать внимание.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Проекор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение произведений: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И.Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна- Лягушка».
Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»
Отгадывание загадок по теме.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»
Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.
Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

1.Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря?(на машине, самолете, поезде, автобусе).
Предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)
Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.
Все садятся на ковер.
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.
Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы
для подводного плавания и опустимся под воду.
Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2.Упражнение «На дне морском»
Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.
Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.
Лежит подводная страна
Глубоко под водой
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
Но хоть и светится она
Ничуть не ярче и звезда,
Она не светит никогда
А что скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Святящиеся рыбы.
Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок: Что за звезды в глубине,
На песках лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке морские звезды.
2-й ребенок: «Ну что это за рыбы?
По морю ходят толки,-
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок: Электрические скаты
Неуклюжи, простоваты
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.
4-й ребёнок: Краб забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.
Воспитатель: Каких только рыб и животных не плавало в море!
Продолжение показа презентации.
Воспитатель: перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.
Дети:
Я вижу в………… в морских глубинах.
Я вижу в………… в морских глубинах
Я вижу в………… в морских глубинах.
Я вижу в………… в морских глубинах.
Я вижу в………… в морских глубинах.
3.Упражнение «Рисование песком»
Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.
Воспитатель: Предлагаю вам опустить руки «под воду». Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!
Дети садятся за свои столы.
Воспитатель: Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:
Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед
Сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение
обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.

Дети обсыпают рыб песком.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4.Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут
Вы узнали? Это – море. руками.)
Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)
То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги
вверх, трясут ими.)
5.Упражнение «Скажи наоборот»:

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.
Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.
Воспитатель: Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.
Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.
Воспитатель: Какой была вода в синем стаканчике?
Дети: Соленой.
Воспитатель: А в зеленом?
Дети: Несоленой.
Воспитатель: Верно. Она была пресной.
Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.
Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».
Морская вода соленая, а колодезная…….(пресная)
Морская вода теплая, а колодезная ……..(холодная)
Колодезная вода мягкая, а морская ……..(жесткая)
Морская вода мутная, а колодезная ……..(прозрачная)

6. Работа со скороговоркой:
Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:
« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)
Сначала давайте произнесем тихо.(Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)
Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)
Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)
Еще быстрее. . (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)
Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.
7.Составление рассказов-описаний о рыбах:
Воспитатель: Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво.
3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.
8.Упражнение «Наш аквариум»:
Воспитатель: Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.
На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?
Дети: На прямоугольник.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?
Дети: Круг, квадрат, цилиндр.
- Я опускаю в аквариум Воспитатель: Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.
Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.
Дети: - Я опускаю в аквариум скалярию.
- Я опускаю в аквариум …..
- Я опускаю в аквариум…..
- Я опускаю в аквариум….
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?
Дети считают рыб в аквариуме.
Воспитатель: Молодцы ребята!
9. Итог занятия:
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.