» »

Работа логопеда с детьми с овз в условиях инклюзивного образования в доу. Организация логопедической помощи детям с овз Дети с овз в логопедии

10.07.2022

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО «КГУ»)

Повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров

(факультет)

Кафедра

Р Е Ф Е Р А Т

Тема « Логопедическая работа с детьми с ОВЗ»

Выполнила Лебедева М,Н.______________

фамилия, инициалы

Руководитель _Иванов В.А.,профессор,доктор медицинских наук_

фамилия, инициалы

2015

Содержание

    Введение

2. Виды логопедических работ

3. Заключение

1 Введение

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Поэтому своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.

С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.

Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).

Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопедическая служба ставит перед собой следующие задачи:

    уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)

    нормализация просодической системы речи

    формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи

    развитие фонематического восприятия и звукового анализа

    развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

    нормализация лексико-грамматических навыков

Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми с ОВЗ являются:

1.Коррекция речедвигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);

2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).

3.Укрепление артикуляционного аппарата.

Неотъемлемой частью логопедической работы является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус. В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж. Для уменьшения гиперкинезов проводится специальный массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, мы в своей работе используем элементы самомассажа. Дети с логопедом работают с массажными мячами, кольцами су-джок. Очень нравится учащимся работа с сыпучими материалами (греча, горох, желуди, каштаны), работу с этими предметами мы тоже используем, как элементы самомассажа.

Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.

У детей с ОВЗ возникают трудности при обучении технике письма, вызванные, прежде всего несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки. Разработаны целые специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами (греча, горох), игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками

Специфические затруднения при письме у детей с овз чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки. Это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Предупреждению дисграфии у детей с ОВЗ способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи используем в своей работе игры на развитие голоса.

Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда.

Недостаточная сформированность грамматического строя у учащихся выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.

На своих занятиях проводим с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом, коррекции подвергается вся речевая система.

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности; психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

Характерной для логопедической работы с детьми с овз является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую. Следует поддерживать у ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

Коррекционная работа по исправлению рече-двигательных нарушений проводится не только логопедами, а совместно с учителями, воспитателями, инструкторами ЛФК, медицинским персоналом и родителями.

2Рассмотрим более подробно основные виды работ логопеда с детьми с ОВЗ.

1.Логопедический массаж . В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Виды массажа:
- Массаж биологически активных точек (БАТ).
- Массаж языка с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатели, щеточки).
-Элементы самомассажа лица, шеи.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой.
Основные приемы массажа:
Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата
Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. Примеры релаксационных упражнений:
1) «Олени»
Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени…Руки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики! Дышится легко…Ровно…Глубоко.
2)«Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а расслаблены.
3)«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…
3. Дыхательные упражнения . Важнейшие условия правильной речи- это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми.
1)«Снегопад». Сделать маленькие комочки из ваты. Предложить ребенку положить комочек ватки на ладошку и сдуть ее. То же самое упражнение выполнить держа комочек ватки над носом. Подуть вверх.
2)«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
4.Дыхательная гимнастика . Была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
1)Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Встать прямо, показать ладошки зрителю, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха, пауза. Нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха.
На занятиях с детьми мы проводим следующие упражнения:
2)«Погончики», 3)«Насос»,4) «Кошка», 5)«Обними плечи», 6)«Повороты головы», 7)«Китайский болванчик».
5. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения : «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».(Разные виды гимнастик для губ, щек, челюстей, языка).
6.Пальчиковая гимнастика.
В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.

Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает педагог- психолог.
Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной длины», «Пары слов».
7. Гимнастика для глаз . Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.
Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех, даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим ПРАЗДНИКОМ!

3.Заключение

В конце учебного года составляется годовой отчет о работе логопеда. В отчете отмечается общее количество детей с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количество школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, поставленных на очередь.

Список литературы:

1 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах- М.,2001

2 Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых детей – М., 1988

3 Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой.- М..1989

4 Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. М., 1973

5 Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М..1994

6 Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. В 2-х т.- М..1997

Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе состоит из ряда последовательных этапов.

  • I этап - диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;
  • II этап - составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка;
  • III этап - обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
  • IV этап - организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
  • V этап - мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
  • VI этап - индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;

Основная цель учителя-логопеда - исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Главные задачи:

  1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи школьников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с ГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическая работа необходима учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

Таким образом, основной задачей школьного логопеда является предупреждение неуспеваемости различных нарушений устной и письменной речи.

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках общеобразовательной школы включает в себя:

  • Комплектование групп.
  • Комплектование групп учащихся для фронтальных занятий:
  1. ОНР (III, IV уровень) - 1 класс;
  2. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР - 2 класс;
  3. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР - 3 класс;
  4. Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия - 4 класс;
  5. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма; развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений; отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи; закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением; работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью; автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:

  • упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
  • Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда; формирование действий изменения слов.
  • Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов; формирование грамматически правильной связной речи.
  • Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи; развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи; словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий; фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся; слоговой анализ и синтез слов.
  • Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение. согласование различных частей речи в числе, в роде.
  • Управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи; работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей недостаточности или нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьей ребенка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребенка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приемы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями) , другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий) .

На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять следующие факторы:

  1. Вид (тип) нарушения.
  2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
  3. Срок (время) возникновения первичного дефекта . Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
  4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды . Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.


Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.Совместное сопровождение ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающее

Личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии-словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

  1. Формирование фонетической стороны речи.
  2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.
  3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

6.Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги - это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Наиболее важной стороной деятельности логопеда является включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ДОО. Поскольку именно проблемы в речевом развитии становятся основными, из - за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Становление и развитие речевого взаимодействия между детьми в группах ДОО зачастую затрудняют именно логопедические проблемы.

В таких случаях работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка с ОВЗ в образовательное пространство детского сада.

Деятельность логопеда по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ включает в себя ряд последовательных этапов.

I этап - диагностика особенностей речевого развития детей с ОВЗ.

II этап - разработка индивидуальной карты речевого развития ребенка.

III этап - составление совместных с психологом, медицинским работником и другими специалистами рекомендаций по развитию речи детей с ОВЗ.

IV этап - организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции.

V этап - мониторинг речевого развития каждого ребенка с ОВЗ, имеющего проблемы логопедического характера.

Основными целями и задачами работы логопеда ДОО по сопровождению воспитанников с ОВЗ являются исправление и коррекция недостатков речевого развития и формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления), своевременное профилактика и предупреждение трудностей в освоении детьми программы детского сада, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Деятельность логопеда ДОО по коррекции речи детей с ОВЗ с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами данной организации, а с другой стороны, логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления логопедического воздействия, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении программы ДОО (прежде всего по развитию речи), содействуя другим специалистам в учебно - воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО должно включать в себя систематические индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, на которых осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление речевых нарушений; развитие лексической, отработка артикуляционно - фонетической стороны речи; формирование фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков в устной речи; совершенствование морфемного анализа, словообразования и словоизменения; работа над грамматическим оформлением связного высказывания; становление просодических компонентов речи.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от специфики недоразвития или нарушения речевой деятельности ребенка. Не мало важным направлением коррекционно - логопедической работы с детьми с ОВЗ, имеющими недостатки речевого развития, является работа с родителями, поскольку именно сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного логопедического воздействия на детей с ОВЗ.

Осуществляя взаимодействие с семьёй ребёнка, логопед даёт рекомендации по исправлению дефектов речи и к созданию таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Также логопед организует собрания и индивидуальные консультации с родителями, на которых сообщает характер отклонений в речевом развитии детей с ОВЗ и перспективы их исправления, раскрывает необходимость совместных усилий в преодолении речевых недостатков. Также даёт характеристику общего и речевого развития каждого ребёнка, сообщает о достижениях и существенных трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Таким образом, индивидуального сопровождения детей с ОВЗ логопедом в ДОО реализуется в следующих направлениях:

1. Диагностическое, целью которого является выявление уровня актуального развития ребенка, прогнозирование этиологии и механизмов трудностей в обучении, а также разработка соответствующих мероприятий коррекционного характера.

2. Коррекционное, определяющее содержание и формы логопедического воздействия, а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков речевого развития, стимулирование сенсорного и сенсомоторного развития, совершенствование развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом детей.

3. Аналитическое, предполагающее тщательный мониторинг процесса коррекционного воздействия, его продуктивность, а также обзор и оценку взаимодействия специалистов

4. Консультативно - просветительское, предполагающее следующие направления работы:

Выявление запроса педагогов ДОО на оказание методической помощи;

Предоставление помощи родителям по вопросам воспитания и речевого развития детей с ОВЗ (личные встречи с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений; уведомление родителей о проблемах ребёнка, систематическое участие в собраниях, информирование родителей о дополнительных источниках сопровождения и оказания психолого - педагогической помощи по развитию речи детей с ОВЗ).

Список литературы

1. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. - М.: изд - во Центр «Школьная книга», 2010.

2. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2014.

3. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. - М.: Изд - во Теревинф, 2010.

4. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

5. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. - М.: Сфера, 2012.

6. Сиротюк А. С. Воспитание ребёнка в инклюзивной среде. Методика, Диагностика. -М.: «ТЦ Сфера», 2014.

анонимно , Женщина, 5 лет

Добрый вечер! Дочке 5 лет. Родилась недоношенная, но все этапы лепетания, первых слов, фраз, вставания на ножки, ходьбы начали по стандартным для возраста срокам, т.е. задержек не было и не ставили. У невролога наблюдались (после рождения были немного увеличены желудочковые роги. После лечения наблюдалась положительная динамика - их уменьшение) - и к моменту получения путевки в сад - диагноз: здорова. Пошла в сад в 3 года. За два года хождения в сад - с больничных не вылазили. Очень частые простуды с осложнением на уши. К концу младшей группы предстояла комиссия для перевода ребенка либо в обычную, либо в логопедическую группы. В итоге ребенок попал в логопедическую группу с ОНР и там же ей присваивают статус ОВЗ. Как мне обьяснил логопед, статус присвоен из-за дефекта речи (тяжелые нарушения речи). Ребенок на самом деле не выговаривает несколько букв (ш, р, л), может переворачивать слово (петерь - теперь), медленно проговаривает фразу(но говорит ее осмысленно), сама речь не богата прилагательными. Мы в семье понимаем речь ребенка, и те ошибки, которые она допускает - проговариваем как правильно и она повторяет. У меня такой вопрос: что это за статус такой - ОВЗ? снимается ли он? что нас ждет после сада - т.е. обычная общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.п. или специализированная? Сказали, что комиссия будет теперь через 2 года перед школой. Могу ли я опротестовать решение уже прошедшей комиссии? Заранее спасибо за ответ!

Здравствуйте. Давайте разбираться. Дети с ОВЗ-дети с ограниченными возможностями здоровья. Это очень большая группа детей с различными отклонениями в развитии. В Вашем случае, нарушения речи. Теперь вот о речи. ОНР-общее недоразвитие речи. Оно бывает 3 уровней. Какой поставили Вашей девочке? Теперь второе-ТНР.Это тяжелые нарушения речи. Само название говорит о себе. Просто нарушение звукопроизношения, небольшие перестановки-это не ТНР. И третье-самое главное-какая комиссия дала это заключение? В детском саду работает ПМПК, но диагноз члены комиссии не ставят, только описывают состояние ребенка, делают предположения и направляют на центральную комиссию (или приглашают это комиссию в сад). Но Вы должны дать на это согласие, пройти многих врачей, в том числе или психоневролога.И присутствовать на заседании и консультации. Как проходило это у Вас?Я не поняла. В школу Вы идете в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель). Если перед школой не пойдете на комиссию-автоматически бесплатная помощь логопеда, дефектолога, ребенку не положена. Если Вы проходите комиссию и статус ОВЗ сохраняется-в школе логопед и др.специалисты помогают ребенку учиться бесплатно. В обычной школе, в обычном классе. Могут (по решению комиссии) предложить адаптированную программу-т.е. упрощенный вариант обычной программы. Я по таким программам (у нас разные дети с разными диагнозами) работаю 10 лет. Дети учатся в классе со всеми, но после уроков я помогаю понять непонятное и научить детей самостоятельно справляться с заданиями. Ничего страшного в этом нет. Если Вы откажетесь-придется самой искать специалистов для устранения нарушений, подготавливать к школе и потом уже помогать в освоении русского языка. Иначе проблемы будут очень серьезными. И процесс этот не быстрый. Программа по развитию речи для детей с ОНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю. Может, лучше в саду постараться устранить нарушения, а при прохождении комиссии перед школой реально оценить возможности ребенка? В любом случае, школ коррекции уже нет, пойдет девочка в обычную. Но учиться будет непросто. Я не нагнетаю, а предупреждаю, что помощь ребенку очень нужна и сейчас и потом. Но решать, конечно, Вам.

анонимно

Спасибо огромное за развернутый ответ! Да,комиссия была ПМПК в саду. Перед комиссией проходили врачей в поликлинике. (Лор (аденоиды 1-2 степени), окулист(здорова),невролог (стертая дизартрия), психиатр (соответствует возрасту). Затем заключение педиатра. С этим заключением на комиссию в сад. Сейчас осенью, выйдя в сад после каникул, мне и сообщили, что у ребенка ОНР 2-3 уровня и присвоен комиссией статус ОВЗ. Больше никуда не отправляли... Но, зная своего ребенка - ее упертости и способности все дела доводить до конца - уверена,что она справиться и с этими задачами. Мы ей в этом поможем! Просто меня,как маму,смущал момент - а что же нас ждет после сада,имея этот статус...спасибо за Ваш ответ еше раз.