» »

Презентация на тему: «Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников Скачать упражнения для определения зрительного образа буквы

10.07.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Организация работы и взаимодействие специалистов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи» Подготовила и провела: учитель-логопед Онищенко Н.В г. Новочеркасск


Оптические дислексия и дисграфия - наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. - действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма. -трудности становления процесса латерализации. Неустановившаяся доминантная роль одного из больших полушарий мозга, приводит к тому, что четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства.






Трудности, по которым можно предположить возникновение оптических сложностей при чтении и на письме: более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов трудности дифференциаци и оттеночных цветов и их словесного обозначения трудности восприятия и дифференциаци я предметов по внешнему сходству трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга сложности при нахождении различий в изображениях предметов не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки запаздывание сроков становления ориентирова- ния в собственном теле трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции сложности в определении пространственн ого положения частей предметов и изображений трудности копирования геометричес ких фигур, узоров трудности дорисовыв ания предмета до целого более длительное время овладения навыком обводки, штриховки


При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются: более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком трудности узнавания букв предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных трудности различения графически верно и не верно изображенных букв трудности конструирования букв из элементов при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы




Цель: Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Направления работы: Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания (педагог – психолог,воспитатель)) Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти (педагог- психолог-воспитатель) Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений(воспитатель, инструктор по физ.культ) Формирование временных ориентировок и представлений (воспитатель) Развитие зрительно- моторной координации (инструктор по физ.культуре, воспитат.) Развитие тонкокоординированных движений рук (логопед,воспитатель)


ОСНОВНОЙ ПЕРИОД Система работы по оптической дисграфии и дислексии при взаимодействии специалистов Цель: Сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале. Этапы работы: Начинает работу учитель-логопед, воспитатель закрепляет на коррекционных часах и в индивидуально-подгрупповой деятельности. Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза Автоматизация смешиваемых звуков (букв) Дифференциация смешиваемых звуков(букв)


Направления работы: Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения Формирование навыка узнавания недописанных букв Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов










Использованная литература: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие». - СПБ.: ИД «МиМ» Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. - М.: «Грамотей», Волина В.В. Праздник букваря. М.: «АСТ-ПРЕСС», Ковшиков В.А. Стихи про печатные и рукописные буквы. 6. Куликовская Т.А. Мастерская букв. - М.: ООО «Издательство ГНОМ «Д», Жукова О.С. «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день» М.: Астрель. СПБ.: Астрель, Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. - Ярославль: Академия развития, Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - М.: ООО «Издательство АСТ», Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», Соловьева Е.В. Ты научишься читать. - М.: Владос, 1994.

Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены задания и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.

При обучении детей письму в школе могут возникнуть специфические логопедические ошибки, которые выражаются в зеркальном написании букв. В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности:

Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для решения этих задач предлагаются следующие игры и упражнения.

«Волшебный квадрат»

В центре сетки находится фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Например, даётся команда: вверх – вправо. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где она остановилась. В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2 – 3 до 8 – 10. Для усложнения игры ребёнку предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе ребёнок с закрытыми глазами определяет путь фишки и отвечает, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия «верх», «низ», «право», «лево», а также дети запоминают названия квадратов:

1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 — левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат;
5 – нижний центральный квадрат;
6 – правый верхний квадрат;
7 – правый нижний квадрат;
8 – левый верхний квадрат;
9 — левый нижний квадрат.

Диктанты для рисования орнаментов и букв.

Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 клеток — вниз — , 1- вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Г», которую дети штрихуют. Подобным образом дети могут написать под диктовку любую букву.

Найти недостающие элементы буквы.

Какая буква «сломалась»?

Нахождение букв в геометрических фигурах.

Например, в приведённом квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У,И,М,П и т.д. Параллельно можно выложить контур буквы из палочек.

Предъявление букв разного шрифта.

Печатные, прописные, строчные, стилизованные.

Демонстрация букв в разном положении.

Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

Определение букв, которые можно выложить из 2,3,4 палочек.

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

На что похожа буква?
А – антенна, стремянка;
У – уши, сучок, вешалка.

Определение буквы (геометрической фигуры), «написанной» пальцем на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Ощупывание объёмных букв закрытыми глазами.

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так ложные (зеркальные) буквы.

Cоставитель:
Зезюлина Светлана Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ № 26 ДС «Жемчужинка»
города Смоленска

Наверное, каждому человеку, будь то ученик, студент или офисный работник, приходилось сталкиваться с усталостью глаз. Неприятное жжение, чувство сухости, покраснения, слезоточивость - все это следствие , чтения или прочей утомительной для наших органов зрения деятельности. Для того чтобы снизить нагрузку на глаза, следует грамотно обустраивать свое рабочее место, обращая особое внимание на степень и яркость освещения. Кроме того, рекомендуется соблюдать некоторые правила, например, не читать в лежачем положении и не садиться слишком близко к экрану телевизора/ноутбука. Ежедневная разминка также поможет сохранить . Это позволит не только снять усталость и ненадолго отвлечься, но и предупредить постепенное ухудшение зрения. Разминку для глаз рекомендуется проводить как в перерывах между работой или чтением, так и в любое свободное время. Она займет не более 10-15 минут. Но это время будет бесценным для здоровья Ваших глаз. Итак, приступим к разминке!

Каждый из нас хотя бы раз в жизни проходил проверку остроты зрения при помощи таблиц у окулиста или в режиме онлайн. Несмотря на появление современных технологий обследования, такой простой инструмент диагностики по-прежнему остается популярным среди офтальмологов. В соответствии с медицинской терминологией под остротой зрения понимается способность глаза хорошо различать две точки, минимально удаленные друг от друга. Результат хороший, если человек видит их с угловым разрешением, равным одной минуте. Такое зрение считается 100 %, или говорят, что V=1.0. Что же используют, чтобы точно проверить, насколько хорошо видит человек?

Какие бывают таблицы

Это наиболее известный инструмент для диагностики глаз. Данная таблица, по которой проверяют зрение большинство окулистов, состоит из 12 строк с буквами алфавита. Размер символов в каждой строке уменьшается сверху вниз. С левой стороны литерой «D» отмечено расстояние, с которого человек с нормальным зрением должен различать имеющиеся знаки. Оно составляет 2,5 метров для нижнего ряда и 5 - для верхнего. Чтобы точно проверить зрение по таблице, необходимо знать, какие символы в ней использованы. Справа буквой «V» обозначена величина в условных единицах, показывающая остроту при чтении символов с расстояния 5 метров (2,0 - если различим нижний ряд; 0,1 - если человек видит только верхний ряд). Зрение считается нормальным (1,0), если человек каждым глазом видит десятую строку при D=5,0.

Это прародительница инструмента диагностики зрения Сивцева, используемая в англоязычных странах. Таблица состоит из 11 строк. Наверху расположена одна большая прописная буква. Размер остальных построчно уменьшается сверху вниз. Проверка осуществляется на расстоянии 6 метров. Остроту зрения в англоязычных странах принято обозначать в виде простой дроби Снеллена. При этом в числителе указывается количество футов до таблицы, а в знаменателе — расстояние, с которого человек с нормальной остротой зрения может прочитать символы.

Таблица Орловой. Данный инструмент для диагностики остроты зрения по своему принципу напоминает предыдущие. Но ее используют для проверки зрения у детей , не умеющих читать. Именно поэтому вместо букв подобная таблица окулиста для проверки зрения содержит различные изображения. Размер строк с картинками уменьшается сверху вниз. Острота определяется так же, как и в инструменте для проверки зрения Сивцева. Нормой считается, когда ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров каждым глазом. Если он не распознает символы верхнего ряда с указанной дистанции, то его начинают приближать к таблице и каждые 0,5 метров спрашивать, видит ли он знаки. Так продолжают проверять до тех пор, пока ребенок не назовет правильно картинки верхнего ряда.

Таблица Головина. Данный инструмент для диагностики глаз состоит из стандартного набора оптотипов. Подобные таблицы остроты зрения содержат комбинации равных по высоте и ширине колец с разрывами. Нормой считается, когда человек способен различить две удаленные точки с угловым разрешением, равным одной минуте. Стандартная таблица для проверки зрения Головина содержит оптотипы для определения остроты с расстояния 5 метров. При этом первые 10 строк различаются шагом в 0.1, следующие два ряда - в 0.5 и дополнительные три ряда - в 1.0. На поле также имеются две колонки. С левой стороны буквой D отмечена дистанция, с которой глаз со 100 % зрением различает указанный символ. Литера V, расположенная справа, обозначает фактическую остроту, если человек читает данный ряд с расстояния 5 метров. Подобная таблица может быть представлена как отдельно, так и в сочетании с инструментом для проверки остроты зрения Сивцева.

В Интернете Вы можете пройти проверку остроты зрения в режиме онлайн, но нужно помнить, что, какую бы таблицу Вы ни выбрали, это не заменит классической диагностики.

Основные ключевые направления: таблица для проверки зрения у детей, таблица Орловой, таблица Головина, как проверить остроту зрения, на каком расстоянии проверяется зрение, как называется таблица для проверки зрения у окулиста, как запомнить, как называется таблица для проверки зрения у окулиста

Увеличение объема информации, предлагае-мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, отбирающих детей по результатам собеседования, обязательно, чтобы ребенок умел читать . Стараясь выполнить новую программу, часть учителей повышают требования к скорости чтения. С первых же родительских собраний Вы будете слышать данные о технике чтения детей класса.

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения и письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано, чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.

Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

Узнавание точечных или пунктирных изображений предме-тов, геометрических фигур, букв, цифр.

Какие предметы изображены? Назови их.

Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови их.

Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.

Найди и обведи все треугольники.

Поиск отличий в сходных изображени-ях.

Найди отличия в этих рисунках.

Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

Что не нарисовал художник?

3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри-сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.

Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркни их.

Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.

Найди точно такую же группу букв среди остальных

Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.

Какие буквы написаны? Сколько их?

Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.

Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы?

Срисовывание по образцу фигуру или букву;

Складывание из палочек фигуру (по образцу);

Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;

Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);

Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).

Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»?

Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв.

4. Игры на развитие оперативной памяти

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Игра «Чего не стало»? (из 5-6 картинок)

Перед ребенком размещают картинки (предметы) он должен запомнить их, затем взрослый что-то убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает предмет.

Запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);

! «Что изменилось»? (запоминание расположения).

Крикните ребенку сначала одно слово, потом два, три (до шести). «Эхо» их повторяет.

Задания по картинкам:

После этого уберите картинку, задайте ребенку вопросы:

Какие предметы нарисованы на картинке?

Сколько вишен ты видел на картинке?

Что ты видел, ручку или карандаш?

Сколько конфет на картинке?

Подобные задания можно найти в детских развивающих альбомах, книжках – раскрасках. Важно целенаправленно отбирать материал, систематически давать его ребенку. При использовании данного комплекса учебно – игровых заданий, вы заметите положительные изменения в состоянии зрительного восприятия у Вашего ребенка, а это значит, есть большая надежда на успешность в освоении чтения и письма в школе.

Наиболее эффективные резервы обучения чтению рассмотрим в следующей статье.

В публикации представлена подборка упражнений на развитие зрительно - пространственного восприятия разработанных Г.Ф.Кумариной, Н.П.Локаловой, Семидумовой Н.Н.; заданий на развитие зрительного анализа составленных Бахаревой М.Г. учителем-логопедом, Грековой Т. А. - учителем начальных классов.

Использованы материалы:

Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001

Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007