» »

Платон зубов фаворит екатерины 2 биография. История жизни. После смерти императрицы

06.02.2024

Светлейший князь, фаворит Екатерины II. Благодаря ему, один из корпусов Екатерининского дворца называется .

Прежде чем представить себе идиллическую картину прогулки по царскосельскому парку великой императрицы и ее молодого фаворита, стоит ответить на несколько вопросов. Имидж последнего фаворита и всего семейства Зубовых на протяжении многих лет был резко негативным, но сейчас стоит проверить устоявшиеся суждения.

Первый вопрос — почему «последний фаворит» оказался действительно последним, несмотря на попытки самых могущественных людей, в том числе Потемкина, по слухам, ее тайного мужа, удалить Платона Зубова, «вырвать» этот мешающий многим «зуб»? Почему их связь длилась почти восемь лет (дольше было; только «супружество» с ) и возможно продолжалась бы и далее, если бы не внезапная кончина Екатерины Великой?

Вспомним начало - только что разыгрался последний акт спектакля с , где Екатерина повела себя так, как никогда не вели себя правители. Она позволила возлюбленному жениться на молоденькой девушке, фрейлине Щербатовой, которую он внезапно и страстно полюбил. Молодые получили приданое и щедрые подарки, и единственное, что, по слухам, позволила себе оскорбленная императрица, это уколоть невесту булавкой, когда она сама по обычаю убирала нарядную прическу невесты бриллиантами. Затем молодые уехали в Москву.

Но как должна была себя чувствовать Екатерина? Она казалась себе брошенной, старой, думала, что быть с ней можно только за деньги или почести, что она, вероятно, просто покупала привязанность молодых людей. И это она, которая признавалась в «исповеди», что не может ни на минуту быть без любви! Наступило самое черное отчаяние. несколько раз отмечал в своем дневнике, что императрица «плачет» по ночам.

Тормошит ее только самая верная подруга, (урожденная Румянцева, племянница полководца)» о которой в «Записках» Екатерина писала, что «судьбы наши похожи». Анна Никитична осуждала Мамонова, раз даже жестоко «разбранила» его, о чем Екатерина упоминала в письмах. И сейчас преданная фрейлина советует Екатерине, по рецепту Иоанны ХмелевскоЙ, выбивать «клин клином», а словами Лопе де Вега, чтобы «душу вылечить больную», уврачевать ее «другой любовью». Она представляет Екатерине молодого офицера Платона Зубова, который в нее «давно влюблен»: весной 1789 Зубов был отправлен во главе конногвардейского отряда, сопровождавшего Екатерину II в Царское Село; приглашен к обеду и приближен императрицей Екатериной II.

Эта «любовь» вызывала у придворного окружения большие сомнения» начиная от Храповицкого и Гарновского, в «Записках» отпустившего ехидное замечание: «Анна Никитична (Нарышкина. - Т. И.) уверила и уверяет, что Зубов до смерти влюблен, и сие весьма много способствует его благополучию...».

Придворные трактовали ситуацию как коллизию из Мольера, но есть вопрос. Одним из главных достоинств Екатерины было умение распознавать людей, этого не отрицали самые большие ее недруги, недаром памятники ей создаются в блистательном окружении талантливых деятелей, которым она позволила проявить себя. И теперь уже достаточно опытная женщина и правительница на протяжении восьми лет давала обводить себя вокруг пальца юному конногвардейцу? Ни разу не почувствовала фальшь, не усомнилась? До сих пор некоторые скептически настроенные историки, как Евгений Анисимов, приписывают всё старческой деградации императрицы (но в чем она проявлялась?), дескать, так была увлечена, что ничего не видела и не слышала.

Сейчас, когда мне неплохо известна вся биография Платона Александровича Зубова, графа, потом светлейшего князя, хочется поверить мудрой Анне Никитичне Нарышкиной. Похоже, что всю жизнь он любил только Екатерину, женился очень поздно, когда явно необходим был законный наследник, умер за месяц до рождения дочери, светлейшей княжны Александры, Жил уединенно» сохранились записи разговоров его со своим управляющим, изданные неточно и фрагментарно. Судя по ним, он и незадолго до смерти говорил только о ней, своей императрице.

А что Екатерина? Что ее могло привлечь в этом молодом человеке? Невероятной красотой он не отличался» хотя был собой хорош, его многочисленные портреты кисти Лампи и других дают доказательства этому. Приметна его грустная, «вольтеровская» улыбка. Его младший брат» жизнерадостный Валериан, по общему признанию, был красивей. А сколько было попыток со стороны» хотя бы Потёмкина, подослать кого-нибудь еще моложе, еще эффектнее? Один такой случай превратился в анекдот (Известная история о том, как Потёмкин прислал к Екатерине красивого молодого человека, чтобы «картину показать». Императрица внимательно осмотрела и принесенную картину, и молодого человека, и попросила передать светлейшему, что «живопись хороша, а вот чувства не хватает».). Если поверить в «старческую развращенность» великой императрицы, что мешало ей после 22-летнего Платона найти 18-летнего и так далее? Допустим все же, что Екатерина ценила искреннее чувство молодого человека, ей нравились не только его образованность, но и готовность учиться дальше. Кроме того, у него было то, что безумно раздражало придворных, но было необходимо императрице - большое и дружное семейство.

Если рассматривать биографию Екатерины, то видно» что ей было нужно не только состояние «любви», но она всю жизнь стремилась к семейному кругу. Родственники любимого фаворита становились ее семьей, так было с Орловыми, так было и с Потёмкиными. Так стало и с Зубовыми.

По возрасту братья Зубовы органично вошли в состав «младшего двора», то есть великих князей Александра и Константина, с которыми Екатерина обожала проводить время. Постоянное недовольство «старшего двора», ее сына Павла и Марии Федоровны, для всех было тягостным. Именно в этом кругу праздновали помолвку и свадьбу старшего брата Николая Зубова и , помолвку и свадьбу среднего брата Дмитрия Зубова и дочери , фрейлины Прасковьи Александровны, а также бракосочетание младшего брата Валериана и красавицы Марии Федоровны Потоцкой (урожденной Л Любомирской).

Итак, первое упоминание Платона Зубова в письмах к Гримму относится к Царскому Селу и датируется сентябрем 1790 г. «Рассуждая о геройстве древних и о том, что современные герои должны бы подражать им, а для этого читать древних писателей, - Екатерина прибавляла: Хотите знать, что г[осподин] Зубов и я делали это лето в Царском Селе в свободные часы при громе пушек? Ну вот наш секрет: мы переводили том Плутарха на русский язык. Зато мы были спокойны и счастливы во время сумятицы. Кроме того, он читал Полибия».

Начнем с того, что гром пушек был отнюдь не праздничным. Шла война со Швецией, король которой пообещал скинуть с гром-камня Петра Великого, созданного Фальконе, и поставить на пьедестал свою статую. Пушечные выстрелы были хорошо слышны в Петербурге, а еще лучше в Царском Селе.

Кроме того, императрица занималась классическим образованием молодого человека. Важно» что ученик постигал древнюю историю из разных источников: сравнительных жизнеописаний великих людей и хронологически последовательного курса. Кстати, Полибия Платон мог читать и на русском языке.

Царскосельские змеи

Автор следующего упоминания о Платоне Зубове в Царском Селе не кто иной, как . Поэт посвятил юному фавориту стихотворение «На умеренность», 1792 г. В рукописи при заглавии приписано «К***», и по определению комментаторов (в частности Г. А. Гуковского), должно читаться «К [Платону] Зубову».

В стихотворении поэт произносил некую декларацию независимости приближенного к сильным мира сего. В первых строфах комментаторы увидели нюансы отношений Державина с императрицей Екатериной, колкие намеки на Потёмкина» но финал прямо был адресован Зубову:

Но славы и любви содетель

Тебе твоя лишь добродетель.

Смотри и всяк, хотя б чрез шашни

Фортуны стал кто впереди,

Не сплошь спускай златых змей с башни

И, глядя в небо, не пади;

Держися лучше середины

И ближнему добро твори;

На завтра крепостей с судьбины

Бессильны сами взять цари.

Есть время — сей, — оно превратно;

Прошедше не придет обратно.

Хоть чья душа честна, любезна,

Хоть бескорыстен кто, умен

Но коль умеренность полезна

И тем, кто славою пленен!

Умей быть без обиды скромен,

Осанист, тверд, но не гордец;

Решим без скорости, спокоен,

Без хитрости ловец сердец;

Вздув в ясном паруса лазуре,

Умей их не сронить и в буре.

«Все сии любезные качества», замечал Державин, «имел в себе неоспоримо князь Зубов». Но нас интересуют «златые змеи», которые адресат стиха «пускал с башен». В биографическом очерке, посвященном Зубову, опубликованном в «Русской старине», к этим строчкам был дан такой комментарий: «Зубов, потом бывший граф и князь, любимец императрицы, иногда после обеда занимался сей детской игрой, спуская бумажные змеи с царскосельских башен. Сия детская игра, по наивному замечанию Державина, была не что иное, как опыты Зубова над извлечением воздушного электричества, производимые - по примеру Франклина, Беккария, Пристлея и др.|угих], посредством бумажных змеев, оклеенных паталью. Из всех развлечений Платона Александровича в досужие минуты, которых у него было гораздо более, нежели занятых, „сия детская игра" была едва ли не самым безвредным занятием, которое в руках более искусных, могло быть и полезным».

Возможно, в XIX в. запуск змеев превратился в детскую игру, но в XVIII в. это было серьезное и весьма опасное занятие. Все помнят, что в результате опытов с атмосферным электричеством погиб друг Ломоносова физик Рихман, но ведь металлический шест, установленный на крыше, от которого возникла убийственная шаровая молния, выполнял ту же роль, что и знаменитый «змей Франклина», и ту же задачу - собрать небесное электричество. Любопытно, что современные американские исследователи установили, что, когда Франклин запустил змея в тучу, даже без удара в него молнии он собрал столько зарядов, что это было смертельно опасно, и если бы опыт прошел так, как его описал ученый, следствием была бы его смерть. О том, что Зубов также занимался опытами с электричеством, а не просто развлекался, говорит оклейка змеев «паталью», на самом деле «поталью», то есть листами металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или серебра с алюминием).

Но почему же Платон Александрович предавался этому увлекательному, красивому, но такому опасному занятию? Здесь интересно свидетельство, оставленное «карликом фаворита», Иваном Андреевичем Якубовским. Вот одно из немногих упоминаний Екатерины в его своеобразных мемуарах: «Теперь, девяносто шестого года Самойлов давал бал для Императрицы, и она была у него на бале. Но что тут случилось в этот день! Необыкновенно, чудеса натуры. Было сказано, как только Императрица сядет в карету, тотчас пустить ракету; но вместо ракеты вылетел из двери самый большой метеор и полетел чрез Адмиралтейство на Васильевский остров; сначала народ думал, что ракета, бросились и начали кричать: Ура! Ура.’ Ура! Но после увидали, что это змей, начали кричать: Аминь, аминь, аминь. Императрица сама видела и сказала Светлейшему Князю Платону Александровичу, что „это, я примечаю, к несчастию моему все необыкновенное вижу в нынешнем году". Я сам тут был и видел, но когда я вышел из дому, я его видел, как он поднялся на Измайловском плаце». Из текста неясно, идет ли речь о падении метеорита, или о пролетавшей комете, но очевидно, что Екатерина, трезво мыслящая ученица Вольтера, боялась, как и ее предшественница Елизавета, «небесных знаков». Возможно, опыты Платона имели целью как-то успокоить эти страхи, «поверить алгеброй гармонию», доказать естественное происхождение шокирующих небесных катаклизмов.

Царскосельский «роман»

Эту историю пересказывали многие, но самое пространное ее описание содержится в воспоминаниях , причем каждому из исторических персонажей отводилась определенная комическая роль.

Прекрасное лето 1794 г. в Царском Селе. «Удовольствиям не было конца. Императрица старалась сделать Царское Село как можно более приятным. Придумали бегать взапуски на лугу перед дворцом. Составилось два лагеря: и различавшиеся с помощью розового и голубого флагов с серебряными, вышитыми на них инициалами. Как и полагалось, я принадлежала к лагерю Александра. Императрица и лица неигравшие сидели на скамейке против аллеи, окаймлявшей луг.

Прежде чем пуститься бежать, великая княгиня Елисавета вешала свою шляпу на флаг. Она едва касалась земли, до того была легка; воздух играл ее волосами. Она опережала всех дам. Ею любовались и не могли достаточно наглядеться на нее [...] Князь Платон Зубов принимал участие в играх. Грация и прелесть производили на него сильное впечатление Как-то вечером, во время игры, к нам подошел великий князь Александр, взял меня и великую княгиню за руки и сказал:
- Зубов влюблен в мою жену.

Эти слова, произнесенные в ее присутствии, очень огорчили меня. Я сказала, что для такой мысли не может быть никаких оснований, и прибавила, что, если Зубов способен на подобное сумасшествие, следовало бы его презирать и не обращать на то ни малейшего внимания. Но было слишком поздно: эти злосчастные слова уже задели сердце великой княгини. Она была сконфужена, а я чувствовала себя несчастной и пребывала в беспокойстве: ничто не может быть более бесполезно и опасно, чем дать заметить молодой женщине чувство, которое должно непременно ее оскорбить».

Завязка действия. Оскорбленный благородный муж, оскорбленная благородная супруга, бесчестный соблазнитель и автор, принимающий на себя роль главной наперсницы героини. Последняя храбро разрушает все интриги соблазнителя, который «в мечтательности, беспрестанно бросал... томные взгляды, которые он переносил потом на великую княгиню».

«Вскоре несчастное увлечение Зубова сделалось известно всему Царскому Селу». И вот что странно, все придворные дружно ему помогали. «...Поверенные Зубова и его шпионы стали стараться подействовать на меня. ...Я была окружена целым легионом врагов, но чистая совесть придавала мне силу, и я так была проникнута своей привязанностью к Елисавете Алексеевне, что вместо того, чтобы беспокоиться, удвоила свои старания и, если можно так выразиться, стала увереннее».

«Как-то утром, гуляя одна в саду, я встретила графа Штакельберга. Он подошел и заговорил со мной торопливо и дружески, как делал это всегда с теми, кому хотел оказать расположение.
- Друг мой, дорогая графиня, - сказал он мне, - чем более я вижу эту восхитительную Психею, тем более теряю голову! Она несравненна, но я за¬мечаю у нее недостаток.
- Скажите, какой, прошу вас.
- Сердце ее недостаточно чувствительно. Она создает так много несчастных, а не ценит самых нежных чувств, самого почтительного внимания.
- Внимания кого?
- Того, кто боготворит ее.
- Вы с ума сошли, дорогой граф, и вы меня худо знаете. Идите к графине Шуваловой: она вас лучше поймет, и знайте раз и навсегда, что слабость так же далека от сердца Психеи, как ваши слова граничат с низостью.
Окончив эти слова, я подняла глаза на окна комнат Зубова и увидела его на балконе. Взяв Штакельберга под руку, я подвела его к нему.
- Этот молодой человек сошел с ума, - сказала я. - Велите скорее пус¬тить ему кровь. В ожидании этого разрешаю вам расспросить у него в подробностях о нашем разговоре"

Наперсница соблазнителя, графиня Шувалова, хотела привести Елизавету Алексеевну на луг, где Зубов должен был «давать серенаду у своего окна», дабы «ее присутствие послужило одобрением чувства Зубова», но сообразительная фрейлина увела героиню на прогулку. Затем соблазнитель желал коварно пропеть великой княгине французский романс двусмысленного содержания, но храбрая Головина разрушила и этот его коварный план и несколько раз спела первый куплет, пропуская второй, изобилующий намеками. Потом неутомимый злодей рассматривал великую княгиню из своего окна при помощи телескопа, но и здесь добродетельная наперсница находчиво сколола булавками занавеси и тем самым помешала коварным взглядам.

Развязку этой затянувшейся интриги должен был совершить dues ex machina - бог из машины, роль которого выполнила императрица.

Сейчас развязку трактуют так:« Неизвестно, кто донес Екатерине II о недопустимой влюбленности ее личной собственности, но, узнав, она так сумела приструнить фаворита, что необыкновенная его любовь мгновенно прошла».

В этой истории много непонятного. Во-первых, почему Платон Зубов так открыто ухаживал за Елизаветой Алексеевной и почти все придворные ему помогали? Он должен был скрывать свое увлечение, как скрывал Дмитриев-Мамонов любовь к Щербатовой. И почему об этой «страсти» знают все, кроме якобы императрицы? И почему увлечение «мгновенно» исчезает - Екатерина должна быть не только разгневана, но быть просто в ярости от этого предательства, но ничего подобного не происходит. И самое главное, почему объект этого коварного ухаживания, сама Елизавета Алексеевна, так дружески и сочувственно упоминала Платона Зубова в своих очень откровенных и личных письмах к матери? (В письмах августейшие корреспондентки называли его «Зодиак»).

Так может быть справедлива версия, которую с возмущением пересказала и тут же опровергла добродетельная наперсница этой комедии: «Позволю себе поместить здесь одно размышление. Клеветникам удалось убедить нескольких презренных людей, способных поверить злу, будто императрица Екатерина поощряла страсть Зубова к великой княгине Елисавете, потому что, дескать, у ее внука не было детей, а она желала их появления во что бы то ни стало». Ведь если обратиться к письмам Екатерины к Гримму, то еще 7 декабря 1792 г. письмо о «рождающейся любви» Александра и его невесты она закончила: «Надеюсь, что вы будете читать эту грамоту лет через восемь, когда речь будет идти о детях Александра». И далее несколько раз писала об ожидаемых наследниках любимого внука.

Самое простое объяснение опровержения: моралистка Головина никогда не читала знаменитые мемуары Екатерины, из которых становится ясно, что она сама когда-то находилась в положении великой княгини Елизаветы Алексеевны, и даже в более затруднительном, поскольку у ее супруга не было братьев. Ей передали слова императрицы Елизаветы Петровны, что ребенок должен быть, неважно каким образом, и далее предложили выбрать между Салтыковым и другим кавалером. Вероятно, Екатерина считала, что не так важно, кто будет биологическим отцом наследника российского престола, а если так, почему бы не дать згу возможность любимому юноше, которому она сама уже не могла подарить ребенка? Ну, а если эти его ухаживания возбудят ревность супруга, великого князя Александра, чье обращение с молодой женой уже тогда вызывало осуждение, и воскресят угасающие чувства обоих? Платон Зубов, который участвовал в дворцовых спектаклях и сочинении пьес, мог прекрасно сыграть роль в организованной комедии. А потом имел возможность открыться героине и остаться с ней в прекрасных и дружеских отношениях.

Воспоминания о царскосельских залах

Последний сюжет очерка - предположительный. Но какие-то совпадения кажутся автору не случайными.

Итак, после смерти в 1804 г. и погребения в Троице-Сергиевой пустыни всеми любимого младшего брата Валериана собрался семейный совет графов Зубовых, чтобы разделить его наследство. На нем Платон попросил себе имение Рундале, расположенное южнее города Риги, пожалованное императрицей Валериану после его тяжелого ранения в Польше, в 1794 г. (пушечное ядро оторвало ногу молодому генералу). Имение когда-то принадлежало герцогу Бирону, и» вероятно, его рассматривали как важную часть семейного достояния, поскольку в графский герб Зубовых вошли элементы бироновского герба. Дворец в Рундале выстроил молодой Ф.-Б. Растрелли, и, вероятно, «последнему фавориту» он напоминал и о Зимнем дворце в Петербурге, и о прекрасном Царскосельском комплексе.

РундальскиЙ дворец сейчас находится в состоянии реставрации, и сотрудникам его подчас сложно определить, к какому владельцу нужно отнести декор определенного праздничного зала. Но вот описания самой Екатерины: «Царскосельский сад... становится единственным в своем роде. Не говорю о комнатах... Я пишу Вам в кабинете из массивного серебра, отчеканенного с узором из красных листьев; четыре колонны с тем же узором поддерживают зеркало, служащее балдахином дивану, обитому яркой зеленой материей с серебром московского изделия; стены состоят из зеркал, которым серебряные пилястры с красными же листьями служат рамами... Этот кабинет очень роскошен... У меня есть белое и голубое стекло, а узор по ним - из арабесков». Стоит сравнить словесный портрет первого зала с фрагментами серебряной отделки рундальских покоев, а описание второго - с прелестным кабинетом-табакеркой, чтобы, возможно, убедиться - «Воспоминания о Царском Селе» посещали не только нашего первого поэта.

  • Записки Михаила Гарновского: императрица Екатерина II-я и ее двор в 1787-1790 гг. // Русская старина. 1876. Т. XVI-XVII С 410
  • ИРЛИ. Ф. 265. Оп. 2. № 276
  • Екатерина II в переписке с Гриммом. Статья вторая академика Я. К. Гротта. СПб., 1881. С. 185.
  • Русская старина. 1876. Т. 17. С. 50.
  • Карлик фаворита. История жизни Ивана Андреевича Якубовского, карлика светлейшего князя Платона Александровича Зубова, писанная им самим. С предисловием и примечаниями графа В. П. Зубова и послесловием Дитриха Герхардта. Мюнхен, 1968.
  • О метеоре 1796 г. в день бала у графа Самойлова сообщалось в воспоминаниях Н. П. Брусилова (Исторический вестник. 1893. Т. 52. № 4).
  • Головина В. Я. Мемуары // История жизни благородной женщины. М., 1996. С. 126-127.


26 ноября исполнилось 250 лет со дня рождения Платона Зубова – человека, чье имя вряд ли вошло бы в историю, не будь его покровительницей сама Екатерина II. Когда пишут о ее фаворитах, главное внимание обычно уделяют Григорию Орлову и Григорию Потемкину – и неудивительно, ведь они сыграли заметную роль не только в личной жизни государыни, но и в общественно-политической жизни страны. Чего нельзя сказать о Платоне Зубове – его называли бледной тенью предшественников. А вот сама императрица, последний фаворит которой был моложе ее на 38 лет, так не считала…


Ф. Рокотов. Портрет Екатерины II, 1780-е гг.

Платон Зубов происходил из семьи мелкопоместных дворян, его отец был провинциальным вице-губернатором. Екатерина обратила внимание на поручика одного из гвардейских полков, когда ему было 22 года, а ей – 60. Он стал ее последним фаворитом и первым из тех, кто был ее официальным избранником не по протекции Потемкина, а благодаря стараниям его противников – Салтыкова и Нарышкиной.

И. Лампи. Портрет князя Платона Александровича Зубова, 1802

Молодой фаворит имел на стареющую императрицу огромное влияние. Говорят, однажды в театре давали спектакль по Мольеру, и актриса произнесла со сцены: «Что женщина в 30 лет может быть влюбленною, пусть! Но в 50?! Это нетерпимо!» После этих слов Екатерина поднялась, произнесла: «Эта вещь глупа и скучна!» – и удалилась из зала. Она была убеждена в том, что и в 60-летнем возрасте была достаточно привлекательной. Придворные дамы укрепляли эту уверенность, повторяя ей о том, что Зубов от нее совершенно без ума.

И. Лампи. Портрет Платона Зубова, 1793

Большинство современников утверждают, что молодость была единственным достоинством последнего фаворита императрицы. Судя по всему, ни блестящим умом, ни стратегическим мышлением, ни другими талантами он, в отличие от своих предшественников, не обладал. О нем писали: «Изо всех сил мучит себя над бумагами, не имея ни беглого ума, ни пространных способностей, бремя выше его настоящих сил». Граф Безбородко, опытный дипломат, в письме к Воронцову отмечал с негодованием: «Я золотарь – очищаю то, что пакостит Зубов… Этот ребенок с хорошими манерами, но не дальнего ума; не думаю, чтобы он долго продержался на своем месте. Впрочем, это меня не занимает».

И. Саблуков. Портрет Екатерины II, 1770-е гг.

Тем временем сама императрицы не теряла надежды воспитать из своего последнего фаворита нового государственного деятеля. Однако все ее усилия были тщетны: его политические проекты были оторваны от действительности, а самым привычным распоряжением было: «Делайте, как было прежде». Екатерина называла Зубова «мое милое дитя Платоша» и признавалась Потемкину: «Я возвратилась к жизни, как муха после зимней спячки… Я снова весела и здорова». Он не разделял ее энтузиазма, но с присутствием фаворита смирился.

Неизвестный художник XIX в. Князь Г. А. Потемкин-Таврический

После смерти Потемкина влияние Платона Зубова при дворе усилилось. Ему перешли «по наследству» многие из тех должностей, которые ранее занимал Потемкин, он стал обладателем 20-миллионного состояния и был назначен генерал-фельдцейхмейстером, новороссийским генерал-губернатором, начальником Черноморского флота. Правда, всеми делами вместо него занимались три помощника: Альтести, Грибовский и Рибас. При Зубове расцвело взяточничество – вельможи выстраивались к нему в очередь, чтобы попросить помощи в решении различных вопросов. А молодой фаворит упивался могуществом и активно протежировал своих многочисленных родственников.

П. Дрождин. Портрет Екатерины II, 1796

Шарль Франсуа Массон, автор «Секретных записок о России времени царствования Екатерины II и Павла I», писал: «Развалясь в креслах, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами, бесцельно устремленными в потолок, этот молодой человек, с лицом холодным и надутым, едва удостаивал обращать внимание на окружающих. Он забавлялся дурачествами своей обезьяны, которая скакала по головам подлых льстецов, или разговаривал со своим шутом. А в это время старцы, под началом которых он начал служить сержантом – Долгорукие, Голицыны, Салтыковы и все остальные ожидали, чтобы он низвел свои взоры, чтобы униженно приникнуть к его стопам. Из всех баловней счастья ни один, кроме Зубова, не был так тщедушен и наружно, и внутренне».


Д. Левицкий. Слева – Портрет Екатерины II. Справа – Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, 1780-е гг. |

Спустя 7 лет, после смерти своей покровительницы, Платон Зубов покинул высший свет и поселился в своем имении. Вместе с братьями он участвовал в заговоре и убийстве Павла I, но вскоре оказался на обочине политической жизни. В 54 года он наконец решил жениться – его избранницей стала молодая, небогатая и незнатная красавица-полька. Через год Платон Зубов скончался, оставив супруге многомиллионное состояние.


Виргилиус Эриксен. Екатерина Великая

Неожиданная смерть Григория Потемкина осенью 1791 года стала важной вехой в истории царствования Екатерины II. Выяснилось, что вся тяжесть правления легла теперь на нее одну и смерть светлейшего невосполнима.

Уход Потемкина из жизни совпал с кризисом Екатерины как политика. Как ни была умна, властна, дальновидна императрица, в старости ей стали изменять разум, воля и чувство меры. Символом конца ее царствования стало постыдное господство при дворе братьев Платона и Валериана Зубовых.


Платон Зубов был 21-летним конным гвардейцем. Молодой, невежественный, но красивый, мускулистый, с высоким лбом, прекрасными глазами, он был выдвинут врагами Потемкина - до этого почти все молодые фавориты императрицы были креатурами Потемкина.

Летом 1789 г. Зубов упросил начальство разрешить ему командовать конвоем, сопровождавшим государыню во время ее поездки. Он так красовался возле царской кареты, что был замечен Екатериной, она пригласила Зубова к обеду и удостоила благожелательной беседы. Несколько дней спустя один из придворных занес в свой дневник: "Захар (камердинер Екатерины - Е.А.) подозревает караульного секунд-ротмистра Платона Александровича Зубова... Он начал ходить через верх", т.е. через личные покои государыни.

Через две недели Зубов был пожалован полковником и флигель-адъютантом и занял покои бывшего фаворита Мамонова. Так Зубов стремительно вошел в фавор к императрице, и та стала писать о нем Потемкину, находившемуся на юге, как о своем "новичке" - "ученике".

Потемкин поначалу не особенно встревожился - он полагал, что, хоть новый фаворит и не получил, как все прежние, его одобрения, Зубов не представляет для него особой опасности. Более того, Зубов поначалу стремился польстить Потемкину. Екатерина писала светлейшему: "Мне очень приятно, мой друг, что вы довольны мною и маленьким новичком, это очень милое дитя, не глуп, имеет доброе сердце и надеюсь не избалуется. Он сегодня одним росчерком пера сочинил вам милое письмо, в котором обрисовался каким его создала природа".

Зубов стал корнетом кавалергардов и генералом. Потемкин не возражал, но все же насторожился и старался отговорить государыню от ее нового увлечения. Обычно она слушалась Потемкина. Как потом писал Зубов, "императрица всегда шла навстречу его желаниям и просто боялась его будто взыскательного супруга". Но тут государыня уперлась и отказалась бросать "маленького новичка".

Еще один "дитяти"

В августе 1789 г. Екатерина сообщает Потемкину нечто новое: у Платона "есть младшой брат (Валериан - Е.А.), который здесь на карауле теперь, на место его; сущий ребенок, мальчик писанной, он в Конной гвардии поручиком, помоги нам со временем его вывести в люди... Я здорова и весела, и как муха ожила..."


Портрет светлейшего князя Платона Александровича Зубова


Через неделю Екатерина пишет, что братья "самыя невинные души и ко мне чистосердечно привязаны: большой очень неглуп, другой - интересное дитя". Вскоре "дитя" поразительно быстро избаловалось: "Дитяти же нашему не дать конвой гусарской? Напиши как думаешь.... Дитяти нашему 19 лет от роду и то да будет вам известно. Но я сильно люблю это дитя, оно ко мне привязано и плачет, как дитя, если его ко мне не пустят".

Не успел Потемкин решить судьбу гусарского конвоя, как вскоре узнал, что Валериан едет к нему в армию. Час от часу не легче! По-видимому, так Платон хотел избавиться от брата-конкурента. Но Потемкин недолго держал при себе Валериана - светлейшему соглядатай в штабе был не надобен. Он послал Зубова назад с известием о взятии Измаила, при этом, согласно легенде, просил передать государыне следующее: "Я во всем здоров, только один зуб мне есть мешает, приеду в Петербург, вырву его".

Намек был более чем прозрачный. Но вырвать мешавший "зуб" светлейший не успел - смерть, к немалой радости Зубова, его опередила.

Реплика со сцены

Что же произошло с Екатериной? Ведь мы же знаем, что она не была Мессалиной или Клеопатрой. Да, конечно, под влиянием возраста в психике императрицы, по-видимому, произошли какие-то изменения. Но не это главное. Ее вечно молодая, жаждущая любви и тепла душа сыграла с ней скверную шутку. Любопытна история, которая однажды случилась осенью 1779 г. в театре во время спектакля по пьесе Мольера. Когда героиня пьесы произнесла фразу: "Что женщина в тридцать лет может быть влюбленною, пусть! Но в пятьдесят?! Это нетерпимо!", государыня вдруг вскочила со словами: "Эта вещь глупа, скучна!", и покинула зал.

Спектакль прервали. Реплика со сцены неожиданно попала в точку, болезненно уколола 50-летнюю императрицу, которая никак, ни под каким видом, не хотела примириться с надвигающейся старостью и сердечной пустотой. Мальчики были нужны ей не сами по себе - из ее переписки, в которой шла речь о ее молодых фаворитах, видно, что в сознании государыни они сливаются в некий единый образ, наделенный несуществующими достоинствами, - теми, которые она сама хотела видеть в них. Все это нужно было ей для искусственного поддержания ощущения молодости и неувядаемости любви.

Естественно, увлечения государыни обходились русской казне недешево.

"Мучит себя над бумагами"

Екатерина - еще при жизни Потемкина - стала приучать Зубова к делам. Это у него получалось не очень хорошо. Как писал ядовито Петр Завадовский о Зубове: "Изо всех сил мучит себя над бумагами, не имея ни беглого ума, ни пространных способностей, бремя выше его настоящих сил".

По своему характеру Зубов был типичным приспособленцем: при Екатерине ратовал против ужасов революции, при Александре I ходил с конституцией в кармане. Дела же государственные он решал таким образом: "Делайте, как было прежде".

С влиянием Зубовых на императрицу связывают жестокое подавление польского восстания, III раздел Польши, борьбу с масонами, гонения на Новикова и Радищева. Конечно, суть дела была не в особом влиянии Зубова на императрицу, а в самой государыне, которая к концу жизни стала утрачивать свой гений, ту самоиронию, которая всегда позволяла посмотреть на себя со стороны и исправить сделанную ошибку.

Баловень счастья

С фавором "резвуши" к власти полез весь клан Зубовых. Отец Зубовых брал взятки, служебные успехи братьев Платона поражали наблюдателей, все перед ними пресмыкались. Только цесаревич Павел пытался огрызаться.
Как-то за обедом Екатерина сказала сыну: "Я вижу, что вы согласны с мнением князя Зубова". На что Павел отвечал: "Ваше величество, разве я сказал какую-нибудь глупость?"

Все стремились понравиться фавориту. Державин посвящал ему стихи, генерал Кутузов варил ему по утрам какой-то особый восточный кофе. А вот наиболее яркое описание Зубова: "...Развалясь в креслах, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами, бесцельно устремленными в потолок, этот молодой человек, с лицом холодным и надутым, едва удостаивал обращать внимание на окружающих. Он забавлялся дурачествами своей обезьяны, которая скакала по головам подлых льстецов или разговаривал со своим шутом... Из всех баловней счастья ни один, кроме Зубова, не был так тщедушен и наружно, и внутренне".

Убийца, брат убийц

В день смерти Екатерины, 5 ноября 1796 г., Зубов проявил трусость и растерянность. Смерть императрицы как будто выпустила из него весь воздух. Как писал современник: "Не было заметно пустоты, когда Зубов исчез со своего места".

Вступивший на трон Павел не тронул Зубова, и тот вскоре влился в число заговорщиков, задумавших избавиться от императора. Вместе с братьями Николаем и Валерианом он был среди убийц Павла в роковую ночь 11 марта 1801 г., причем Николай Зубов первым нанес Павлу удар.

Жену за миллион

При Александре I Зубов рассчитывал занять видное место, стремясь угодить новому государю, мечтавшему о реформах. Зубов строчил планы переустройства и даже сочинил отважный проект об отмене крепостничества. Но Александр постарался избавиться от него и других убийц отца.

После отставки Зубов прожил почти четверть века. Он поселился в Литве, в замке Янишки, и прославился на всю округу как необыкновенно скаредный помещик. Его крестьяне были самые бедные в округе, а сам Зубов ходил в самом затрапезном виде. Между тем, он был одним из богатейших людей России. Известно, что образ своего Скупого рыцаря, который перебирает злато в сундуках, Пушкин списал с Платона Зубова.

Всего в подвале у Зубова было более 20 млн. рублей. Правда, однажды он все-таки вынес наверх один из этих сундуков. На сельской ярмарке он случайно увидел 19-летнюю девушку неземной красоты. Это была дочь местного шляхтича Фекла Валентинович. Она не хотела идти за старого уродливого скрягу. И тогда Зубов фактически купил ее у отца, отдав за девицу миллион рублей золотом.

Умер он в другом своем замке, в Курляндии, в 1822 г., оставив после себя красивую вдову и равнодушие современников. Его похоронили в Троице-Сергиевой пустыни, что в Стрельне. В годы революции церковь была разорена, и прах последнего фаворита великой императрицы был рассеян по ветру...

Евгений АНИСИМОВ

Буккер Игорь 29.03.2019 в 20:00

Осенью 1779 года в театре давали представление по Мольеру. Когда героиня произнесла: "Что женщина в 30 лет может быть влюбленною, пусть! Но в 50?! Это нетерпимо!", государыня Екатерина II вскочила со словами: "Эта вещь глупа, скучна!" - и покинула залу. Императрице стукнуло 60, когда в ее жизни появился юный конногвардейский офицер Платон Зубов.

Великая императрица огромной империи, повинуясь своей всегдашней склонности "ни на час быть охотно без любви", многократно меняла своих фаворитов. Последние, как правило, были ставленниками Григория Потемкина, в свое время тоже побывавшего в постели Екатерины - даже покинув царственный альков, он оставался ее советником.

Неожиданно на смену его очередной креатуре - Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову - явил своего протеже воспитатель великих князей Александра и Константина, сухонький и набожный старичок Николай Иванович Салтыков, ставший в отсутствие Потемкина вице-президентом Военной коллегии. Выбор искушенного придворного пал на 21-летнего офицера Платона Александровича Зубова.

Летом 1789 года Зубов выхлопотал у начальства разрешение командовать конвоем, сопровождавшим государыню во время ее поездки. Красавчик так лихо гарцевал возле кареты императрицы, что Екатерина пригласила Зубова к обеду. Несколько дней спустя один из придворных записал в своем дневнике, что камердинер Екатерины "подозревает караульного секунд-ротмистра Платона Александровича Зубова… Он начал ходить через верх". Сие означало: через личные покои государыни.

После положительного отчета, сделанного фрейлиной Протасовой, которую в соответствии с ее обязанностями, называли "испытательницей", и лейб-медика Рожерсона, Платона Зубова пожаловали флигель-адъютантом, сделав подарок в 100 тысяч рублей на "заготовку сорочек". Он также занял покои бывшего фаворита Мамонова.

Охарактеризовать молодого человека полным ничтожеством - значит сознательно навесить на него ярлык. Судите сами, один из современников отозвался о Платоше так: "Изо всех сил мучит себя над бумагами, не имея ни беглого ума, ни пространных способностей, бремя выше его настоящих сил". Стареющей Екатерине хватило бы одних накачанных мышц и беглой французской речи своего молодого избранника.

Возможно, более точный портрет екатерининского фаворита нарисовал француз на русской службе Шарль Франсуа Филибер Массон (Charles François Philibert Masson, 1762-1807): "По мере утраты государынею ее силы, деятельности, гения, он приобретает могущество, богатство. Каждое утро многочисленные толпы льстецов осаждают его двери, наполняют прихожую и приемную. Старые генералы, вельможи не стыдились ласкать ничтожных его лакеев. Видели часто, как эти лакеи в толчки разгоняли генералов и офицеров, кои долго теснились у двери и мешали их запереть.

Развалясь в креслах, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами, бесцельно устремленными в потолок, этот молодой человек, с лицом холодным и надутым, едва удостаивал обращать внимание на окружающих. Он забавлялся дурачествами своей обезьяны, которая скакала по головам подлых льстецов, или разговаривал со своим шутом. А в это время старцы, под началом которых он начал служить сержантом - Долгорукие, Голицыны, Салтыковы и все остальные ожидали, чтобы он низвел свои взоры, чтобы униженно приникнуть к его стопам. Из всех баловней счастья ни один, кроме Зубова, не был так тщедушен и наружно, и внутренне".

Свидетельство Ш. Массона, автора "Секретных записок о России времени царствования Екатерины II и Павла I", ценны тем, что этот капитан драгунского полка вел иностранную корреспонденцию и был гувернером при сыновьях Н. И. Салтыкова. Пользуясь его покровительством, Массон был определен учителем математики к великим князьям и впоследствии назначен секретарем великого князя Александра Павловича. Через полтора месяца после смерти Екатерины Великой его выдворили за пределы России, но семья - жена и дочь - оставались жить в Петербурге.

Красавица Ольга Массон входила в круг знакомых Александра Пушкина, к ней обращены его стихи "Ольга, крестница Киприды". Пусть пером Шарля Массона водили обида и уязвленное самолюбие, когда он писал свои "Записки" о российских временщиках. Пусть он сочинил пасквиль на Зубова, только вот в чем штука: ведь и другие источники не горят желанием представить Платона Александровича в более выгодном свете.

"Я делаю и государству немалую пользу, воспитывая молодых людей", - заметила между делом сама Екатерина, пытавшаяся воспитать из своего нового возлюбленного государственного деятеля. Императрица писала Потемкину, что "это очень милое дитя, неглуп, имеет доброе сердце и, надеюсь, не избалуется. Он сегодня одним росчерком пера сочинил вам милое письмо, в котором обрисовался, каким его создала природа". При жизни Светлейшего - князя Григория Александровича Потемкина - Платон Зубов не решался на открытое противодействие морганатическому супругу своей царственной покровительницы.

Григорий Потемкин, справедливо опасаясь интриг против него, тем не менее, успокаивал Екатерину: "Матушка моя родная, могу ли я не любить смиренного человека, который тебе угождает? Вы можете быть уверены, что я к нему нелестную буду иметь дружбу за его к Вам привязанность". Может быть, берег сердце своей немолодой госпожи, а может, и смирился, наткнувшись на противодействие. Обычно послушная его воле Екатерина в случае с Зубовым выказала нрав и отказалась отставить своего "маленького новичка".

5 августа 1789 года Екатерина написала Потемкину, что у Платона есть младший брат, 18-летний Валериан, который "здесь на карауле теперь, на место его; сущий ребенок, мальчик писанной, он в Конной гвардии поручиком, помоги нам со временем его вывести в люди… Я здорова и весела, и, как муха, ожила…". Об изменении настроений государыни свидетельствовала перемена ее литературных трудов. Вместо либретто для опер, которые она сочиняла в часы грусти, Екатерина вернулась к написанию комедий.

После неожиданной смерти Потемкина осенью 1791 года Екатерину-политика словно бы подменили. Место умудренного годами фаворита при ней занял "резвуша", который решал дела государственной важности по принципу: "Делайте, как было прежде". Когда Екатерина сказала сыну: "Я вижу, что вы согласны с мнением князя Зубова", Великий князь Павел в ответ спросил: "Ваше величество, разве я сказал какую-нибудь глупость?". Будущий Александр I, часто бывавший в обществе своей бабушки, не скрывал своей ненависти и презрения к ее любовнику.

Ожившая телом самодержица сильно ослабела умом. Хотя его поведение порой "доставало" и ее. Из записок статс-секретаря императрицы Александра Храповицкого известно, что Платон Зубов часто раздражал государыню своей неспособностью публично выполнять свои обязанности.

После смерти Екатерины II фаворит на время затаился. Наследник престола не выслал его из столицы, но тот отплатил ему черной неблагодарностью. Трое братьев Зубовых приняли участие в заговоре против Павла I. При этом Николай Зубов первым нанес смертельный удар императору. Выгод это не принесло никому - Александр I чурался общаться с убийцами отца.

Зубов поселился в Литве в замке Янишки и прославился на всю округу необыкновенной жадностью. Один из богатейших людей России, словно гоголевский Плюшкин, ходил в затрапезном виде, а его крестьяне были самые бедные в округе. Другой литературный персонаж, Скупой рыцарь, также списан Пушкиным с Платона Зубова.

Платон Александрович Зубов происходил из небогатой дворянской семьи. Мальчик вырос красавцем: стройная фигура, выразительные глаза, правильные черты лица. На момент знакомства с императрицей он занимал чин секунд-ротмистра и не считался своим руководством обладателем каких-либо талантов. Зубов принял на себя командование конногвардейским отрядом, который сопровождал Екатерину в Царское Село. Так и произошло судьбоносное знакомство. Надо сказать, что Платон был единственным фаворитом, которого не «продвигал» Потемкин. Напротив, приблизить юношу ко двору стремились его враги. За Зубова вступались Николай Иванович Салтыков и Анна Никитична Нарышкина.

После знакомства с Платоном дала отставку своему предыдущему фавориту. К этому моменту граф Александр Дмитриев-Мамонов уже получил немало подарков, в том числе бриллиантовые аксельбанты стоимостью 50 тысяч рублей. Около 200 тысяч ежегодно ему приносили его должности. Граф сам поколебал свое положение, завязав роман с фрейлиной Дарьей Щербатовой. И вот в его покоях во дворце поселился Платон. Вечерами он пропадал у императрицы, а днем развлекал себя играми — например, пускал бумажных змеев. В 1789-м молодой человек получил назначение корнетом Кавалергардского корпуса и был произведен в генерал-майоры.

Платон Зубов. (wikipedia.org)

Зубову досталось несметное число ценных подарков. Государыня вручила ему несколько миллионов рублей. Платон щеголял в роскошной одежде и был чрезвычайно тщеславен. Высокомерного юношу невзлюбили при дворе. Граф Безбородько в письме к Воронцову отмечал: «Этот ребенок с хорошими манерами, но не дальнего ума; не думаю, чтобы он долго продержался на своем месте. Впрочем, это меня не занимает».

Вышло иначе — влияние Зубова усилилось, а Екатерина восхищалась его характером и способностями. «Я возвратилась к жизни, как муха после зимней спячки… Я снова весела и здорова», — сообщала императрица Потемкину.

Екатерина II. (wikipedia.org)

У Платона было три брата, и он тянул все больше и больше денег на их содержание. После смерти Потемкина Зубов становится одним из главных чиновников в России. В 1793-м человек, проводивший дни в компании воздушного змея, вступил в должность екатеринославского и таврического губернатора. «Каждый день с восьми часов утра его передняя наполнялась министрами, царедворцами, генералами, иностранцами, просителями, искателями мест или милостей. Обыкновенно тщетно ждали часа четыре или пять и уходили, чтобы вернуться на другой день. Наконец, наступал желанный день: двери широко раскрывались, толпа бросалась в них и находила фаворита, которого причесывали сидящим перед зеркалом, опершись ногой на стул или край стола. Посетители, поклонившись в ноги, осыпанные пудрой, становились в ряд перед ним, не смея ни шевельнуться, ни говорить. Фаворит никого не замечал. Он распечатывал письма и прослушивал их, старательно делая вид, будто занят делами. Никто не смел заговорить с ним», — писал Александр Федорович Ланжерон.

Фаворит окружил себя роскошью, но за этой пышной формой скрывалась пустышка. Идеи Зубова в области внешней политики были фантастическими для здравого ума. Он верил, что в новой войне с Османской империей Россия с легкостью осадит Константинополь с моря, заняв предварительно важнейшие торговые пункты. Началась подготовка к походу. Армия уже выдвинулась в путь, когда стало ясно, что на подобный проект требуются огромные деньги.

После смерти Екатерины для Зубова настали тяжелые времена. По распоряжению Павла I его земли изъяли, сам он выехал за пределы страны. В 1798-м году бывший фаворит вернулся и принял участие в заговоре против Павла I.

С 1814-го года жил в Виленской губернии и посвятил себя хозяйственным заботам. За год до смерти он женился на молодой литовской девушке Текле Валентинович.