» »

Образуйте от данных слов названия профессий. Профессии. Где работать мне тогда, чем заниматься

10.07.2022

Цель: ученики получат возможность закрепить умения образовывать слова названия профессий при помощи суффиксов, научатся классифицировать профессии по труду, составлять небольшой текст о профессиях.

Задачи:

Коррекционные : совершенствовать умение определять основу, корень слова, образовывать имена существительные - названия профессий с помощью суффиксов, развивать умение выполнять мыслительные операции, выполнять задачу по алгоритму;

Обучающие : развивать и уточнять словарный запас учащихся, умение воспроизводить информацию по образцу, мышление, память.

Воспитательные: повышать мотивацию к учению через использование инновационных приемов ведения урока; формировать у учащихся социально-экономические навыки жизненных компетенций: умение обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей, оценивать свои желания и возможности их реализации.

Ресурсы : компьютер, презентация занятия с использованием ИКТ, индивидуальные поурочные разноуровневые карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради, картинный план занятия, цветные иллюстрации ноября.

Речевой материал: отработка умения строить ответ развёрнутыми предложениями, используя оборот «Я думаю…», « Моё мнение…».

Ход занятия

1.Организационный момент .

Приветствие логопеда, доброжелательный настрой Развитие внимания, мышления, навыков правильного написания безударных гласных (расшифровать запись):

Л. Развитие навыков правильного написания безударных гласных

Задания на карточках расшифровать, проверить корень слова, вставить пропущенные буквы (слова-снегопад, ученик, почтальон)

АЛсПРн ЗЭ…Д7г ЮБо28пНФ8а ЗОд

ЦЛ у ГчСе…ШнГ ЦиЛШкС

Д5ЮпЧ6…К5Ф4чДВт1аЧл34КьВо78ФнЮ

2. Актуализация знаний

Развитие восприятия и воспроизведения информации

Л.Мы продолжаем работу над словообразованием. Скажите что за странные деревья на доске? Что в них необычного?

Д. Дерево с корнем - это корень слова, веточки дерева-суффиксы и приставки.

Л. Вы молодцы. Где же в слове находится суффикс? Покажите на схеме его место.

Д.: Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Ученик: Наталья Фёдоровна, суффиксы - это целая наука, а я вот что хочу спросить вса о профессиях, ведь

У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, чем заниматься?

Л. Хорошо, Тимур, давай поговорим о профессиях, но так, чтобы и тему занятия не забыть. Подумайте ребята, как же мне тогда записать тему уроке?

Дети: Тему надо записать так: «Суффиксы профессий».

Л. Что же мы называем профессией?

Слайд

Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Профессия- источник существования человека.
Для овладения профессией требуется определённая подготовка.

Как вы понимаете выражение-« источник существования»? Начинайте ответ словами: «Я думаю...»

Л. Как вы думаете, когда возникли профессии?

Да, История профессий уходит в глубокую древность. Подумайте, какие профессии были самыми распространёнными на Руси?

Дети выбирают из различных картинок изображения кузнеца, пекаря, гончара, ткача, воина, косаря.

Л.Сколько разных есть профессий? Попробуйте подсчитать, что получилось?

Кто-то скажет: Ровно двести.

Кто-то скажет: Триста пять….

В наше время человек владеет многими профессиями

Какие профессии есть в школе? Назовите их.

Дети отгадывают загадку:

Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.

Знает школьник и родитель — Проведет урок... (учитель)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель, наш любимый …(воспитатель)

Л. Запишите на доске слова учитель, воспитатель, писатель, водитель, строитель определите корень и суффикс.

Молодцы, правильно определили суффикс.

Какую роль играет суффикс в слове? Для чего он нужен?

Д. Суффикс нужен для образования новых слов

Л. На каком месте в слове стоит суффикс?

Д.. Суффикс стоит после корня.

Л.Правильно. Вы -молодцы,

Л. А теперь самостоятельно образуйте другие названия профессий с помощью суффикса -тель. Логопед читает содержание профессии, а дети записывают в индивидуальной карточке одно слово-название профессии, затем сверяют написанное с текстом на слайде:

Пишет рассказы, романы - Писатель

Водит машину, автобус - Водитель

Испытывает самолёты - Испытатель

Строит здания - Строитель

Спасает людей - Спасатель

Л.Оценивает деятельности учащихся

Многие ребята увлекаются спортом, возможно, это увлечение станет вашей профессией. Какие же есть спортивные профессии? Выберите из карточек те, которые относятся к спорту (Хоккеист, Фигуристы, Футболист, Штангист, Теннисист)

Какой суффикс помогает образовать слова-профессии? Запишите в карточке названия двух профессий и выделите суффикс.

Дети, а кто любит музыку и сможет от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте?

Баян - баянист

Скрипка - скрипач

Пианино-пианист

Гитара- гитарист

Выделите «музыкальный» суффикс

Л. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом музыкальные профессии, сразу всех объединив?

Дети: Очень просто. Все они- Музыканты.

Л.Вы - молодцы.очень хорошо работаете.

ИГРА

Л. Давайте отдохнём. Я называю профессию, а вы показываете действия,что делает:

  • Продавец
  • Водитель
  • Танцор
  • Рыбак
  • Футболист
  • Баскетболист
  • Штангист
  • Пловец
  • Певец
  • Молодцы!Очень весело получилось!

Развитие мышления,внимания,анализа и синтеза слова

Л.К нам стучится почтальон. Письма он принёс, а в них зашифрованы слова. Придумайте предложения с одним словом.

Дети отгадывают названия профессий по первым буквам картинок:

Слова: маляр,каменщик,учитель,строитель, сварщик, продавец, пекарь,врач, повар.

Дети «расшифровывают» по три слов,записывают,выделяют суффикс,составляют предложения.

Развитие восприятия

Л. Почему в начале урока мы сказали,что для овладения профессией нужны знания и умения? Надо ли учиться профессии?

Дети отвечают,логопед следит за правильным построением ответа:

«Я думаю…»

Игра Правильно ли это? Развитие коммуникативных навыков общения.

Работа в парах. На карточках задание: подбери профессию к деятельности.

Кроет крышу жестью

Крановщик

Кладёт умело из камня и кирпича стены дома

Стекольщик

Управляет подъёмным краном

Чертёжник

Вставляет стёкла в оконную раму

Каменщик

Роет под фундамент яму

Архитектор

Красит стены помещениякрасивой краской

Электрик

Проводит электрический кабель в новый дом

Разрабатывает проект нового дома

Экскаваторщик

Чертит чертежи для строительства нового дома.

Разделы: Логопедия

Цель урока.

Закрепить у детей навыки словообразования, правильно пользоваться

суффиксами при образовании названий профессий.

Учить детей выделять суффиксы в словах.

Уточнить лексический запас

Расширить знания детей о родном городе, знания о различных профессиях,

Воспитывать любовь к городу, уважение к труду.

Карточки с записанными профессиями артистов.

Картинки с изображением музыкальных инструментов (баян, гармонь, гитара, пианино. флейта., скрипка, труба, барабан).

Картинки с изображением строителей (каменщик, стекольщик, кровельщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, архитектор, чертёжник), карточки с предложениями

Ход урока

Матроскин. О чём задумался дядя Федор?

Дядя Федор.

У меня растут года.
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда…
Чем заниматься?

Шарик. Смотри, Дядя Федор, какие профессии в городе Саратове существуют.

Матроскин. Ну, да, профессии, профессии… вы бы ещё и про суффиксы вспомнили

Логопед Ребята, давайте поможем Дяде Федору. Расскажем, людей каких профессий мы можем встретить в нашем городе.

Что же такое профессия?

Логопед Правильно. Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Сколько разных есть профессий?
Кто-то скажет: - Ровно двести.
Кто-то скажет: - Триста пять….
Трудно точно подсчитать.
Точно лишь одно известно:
Все профессии чудесны.
Только надо постараться
Выбрать так одну мой друг.
Чтобы было интересно
И тебе и всем вокруг.

Давайте расскажем Дяде Федору о профессиях, которые можно встретить в театре.

Скажите, что это за здание?

Дети. Театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского.

Логопед. Правильно. Театр оперы и балета – один из самых лучших и известных театров нашего города.

Вот кабинка из стекла.
Это касса.
Кто-то деньги получает.
Быстро билеты отрывает.
Кто же это?

Дети. Кассир

Логопед. Назовите родственное слово слову кассир.

Дети. Родственное слово касса.

Логопед. Как образовалось слово кассир?

Дети. При помощи суффикса -ир.

Логопед. Для чего нужен суффикс?

Дети. Суффикс нужен для образования новых слов

Логопед. Где стоит суффикс?

Дети. Суффикс стоит после корня.

Логопед. Вот с билетом мы заходим в фойе. И нас встречает человек. Которые проверяет билеты и приглашает в зрительный зал. Кто это?

Дети. Билетёр.

Логопед. Какой синоним можно подобрать к слову билетёр?

Дети. Синоним слову билетёр - кассир.

Он работает, играя,
Есть профессия такая.
Он на сцене с давних пор
Та профессия ….

Дети. Актёр.

Логопед. Подберите синонимы к слова актёр и актриса.

Дети. Синоним к слову актёр – артист.

Синоним к слову актриса – артистка.

Логопед. Актёр запел арию, значит он..

Дети. Он певец.

Логопед. А если запела актриса?

Дети. Это певица.

Логопед. В театре оперы и балета показывают замечательные спектакли – оперы, оперетты, мюзиклы и балеты. Поэтому в спектаклях здесь не только разговаривают и поют, но и танцуют. Как называется человек, который танцует?

Дети. Танцор.

Логопед. А его партнёрша?

Дети Танцовщица.

Логопед. Кто танцует нам в балете,

это знают даже дети?

Дети. Это балерина.

Логопед. Но в театре есть ещё незаметные, но нужные профессии.

Если роль забыл актёр
И без слов руками машет.
Кто на выручку придёт
И слова ему подскажет.

Дети. Слова ему подскажет суфлёр.

Логопед. А если артист заболеет, то спектакль всё равно состоится. Ведь в театре есть человек, который знает все роли. Как называется профессия этого человека?

Дети. Это дублёр.

Логопед. А быть всегда красивыми, похожими на своих героев актёрам помогает специалист.

Дети. Его профессия – гримёр.

Логопед. Дядя Федор записал все названия профессий, которые встречаются в театре.

Кассир, билетёр, контролёр, актёр, актриса, артист, артистка, певец, танцор, танцовщица, балерина, суфлёр, дублёр, гримёр.

Выделите в этих словах суффиксы – ир, -ёр, -ис, -ист, -ец, -ор, ов, -щиц, -ин..

Какой суффикс чаще всего встречается в театральных профессиях?

Логопед. Но театр не может существовать без музыки. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом, сразу всех объединив?

Очень просто. Музыканты, музыканты все они.

Какой суффикс в слове музыканты?

Дети. В слове музыканты суффикс –ант.

Логопед. Вот большой оркестр играет.

И оркестром управляет

Строгий – строгий …

Дети. Дирижёр.

Логопед. А теперь попробуйте от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте, и выделите в этих словах суффиксы - -ист, -ач, -щик.

(Раздаются картинки с изображением музыкальных инструментов. После выполнения задания дети читают свои записи и называют в словах суффиксы.)

Баян – баянист

Гитара – гитарист

Флейта- флейтист

Труба – трубач

Аккордеон аккордеонист

гармонь – гармонист

пианино – пианист

скрипка - скрипач

барабан – барабанщик

саксофон- саксофонист

Логопед. Молодцы, ребята. Многие из вас занимаются в спортивных секциях и спортивных школах. А для некоторых из вас это увлечение спортом может стать профессией, как для многих известных спортсменов. В наше городе много сортивных сооружений. Один из них – спортивный комплекс “Кристалл”.

А кто воспитывает и тренирует будущих спортсменов?

Дети. Воспитывает и тренирует будущих спортсменов тренер.

Логопед Какие спортсмены тренируются в Ледовом Дворце?

Дети. В ледовом Дворце тренируются

(слайд) хоккеисты.

(слайд) фигуристы.

(слайд) фигуристки.

(слайд конькобежец..

Логопед. А кто может тренироваться в бассейне? (слайд)

Дети (слайд ) в бассейне тренируется пловец.

Логопед. В спортивном зале Дворца Спорта занимаются различными видами спорта.

Я буду называть вид спорта, а вы мне название профессии спортсмена.

Игра “назови слово”.

Логопед - дети

(слайд) баскетболом - баскетболист.

(слайд) волейболом - волейболист

(слайд) гимнастикой - гимнаст и гимнастка

(слайд) боксом - боксёр

(слайд) борьбой - борец

(слайд) фехтованием - фехтовальщик

(слайд)штангой - штангист

(слайд) теннисом - теннисист

Логопед. Вставьте слова – названия профессий спортсменов в предложения и выделите в этих словах суффиксы –ист, - щик, - ёр, -ец.

(Детям раздаются карточки с предложениями)

Проверка задания. Дети читают предложения. Называют слово, которое вставили и называют суффикс в этом слове.

Физминутка. Молодцы. А теперь представим себе, что мы в спортзале. Я называю спортивную профессию. А вы показываете движения этого спортсмена под музыку.

Логопед. Мы побывали в театре, спортивном комплексе, в бассейне.

А кто всё это построил?

Дети. Строители.

Логопед. Правильно, все здания, бассейны, больницы, школы строят строители.

Строить новый дом хотим мы

Чтобы много лет стоял.

А для этого нужны знания и умения.

А вы знаете, с чего начинается строительство?

Строительство начинается с проекта. Проект нового здания задумывает и разрабатывает архитектор.

Архитектор строит дом

За компьютерным столом.

Дети. В слове архитектор – суффикс ор.

Помогают им карандаши.

Дети. В слове чертёжник суффикс ник.

В слове чертёжница суффикс ниц.

Логопед. На месте нового здания при помощи специальной машины – экскаватора - под фундамент роют яму.

Кто управляет экскаватором?

Дети. Экскаватором управляет экскаваторщик. Суффикс - щик.

Логопед. Вот и другой строитель за делом.

Он кирпичи кладёт умело.

Дети. Это каменщик. Суффикс- щик.

Очень стены высоки.
Поднимать большие плиты.
Балки, пачки оргалита
Тяжело и не с руки.
И к рабочим груз огромный
Поднимает кран подъёмный.
Управляет краном кто?

Дети. Краном управляет крановщик. Суффикс в слове крановщик – ов, щик.

Дети. Крышу кроет кровельщик. Суффикс ель, суффикс щик.

Логопед. Выполняет внутреннюю отделку,

Штукатурит стены ловко …

Дети. Стены штукатурит штукатур.

Если красить стены нужно,
За это возьмутся дружно …
Дети стены красят маляры.

Логопед. А вместе штукатура и маляра называют отделочниками.

Как называются строители, которые изготавливают оконные рамы, двери, полы, то есть выполняют всю работы по дереву?

Дети. Людей, которые выполняют работы по дереву, называют плотниками и столярами.

Логопед. Есть на стройке рабочие, которые специальным инструментом – стеклорезом – разрезают стекло так, чтобы точно вошло в оконную раму или в дверь.

Как называется эта профессия?

Дети. Стекло разрезает стекольщик.

Логопед. Затем на стройке работает человек, который устанавливает в доме все водопроводные трубы. Как называется этот человек.

Дети. Водопроводные трубы устанавливает водопроводчик.

Логопед. Часто человека этой профессии называют сантехник.

Логопед. Есть ещё на стройке человек, который проводит в дом электричество.

Как называется профессия этого человека?

Дети. Эта профессия – электрик.

Логопед. Вот мы и побывали с вами на строительстве дома. А теперь послушайте задание.

Составьте и запишите предложения по данным картинкам, используя названия профессий.

Дети записывают по два предложения по картинкам, например,

Кровельщик кроет крышу жестью.

Каменщик кладёт умело из камня и кирпича стены дома.

Крановщик управляет подъёмным краном.

Стекольщик вставляет стёкла в оконную раму.

Экскаваторщик управляет экскаватором.

Экскаваторщик роет под фундамент яму.

Маляр красит стены помещения.

Маляр красит стены красивой краской.

Электрик проводит электрический кабель в новый дом.

Архитектор разрабатывает проект нового дома.

Чертёжник чертит чертежи для строительства нового дома.

Дети читают составленные предложения, говорят от какого слова получились профессии строителей и называют суффиксы, при помощи которых получились новые слова.

Логопед. Ну что, Дядя Фёдор, ты доволен знаниями детей.

Дядя Фёдор.

Я доволен от души.
Все профессии прекрасны.
Все на редкость хороши.

Теперь я буду думать. Какую профессию мне выбрать.

Странное дело
А может быть, нет –
Жил был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пятьлет.
Но про него говорили:
- Хуудожник.
Странное дело.
А может быть, нет –
Жил –был
На свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
- Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?
(Роман Сеф).

1.То, о чём пишет поэт, быль или небылица?

2.Можно ли словом “художник” назвать сапожника? Портного? Повара?

3.Как должен человек выполнять свою работу, чтобы его называли художником своего дела.? (Ответы детей)

Если человек выполняет свою работу профессионально, красиво, с душой, творчески, то его можно назвать художником своего дела. Знание приёмов своего ремесла – это главное в мастерстве и поэта, и сапожника, и повара.

4. Можно ли художника назвать сапожником? (ответы детей0

Логопед. Да, если человек выполняет свою работу плохо,

Логопед. Я вам желаю, чтобы вы в будущем стали “художниками” своей профессии.

Итог занятия.

  1. Для образования названий профессий мы использовали суффиксы. Какие суффиксы вы использовали для образования названий профессий?.
  2. Какой суффикс оказался самым спортивным?
  3. Какой суффикс самый “музыкальный2
  4. Какой суффикс самый строительный?
  5. Человек какой профессии живёт в Простоквашино, рядом с Дядей Фёдором?
- дополнительный материал по теме "Профессии".

Новая лексика

Существительные:

строитель,каменщик,маляр,учитель,продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.Названия инструментов,связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,класть,управлять,красить,собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развиватьслуховоевниманиеипамять,уточнятьи активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОДигры :воспитатель читает детям стихотворение,затем проситихпостаратьсявспомнить,названиякакихпрофессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцуетполотёр -

Весёлый человек.

Каквбурю, взнойиливмороз,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализироватьсловарныйзапаспотемам«Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:Мненужнытакиеинструменты:ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплятьумениеупотреблятьсуществительноев форме творительного падежа.

Ходигры. Воспитательвыставляетнапаннокартинкис изображениемтранспортаипредлагаетсказать,ктокаким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи, словообразование:учитьпониманиюитолкованиюсложных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямобъяснить,из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов,лесоруб,дровосек,зверовод,коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развиватьслуховоевнимание,формировать грамматическийстройречи,учитьупотреблениюдательного

падежасуществительных,образованиюотносительных прилагательных.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложение, найтиошибку, исправитьее, повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развиватьслоговойанализисинтез,зрительное вниманиеизрительнуюпамять,активизироватьсловарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник,парикмахер,доктор,садовник,инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар,врач,инженер,плотник,машинист,столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что!- ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... ..

Подумаешь,пожарный!-засмеяласьКатя.-Явот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

СамыймаленькиймальчикОлегпосмотрелнаребятитихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петясдедушкойбольшимидрузьямибыли.Обовсём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

ВесьвечеротвечалПетядедушке.Правильноотвечал. Только он маленькийбыл и по своим рукамобо всех других

судил,а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Изодногоитогожекускажелезаиводнойитойже мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл вработу,адругойдолгоисовершеннобесполезнолежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.Плуг,бывшийуземледельца,блестел,как

серебро,ибылдажеещёлучше,чемвтовремя,когдаон толькочтовышелизмастерской;плугже,пролежавшийбез

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи,пожалуйста,отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

Оттруда,моймилый,-отвечалтот.-Аеслиты заржавелисделалсяхуже,чем был,топотому,чтовсёэто

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?


- Послушайте чистоговорку:
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.
- О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

Объявление новой темы.
- А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31 Посмотрите задание 13.
- Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Нужные работники - Щуря глаз и хмуря брови,
_________ и _________! Проворчав себе в усы,
Сработать мебель мудрено: _________ Иван Петрович
Сначала мы берем бревно Осторожно взял часы.
И пилим доски, Все понятно старику,
Длинные и плоские. Старику __________.

Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).
- Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы-час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы) Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов. Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.
Полный текст материала Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. 3 класс. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Образовательная цель: формирование умения образовывать слова с помощью суффиксов,
называющих профессии людей.

Коррекционно - развивающая цель: развитие навыка звукослогового анализа, мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание навыка взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А.) Развитие мелкой моторики пальцев.
Пальцы ловкими хотят быт
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнение предложим.

По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить, как игрушки,
Наших пальчиков подушки.

Как чудесно мы играли
И в игре тренировали
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и, кулачки немножко.

3. Формирование новых понятий.

А.) Сообщение темы и цели урока.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Предлагаю я вам тему,
Так скорее друг за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.

Вот о тех. кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
-Какие профессии знаете?
-Кем вы хотите стать в будущем?
-Как вы думаете, что для этого нужно делать?

Б.) Я вам расскажу еще одну сказку о Волшебниках- суффиксах. Презентацию смотреть .

Жили - были суффиксы - ЩИК -, - ЧИК - , ТЕЛЬ -, - НИК -, - ИСТ - . К кому придут в гости, всех
трудиться научат. Сначала суффикс - ИСТ - познакомился с ГИТАРОЙ (Слайд № 2)
и получилось слово …. ГИТАРИСТ (Слайд № 3) . Затем - со словом ПИАНИНО (Слайд № 4) и
получился …. пианист (Слайд № 5) . Затем со словом БАЯН (Слайд № 6) и получился БАЯНИСТ
(Слайд № 7)
. Затем - со словом ФЛЕЙТА (Слайд № 8) и получился …. ФЛЕЙТИСТ (Слайд № 9) .
(Проводится разбор всех слов и дописываются суффиксы на карточке).
- С помощью какого слова получили названия музыкантов? (- ИСТ - )
- А кто знает, как назвать человека, который играет на скрипке? (Слайд №10) (СКРИПАЧ).
(Слайд №11)
.
- Какой суффикс помог получить новое слово? (- АЧ - ).
-Как назвать людей, которые играют вместе на музыкальных инструментах? (Оркестр) .
-А теперь собери из букв слово. (Слайд № 12) .

МЗКНТУЫАЫ (МУЗЫКАНТЫ)
Звукослоговой анализ слова МУЗЫКАНТЫ .
- Сколько в слове гласных? (4)
- Сколько в слове согласных? (5)
- Назови 1 слог МУ , 2 -й ЗЫ , 3-й КАН , 4-й ТЫ .
- Поставь ударение.
- Придумай еще однокоренные слова. (МУЗЫКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ) .
-Запишите слова и выделите корень. (МУЗЫК) .
Слушайте сказку дальше. Суффикс - ИСТ - собрал целый оркестр из музыкантов, а
суффиксы - ТЕЛЬ -, - НИК -, - ЧИК - и - ЩИК - пошли к глаголам учить, строить, охранять, грузить.

Названия каких профессии получились? (Учитель, строитель, охранник, грузчик).
-Запишите слова.
-Выделите суффикс.
(Учитель , строитель , охранник , грузчик ). (Слайд № 13) .



В.) Отгадай, правильно ли объясняется смысл слов, обозначающих названия профессий.

Собирает банщик банки,
А потом хранит их в банке.
Очень ими дорожит
Банк с ружьем он сторожит.
- Кто такой БАНЩИК? (Человек, который работает в бане) .
-ЗАПИШИТЕ СЛОВО.
- Выдели суффикс в слове БАНЩИК (ЩИК) .
- Как называют человека, который работает в банке? (БАНКИР) .

Кран на кухне крановщик
Починить вам сможет вмиг
Каждый краник сделать краше
Душ исправит в ванной вашей.
-Правильно? (Нет).
- Кто такой КРАНОВЩИК ? (Человек, который управляет краном).
-Запишите слово.
- Выдели в этом слове суффикс. (ЩИК) .
- Как называют человека, который чинит краны? (Слесарь) .

Ищет клады кладовщик .
И находит в тот же миг.
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
- Верно? (Нет).
- Кто такой КЛАДОВЩИК ? (Человек, который работает на складе).
-Запишите слово.
- Какой суффикс в слове? (ЩИК)
-Как называют искателя кладов? (КЛАДОИСКАТЕЛЬ) .

Г.) Физминутка.

Д.) Догадайся по опорным словам о какой профессии идет речь. (Слайд № 14) .

Указка, мел - …… (УЧИТЕЛЬ). (Слайд № 15)
Звери, цирк -…… (ДРЕССИРОВЩИК). (Слайд № 16).
Коньки, клюшка -…… (ХОККЕИСТ). (Слайд № 17).
Самолет, шлем - ……. (ЛЕТЧИК). (Слайд № 18).
Метла, тачка - …… (ДВОРНИК). (Слайд № 19).
Мяч, бутсы - …… (ФУТБОЛИСТ). (Слайд № 20).

Е.) Работа с текстом. (Слайд № 21) .
- Услышь названия профессий. (Слайд № 22) .
(Чтение логопедом текста.)

Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества, времени пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и каменщиком, и сварщиком и водопроводчиком, и паркетчиком, и смазчиком , когда выяснилось, что заговорщики были просто строителями , а в их планы входило строительство новой школы.
-Составь с этими словами предложение.
-Запишите предложение на доске и на карточках.

Строительные профессии: бетонщик, каменщик, сварщик, водопроводчик, паркетчик, смазчик.

Выделите в словах суффиксы.
- Из каких слов выросли новые слова?
- Что выполняет каждый человек этой профессии?

4. Рефлексия.

Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
- С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
- Какие суффиксы нам в этой работе помогли? (ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК ).

Карточка к уроку по теме «Суффиксы, называющие профессии людей»

1. Образуй от слова название профессии, выдели суффикс.

Гитара - гитар…..
Пианино- пиан….
Баян - баян……
Флейта - флейт……

2. Запиши однокоренные слова к слову. Выдели суффикс и корень.

Музыканты ……………………………………………………………………………………………………

3. Запиши слова. Выдели суффикс.

……………………………………………………………………………………………………

4. Догадайся, в какой профессии нужны эти предметы.
Выдели суффикс.

Указка, мел-…………………………………..
Звери, тумба- ………………………………..
Коньки, клюшка- …………………………..
Самолет, шлем- …………………………….
Метла, тачка- ………………………………..
Мяч, бутсы- ……………………………………

5. Найди названия профессий, придумай и запиши предложение, выдели суффикс в словах - названиях профессий.

Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, времени, мужества пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и смазчиком, и каменщиком, и сварщиком, и водопроводчиком, и паркетчиком, когда выяснилось, что заговорщики были строителями, а в их планы входило строительство новой школы.