Ннод по обучению грамоте для старшей группы. Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Знакомство с гласными звуками в старшей группе
Проект «Знакомство с гласными звуками».
Для детей старшей логопедической группы.
Учитель-логопед:
Цель проекта: знакомство с гласными звуками и буквами (У, А,И, О,Ы, Э), развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Развитие чёткой артикуляции на примере гласных звуков. Развитие дыхания, чувства ритма, просодики при работе с гласными звуками. Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. Развитие лексико-грамматических категорий. Развитие мыслительных операций, внимания, памяти. Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Направления работы:
Развитие артикуляции.
Чёткое произнесение на основе зрительного контроля и без него (индивидуальные зеркала, символы гласных)
Развитие просодики.
- Пропевание гласных с движениями Отхлопывание ритма с произнесением гласных Произнесение гласных с разной интонацией Пропевание гласных с различной силой, длительностью и высотой звучания Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного и длительного выдохов.
- начального ударного гласного выделение начального безударного звука выделение гласного звука под ударением после согласного выделение гласного звука после согласного
Лексико-грамматические категории.
- Договаривание слов в конце предложения. Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Составление предложений по предметным картинкам. Составление предложений со словом много, употребление существительных в единственном числе родительного падежа. Закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных. Работа с деформированной фразой.
Развитие психических процессов.
- Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Графический тренажёр «Игровизор» Игры: Что изменилось? Назови картинку! Что прибавили? Что с чем поменяли местами?, Четвёртый лишний! (по начальному гласному звуку).
- Игры с буквами: Заштрихуй, закрась! Допиши букву. Обведи, найди правильную букву. Сложи из палочек. Напиши по образцу. Выкладывание букв из разных материалов (гороха, семечек и т. д.) Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Графический тренажёр «Игровизор» Изображение пальцами букв.
Список литературы:
Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Говорим правильно в 5-6 лет. Графический тренажёр «Игровизор» , Исправляем произношение. Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Игры с пальчиками.
Приложение 1.
Конспекты занятий.
Тема: Звук «У»
1.Чёткое произнесение и характеристика звука У.
2. Выделение начального ударного гласного У.
3. Выделение начального безударного звука У.
4. Знакомство с буквой.
5. Договаривание слов в предложении.
Оборудование: предметные картинки со звуком У, индивидуальные зеркала, символ звука У, лабиринт гласной У (развивающая игра Воскобовича).
Ход занятия:
Оргмомент. Выделение на слух звука У из слов: умный, ухо, утка, угол. Длительное произнесение звука У:
- Логопедом, детьми Тихим и громким голосом Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
- Из ряда гласных: у, а, и, у, о, а, у, у, и, у Из слов: укроп, осень, туча, гриб, дуб
- В звукосочетаниях: УА, УО, УИ, УЫ В обратных слогах: УМ, УП, УТ, УК В словах: удочка, удар, утро, узор
- Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук У в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» с этими картинками
В озере плавает утка.
У девочки болит ухо.
По дороге ползёт улитка.
У дедушки чёрные усы.
Знакомство с буквой У. Работа с лабиринтом буквы У. Итог.
Тема: Звук «А»
1.Чёткое произнесение и характеристика звука А.
2. Выделение начального ударного и безударного гласного А.
3. Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.
4. Знакомство с буквой.
Оборудование: предметные картинки со звуком А, индивидуальные зеркала, символ звука А, лабиринт гласной А (развивающая игра Воскобовича).
Ход занятия:
Отгадывание по артикуляционной позе звука У, припоминание картинок со звуком У. Выделение на слух звука А из слов: астры, автобус, арка, апельсин. Длительное произнесение звука А:
- Логопедом, детьми Произнесение тихо, громко, руками регулируя силу звука Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
- Из ряда гласных: и, а, и, а, о, а, и, у, а, у Из ряда обратных слогов: АХ, АМ, АК, АМ Из слов: армия, август, осень, туча, утюг, удочка
- В звукосочетаниях: АУ, АО, АИ, АЫ В обратных слогах: АМ, АП, АТ, АК В словах: аист, артист, абрикос
- Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук А в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
- Подбор имён на звук А: Оля, Аня, Инна – Аня
Вова, Толя, Антон, Петя - Антон
- Составление предложений с помощью вопроса что делает?
Антон идёт. Антон убирает. Аня играет. Аня поёт.
Знакомство с буквой А. Работа с лабиринтом буквы А. Итог.
Тема: Звук «И»
1.Чёткое произнесение и характеристика звука И.
2. Выделение начального ударного и безударного гласного И.
3. Составление предложений по предметным картинкам.
4. Знакомство с буквой.
5. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: предметные картинки со звуком И, индивидуальные зеркала, символ звука И, лабиринт гласной И (развивающая игра Воскобовича).
Ход занятия:
Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука И из слов: игры, игрушки, ива, лифт, нитки. Длительное произнесение звука И:
Характеристика звука И, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы в улыбочке, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука И– «улыбочка». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь И:- Из ряда гласных: и, а, и, у, о, а, и, у, и, у Из ряда обратных слогов: ИХ, УМ, ИК, АМ Из слов: индюк, август, икра, сок, редис, мир
- В звукосочетаниях: ИУ, ИО, ИА, ИЫ В обратных слогах: ИМ, ИП, ИТ, ИК В словах: индюк, иголка, интерес
- Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук И в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Назови картинку» с этими картинками
- Подбор имён на звук И: Оля, Аня, Инна, Вова, Илья – Инна, Илья Составление предложений.
Инна ест малину. Илья видит индюка. Инна и Илья убирают листья.
Знакомство с буквой И. Работа с лабиринтом буквы И. Итог.
Тема: Звук «О»
1.Чёткое произнесение и характеристика звука О.
2. Выделение звука О под ударением после согласного.
3. Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК.
4. Знакомство с буквой.
5. Составление предложений со словом много, употребление существительных в ед. ч. родительного падежа.
5. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: предметные картинки со звуком О, индивидуальные зеркала, символ звука О, лабиринт гласной О (развивающая игра Воскобовича).
Ход занятия:
Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И), картинок на эти звуки. Игра «4 лишний» с установкой на запоминание лишних слов
Заяц, лиса, кот, медведь - кот
Кошки, собаки, кони, совы - совы
Лось, корова, овца, кролик - лось
«Запомни, повтори» со словами кот, совы, лось, меняя порядок слов. Выделение на слух звука О из слов: овцы, кони, кошка, ослик, окно. Длительное произнесение звука О:
- Логопедом, детьми Модуляция голоса Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
- Из ряда гласных: и, о, и, у, о, а, о, у, о, у Из ряда обратных слогов: ИХ, УМ, ИК, АМ Из слов: индюк, август, икра, сок, редис, мир
- В звукосочетаниях: ИУ, ИО, ИА, ИЫ В слогах: ОМ, ПО, ОТ, КО В словах: баран, кошка, ослик, козы, верблюд, лошадь
ПО-ТО-КО-ХО, ТО-КО-ХО-ПО, КО-ХО-ПО-ТО, ХО-ПО-ТО-КО
Выделение звука О (утрированное произнесение) на картинках
- Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком О Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Знакомство с буквой О. Работа с лабиринтом буквы О. Итог.
Тема: Звук «Ы»
1.Чёткое произнесение и характеристика звука Ы.
2. Выделение звука Ы после согласного.
3. Звуковой анализ, составление схем слова ДЫМ.
4. Знакомство с буквой.
5. Закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных.
6. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: предметные картинки со звуком Ы, индивидуальные зеркала, символ звука Ы, лабиринт гласной Ы (развивающая игра Воскобовича).
Ход занятия:
Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И, О), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука Ы из слов: мыло, кеды, тюльпаны, дыра. Длительное произнесение звука Ы:
Характеристика звука Ы, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы немного вытянуты вперёд, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука Ы– «маленький прямоугольник». Воспроизведение слоговых рядов:ПЫ-ТЫ-КЫ-ХЫ ТЫ-КЫ-ХЫ-ПЫ КЫ-ХЫ-ПЫ-ТЫ
ЫП-ЫТ-ЫК-ЫХ ЫТ-ЫК-ЫХ-ЫП ЫК-ЫХ-ЫП-ЫТ
ПЫ ТЫ КЫ ХЫ
- Звуковой анализ слова ДЫМ Составление схемы этого слова
- Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком Ы (на 2 столбика: с «Ы» и без «Ы») Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?»
Завод - заводы
Тюльпан – тюльпаны
Вагон – вагоны и т. д.
Заучивание скороговорки. Выделение слов со звуком Ы.
От топота копыт пыль по полю летит.
Знакомство с буквой Ы. Работа с лабиринтом буквы Ы. Итог.
Тема: Звук «Э»
1.Чёткое произнесение и характеристика звука Э.
2. Выделение звука Э после согласного.
3. Звуковой анализ, составление схем слова ЭХО.
4. Знакомство с буквой.
5. Работа с деформированной фразой.
6. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: предметные картинки со звуком Э, индивидуальные зеркала, символ звука Э, лабиринт гласной Э (развивающая игра Воскобовича).
Ход занятия:
Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И, О,Ы), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука Э из слов: экран, Эмму, купе, эскалатор, этаж, этажерка. Длительное произнесение звука Э:
- Логопедом, детьми Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
ПЭ-ТЭ-КЭ-ХЭ ТЭ-КЭ-ХЭ-ПЭ КЭ-ХЭ-ПЭ-ТЭ
ЭП-ЭТ-ЭК-ЭХ ЭТ-ЭК-ЭХ-ЭП ЭК-ЭХ-ЭП-ЭТ
Формирование навыков звукового анализа:
- Звуковой анализ прямых слогов:
ПЭ ТЭ КЭ ХЭ
- Отгадывание и разучивание загадки.
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
- Звуковой анализ слова ЭХО Составление схемы этого слова
- Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком Э Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» Подбор имён на Э: Уля, Инна, Эля – Эля
Игорь, Эдик, Антон - Эдик
Преобразование деформированной фразы:
Лес, в, услышал, Эдик, эхо – Эдик в лесу услышал эхо.
Поднялась, пятый, Эля, на, этаж – Эля поднялась на пятый этаж.
Едут, мама, и, Эдик, купе, в, поезд – Мама и Эдик едут в купе поезда.
Этажерка, положила, Эля, на, книгу – Эля положила книгу на этажерку.
Знакомство с буквой Э. Работа с лабиринтом буквы Э. Итог.
Приложение 2.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Громкий гудок паровозу подать,
Нежно лошадкой могут заржать,
Даже медведем могут рычать,
Эхом далёким в лесу отвечать.
Символы гласных звуков.
Весёлые обезьянки.
Приложение 3.
Пример лабиринта гласной.
Приложение 4.
Найди правильную букву. Исправь ошибки.
Допиши букву.
Приложение 5.
Гласные (аппликация из разных материалов: горох, веревки, мак, стружка, семечки и др.)
Приложение 6.
Игры с гласными.
Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»
Задачи:
Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Материал:
Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.
Ход НОД:
Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.
Логопед:
Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.
Загадки про буквы
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)
Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)
Логопед:
Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:
Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.
Игра «Немые звуки»
Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.
Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.
Логопед:
Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.
Буквоежка:
Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.
Логопед:
Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
Задание 1: подбор слов со звуком А
Буквоежка:
Отгадайте-ка загадку:
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.
Логопед:
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.
Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.
Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.
Логопед:
Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.
Задание 2: изменение существительных по падежу
Буквоежка:
А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).
Логопед:
Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.
Шар – шары
Стол – столы и т.д.
Буквоежка:
Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.
Задание 3: дыхательная гимнастика
Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.
Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.
Логопед:
Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.
Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.
Буквоежка:
Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.
Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»
Буквоежка:
Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Логопед:
Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.
Задание 5: определение количества слогов в словах
Буквоежка:
По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).
Логопед:
Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.
Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.
Буквоежка:
Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.
Логопед:
Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.
Буквоежка:
А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).
Логопед:
Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.
Буквоежка возвращает последнюю букву.
Логопед:
Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.
Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.
Буквоежка:
Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»
Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»
Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.
Ход занятия:
1.Организационный этап :Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»
«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».
Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)
В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)
Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)
В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)
Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.
Цели занятия.
Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о]; правила о гласных звуках.
Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.
Логопед: - Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно,мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.
Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.
Упражнения:
Улыбка-дудочка
Самомассаж лица с опорой на символы.
Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим подсказкам.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиком провело
И погладило.
Поглаживающие движения.
Карточка 2. Рисунок: дождик.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Постукивающие движения.
Карточка 3. Рисунок: зигзаг.
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Будут розовыми щёчки:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Зигзагообразные движения.
Карточка 4. Рисунок: яблоко.
Вышли пальчики гулять,
Стали яблоки срывать.
Что за чудная картинка:
Стала полною корзинка.
Пощипывающие движения.
Карточка 1. Рисунок: солнышко.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиком провело
И погладило.
Поглаживающие движения.
Начало путешествия.
Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через осенний лес.
А теперь- в путь!
Дети под музыку идут по группе «змейкой».
Логопед: - Ребята, кто это сидит на пеньке?
Дети: - Колобок!
Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём Колобка с собой!
Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве?
Дети: -Это красные кружки- символы гласных звуков.
Логопед прикрепляет символы на доску.
Логопед: - Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.
Звукобуквенный анализ.
Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?
Дети:- АУ.
Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].
Какие это звуки? (Гласные)
Какими фишками мы их обозначим? (Красными кружками).
Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).
Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.
Логопед выкладывает фишки и буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.
Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?
Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.
Логопед выставляет картинку «ослик».
Логопед:- Как кричит ослик?
Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети на индивидуальных ковриках самостоятельно.
Самоконтроль.
Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё верно – положите на свой коврик капельку осеннего дождя.
Вот сколько капель! После такого дождя можно и за грибами пойти!
Физминутка «Мы в лесок пойдём».
Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Дети маршируют.
В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.
От ребят свой бок! Руки на поясе.
Логопед:- Колобок говорит, что под этим грибком кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.
(Сели на места).
Игра с Гусеничкой.
Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова- положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.
Гусеничкины письма.
Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на осенних листочках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.
Работа с предложением.
Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?
Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?
Дерево упало с листочка. –Листочек упал с дерева.
Ёлка висит на шишке. –Шишка висит на ёлке.
Берёза дует на ветер. – Ветер дует на берёзу.
Колобок: - Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.
Слоговые дорожки.
У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.
Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.