» »

Ннод по обучению грамоте для старшей группы. Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Знакомство с гласными звуками в старшей группе

10.07.2022

Проект «Знакомство с гласными звуками».

Для детей старшей логопедической группы.

Учитель-логопед:

Цель проекта: знакомство с гласными звуками и буквами (У, А,И, О,Ы, Э), развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

Развитие чёткой артикуляции на примере гласных звуков. Развитие дыхания, чувства ритма, просодики при работе с гласными звуками. Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. Развитие лексико-грамматических категорий. Развитие мыслительных операций, внимания, памяти. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Направления работы:


Развитие артикуляции.

Чёткое произнесение на основе зрительного контроля и без него (индивидуальные зеркала, символы гласных)


Развитие просодики.
    Пропевание гласных с движениями Отхлопывание ритма с произнесением гласных Произнесение гласных с разной интонацией Пропевание гласных с различной силой, длительностью и высотой звучания Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного и длительного выдохов.
Фонематические представления, обучение грамоте. Характеристика гласных звуков (У, А,И, О, Ы, Э) Выделение гласных звуков (изолированно, в слогах, словах)
    начального ударного гласного выделение начального безударного звука выделение гласного звука под ударением после согласного выделение гласного звука после согласного
Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК, ДЫМ, ЭХО Знакомство с буквами
Лексико-грамматические категории.

    Договаривание слов в конце предложения. Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Составление предложений по предметным картинкам. Составление предложений со словом много, употребление существительных в единственном числе родительного падежа. Закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных. Работа с деформированной фразой.

Развитие психических процессов.

    Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Графический тренажёр «Игровизор» Игры: Что изменилось? Назови картинку! Что прибавили? Что с чем поменяли местами?, Четвёртый лишний! (по начальному гласному звуку).
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
    Игры с буквами: Заштрихуй, закрась! Допиши букву. Обведи, найди правильную букву. Сложи из палочек. Напиши по образцу. Выкладывание букв из разных материалов (гороха, семечек и т. д.) Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Графический тренажёр «Игровизор» Изображение пальцами букв.

Список литературы:


Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Говорим правильно в 5-6 лет. Графический тренажёр «Игровизор» , Исправляем произношение. Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Игры с пальчиками.

Приложение 1.

Конспекты занятий.

Тема: Звук «У»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука У.

2. Выделение начального ударного гласного У.

3. Выделение начального безударного звука У.

4. Знакомство с буквой.

5. Договаривание слов в предложении.

Оборудование: предметные картинки со звуком У, индивидуальные зеркала, символ звука У, лабиринт гласной У (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Выделение на слух звука У из слов: умный, ухо, утка, угол. Длительное произнесение звука У:

    Логопедом, детьми Тихим и громким голосом Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука У, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губки трубочкой, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука У – маленький красный кружок. Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь У:
    Из ряда гласных: у, а, и, у, о, а, у, у, и, у Из слов: укроп, осень, туча, гриб, дуб
    В звукосочетаниях: УА, УО, УИ, УЫ В обратных слогах: УМ, УП, УТ, УК В словах: удочка, удар, утро, узор
Выделение звука У (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук У в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» с этими картинками
Составление предложений с этими словами.

В озере плавает утка.

У девочки болит ухо.

По дороге ползёт улитка.

У дедушки чёрные усы.

Знакомство с буквой У. Работа с лабиринтом буквы У. Итог.

Тема: Звук «А»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука А.

2. Выделение начального ударного и безударного гласного А.

3. Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.

4. Знакомство с буквой.

Оборудование: предметные картинки со звуком А, индивидуальные зеркала, символ звука А, лабиринт гласной А (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Отгадывание по артикуляционной позе звука У, припоминание картинок со звуком У. Выделение на слух звука А из слов: астры, автобус, арка, апельсин. Длительное произнесение звука А:

    Логопедом, детьми Произнесение тихо, громко, руками регулируя силу звука Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука А, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, рот широко открыт, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука А – «большой красный круг». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь А:
    Из ряда гласных: и, а, и, а, о, а, и, у, а, у Из ряда обратных слогов: АХ, АМ, АК, АМ Из слов: армия, август, осень, туча, утюг, удочка
Игра «Эхо». Выделение и называние первого звука
    В звукосочетаниях: АУ, АО, АИ, АЫ В обратных слогах: АМ, АП, АТ, АК В словах: аист, артист, абрикос
Выделение звука А (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук А в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.
    Подбор имён на звук А: Оля, Аня, Инна – Аня

Вова, Толя, Антон, Петя - Антон

    Составление предложений с помощью вопроса что делает?

Антон идёт. Антон убирает. Аня играет. Аня поёт.

Знакомство с буквой А. Работа с лабиринтом буквы А. Итог.

Тема: Звук «И»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука И.

2. Выделение начального ударного и безударного гласного И.

3. Составление предложений по предметным картинкам.

4. Знакомство с буквой.

5. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком И, индивидуальные зеркала, символ звука И, лабиринт гласной И (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука И из слов: игры, игрушки, ива, лифт, нитки. Длительное произнесение звука И:

Характеристика звука И, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы в улыбочке, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука И– «улыбочка». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь И:
    Из ряда гласных: и, а, и, у, о, а, и, у, и, у Из ряда обратных слогов: ИХ, УМ, ИК, АМ Из слов: индюк, август, икра, сок, редис, мир
Игра «Эхо». Выделение и называние первого звука
    В звукосочетаниях: ИУ, ИО, ИА, ИЫ В обратных слогах: ИМ, ИП, ИТ, ИК В словах: индюк, иголка, интерес
Выделение звука И (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук И в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Назови картинку» с этими картинками
Составление предложений по предметным картинкам.
    Подбор имён на звук И: Оля, Аня, Инна, Вова, Илья – Инна, Илья Составление предложений.

Инна ест малину. Илья видит индюка. Инна и Илья убирают листья.

Знакомство с буквой И. Работа с лабиринтом буквы И. Итог.

Тема: Звук «О»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука О.

2. Выделение звука О под ударением после согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК.

4. Знакомство с буквой.

5. Составление предложений со словом много, употребление существительных в ед. ч. родительного падежа.

5. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком О, индивидуальные зеркала, символ звука О, лабиринт гласной О (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И), картинок на эти звуки. Игра «4 лишний» с установкой на запоминание лишних слов

Заяц, лиса, кот, медведь - кот

Кошки, собаки, кони, совы - совы

Лось, корова, овца, кролик - лось

«Запомни, повтори» со словами кот, совы, лось, меняя порядок слов. Выделение на слух звука О из слов: овцы, кони, кошка, ослик, окно. Длительное произнесение звука О:

    Логопедом, детьми Модуляция голоса Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука О, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы «овальчиком», поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука О– «овал». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь О:
    Из ряда гласных: и, о, и, у, о, а, о, у, о, у Из ряда обратных слогов: ИХ, УМ, ИК, АМ Из слов: индюк, август, икра, сок, редис, мир
Игра «Эхо». Выделение и называние первого звука
    В звукосочетаниях: ИУ, ИО, ИА, ИЫ В слогах: ОМ, ПО, ОТ, КО В словах: баран, кошка, ослик, козы, верблюд, лошадь
Воспроизведение слоговых рядов:

ПО-ТО-КО-ХО, ТО-КО-ХО-ПО, КО-ХО-ПО-ТО, ХО-ПО-ТО-КО

Выделение звука О (утрированное произнесение) на картинках

    Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком О Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Составление предложений с отобранными словами в сочетании со словом много: корова – На лугу много коров, и т. д.
Знакомство с буквой О. Работа с лабиринтом буквы О. Итог.

Тема: Звук «Ы»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука Ы.

2. Выделение звука Ы после согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем слова ДЫМ.

4. Знакомство с буквой.

5. Закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных.

6. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком Ы, индивидуальные зеркала, символ звука Ы, лабиринт гласной Ы (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И, О), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука Ы из слов: мыло, кеды, тюльпаны, дыра. Длительное произнесение звука Ы:

Характеристика звука Ы, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы немного вытянуты вперёд, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука Ы– «маленький прямоугольник». Воспроизведение слоговых рядов:

ПЫ-ТЫ-КЫ-ХЫ ТЫ-КЫ-ХЫ-ПЫ КЫ-ХЫ-ПЫ-ТЫ

ЫП-ЫТ-ЫК-ЫХ ЫТ-ЫК-ЫХ-ЫП ЫК-ЫХ-ЫП-ЫТ

ПЫ ТЫ КЫ ХЫ

    Звуковой анализ слова ДЫМ Составление схемы этого слова
Выделение звука Ы (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком Ы (на 2 столбика: с «Ы» и без «Ы») Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?»
Игра «Эхо» - образование именительного падежа множественного числа существительных:

Завод - заводы

Тюльпан – тюльпаны

Вагон – вагоны и т. д.

Заучивание скороговорки. Выделение слов со звуком Ы.

От топота копыт пыль по полю летит.


Знакомство с буквой Ы. Работа с лабиринтом буквы Ы. Итог.

Тема: Звук «Э»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука Э.

2. Выделение звука Э после согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем слова ЭХО.

4. Знакомство с буквой.

5. Работа с деформированной фразой.

6. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком Э, индивидуальные зеркала, символ звука Э, лабиринт гласной Э (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И, О,Ы), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука Э из слов: экран, Эмму, купе, эскалатор, этаж, этажерка. Длительное произнесение звука Э:

    Логопедом, детьми Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука Э, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы немного вытянуты вперёд, рот открыт в «большое окошечко», поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука Э – «большой прямоугольник». Воспроизведение слоговых рядов:

ПЭ-ТЭ-КЭ-ХЭ ТЭ-КЭ-ХЭ-ПЭ КЭ-ХЭ-ПЭ-ТЭ

ЭП-ЭТ-ЭК-ЭХ ЭТ-ЭК-ЭХ-ЭП ЭК-ЭХ-ЭП-ЭТ

Формирование навыков звукового анализа:

    Звуковой анализ прямых слогов:

ПЭ ТЭ КЭ ХЭ

    Отгадывание и разучивание загадки.

Живёт без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

    Звуковой анализ слова ЭХО Составление схемы этого слова
Выделение звука Э (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком Э Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» Подбор имён на Э: Уля, Инна, Эля – Эля

Игорь, Эдик, Антон - Эдик

Преобразование деформированной фразы:

Лес, в, услышал, Эдик, эхо – Эдик в лесу услышал эхо.

Поднялась, пятый, Эля, на, этаж – Эля поднялась на пятый этаж.

Едут, мама, и, Эдик, купе, в, поезд – Мама и Эдик едут в купе поезда.

Этажерка, положила, Эля, на, книгу – Эля положила книгу на этажерку.

Знакомство с буквой Э. Работа с лабиринтом буквы Э. Итог.

Приложение 2.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Громкий гудок паровозу подать,

Нежно лошадкой могут заржать,

Даже медведем могут рычать,

Эхом далёким в лесу отвечать.

Символы гласных звуков.

Весёлые обезьянки.

Приложение 3.

Пример лабиринта гласной.

Приложение 4.

Найди правильную букву. Исправь ошибки.

Допиши букву.

Приложение 5.

Гласные (аппликация из разных материалов: горох, веревки, мак, стружка, семечки и др.)

Приложение 6.

Игры с гласными.

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»

«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)


В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)


Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)


В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)


Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.

Цели занятия.

Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о]; правила о гласных звуках.

Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.

Логопед: - Ребята, давайте посмотрим в окно. На улице холодно и пасмурно,мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга, увидели на наших руках браслеты и удивились. Нам понравилось, как мы необычно выглядим – мы улыбнулись.

Логопед:- Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.

Упражнения:

Улыбка-дудочка

Самомассаж лица с опорой на символы.

Логопед:- Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица по моим подсказкам.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Поглаживающие движения.

Карточка 2. Рисунок: дождик.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движения.

Карточка 3. Рисунок: зигзаг.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Будут розовыми щёчки:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Зигзагообразные движения.

Карточка 4. Рисунок: яблоко.

Вышли пальчики гулять,

Стали яблоки срывать.

Что за чудная картинка:

Стала полною корзинка.

Пощипывающие движения.

Карточка 1. Рисунок: солнышко.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Поглаживающие движения.

Начало путешествия.

Логопед:- Дорога в Страну гласных звуков лежит через осенний лес.

А теперь- в путь!

Дети под музыку идут по группе «змейкой».

Логопед: - Ребята, кто это сидит на пеньке?

Дети: - Колобок!

Логопед:- Здравствуй, Колобок! Мы идём в Страну гласных звуков. Хочешь пойти с нами? Ребята, давайте возьмём Колобка с собой!

Логопед:- Вот мы и пришли! А что это на дереве?

Дети: -Это красные кружки- символы гласных звуков.

Логопед прикрепляет символы на доску.

Логопед: - Колобок увидел что-то под ёлкой. Посмотрите, это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

Звукобуквенный анализ.

Здесь картинка: мальчик заблудился в лесу, он зовёт друзей. Что он кричит?

Дети:- АУ.

Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [а] Какой ІІ звук? [у].

Какие это звуки? (Гласные)

Какими фишками мы их обозначим? (Красными кружками).

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои коврики так, чтобы красная полоска находилась слева.

Логопед выкладывает фишки и буквы на доске, дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети – на индивидуальных ковриках.

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Как кричит ослик?

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети на индивидуальных ковриках самостоятельно.

Самоконтроль.

Логопед:- Каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Если всё верно – положите на свой коврик капельку осеннего дождя.

Вот сколько капель! После такого дождя можно и за грибами пойти!

Физминутка «Мы в лесок пойдём».

Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём. Дети маршируют.

В шапочке нарядной, светло-шоколадной. Изображают шапочку.

Ты не прячь, грибок, Закрывают лицо руками.

От ребят свой бок! Руки на поясе.

Логопед:- Колобок говорит, что под этим грибком кто-то спрятался. Да это же его знакомая, Гусеничка-Умничка и её подружки.

(Сели на места).

Игра с Гусеничкой.

Гусеничка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [а]. В Сказочном сундучке есть ещё картинки: арбуз, мак, улитка, акула. Определите место звука [а] в этих словах. Если звук в начале слова- положите фишку гусеничке на голову, если в середине- на брюшко, в конце- на хвостик.

Гусеничкины письма.

Логопед:- Гусеничке понравилась игра, но ей и её подружкам пора возвращаться домой. На прощание она принесла каждому из вас письмо на осенних листочках. Прочитайте своё письмо и прошагайте пальчиками каждую букву.

Работа с предложением.

Логопед:- Нам тоже пора. Но как же мы вернёмся в детский сад?

Колобок:- Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Сегодня я хотел написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка. –Листочек упал с дерева.

Ёлка висит на шишке. –Шишка висит на ёлке.

Берёза дует на ветер. – Ветер дует на берёзу.

Колобок: - Спасибо, ребята! Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Слоговые дорожки.

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Колобок:- Вот мы и вернулись! Спасибо за интересное путешествие, я возвращаюсь в свою сказку.