» »

Методические указания по определению сметной стоимости строительства. Методические указания по определению стоимости автомототранспортных средств. Экономическая целесообразность ремонта амтс

06.01.2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

СТОИМОСТИ ИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ОСГО

И

ОЦЕНКИ

МОСКВА 2004 г.
Методические указания по определению стоимости автомототранспортных средств и стоимости их восстановительного ремонта предназначены для использования в оценочной и экспертной деятельности, осуществляемой в рамках ОСГО. Они могут быть также использованы при подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов (экспертов-техников и оценщиков).

Указания подготовлены д.э.н. Улицким М.П., к.т.н. Лосавио С.К. (Московский автомобильно-дорожный институт – ГТУ), Ивановым А.П., Губановым А.Е. (МГТУ «МАМИ»), Ивановым А.А. (ФГУП «НАМИ»), Коршуновым А.Ф. (Московская городская коллегия адвокатов) и рекомендованы к изданию учебно-методическим объединением Министерства образования и науки РФ по транспортной технике.


  • Торгово - промышленной палатой РФ;

  • Российским обществом оценщиков;

1.2.Правовая база.

1.3. Цели экспертизы и оценки.

1.4.Виды стоимости.


2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

2.1. Определение объема и технологии ремонта АМТС.

2.2.Определение затрат на ремонт АМТС.

2.2.1.Определение величины трудовых затрат и накладных расходов.

2.2.2. Определение стоимости материалов и запчастей.

2.2.3.Особенности расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании АМТС

2.3.Экономическая целесообразность ремонта АМТС

2.4.Расчет стоимости годных остатков АМТС.

2.4.1.Определение стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановлению.

2.4.2. Расчет стоимости годных к реализации запчастей и утилизационных остатков АМТС.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ.

3.1.Определение стоимости сравнительным подходом.

3.2.Определение стоимости затратным подходом.

3.2.1.Определение стоимости воспроизводства.

3.2.2.Корректировка стоимости объектов оценки, оснащенных дополнительным оборудованием.

3.2.3.Учет естественного физического износа при оценке стоимости.

3.2.4.Учет аварийного физического износа при оценке стоимости.

3.2.5.Учет функционального износа и экономического устаривания при оценке стоимости.

3.2.6.Предельное значение снижения стоимости за счет износа.

3.3.Определение стоимости доходным подходом.

3.4.Определение итоговой величины стоимости.
4.ПРИЛОЖЕНИЯ.

4.1.Осмотр автомототранспортных средств.

4.1.1.Подготовка к осмотру.

4.1.2.Осмотр.

4.1.3.Составление Акта осмотра.

4.1.4.Образец Акта осмотра.

4.2.Определение износа АМТС и их комплектующих.

4.2.1.Расчет величины естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, и их комплектующих.

4.2.2.Расчет величины естественного физического износа для АМТС, используемых в коммерческих целях, и их комплектующих.

4.2.3.Расчет физического износа комплектующих при повторных (рецидивных) повреждениях.

4.3.Значения коэффициентов корректирования износа, учитывающих природно-климатические условия эксплуатации (А 1), экологическое состояние окружающей среды (А 2), тип региона (А 3).

4.4.Нормы годовых амортизационных отчислений для АМТС, изготовленных до 2002г.

4.5.Среднегодовые пробеги АМТС.

4.7.Р асчет дополнительной утраты товарной стоимости (УТС).

4.7.1. Границы определения УТС.

4.7.2.Исходная информация для определения УТС.

4.7.3.Последовательность расчета УТС.

4.8.Основные понятия, используемые в оценочной деятельности.

4.8.1.Субъекты экспертной и оценочной деятельности.

4.8.2.Объекты экспертной и оценочной деятельности.

4.8.3.Право и основания для проведения экспертизы и оценки.

4.8.4.Организация экспертизы, этапы оценки

4.8.5.Требования к договорам об экспертизе и оценке.

4.8.6.Составление экспертного заключения и отчета об оценке.

4.8.6.1.Требования к экспертному заключению.

4.8.6.2.Требования к отчету об оценке.

4.8.6.3.Достоверность отчета.

4.8.6.4.Оспоримость сведений, содержащихся в отчете.

4.8.7.Требования к экспертной и оценочной деятельности.

4.8.7.1.Условия допуска к экспертной и оценочной деятельности.

4.8.7.2.Сроки проведения экспертизы и оценки.

4.8.7.3Обязанности и ответственность эксперта и оценщика.

4.8.7.4.Права эксперта и оценщика.

4.8.7.5.Независимость эксперта и оценщика.

4.8.7.6.Размер оплаты труда эксперта и оценщика.
5.СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ И ОЦЕНКЕ АМТС.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы при проведении работ по независимой технической экспертизе* автомототранспортных средств (далее экспертизе) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также при оценке стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств (далее АМТС) и стоимости самих АМТС.

Субъектам экспертной и оценочной деятельности, в том числе занимающихся определением размера страхового возмещения;

Саморегулируемым организациям;


  • учебным заведениям, занимающимся обучением экспертов и оценщиков;

  • другим заинтересованным лицам.

1.2.Правовая база.

Методические указания базируются на положениях законодательных актов РФ, в том числе:


  • Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее ЗАКОН об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);

  • Федеральный закон от 14.11.2002г. № 143-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 25 апреля 2002г. № 40-Ф3 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее именуется ЗАКОНом об ОСГО);

1.3.Цели экспертизы и оценки.

Согласно п.7 ст. 12 ЗАКОНА об ОСГО и п.2 ПРАВИЛ ОСГО целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
Согласно ст. 3 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, целью оценочной деятельностью является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
1.4.Виды стоимости.

В Законе об оценочной деятельности и в Стандартах оценки определены основные виды стоимости, все остальные стоимости отнесены к специальным видам.

Рыночная стоимость - определена статьёй 3 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ следующим образом: "...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо черезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме".

В статье 7 ЗАКОНа об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ установлено следующее правило для определения стоимости, "по умолчанию": "В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других."

Стандартами оценки в пункте 4 определены слендующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.

Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования.

Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

Стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость).

Ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.

Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки.”

Остальные виды стоимости отведены ЗАКОНом об ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ к “специальным” видам стоимости.

Специальная стоимость объекта оценки – согласно Стандарту оценки – является “стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих Стандартах оценки.”

Примером специальной стоимости могут служить привиденные ниже стоимости.

Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства - рыночная стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.

Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.

Итоговая величина стоимости - с огласно п.13 Стандартов оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
1.5.Методические основы экспертизы и оценки, подходы к оценке.

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» и «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства» (далее ПРАВИЛА ОСГО), нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
Согласно п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001г. №519 "Об утверждении стандартов оценки" (далее Стандарты оценки), оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Затратный подход - с овокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость в том или ином виде и, в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении рыночной стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.

При определении рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):


  • принцип полезности: рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;

  • принцип спроса и предложения: рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;

  • принцип замещения: рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РАБОТ

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

МДС 81-30.2002

Москва 2002

Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. МДС 81-30.2002/Госстрой России. - М.:ГУП ЦПП, 2002. - 12 с.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (И.И. Дмитренко, А.В. Карпов ) и согласованы с Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России.

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (редакционная комиссия в составе: Е.Е. Ермолаев - руководитель, В.Н. Маклаков, Г.П. Шпунт ).

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.08.2002 г. постановлением Госстроя России от 01.08.2002 № 92.

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для практического применения при определении стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.

ВВЕДЕНИЕ

Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее - Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее - дорожные работы).

Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 01.06.2002 г.

Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен; для использования при составлении инвесторских смет; для определения стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цены на дорожные работы являются свободными (договорными). Основным направлением ценовой политики в дорожном хозяйстве является определение объективной стоимости (цены) выполняемых дорожных работ и обеспечение эффективного использования дорожных средств.

1.2. Работы, проводимые на сети автомобильных дорог общего пользования и финансируемые за счет средств федерального бюджета и территориальных дорожных фондов, являются работами, выполняемыми для государственных нужд. Их проведение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим поставку товаров для государственных нужд.

1.3. Окончательная стоимость работ устанавливается по результатам торгов на их выполнение.

2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

2.1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из нормативных и методических документов федеральных органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции.

2.2. Порядок формирования системы ценообразования и сметного нормирования приведен в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94) (письмо Минстроя России от 29.12.94 № ВБ-12-276) и в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

2.3. В связи с особенностями формирования федерального бюджета учет новых методических и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в области сметного ценообразования производится при формировании программы работ на финансовый год, следующий за годом введения документа.

2.4. Определение стоимости дорожных работ следует производить с использованием автоматизированных (компьютерных) систем. К использованию допускаются только программные комплексы, отвечающие соответствующим стандартам и прошедшие сертификацию Госстроя России. Целесообразно использование одинакового программного обеспечения всеми участниками инвестиционного процесса (инвестором, заказчиком, подрядчиком и проектной организацией).

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

3.1. Стоимость дорожных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости дорожных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, при необходимости, сводка затрат.

3.2. Результаты расчетов по определению стоимости дорожных работ оформляются в соответствии с формами приложения 3 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).

3.3. Стоимость дорожных работ должна определяться в текущем (в ценах, действующих на момент расчета) уровне цен. При формировании программы дорожных работ на очередной финансовый год стоимость работ определяется в прогнозном (с учетом ожидаемого изменения цен на ресурсы) уровне цен. Конкретная дата расчета определяется заказчиком по согласованию с Росавтодором и указывается в задании на проектирование.

При составлении смет в текущем или прогнозном уровне цен должен применяться ресурсный или ресурсно-индексный метод определения стоимости. Ресурсный метод является приоритетным.

3.4. При определении текущей (прогнозной) стоимости работ и исчислении потребности в ресурсах в натуральных измерителях, как правило, должны применяться утвержденные в установленном порядке Госстроем России Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России, утвержденных в установленном порядке.

3.5. Для контроля стоимости выполненных работ, а также для анализа ценовых процессов стоимость дорожных работ может также определяться в базисном (в ценах 1984, 1991 или 2001 г.) уровне цен.

При составлении сметной документации в базисном уровне цен действуют все применяемые в соответствующем периоде (кроме отмененных специальными документами Госстроя России) положения.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА В ТЕКУЩЕМ УРОВНЕ ЦЕН, РАСЧЕТУ И ПРИМЕНЕНИЮ ИНДЕКСОВ ЦЕН В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

от 29.05.2013 N 14)

Во исполнение подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. N 676 "О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования", а также учитывая рекомендации Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Минстройархитектуры и Минэкономики (Протокол от 21 декабря 2007 г. N 13), ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2008 г. Методические указания по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве.

2. Управлению экономики (Сидоров А.Н.) произвести в установленном порядке регистрацию утвержденных настоящим приказом (п. 1) Методических указаний.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на управление экономики (Сидоров А.Н.).

Первый заместитель Министра М.М.Абрамчук

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ

СТРОИТЕЛЬСТВА В ТЕКУЩЕМ УРОВНЕ ЦЕН, РАСЧЕТУ И ПРИМЕНЕНИЮ

ИНДЕКСОВ ЦЕН В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕТАДЫЧНЫЯ ЎКАЗАННI ПА ВЫЗНАЧЭННЮ КОШТУ БУДАЎНIЦТВА

Ў БЯГУЧЫМ УЗРОЎНЮ ЦЭН, РАЗЛIКУ I ВЫКАРЫСТАННЮ

IНДЭКСАЎ ЦЭН У БУДАЎНIЦТВЕ

THE METHODICAL INSTRUCTIONS FOR ESTIMATE ASSESSMENT

AT THE PRICE LEVEL, CALCULATION AND APPLICATION OF PRICE

INDICES IN CONSTRUCTION

РСН 8.01.105-2007

(в ред. приказов Минстройархитектуры от 29.08.2008 N 295,

от 01.10.2009 N 325, от 30.11.2009 N 388, от 27.05.2010 N 189,

от 02.08.2010 N 299, от 11.10.2010 N 399, от 24.03.2011 N 86,

от 31.08.2011 N 303, от 28.10.2011 N 374, от 28.02.2012 N 68,

от 26.03.2012 N 95, от 30.07.2012 N 245, от 06.11.2012 N 352,

от 04.12.2012 N 389, от 22.12.2012 N 412, от 25.01.2013 N 28,

постановлений Минстройархитектуры от 12.03.2013 N 5,

от 29.05.2013 N 14)

Дата введения 01.01.2008

УДК 69..65.03(083.74)

Ключевые слова: сметная стоимость, текущие цены, строительно-монтажные работы, виды работ, индексы изменения стоимости, порядок разработки, элементы затрат, заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, строительные материалы, транспортные затраты, накладные расходы, плановые накопления, временные здания и сооружения, зимние удорожания, проектные и изыскательские работы, затраты на содержание заказчика, укрупненные группы, структура затрат, среднеотраслевая структура, порядок применения индексов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ ОАО "Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве".

2. УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 N 444.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ управлением экономики Минстройархитектуры Республики Беларусь.

В Национальном комплексе нормативно-технических документов в строительстве настоящий документ входит в часть 8 "Нормативно-технические документы по экономике строительства", блок 01 "Руководящие документы в строительстве".

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

1. Общие положения

1.1. Методические указания по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве (далее - Методические указания) устанавливают порядок определения стоимости строительства в текущем уровне цен, порядок расчета и применения индексов цен в строительстве.

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 24.03.2011 N 86)

1.2. Методические указания обязательны для применения организациями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (далее - бюджетные и приравненные к ним средства).

(пп. 1.2 в ред. приказа Минстройархитектуры от 31.08.2011 N 303)

1.3. Определение сметной стоимости в текущих ценах производится следующими методами:

Базисно-индексным методом - применением к базисной сметной стоимости в ценах на 1 января 2006 г. текущих или прогнозных индексов цен в строительстве;

Ресурсным методом - применением фактических (текущих) цен, тарифов к нормативному расходу ресурсов: трудовых, материальных, машин и механизмов, топливно-энергетических, оборудования;

Ресурсно-индексным - сочетанием ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, утверждаемых в установленном порядке.

1.4. Индексы цен в строительстве рассчитываются к базисному уровню цен на 1 января 2006 г. и используются в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями, с целью:

Определения объемов инвестирования в строительство в текущем уровне цен при выполнении экономических, плановых и других расчетов;

Расчета сметной стоимости строительства в составе обоснований инвестиций и проектов (архитектурного или строительного) с составлением сводного сметного расчета;

Определения восстановительной стоимости основных средств;

Формирования договорных (контрактных) цен на строительство;

Расчетов за выполненные работы;

Определения стоимости оборудования и затрат, связанных с его приобретением и доставкой;

Расчета других затрат участников строительства, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства.

1.5. В зависимости от целей расчета применяются индексы по видам экономической деятельности, видам строительства, регионам, по специализированным объектам строительства, конкретным стройкам, отдельным сложным объектам, в разрезе элементов затрат и общие.

(пп. 1.5 в ред. приказа Минстройархитектуры от 24.03.2011 N 86)

2. Определение сметной стоимости строительства в текущем уровне цен при составлении сметной документации

2.1. Определение сметной стоимости строительства в текущем уровне цен при разработке проектно-сметной документации на стадии "Архитектурный проект" или "Строительный проект" производится на основании сметной стоимости строительства, рассчитанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. в соответствии с Инструкцией по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3 декабря 2007 г. N 25 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008, N 17, 8/17904).

2.2. Сметная стоимость строительно-монтажных, ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных работ (далее - строительно-монтажные работы) определяется базисно-индексным, ресурсным или ресурсно-индексным методами на основании данных о сметной стоимости работ и затрат, определенных локальными сметами (локальными сметными расчетами, ресурсно-сметными расчетами) и объектными сметами (объектными сметными расчетами) в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Решение о выборе метода расчета принимает разработчик проектно-сметной документации или организация, осуществляющая расчет стоимости строительства в текущих ценах, с учетом особенностей проектируемого объекта и наличия исходной информации по ценам и тарифам.

2.3. Локальные сметы (локальные сметные расчеты, ресурсно-сметные расчеты) составляются по форме приложений 1, 2 к Инструкции.

2.4. При базисно-индексном методе расчета стоимость строительства определяется в разрезе элементов затрат.

2.4.1. Заработная плата рабочих и заработная плата машинистов пересчитывается в текущий уровень цен применением к базисному уровню заработной платы на 1 января 2006 г. индекса изменения заработной платы.

При определении заработной платы рабочих дополнительно учитывается повышающий коэффициент 1,6 с начислением доплат и отчислений, предусмотренных пунктами 38.2, 38.3, 38.4, 38.5 и 38.9 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства от 3 декабря 2007 г. N 25. Данный коэффициент не учитывается в расчетах накладных расходов, плановых накоплений и иных прочих затрат, нормативы которых установлены от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов.

(часть вторая пп. 2.4.1 в ред. постановления Минстройархитектуры от 12.03.2013 N 5)

2.4.2. При определении стоимости затрат на эксплуатацию машин и механизмов в текущем уровне цен применяются индексы изменения стоимости эксплуатации укрупненных групп машин и механизмов (таблица Д.1) к их базисной цене на 1 января 2006 г., определенной на основании Сборника сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов. Тип механизма и количество машино-часов его работы определяются в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и ресурсно-сметными нормами.

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 30.11.2009 N 388)

Стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, отсутствующих в сборнике сметных цен и не вошедших в укрупненные группы, определяется по прямым затратам в составе цен, сформированных в установленном порядке.

Стоимость прочих машин, учтенных в составе ресурсно-сметных норм в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, определяется по общему индексу эксплуатации машин и механизмов.

(часть третья пп. 2.4.2 введена приказом Минстройархитектуры от 29.08.2008 N 295)

2.4.3. При определении стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в текущих ценах базисно-индексным методом применяются индексы изменения стоимости по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций к их отпускной цене на 1 января 2006 г. с учетом нормативного расхода данных материалов в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и ресурсно-сметными нормами.

Индексы изменения стоимости укрупненных групп материалов, изделий и конструкций на строительство объектов применяются к отпускной цене для определения стоимости типовых материалов, изделий и конструкций массового применения. При этом отпускная цена определяется по формуле:

Ц = Ц / К - С, (2.1)

м.о см. з.-скл. тр.

где Ц - отпускная цена материалов, изделий, конструкций,

Ц - сметная цена материалов, изделий, конструкций по

см. Сборнику сметных цен на материалы, изделия и

конструкции, руб.;

К - коэффициент, учитывающий заготовительно-складские

з.-скл. расходы с налогами, приходящимися на эти затраты,

принимается в размере 1,0224 (на металлоконструкции

С - стоимость транспортных затрат по Сборнику сметных

тр. цен на материалы, изделия и конструкции, руб.

Стоимость прочих материалов, учтенных в составе ресурсно-сметных норм в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, определяется по общему индексу изменения стоимости материалов, изделий и конструкций.

Стоимость материалов, изделий и конструкций, не вошедших в укрупненные группы материалов (до их включения в укрупненные группы), импортных материалов и индивидуальных изделий и конструкций, изготавливаемых по чертежам, спецификациям, индивидуальным заказам, определяется по действующим (текущим) ценам предприятий-изготовителей, сформированным в установленном порядке, а при отсутствии производителя на территории республики - по ценам первого поставщика на территории республики, до включения их в перечень укрупненных групп.

2.4.4. Транспортные затраты рассчитываются: в составе сметной цены материалов, стоимость которых определяется по Сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, части I, II, III, IV, V (песок, песчано-гравийная смесь, бетон, раствор, асфальтобетон, прочие материалы (С412-6245 - С412-9004) - с применением индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения, а по материалам, стоимость которых определяется по Сборнику сметных цен на материалы, часть IV (за исключением песка, песчано-гравийной смеси, бетона, раствора, асфальтобетона, прочих материалов (С412-6245 - С412-9004) - с применением индекса изменения стоимости транспортных затрат.

(пп. 2.4.4 в ред. приказа Минстройархитектуры от 24.03.2011 N 86)

При определении в текущем уровне транспортных затрат сверх учтенных в составе сметных цен на материалы по Сборникам сметных цен части I, II, III, V базисно-индексным методом, к стоимости этих затрат в базисном уровне цен применяется индекс изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения.

Транспортные затраты по материалам, не вошедшим в укрупненные группы материалов, импортным материалам, индивидуальным изделиям и конструкциям, изготавливаемым по чертежам, спецификациям, индивидуальным заказам, включаются в сметную стоимость исходя из расстояния, принятого для соответствующей зоны строительства, и класса груза по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным и железнодорожным транспортом с применением индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения.

Транспортные затраты по перевозке грунта и строительного мусора рассчитываются с применением индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения.

(часть четвертая пп. 2.4.4 введена приказом Минстройархитектуры от 29.08.2008 N 295)

2.4.5. Дополнительно учитываются заготовительно-складские расходы с налогами, приходящимися на заготовительно-складскую деятельность, в размере 2,24% (на металлоконструкции 0,84%) от суммы отпускной цены материалов и транспортных затрат.

2.4.5-1. При составлении локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов) в текущих ценах обязательным является приложение ведомости объемов и стоимости работ (приложение 11 к Инструкции), ведомости ресурсов (приложение 12 к Инструкции).

(пп. 2.4.5-1 в ред. приказа Минстройархитектуры от 04.12.2012 N 389)

2.4.6. Накладные расходы и плановые накопления пересчитываются в текущий уровень цен по соответствующим индексам изменения их стоимости.

2.4.7. Сметная стоимость оборудования в текущих ценах определяется по текущим ценам в соответствии с п. 15 главы 3 Инструкции, или по индексам цен производителей промышленной продукции по видам экономической деятельности для соответствующих видов оборудования, или по коэффициентам изменения стоимости видов (групп) основных средств.

2.5. Объектные сметы составляются в соответствии с положениями главы 4 по форме приложения 5 Инструкции.

Объектные сметы содержат стоимостные показатели из локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов), составленных в текущем уровне цен.

2.6. При использовании объектов-аналогов, разработанных с применением ресурсно-сметных норм в уровне цен 1991 года, итоговые данные объектных смет в разрезе элементов затрат: заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, в том числе заработная плата машинистов, материалы, в том числе транспорт, накладные расходы, плановые накопления приводятся к базисному уровню цен на 1 января 2006 г. с использованием индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ (СМР) в разрезе элементов затрат и видов работ за декабрь 2005 года, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 21 декабря 2005 г. N 334, и применением следующих коэффициентов:

К заработной плате рабочих - 1,08;

К заработной плате машинистов - 1,18;

К затратам на эксплуатацию машин и механизмов - 1,16;

К затратам труда - 0,79.

2.7. Сводный сметный расчет стоимости строительства в текущих ценах, в том числе рассчитанный с использованием объектов-аналогов, составляется по форме приложения 6 к Инструкции, содержание и порядок заполнения которой по главам и графам аналогичен порядку, приведенному в главе 5 Инструкции.

2.7.1. Порядок определения прочих затрат в текущих ценах, включаемых в главу 1, приведен в приложении А, таблица А.1 настоящих Методических указаний.

В главах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 сводного сметного расчета приводятся данные из объектных (локальных) смет, составленных в текущем уровне цен, с распределением по графам: "заработная плата", "эксплуатация машин и механизмов", в том числе "заработная плата машинистов", "материалы, изделия и конструкции", в том числе "транспортные затраты", "накладные расходы", "плановые накопления", "оборудование, мебель и инвентарь", "прочие затраты", "общая стоимость", "трудоемкость".

2.7.2. Средства на строительство временных зданий и сооружений (глава 8 "Временные здания и сооружения") из базисного в текущий уровень цен пересчитываются по индексу изменения стоимости временных зданий и сооружений.

2.7.3. Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (глава 9 "Прочие работы и затраты") из базисного в текущий уровень цен пересчитываются по индексу изменения стоимости зимних удорожаний.

2.7.4. От суммы заработной платы рабочих-строителей и заработной платы машинистов в текущем уровне цен определяются следующие затраты, включаемые в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормам, предусмотренным Инструкцией:

Затраты, связанные с введением прогрессивно-возрастающих расценок и повышенных тарифных ставок рабочих за увеличение производства продукции (подпункт 38.2 пункта 38 Инструкции);

Затраты, связанные с повышением тарифной ставки при переводе на контрактную форму найма работников (подпункт 38.3 пункта 38 Инструкции);

Затраты, связанные с выплатами стимулирующего характера (подпункт 38.4 пункта 38 Инструкции);

Затраты, связанные с выплатами за выполнение организацией по итогам предыдущего года установленного уровня рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг) (подпункт 38.5 пункта 38 Инструкции);

Затраты, связанные с отчислениями на социальное страхование (подпункт 38.9 пункта 38 Инструкции).

(часть первая пп. 2.7.4 в ред. приказа Минстройархитектуры от 04.12.2012 N 389)

С использованием индекса изменения заработной платы определяются следующие затраты, включаемые в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормам, предусмотренным Инструкцией:

Затраты, связанные с выплатой доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями (подпункт 38.22 пункта 38 Инструкции);

Затраты, связанные с выплатами стимулирующего характера инженерно-техническим и линейным работникам (подпункт 38.6 пункта 38 Инструкции);

Затраты подрядных организаций, связанные с малым объемом выполняемых работ (подпункт 38.7 пункта 38 Инструкции);

Затраты на премирование за своевременный ввод объекта в эксплуатацию (подпункт 38.8 пункта 38 Инструкции).

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 04.12.2012 N 389)

При определении стоимости строительства с использованием объектов-аналогов с величиной накладных расходов, рассчитанных в уровне цен 1991 года, с пересчетом в текущий уровень цен (в базисный уровень цен на 1 января 2006 г.) по индексам изменения стоимости накладных расходов, отчисления на социальное страхование от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе затрат на эксплуатацию машин по итогу глав 1 - 7 в прочие затраты главы 9 не включаются.

(пп. 2.7.4 в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

2.7.5. Прочие затраты, включаемые в главу 9 "Прочие работы и затраты", состав которых определен пунктами 38.11 - 38.23 главы 5 Инструкции, в текущем уровне цен рассчитываются в зависимости от наличия сведений о подрядной организации и соответствующих отчетных данных организации в следующем порядке:

Затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядных организаций, при отсутствии сведений о подрядной организации в исходных данных заказчика на разработку сметной документации - в порядке, определенном пунктом 38.12 Инструкции;

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

Затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с командированием рабочих подрядных организаций, при наличии сведений о подрядной организации в исходных данных заказчика на разработку сметной документации - в порядке согласно пунктам 38.11, 38.13 Инструкции с применением норм возмещения расходов, установленных на дату расчета;

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

Затраты, связанные с перевозкой рабочих подрядных организаций автомобильным транспортом, при наличии сведений о подрядной организации в исходных данных заказчика на разработку сметной документации, из базисного в текущий уровень цен пересчитываются по индексу изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения;

Затраты, связанные с применением вахтового метода организации работ, определяются в порядке согласно пункту 38.15 Инструкции с учетом цен и нормативов, установленных на дату расчета;

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

Затраты по шефмонтажу импортного оборудования, на перебазирование строительно-монтажной организации с одной стройки на другую, на содержание во время строительства и восстановление после окончания строительства действующих постоянных автомобильных дорог, затраты, связанные с подготовкой объекта к приемке в эксплуатацию, затраты на содержание горноспасательной службы определяются в порядке согласно пунктам 38.16 - 38.18, 38.20, 38.22 Инструкции;

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

Затраты на выполнение научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ для осуществления принятых в проектной документации технических решений (кроме работ, связанных с сооружением экспериментальных установок) определяются пересчетом затрат в базисном уровне цен по индексу изменения стоимости проектных работ;

Затраты на пусконаладочные работы определяются пересчетом затрат в базисном уровне по индексу изменения стоимости пусконаладочных работ;

Поправка на дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояния сверх учтенных в сметных ценах пересчитывается по индексу изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения. Данная поправка не учитывается при определении сметной стоимости на основании объектов-аналогов в уровне цен 1991 года.

Другие затраты, включаемые в главу 9 "Прочие работы и затраты", определяются в текущем уровне цен в порядке согласно пункту 38.23 Инструкции.

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

2.7.6. В главу 10 "Содержание застройщика, заказчика (технического надзора), затраты на осуществление авторского надзора" включаются:

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 27.05.2010 N 189)

Затраты на содержание застройщика, заказчика (технического надзора), которые определяются путем пересчета затрат в базисном уровне цен по индексу изменения их стоимости и включаются в графы 8 и 9;

абзац исключен. - Приказ Минстройархитектуры от 27.05.2010 N 189;

Затраты на проведение заказчиком геодезических наблюдений за перемещением и деформациями зданий и сооружений, которые определяются путем пересчета затрат в базисном уровне цен по индексу изменения стоимости изыскательских работ и включаются в графы 8 и 9.

2.7.7. В главу 11 "Подготовка эксплуатационных кадров" включаются затраты, определяемые в соответствии с пунктом 40 Инструкции.

2.7.8. В главу 12 "Проектные и изыскательские работы" в графы 8 и 9 включаются затраты:

На изыскательские работы, определяемые путем пересчета затрат в базисном уровне по индексу изменения стоимости изыскательских работ;

На проектные и научно-проектные работы (для объектов реставрации историко-культурного наследия), определяемые путем пересчета затрат в базисном уровне по индексу изменения стоимости проектных работ;

На проведение экспертизы, определяемые в установленном порядке.

Средства на работы, выполняемые проектными и изыскательскими организациями, по составлению технического задания на полевое испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, а также по осуществлению технического руководства, наблюдения в период полевых испытаний, обработке данных, полученных в результате испытания свай в грунте, а также на другие работы, выполняемые проектными организациями, определяются пересчетом по соответствующим индексам проектных и изыскательских работ.

2.8. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты рассчитывается в процентах от суммы текущей сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1 - 12, в размерах, определенных п. 42 Инструкции, и включается в графу 9 с распределением по графам 3 - 8. Затраты на содержание организаций по ценообразованию в строительстве определяются согласно порядку, изложенному в п. 45 Инструкции.

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 01.10.2009 N 325)

2.9. В сводный сметный расчет могут включаться и другие затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом в базисных ценах на 1 января 2006 г. и определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами.

2.10. Дополнительно учитываются налоги, сборы (пошлины) и иные отчисления в доходы соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

(пп. 2.10 в ред. приказа Минстройархитектуры от 27.05.2010 N 189)

2.11. За итогом сводного сметного расчета в соответствии с п. 47 Инструкции учитываются:

Возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и изделий, полученных от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% от стоимости временных зданий и сооружений в текущих ценах;

Возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и изделий, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий, сооружений или их элементов, в размере, определяемом путем умножения базисной стоимости данных затрат на индекс изменения стоимости материалов-представителей или по расчету на основании фактических цен на аналогичные материалы и изделия с учетом оценки их физического и морального износа;

Стоимость оборудования (с учетом переоценки), демонтируемого или переставляемого в пределах реконструируемого или модернизируемого предприятия.

Затраты на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования, которые определяются путем умножения данных затрат в базисных ценах на индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ по соответствующему виду экономической деятельности или виду работ (до определения индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ в разрезе видов экономической деятельности - на индекс изменения стоимости СМР по соответствующему региону) или по фактической стоимости согласно исходным данным заказчика.

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 04.12.2012 N 389)

2.12. При определении стоимости затрат, включаемых в стоимость строительства, ресурсным методом используются цены и тарифы, действующие на дату формирования стоимости работ, к нормативному их расходу, определенному проектно-сметной документацией.

3. Порядок разработки индексов

3.1. Индексы представляют собой отношение стоимости продукции, работ или ресурсов в текущем уровне цен к их стоимости в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. Предусматривается расчет индексов за отчетный период к базисным ценам на 1 января 2006 г., за текущий месяц к предыдущему месяцу, по строительно-монтажным работам (с учетом материалов, изделий и конструкций и без учета материалов, изделий и конструкций) и прочим затратам, включаемым в стоимость строительства.

(в ред. приказа Минстройархитектуры от 31.08.2011 N 303)

3.2. Для разработки индексов изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных работ (далее СМР) используется нормативно-справочная база ресурсно-сметных норм, ведомости унифицированных укрупненных групп материалов, изделий и конструкций, строительных машин и механизмов, сформированные по объектам-представителям ресурсно-технологические модели, содержащие данные по фиксированным на установленный период расчета объемам производимой (отгруженной) и используемой в строительстве продукции, структуры стоимости СМР по элементам затрат (заработная плата с учетом доплат и надбавок к заработной плате, транспортные затраты, накладные расходы и плановые накопления, затраты на временные здания и сооружения, зимние удорожания и прочие затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядных организаций, с отчислениями на социальное страхование (далее - прочие затраты), стоимость материальных ресурсов и затрат на эксплуатацию машин и механизмов) в разрезе регионов, видов строительно-монтажных работ.

(в ред. приказов Минстройархитектуры от 24.03.2011 N 86, от 04.12.2012 N 389)

Индексы могут разрабатываться для конкретных объектов строительства, имеющих важное значение для экономики страны.

3.3. Информационно-справочная база для определения индексов включает данные за отчетный период о стоимости трудовых ресурсов Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; об индексах изменения тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки Министерства экономики Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь; об индексах цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения Национального статистического комитета Республики Беларусь; данные об изменении тарифов на топливно-энергетические ресурсы Министерства экономики Республики Беларусь и другие исходные данные о ценах на ресурсы, используемые при создании строительной продукции.

РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - В.А.Степанов, ответственный исполнитель - Л.Н.Крылов, исполнители - И.И.Дмитренко, В.Н.Маклаков, Г.А.Шанин, Т.Л.Грищенкова, А.В.Белов, Г.П.Шпунт).

ВЗАМЕН "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений", введенного в действие с 01.04.94 письмом Госстроя России от 29.12.93 N 12-349 и "Методических рекомендаций по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции", введенных в действие письмом Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12.

Настоящие Методические указания предназначены для определения стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, осуществляемого на территории Российской Федерации.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Госстрое России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 25 января 1999 г. N 95.

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.

Методические указания содержат основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.

Методические указания имеют в своем составе общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию договорных цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных (компьютерных) систем.

Положения настоящего документа распространяются на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.

В Методических указаниях приведены формы сметных документов и договорных цен на строительную продукцию, терминологический словарь основных понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка.

1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" (Государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в "Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации", выпускаемый систематически Госстроем России.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.

1.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Вместе со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" (СП 81-01-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве (табл.1).

1.3. Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке , либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Информация об изменениях:

1.4. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

Информация об изменениях:

1.6. В случае образования или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке единого землепользования Акт определения кадастровой стоимости земельных участков (прилагается) оформляется для каждого кадастрового квартала, в котором располагаются входящие в состав единого землепользования обособленные или условные земельные участки, а также для условного кадастрового квартала, в котором располагается единое землепользование.

1.7. Для целей настоящих Методических указаний земельные участки подразделяются на группы:

В составе земель особо охраняемых территорий и объектов:

первая группа - земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель в составе земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов); земли природоохранного назначения; земли пригородных зеленых зон; земли историко-культурного назначения; земельные участки, на которых находятся учебно-туристические тропы, трассы; особо ценные земли.

вторая группа - земли рекреационного назначения (за исключением земель пригородных зеленых зон и земельных участков, на которых находятся учебно-туристические тропы и трассы), земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

В составе земель водного фонда:

первая группа - земельные участки, занятые обособленными водными объектами, находящимися в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

вторая группа - земельные участки, занятые обособленными водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружениями (дамбами), ограждающими хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройствами от размывов на каналах, а также другими сооружениями, предназначенными для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов;

третья группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами водоснабжения, объектами рыбного и охотничьего хозяйства, гидротехническими сооружениями (за исключением сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и доньев русел рек; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов), водозаборными, портовыми и иными водохозяйственными сооружениями и объектами;

четвертая группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью;

пятая группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям;

шестая группа - земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами рекреации.

Земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей настоящих Методических указаний подразделяются на сформированные при проведении последней государственной кадастровой оценке группы по видам разрешенного использования.

II. Определение кадастровой стоимости земельных участков

2.1. Определение кадастровой стоимости в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель осуществляется следующим образом.

2.1.1. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой-шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

2.1.2. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом или дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.

2.1.3. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.

2.1.4. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (утверждена приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49, письмом Минюста России от 8 апреля 2003 г. N 07/3354-ЮД признана не нуждающейся в государственной регистрации) к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.

2.1.5. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка.

2.1.6. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности шестой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы на площадь земельного участка.

2.1.7. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой или второй группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель особо охраняемых территорий и объектов указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов первой или второй групп на площадь земельного участка.

2.1.8. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель лесного фонда, а также в случае перевода земельного участка в состав земель лесного фонда кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для лесхоза, в границах которого образуется земельный участок (в случае отсутствия - субъекта Российской Федерации), значения удельного показателя кадастровой стоимости лесных земель на площадь земельного участка.

2.1.9. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к первой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель водного фонда первой группы на площадь земельного участка.

2.1.10. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями ко второй группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на площадь земельного участка.

2.1.11. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к третьей группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности соответствующей группы на площадь земельного участка.

2.1.12. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к четвертой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы, соответствующей виду разрешенного использования земельного участка, на площадь земельного участка.

2.1.13. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к пятой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (при отсутствии - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения на площадь земельного участка.

2.1.14. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель водного фонда, отнесенного настоящими Методическими указаниями к шестой группе , а также в случае перевода земельного участка в состав земель водного фонда указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (при отсутствии - субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов второй группы на площадь земельного участка.

Информация об изменениях:

2.4. В случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Информация об изменениях:

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.