» »

Логопеды - дефектологи. Какие методы коррекции использует логопед-дефектолог

10.07.2022

Как хорошего, заботливого, любящего родителя Вас, безусловно, волнует здоровье Вашего ребенка, его развитие. И Вы делаете многое, чтобы его будущее было счастливым.

Но когда что-либо идет «не так», Ваш ребенок становится плаксивым, возбужденным, непослушным, к нему возникают «вопросы» в детском саду, или уже в школе – Вы обращаетесь к врачу – неврологу. Врач может многое, но не все.

С другой стороны, в профессиональном сообществе специалистов, оказывающем психолого-педагогическую помощь детям с различными проблемами поведения, развития и обучения сложились свои традиции, методы и формы консультирования и оказания помощи Вам и Вашему ребенку. Одной из таких, отлично зарекомендовавших себя форм – является совместная консультация детского клинического психолога и специального педагога – логопеда-дефектолога.

Сама «процедура» подобного совместного консультирования ребенка и его семьи имеет свои большие преимущества, выгодно отличающие её от консультативных приёмов отдельных специалистов – психолога, специального педагога, логопеда. И дело не только и не столько в экономии времени. Такая консультация представляет собой принципиально иной уровень подхода к анализу особенностей развития ребенка как со стороны его психологических особенностей, так и с точки зрения его развития в целом. Обследование ребёнка на подобном приеме не является механической «суммой» обследований конкретных специалистов, но позволяет получить качественно иной результат.

Специалисты работают как единая команда, делая выводы об особенностях развития ребенка, опираясь на «объемное видение» его дефицитов и возможностей. Такая технология приема позволяет значительно повысить качество консультирования за счет коллегиального анализа не только медицинских данных, но самых различных аспектов развития ребенка, проблем, возникающих у него. Все это определяет выбор адекватной последовательности и направлений дальнейшей психолого-педагогической помощи.

В каком случае такая совместная консультация может быть полезна Вашему ребенку?

Если Ваш маленький (от 1,5 до 3-летнего возраста) ребенок наблюдается неврологом Центра, и у него возникают проблемы организации внимания, поведения – дома или в среде сверстников;

Если Вам важно знать каков уровень его психического и познавательного развития, не требуется ли ему развивающая помощь специального педагога, психолога;

Если Вы затрудняетесь в решении вопроса о посещении детского сада, выборе типа дошкольного образовательного учреждения;

Если Ваш ребенок – дошкольник (от 3-х до 7-ми лет), даже в том случае, когда он не наблюдается неврологом или другим врачом, очень важно понять каков уровень развития его психических функций и познавательного развития (в том числе и речи), в чем его сильные стороны и где он не очень компетентен.

Именно своевременная консультация ребенка в дошкольном возрасте, разносторонняя консультация семьи в целом сможет минимизировать проблемы адаптации ребенка, определить необходимость и направления психолого-педагогической помощи (специальный педагог, логопед, психолог, нейропсихолог, психотерапевт). Такие шаги помогут в дальнейшем минимизировать и проблемы адаптации и обучения в школьном возрасте.

Если Ваш ребенок посещает начальную школу

В этом случае могут отмечаться не только проблемы обучения, но и проблемы поведения: невнимательность, трудности сосредоточения, импульсивность, гиперактивность, другие проблемы школьника – отсюда, как следствие, возникают проблемы отношений как с педагогом, так и с детьми, «напряжение» в семье.

Если Ваш ребенок не хочет учиться

За этим «не хочет» может стоять огромное количество проблем как чисто психологического, так и познавательного характера. Не секрет, что на настоящий момент, в силу разных причин, в том числе, незрелости детей, приходящих в школу, эти проблемы порой возникают с самого начала обучения.

Из нашей достаточно многолетней практики мы можем сделать вывод о том, что своевременное подключение специального педагога логопеда или психологов к работе с ребенком может снять не только негативизм и проблемы мотивации обучения, но и улучшить взаимодействие ребенка с другими детьми, повысить его самооценку, представления о своих возможностях и улучшит «погоду» в семье.

Если у Вашего ребенка есть проблемы, связанные непосредственно с обучением в школе, то в этой ситуации необходимо четко определить, какую долю в этих проблемах составляют чисто психологические факторы, а какую педагогические и медицинские. Только такой развернутый анализ, целостное «объемное» видение ребенка в процессе совместного консультирования логопеда и психолога, с пониманием медицинской «истории» ребенка позволит понять причины и механизмы трудностей и определить объем и направления специальной помощи вашему ребенку. Иногда для этого нужно бывает совсем немного…

Как показывает практика, существует определенная часть родителей, которым достаточно, порой, однократной совместной консультации, поскольку проблемы их детей скорее лежат «в плоскости» недостаточной психолого-педагогической грамотности, отсутствия необходимой информации, просто родительских заблуждений относительно проблем детей, а не реальных проблем развития, требующих продолжительной и комплексной помощи.

Таким образом, подобный совместный прием двух разных специалистов «в одном месте и в одно время» поможет Вам в решении вопросов развития и образования Вашего ребенка, а при необходимости и определит объем и направления эффективной психолого-педагогической помощи.

Специалисты центра – одна команда, мы много лет работаем вместе. И мы хотим помогать Вам вместе.

К. психол. наук, доцент МГППУ,

клинический психолог,

член Городской ПМПК Семаго Н.Я.

Речь – это высшая психическая функция, в формировании которой участвует лобная доля коры мозга. Поэтому различные заболевания центральной нервной системы часто сопровождаются речевыми патологиями. В этом случае в устранении дефектов принимает участие невролог-логопед.

Цены на услуги логопеда-невролога

Виды занятий Стоимость 1 занятия / сеанса Длительность 1 занятия / сеанса Рекомендуем занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю
Индивидуальное дефектологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Направление к неврологу бесплатно один раз в месяц

Центр «Доброе Слово» проводит логопедические занятия для людей с неврологическими заболеваниями. На первом приёме невролог проведёт обследование, главной целью которого является выявление причины речевой патологии. На основании полученной информации специалист разработает индивидуальную программу коррекции.

Речевые патологии, вызванные заболеваниями ЦНС

Логопеды работают со следующими патологиями, причинной которых становятся различные проблемы в работе центральной нервной системы. К ним относятся:

  • дизартрия – нарушение разборчивости речи, которое возникает при изменении нервной регуляции артикуляционного аппарата;
  • афазия – проявляется в виде потери способностей к воспроизведению и пониманию речи, письму или чтению. Возникает вследствие органических поражений участков коры мозга;
  • заикание (логоневроз) – характеризуется отсутствием плавности речи, повторением слогов или целых слов. При этом также наблюдает повышение тонуса лицевых и шейных мышц;
  • алалия – частичное или полное отсутствие речи, возникающее вследствие патологии речевых областей мозга;
  • тахилалия и брадилалия – патологически быстрая или медленная речь.

Также к неврологу часто обращаются дети, страдающие от ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи). Для решения этих проблем часто требуется комплексных подход.

Направления логопедической работы

С каждым ребёнком логопед работает по индивидуальной программе. В зависимости от вида патологии она может включать:

  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • развитие фонематического слуха;
  • постановку правильного звукопроизношения;
  • работу с темпом и ритмом речи и т. д.

Если вы ищете грамотного логопеда, запишитесь на приём в Центр «Доброе Слово». Наши специалисты обладают большим опытом, поэтому способны оказать профессиональную помощь.

Детский логопед-дефектолог занимается коррекцией речевых навыков у детей, имеющих какие-либо патологии речевой системы.

Также в компетенцию специалиста входит работа с малышами, страдающими расстройством аутистического спектра, задержкой умственного развития. Детский логопед-дефектолог тесно сотрудничает с другими детскими специалистами — комплексный подход дает возможность быстрее установить причины проблем и найти решение для их эффективной коррекции.

Обращение к врачу

Диагностика

Коррекция

Запись на прием

С какими проблемами можно обращаться к логопеду

Детский логопед-дефектолог занимается устранением ряда патологий речевой системы:

  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Артикуляционная апраксия;
  • Задержки речевого развития различного происхождения;
  • Расстройства речи, характерные для детей с ЗПР, умственной отсталостью и РАС;
  • Нарушения чтения и письма.

Причиной речевого расстройства у ребенка могут стать факторы, связанные с нарушениями здоровья, многочисленные психоэмоциональные проблемы, социальные факторы. Малышам с ограниченными возможностями, в анамнезе которых имеются отклонения и задержка в психоречевом развитии, особенно необходимо своевременное проведение коррекционно-развивающей терапии. И начинать ее следует с раннего возраста.

Когда нужно обращаться к детскому логопеду-дефектологу

Вам обязательно нужна консультация детского логопеда-дефектолога, при наличии следующих проблем:

  • Ребенок 6−8 месяцев не проявляет никакой ответной реакции на обращенную к нему речь.
  • Годовалый малыш не произносит короткие слова (папа, мама, на, дай и т. д.).
  • Ребенок старше 2,5 лет не говорит совсем или не может сформулировать простое предложение.
  • Есть сомнения в том, что ребенок полностью и правильно понимает речь других людей;
  • У ребенка есть проблемы с мимикой, жеванием твердой пищи и глотанием;
  • Ребенок ходит с открытым ртом, язык выпадает из ротовой полости или наоборот, есть трудности в подвижности языка, губ.
  • Малыш в 3 и старше года не договаривает окончания слов или сокращает слова до короткого слога, переставляет слоги в слове, меняет одни звуки на другие.
  • Произносит предложения или слова только по слогам.
  • Испытывает трудности с запоминанием, концентрацией внимания.
  • Речь активная, но смазанная, понятная только близкому окружению ребенка.
  • К 5 годам в речи искаженно произносятся или совсем не произносятся некоторые звуки.
  • Проблемы освоения чтения и письма у младших школьников.

Логопеды-дефектологи клиники GMS начинают заниматься с маленькими пациентами с возраста от 2,5 лет и старше. Совместное наблюдение ребенка специалистами разного профиля — логопеда-дефектолога, нейропсихолога, невропатолога, помогают быстрее преодолевать имеющиеся проблемы в психоречевом развитии и социализации.

Какие методы диагностики применяются

Специалист анализирует коммуникативные навыки ребенка, его речевую, интеллектуальную и психоэмоциональную зрелость. Анализирует словарный запас, степень речевой готовности, сформированность системы звуков, качество речи и другие параметры. Проводит анализ семейной ситуации, речевого окружения ребенка. Диагностические мероприятия проводятся в игровой форме и включают:

  • оценку состояния артикуляционной моторики;
  • выявление нарушений произношения звуков;
  • анализ фонематических процессов;
  • оценку состояния мелкой и общей моторики;
  • выявление возможных нарушений слуха;
  • оценка понимания обращенной речи;
  • анализ словарного запаса и слоговой структуры слов, умение связно говорить, грамматически выстраивать речь (у говорящих детей);
  • оценка соответствия психоречевого развития ребенка его возрасту.

Также дефектологу может потребоваться проведение дополнительных консультаций:

  • невролога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • отоларинголога;
  • ортодонта.

А также исследований, которые проведут эти специалисты.

В арсенале логопеда-дефектолога множество эффективных инструментов, позволяющих выявить те или иные отклонения речевого развития. Число задач, время диагностики, специфика методик и техник, их сложность зависят от разных факторов и определяются персонально. Анамнез собирается из беседы с родителями и анализа медицинских документов ребенка.

Какие методы коррекции использует логопед-дефектолог

На основании полученных результатов составляется курс коррекционной терапии, который состоит из комбинации разных методик и техник. Коррекционно-развивающие занятия направлены на:

  • выработку или улучшение коммуникативных навыков;
  • развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, концентрации внимания и т. д.);
  • вызывание речи и ее понимание и т. д.
  • улучшения состояния звукопроизношения.

Программа включает комплекс различных упражнений. Это дыхательная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, прорабатывание каждого отдельного звука и другие методики. Логопедический массаж — это особый способ воздействия на речевой аппарат при нарушениях тонуса речевой маскулатуры.

Занятия проходят в игровой форме. Это позволяет заинтересовать ребенка и удерживать его внимание столько времени, сколько потребуется для закрепления полученного навыка.

Услуги детского логопеда-дефектолога в GMS Clinic

В медицинском центре GMS Clinic работают опытные логопеды-дефектологи, которые быстро проведут диагностику речевых нарушений и разработают коррекционную программу, которая будет наиболее результативной в данном клиническом случае.

  • GMS Clinic оснащена современным диагностическим оборудованием экспертного класса и располагает широкими возможностями в проведении комплексного обследования, направленного на выявление причин речевой дисфункции.
  • Консультации ведут опытные детские логопеды-дефектологи, тесно работающие с другими узкими специалистами — детским неврологом, оториноларингологом, психиатром, нейропсихологом и т. д. , что позволяет комплексно воздействовать на проблему и достигать скорейшей нормализации речи.
  • Применяются современные разработки в области диагностики и коррекции речевой дисфункции у детей.
  • Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
  • Коррекционная программа составляется исходя из возраста ребенка и клинических особенностей, что позволяет достигать положительного результата уже с первых занятий.

Записаться на консультацию к специалисту можно в удобное время, по телефону или онлайн.

Как проходит консультация

Прием детского логопеда-дефектолога требует подготовки. На прием необходимо принести, если имеются все выписки о неврологическом статусе ребенка. Подготовьте рассказ о том, как протекали беременность, роды, ранний период жизни малыша. Сформулируйте основную проблему, которую хотите решить и составьте запрос. Запишите вопросы, которые хотите задать специалисту, чтобы не забыть ничего в процессе приёма.

Специалист начнет консультацию с беседы с родителями, задав ряд вопросов, касающихся особенностей развития малыша, когда возникли признаки нарушения речи, наблюдаются ли улучшения или ухудшения и т. д. Затем проведет необходимые диагностические мероприятия в игровой форме и на основании полученных результатов составит оптимальную схему коррекционного воздействия

Как записаться на прием

Консультация детского логопеда-дефектолога проводится по предварительной записи. На прием к специалисту GMS Clinic можно записаться в удобное время, оставив заявку на сайте или по телефону.

Стоимость услуг детского логопеда-дефектолога

Название услуги Обычная цена Цена со скидкой 30%
Первичный прием специалиста 8 245 руб. 5 771,5 руб.
Повторный прием специалиста 7 007 руб. 4 904,9 руб.
Первичная консультация ведущего специалиста 11 779 руб. 8 245,3 руб.
Повторная консультация ведущего специалиста 10 010 руб. 7 007 руб.

Цены, указанные в прайс-листе, могут отличаться от действительных. Пожалуйста, уточняйте актуальную стоимость по телефону +7 495 781 5577 (круглосуточно) или по адресам: г. Москва, 1-й Николощеповский пер., д. 6, стр. 1 (клиника GMS Смоленская) и ул. 2-я Ямская, д. 9 (клиника GMS Ямская). Прайс-лист не является публичной офертой. Услуги оказываются только на основании заключенного договора.

В нашей клинике принимаются к оплате пластиковые карты MasterCard, VISA, Maestro, МИР.

Почему GMS Clinic?

GMS Clinic - это многопрофильный медицинский и диагностический центр, предоставляющий широкий спектр медицинских услуг и возможность решить большинство проблем со здоровьем при помощи медицины западного уровня, не покидая Москвы.

  • Отсутствие очередей
  • Своя парковка
  • Индивидуальный подход
    к каждому пациенту
  • Западные и российские стандарты доказательной медицины

Речь – это то, что объединяет людей, позволяет им общаться и договариваться между собой, изучать языки, путешествовать по миру, приобретать знания. Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обладателю правильно себя презентовать, а в современном мире это имеет огромное значение. И не только в современном. Еще в Древней Греции будущему блистательному оратору Демосфену для того, чтобы взыскательная афинская публика согласилась его слушать, приходилось упорно работать над «фефектами фикции». Он клал в рот камешки и черепки и отправлялся на берег моря, где, перекрикивая шум волн, говорил, говорил, говорил…

К счастью, сегодняшним деткам такого делать не придется – если, конечно, заботливая мама отведет их к хорошему детскому логопеду. И сделает это вовремя.


Что лечит логопед?

Начнем с пункта первого. Что значит «хороший детский логопед»? Хороший – это, прежде всего, такой, который вам симпатичен и умеет найти подход к вашему малышу. А еще он должен обладать высокой квалификацией и уметь работать на результат.

Миф 1. Логопед только ставит звуки

Между тем, логопед – это врач, и к его выбору надо подходить ответственно. Это только кажется, что плохой логопед не может навредить. Может, и еще как! В лучшем случае, вы просто впустую потратите время и деньги.

С серьезными речевыми нарушениями, такими как:

Заикание, недоразвитие речи различного происхождения (в том числе на фоне задержки психического развития), фонетический дефект, дизартрия, алалия, ринолалия, нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия, дисорфография)

– способен справиться лишь специалист с высшим профильным образованием, логопед-дефектолог. Он владеет необходимыми знаниями в неврологии, пато- и нейропсихологии, психофизиологии и других смежных областях. В нашем Центре детский логопед тесно сотрудничает с психологами и неврологами, что помогает правильно установить причину речевого расстройства и подобрать оптимальную методику лечения.


Миф 2. Хороший логопед посмотрит ребенка и сразу скажет, сколько занятий потребуется

Каждый ребенок – индивидуальность. Это касается и речевых особенностей, и способности к обучению. Точных цифр здесь нет и быть не может. Зато мы гарантируем, что специалист в нашем Центре работает добросовестно, с полной самоотдачей и на высоком профессиональном уровне. У нас занятия детского логопеда открыты для посещения. Мы только рады, если мамы и папы на них присутствуют! Слушайте, запоминайте, повторяйте упражнения дома. Для приобретения и закрепления речевого навыка важна постоянная тренировка, и активное взаимодействие «логопед–ребенок–родитель» улучшит и ускорит результат.

Миф 3. Занятия с детским логопедом лучше проводить у себя дома

Не место красит человека, а человек место. В случае с логопедией первичен именно специалист, его квалификация, опыт и умение установить психологический контакт с ребенком. А уж где проходят встречи – дело второстепенной важности. К хорошему логопеду возят детей со всей Москвы, а то и из Подмосковья. Лучше пройти эффективный курс выездных занятий, чем годами заниматься в уютной, но расслабляющей домашней обстановке. Наоборот, у малыша вырабатывается привычка: привела его мама к тете в кабинет – значит, настало время веселых и забавных упражнений для язычка. В нашем Центре логопедический кабинет – это не унылые серые стены, а светлое современное помещение, с яркими картинками и множеством интересных пособий. А братья и сестрички с удовольствием подождут «ученика» в нашей замечательной игровой комнате.

Когда нужна консультация детского логопеда?


Миф 4. Консультация детского логопеда нужна ребенку не раньше 4-5-летнего возраста

В государственной образовательной системе постановкой речи с детьми действительно принято заниматься ближе к школе. Именно на этот возраст – 4-5 лет и старше – рассчитаны логопедические программы в районных поликлиниках, обычных и профильных детских садах. Между тем, психологи и педагоги давно уже установили, что сенситивным (наиболее продуктивным) периодом развития речи является возраст до (!) 5 лет. Именно в это время занятия с детским логопедом принесут ребенку максимум пользы.

К логопеду можно обратиться в любой момент, просто для консультации. Специалист оценит речевое развитие малыша, даст персональные рекомендации: как расширить словарный запас, как научить ребенка пересказывать информацию, формулировать свои мысли.

После появления на свет

Буквально через несколько месяцев после рождения кроха уже способен воспринимать окружающую речь. Говорить сам он пока не может, однако прекрасно различает обращенные к нему ласковые слова, реагирует улыбкой, лепетом, гулением. Если этого не происходит, надо показать малыша логопеду. Особенно это важно при наличии диагноза, при котором потенциально возможна задержка развития. Чем раньше кроха начнет занятия с детским логопедом, тем больше у него будет шансов нагнать сверстников.

От года до трех

В год ребенка рекомендуется привести на профилактическую встречу с логопедом. «Где мишка?» – спросит логопед, и вроде бы больше ничего особенного не произойдет. На деле же, специалисту эта встреча скажет о вашем ребенке многое. Врач оценит пассивный словарный запас ребенка, его мелкую моторику, правильность развития речевого аппарата, научит вас пальчиковым играм и артикуляционной гимнастике, упражнениям на концентрацию вниманию и усвоение новых слов, а при необходимости покажет приемы логопедического массажа – расслабляющего, тонизирующего или избирательного, в зависимости от нужд малыша.


В возрасте до 3 лет к детскому логопеду нужно обратиться обязательно, если:

  • Ребенку поставлен диагноз, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц (ДЦП и др.), а также возможна задержка речевого развития или умственная отсталость.
  • При наследственном факторе (кто-либо из родителей поздно заговорил или имеет дефекты речи).
  • У малыша имеются проблемы со слухом и/или зрением.
  • или стоматолог диагностировал короткую уздечку языка.

От трех до пяти

Корней Чуковский недаром назвал свою восхитительную книгу о детском словотворчестве «От двух до пяти». Именно в этом возрасте речь ребенка самая метафоричная, самая изобретательная и любопытная. Наслаждайтесь «перлами» своего малыша, но не забывайте отмечать для себя определенные нюансы.

Если ребенок:

  • Говорит неразборчиво и непонятно для окружающих.
  • Переставляет местами и «глотает» слоги, «съедает» окончания.
  • Постоянно путается в предлогах и союзах, числах и падежах, а на ваши поправки не реагирует.
  • Не в силах связно описать картинку, выстроить последовательность действий.
  • Многие звуки произносит мягко (словно сюсюкает) или, наоборот, твердо (как будто говорит с акцентом).
  • Если он произносит «р» на французский манер (грассирует) или «ц», «с», «з» – на английский (помещая язык между зубами).

От таких дефектов речи ребенок самостоятельно не исправится. И чем раньше вы забьете тревогу, тем лучше: ставить звуки «с нуля» НАМНОГО проще и быстрее, чем переучивать с неправильного варианта на правильный.

В это время ребенок с помощью логопеда будет не только формировать речь, но и развивать ее. Такие занятия – прекрасная подготовка к школе.

Во время учебы в школе

  • Если у ребенка в первом классе заканчивается первая четверть, а с письмом явные проблемы…
  • Если ученику любого класса не даются даже базовые навыки чтения и письма…
  • Если ваш школьник вдруг стал пропускать буквы и слоги, писать мимо строк, особенно на фоне какой-либо травмы…
  • Если у него хроническая неуспеваемость…

– вашему ребенку рекомендована консультация детского логопеда и, возможно, . Ребенок с нарушенной речью часто отличается сниженным слуховым вниманием (слух и речь в нашем организме теснейшим образом взаимосвязаны). Поэтому записать со слуха диктант или примеры, которые зачитывает учитель, для него задача непосильная. И дело вовсе не в отсутствии интеллекта. Просто такому ребенку нужна помощь – помощь профессионала.

Логопед займется с ним формированием внимания, мышления, памяти, научит грамматике, привьет понимание принципов языкового строя. Это поможет ребенку адаптироваться к школьной программе.

Кстати, будьте готовы к еще одному приятному эффекту от занятий с детским логопедом. Вполне возможно, что ваш отчаянный драчун, гроза песочницы, вдруг станет общительным и дружелюбным. А вчерашний грубиян, на которого жаловались все педагоги, неожиданно сделается вежливым и улыбчивым. Действительно, зачем бить совочком и отнимать игрушку, если можно ее просто попросить? Зачем хамить и огрызаться в классе, если у тебя все получается и никто не ругает?

Хороший детский логопед – настоящая палочка-выручалочка и для школьников, и для тех, кто только-только начинается осваивать «великий, могучий русский язык».

Записаться на прием к врачу Центра можно через:

Наступает 1 сентября и стройные ряды неловких и возбудимых детей идут в школу. И понеслось: бесконечные замечания на уроках, при чтении и в тетрадях. Учителя стонут, детки рыдают, родители опускают руки. Ребенок оказывается частым гостем .

А логопед прежде всего направляет такого ученика к неврологу. Ведь его, логопеда, учили в педагогическом институте, что помощь неуспевающему ребенку должна быть комплексной.

Невролог осматривает ребенка и делает пометку в карточке и в справке для школьного логопеда: «Очаговой симптоматики не обнаружено».

Что это значит? Это означает, что все отделы головного мозга у неуспевающего ученика устроены правильно, и функционирование нервных клеток тоже в пределах нормы.

На самом деле, у ребенка не обнаруживается лишь грубых симптомов. К примеру, ребенок не хромает, может нормально ходить, умеет прыгать и бегать, не поджимает ту или иную руку, обе они одинаковой толщины и т. п.

Но существуют и малозаметные признаки неблагополучия в развитии головного мозга.

К примеру, во время письма сильно напрягаются мышцы рук, шеи, лицевые мышцы. Ребенок смотрит на доску, но не замечает то, что написано на ней справа или слева.

Такие признаки можно выявить, только лишь спровоцировав некоторые симптомы. Например, держать левую руку ребенка, пока он выполняет задание правой.

А родители неуспевающего ученика ждут от невролога помощи, умоляют «что-нибудь» сделать, чтобы ребенок не числился в «дурачках» и двоечниках. Невролог прописывает успокаивающие или стимулирующие мозг препараты. Мама с ребенком послушно посещают врача с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца. Но проблемы не уходят. Поведение остается прежним, количество ошибок в чтении и письме не уменьшается. И родители, разочаровавшись в медицине, исчезают навсегда.

Большинство врачей довольны уровнем своей подготовки. Лечению неуспевающих в школе детей не учат в медицинском институте. В идеале, после института врач-невролог должен развиваться самостоятельно, находить учителей-единомышленников и вместе с ними проводить эффективный коррекционный курс для таких детишек.

Грустно и то, что большинство родителей рады тому, что от них не требуется никаких усилий.

Какие дети должны быть под наблюдением невролога?

1 группа. Возбудимые дети.

Они заикаются, писаются ночью, имеют тики: непроизвольно двигают губами, плечами, моргают. Возбудимые дети часто совершают ритуальные или стереотипные действия: без конца потирают или нюхают руки, включают и выключают воду и свет, закрывают и открывают двери и т. п.

На перемене они так возбуждаются, что весь урок не могут успокоится и просто не в состоянии контролировать свое поведение: передвигают предметы на парте, вертятся, роняют ручку и карандаши на пол. Словом, всеми способами отвлекают других от учебного процесса.

В чем причина повышенной возбудимости ребенка?

На этот вопрос сможет ответить только команда специалистов, в которую входят невролог, нейропсихолог, психолог, а иногда и психиатр.

Обычно таких причин несколько и сложно выделить ведушую без точной диагностики состояния ребенка.

Стратегию и тактику эффективной коррекционной работы сможет определить, опять же, только команда специалистов. Иногда возбудимому ребенку достаточно будет курса подходящих медикаментов. Но чаще помогает изменение отношения к ученику, выстраивание определенных программ действий (к примеру, выполнение какой-то рукодельной или домашней работы, которая требует соблюдения определенной последовательности).

2 группа. Дети, которые перенесли гемипарез.

Гемипарез возникает вследствие ассиметричного поражения головного мозга. Он может возникнуть из-за недостаточного поступления крови в головной мозг (если пережаты сосуда) или из-за кровоизлияния.

Ярким симптомом гемипареза является ассиметричное поражение рук или ног. Одна нога или рука начинает слабеть, медленно развиваться, «поджиматься».

Кроме «скрюченности» одной руки или ноги, у ребенка может быть перекос туловища и плохая подвижность шейного отдела (когда, чтобы посмотреть в сторону, ребенок поворачивает не голову, а все тело).

Гемипарез часто связан с травмой во время родов, но бывают также и другие, более поздние причины — кровоизлияния, не связанные с родами, тяжелые травмы (из-за автокатастрофы), инфекции головного мозга.

Грубое нарушение в форме пареза (когда ребенок не владеет в полной мере одной половиной тела) встречаются не часто и не проходят мимо внимания врачей. Гораздо чаще встречаются «легкие» поражения, на которые никто, как правило, не обращает внимания. Перечислим их.

Перенесшие гемипарез дети не в состоянии сосредоточиться на одном занятии. Их желания меняются молниеносно. Они не умеют выстроить программу действий и постоянно хватаются за все сразу, в результате ничего не доводят до конца. У них все ломается и «горит» в руках. Часто такие детки любят бесцельно бегать по кругу. Пугают окружающих тем, что могут беспричинно разрыдаться.

Став постарше, эти дети становятся чрезвычайно неловкими. Спотыкаются и падают «на ровном месте», не попадают в дверной проем и набивают шишки, спотыкаются на лестницах. Категорически не любят лепить, рисовать, вязать, шить или вышивать. Мальчики отдают предпочтение бесцельному катанию машинок туда-сюда, а не игре в конструктор.

Логопеды уверенно скажут, что из таких «неумех» и вырастают потом школьники, стойко неуспевающие по чтению и русскому языку.

В следующей статье мы поговорим о том, как лечат возбудимых детей и детей, перенесших гемипарез.

Василенко Ольга Георгиевна,
учитель-логопед