» »

Логопедические занятия для взрослых после инсульта. Упражнения после инсульта для восстановления речи. Речь после инсульта

10.07.2022

Различные нарушения речевой функции - частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант - отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.


Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения - до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.


Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.
  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

Упражнение при афазии

Дополнительные методы

Работа над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Прогноз

Самые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Лечение сердца и сосудов © 2016 | Карта сайта | Контакты | Политика по персональным данным | Пользовательское соглашение | При цитировании документа ссылка на сайт с указанием источника обязательна.

Первостепенная задача после инсульта - восстановление речи

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция - это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Спасибо за интересную статью!

У нас в семье беда! Маму свалил инсульт. Диагноз; ишемический инсульт, мерцательная аретмия Правая сторона. Прошло уже почти 2месяца.Ногой уже немного двигает и поднимает ее.Рука пока нет. С речью беда. не говорит кроме, - как слог-. ДА. И на вопросы все ДА, и разговор, все ДА. скажите пожалуйста. Речь вернется?

Восстановление речи после инсульта упражнения

Восстановление речи после инсульта: необходимые упражнения

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось. Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

Виды речевых расстройств

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы – тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Как лечить афазию и дизартрию

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.
  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Способы лечения дизартрии:

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Упражнения, способствующие восстановлению речи

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения – по 5 секунд, потом – 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.
  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

Реабилитация и восстановление речи после инсульта

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий).

Расстройства речи после инсульта возникает в следствии поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:

Афферентная - проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.

Эфферентная - речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.

Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.

Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Выбор способа реабилитации речи

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.

Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.

Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии.

Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Лечебный курс по восстановлению речи с логопедом, после инсульта

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.

Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длитсяминут (в зависимости от степени утомляемости пациента).Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Восстановление речи в Центре реабилитации

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций. Также проводят консультации с родственниками пациента, в том числе относительно занятий в домашних условиях.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации больного.

Восстановление речи – сложный и трудоемкий процесс, эффективный результат которого напрямую зависит от тесного взаимодействия всех специалистов и родственников пациента.

Как восстановить речь после ишемического инсульта

Какой бы инсульт, геморрагический или ишемический, не стал причиной нарушений речи, от пациента потребуется максимум усилий для восстановления утраченной функции.

Сразу оговоримся, что ни старания больного восстановить речь, ни затраченные средства на профессиональную логопедическую помощь, результата не принесут, если не учитывать следующие обстоятельства:

  • Степень тяжести перенесенного заболевания;
  • Необходимость систематической медикаментозной терапии.

Некоторые источники указывают, что мероприятия по восстановлению речи после перенесенного инсульта следует начинать чуть ли не с первой недели заболевания. Этот подход в корне неверен. В первые 7 дней, которые считаются острым периодом инсульта, вопрос о восстановлении речи не стоит, имеет место лишь исход заболевания.

Смертность от инсульта очень высока и достигает чуть менее 40% от всех случаев. Поэтому первые недели – это настоящая борьба с недугом. А вот восстанавливать речь пациент начнет уже после выписки из стационара, в комплексе с другими мероприятиями реабилитации.

Понятие и разновидности афазии

Полное отсутствие или нарушение речи носит понятие афазии. Различают следующие виды афазий после ишемического инсульта:

  1. Тотальная. Речь отсутствует совсем. Часто полное отсутствие речевой функции сочетается с нарушением узнавания близких, понимания окружающих событий.
  2. Сенсорная (афазия Вернике). Нарушение, при котором пациент не может понять речь других людей. Воспринимает родной язык, как иностранный.
  3. Моторная. Пациент понимает, что ему говорят, реагирует в ответ. Речь представлена отдельными звуками.
  4. Амнестическая. Пациент не может называть окружающие предметы. Из личного словарного запаса ему трудно выбрать соответствующее слово.
  5. Семантическая. Больной не понимает сложно построенные предложения, сравнения, синонимы. При обращении к такому человеку следует использовать простые предложения.

Учитывая вид афазии у конкретного человека, создается индивидуальная программа реабилитации по восстановлению речи.

Занятия с логопедом дома

Начинать занятия с логопедом лучше в домашних условиях. Привычная окружающая обстановка помогает пациенту расслабиться и направить все усилия на выполнение логопедических упражнений, не рассеивая внимание на посторонние предметы. Важно, чтобы родственники поддерживали пациента – не говорили о его заболевании, не обсуждали между собой трудности общения с ним. Необходимо поддерживать больного, вместе с ним радоваться даже незначительным успехам.

Начинает занятия логопед с диагностики нарушения речи у конкретного пациента. Для того чтобы разработать индивидуальную программу занятий в домашних условиях, следует установить степень и форму нарушения речи, проверить реакцию больного на слабые речевые раздражители – тихий разговор, шепот и т.д.

Первое занятие не должно вызывать трудности у больного. Следует предлагать выполнять достаточно легкие речевые упражнения, чтобы пациент понял, что они ему по силам.

Постепенно сложность упражнений по восстановлению речи следует усложнять. Не стоит требовать произносить конкретные названия предметов, урок должен вынуждать его к диалогу. Если до перенесенного ишемического инсульта пациент умел и любил петь, этот навык можно успешно использовать. Пение помогает быстро восстановить речь. Для музыкальных занятий следует подобрать песни, слова которых пациент хорошо знал.

Можно использовать и навыки рисования, различные карточки с изображениями предметов. Методика с использованием наглядных изображений успешно применяется у людей с сенсорной афазией. Логопед показывает карточку, предлагая пациенту перерисовать ее, а после назвать изображенные на ней предметы.

Продолжительность урока в ранний период восстановления после ишемического инсульта должна составлять от 7 до 15 минут. Впоследствии длительность занятий постепенно доводят до получаса.

Заниматься больше 30 минут смысла нет, пациенты, перенесшие ишемический инсульт, быстро устают. Излишнее усердие в выполнении упражнений способно уничтожить достигнутый прогресс.

Поможем логопеду?

Зачастую члены семьи больного стремятся ускорить результат – заставляют больного выполнять логопедические упражнения вне урока. Так вот, делать это стоит только по назначению логопеда. Обычно родственникам не рекомендуют присутствовать во время занятий – это отвлекает пациента.

После перенесенного ишемического инсульта люди становятся очень ранимыми, быстро раздражаются, могут быть плаксивыми. Выполнять речевые упражнения им и так достаточно сложно, важно не спешить и не заставлять больного.

А вот действительно помочь логопеду родственники могут, тщательно выполняя его рекомендации. Родные должны контролировать своевременный прием медикаментов, правильно организовать режим больного после перенесенного ишемического инсульта. К примеру, просмотр телепередач не должен превышать 2 –х часов – это утомляет больного.

Необходимо ходить с пациентом на прогулки, следить за его питанием. Терапия народными средствами помогает ускорить процесс восстановления.

Используют для лечения после инсульта лекарственные отвары из следующих компонентов:

Кроме монокомпонентых применяют и сложные лекарственные сборы. Для лечения народными средствами готовят лекарственные чаи следующих составов:

  1. Подорожник, тысячелистник, зверобой.
  2. Грецкий орех, очанка, земляника.
  3. Календула, репешок, шиповник.

По рекомендациям народных медиков, восстановлению речи больше всего способствует чай из шалфея. Заваривают его обычным способом, и предлагают пациенту в течение дня небольшими порциями – по 4-5 глотков до 5 раз в сутки.

В стремлении помочь человеку после инсульта следует помнить, что только общие и согласованные действия медиков, логопедов, родственников и самого пациента принесут желанный успех. Поэтому не форсируйте события, относитесь к пациенту с терпением и любовью. Лишь тогда все получиться!

Так же вам будет полезно знать, какую диету при инсульте нужно соблюдать.

Восстановление речи после инсульта - одна из сложнейших задач, решить которую просто необходимо. Инсульт в России регистрируется в количестве 400000 диагнозов в год. Инсульт различают 2 видов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (инфаркт мозга).

Сущность проблемы

Нарушение речи при инсульте - самое частое и тяжелое последствие, когда теряется способность общаться и говорить. Речь - это знание слов, умение ими оперировать, составлять фразы и предложения, за это отвечает левое полушарие. В мозге имеются 2 речевые зоны: Брока и Вернике. При поражении зоны Брока возникает моторная афазия: речь теряется полностью, устная и письменная, или она замедлена, дается с усилиями, телеграфна. Речь окружающих больные понимают, они часто пассивны, безразличны. Если поражена зона Вернике, то наступает сенсорная афазия: речь становится без смысла, хаотичной. Афазия возникает после инсульта сразу, сначала она тотальна, то есть человек не говорит, не понимает, не узнает. Через какое-то время больной начинает понимать обращенную к нему речь, узнает родных, но сам произносить ничего не может. Это следующая ступень - моторная афазия, далее свои мысли больной уже может выражать тоном, звуками, не умеет соединять их в слова.

Сенсорная афазия развивается чаще при инфаркте мозга. Речь окружения кажется больному иностранной. Самая незначительная афазия - амнестическая. При ней больной плохо воспринимает какие-то сложные обороты, забывает названия предметов, но может их описать, нарушена зрительная память. Тотальная афазия встречается в трети случаев. Это самая тяжелая форма, когда больной и не говорит, и не понимает слов. Сенсорная афазия восстанавливается быстрее всех.

Кроме афазии, есть и другое нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции - дизартрия. Из-за онемения языка нарушено произношение, но больной все понимает, может читать и писать. Если голос становится глухим, согласные не произносятся, темп произношения замедленный, то это свидетельствует о поражении зоны мозжечка, спастического паралича целого речевого аппарата. Речь всегда восстанавливается долго, может быть до нескольких лет, требует максимума терпения от домашнего окружения, не всегда дает результаты на 100%, но надо надеяться. Работать с пациентом начинают сразу по стабилизации состояния, этим занимается логопед. Чтобы восстановить речь, нужно растормозить центры речи в левом полушарии, для этого есть ряд методов. В первую очередь - логопедический с проведением занятий в письме и чтении, в дальнейшем - закрепляющие речь. Применяется метод воздействия музыкой, хирургический способ, физиолечение, медикаментозная терапия, но в любом случае обязательным является хороший уход за больным.

Занятия с логопедом

Занятия с больным нужно начинать как можно раньше, тогда в первые 6 месяцев можно добиться наилучших результатов. Первые занятия лучше проводить в присутствии родных, тогда и они смогут запомнить многие задания логопеда и применять их дома. Логопеда нужно посещать после выписки, позже регулярно приглашать его домой, с больным его работа начинается уже в стационаре, на 1-3 неделе после госпитализации. Логопед с помощью своих методик помогает больному постепенно восстановить речь с азов и далее в порядке усложнения. Специалист восстанавливает утраченную речь пациента различными картинками, детским лото, чтением букваря, произношением слогов, затем целых слов, предложений, затем и речевых оборотов, обучает больного языку жестов и др. Сначала им проверяется реакция на шепот.

Изначально даются простые занятия, постепенно они усложняются. Это показ и называние различных предметов, действий на картинках и т.д. Важно стимулировать больного на диалог, даже в виде кивков, жестов. Проговаривать неоконченные предложения, чтобы больной их сам закончил. Если для больного это сложно, дают для прослушивания любимые мелодии, в процессе чего он включается в этот процесс, пытается подпевать, сначала невнятно, но постепенно это будет все более четко. Логопед должен произносить и комментировать вслух все, что он собирается сделать, даже если он просто хочет поправить подушку или одеяло. Сначала тренировки занимают десять минут, не более, постепенно увеличиваясь, через 2 месяца уже по полчаса. Для сенсорной афазии более приемлем наглядный способ с показом картинок и названием слова, обозначающего предмет, по возможности его срисовыванием.

Инсульт часто приводит к онемению языка, поэтому логопед применяет специальные упражнения для его массажа - различные артикуляционные упражнения. Больной перед зеркалом выполняет следующие движения языком: облизывание языком губ, сначала с верхней, круговыми движениями вправо, затем влево, потом повторяя их сначала с нижней губы, попытки доставания подбородка, носа кончиком языка по возможности, скручивание высунутого языка наподобие трубочки - 3 секунды и др. Позже при выполнении уже более сложных заданий для тех, кто в состоянии произнести слово, предлагается проговаривание скороговорок. Это тоже способствует восстановлению подвижности языка, улучшает дикцию и развивает речь.

Как вести себя с больным дома

Правила поведения с больным соблюдать нужно обязательно, он может отказываться от занятий, близкие должны всячески помогать ему, подталкивая к лечению и поощряя даже самые небольшие достижения. Такие больные часто могут быть озлоблены, капризны, агрессивны. На это не нужно обращать внимания, нужно это прощать, не выходить из себя. Нельзя кричать и ругать больного ни при каких обстоятельствах. Не нужно договаривать за больным предложения, которые он не смог построить, не прерывать его во время попыток.

Не оставляйте больного одного, дефекты его речи принимайте с пониманием, без насмешек, не смейтесь над ним, не старайтесь изолировать больного от общения, втягивайте его в разговоры, общайтесь с ним, обсуждайте события. Фразы необходимо произносить медленно, коротко, сложные фразы он не воспримет. Читайте с ним тексты, расспрашивайте обо всем, пойте с ним песни, стихи, приглашайте к пересказу, просите называть в порядке нарастания цифры, части тела, вспомнить дни недели. Нельзя в присутствии больного рассуждать о негативных осложнениях инсульта, обсуждать ошибки и дефекты слов больного. Постоянно подбадривайте, хвалите пусть даже минимальные успехи и сдвиги, стимулируйте этим.

Домашние упражнения

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях должны проводиться после присутствия родных у логопеда на тренировках больного и обучению им. Далее хотя бы один раз в месяц надо приглашать логопеда для профессионального корректирования и помощи в занятиях. Это повысит эффективность ваших упражнений дома. Всегда проще запомнить предмет визуально, поэтому чаще тренируйте больного этим, спрашивая предназначения бытовых предметов, просите показать это на картинке. Созвучные слова различаются больным плохо, нарисуйте тогда их изображение и попросите показать на картинке: например, слова - дочка - точка, коза - коса, гора - кора и др. Разговаривать лучше наедине, в группе людей он не различает слова. Можно позже давать ему и задания посложнее на самостоятельность: вставлять слова, которые пропущены, в предложение: он… яблоко, певец …песню и др. Включите его любимые песни.

Телевизор можно смотреть не более 2 часов вдень, причем его любимые передачи, чтобы вызвать больного к общению и комментариям. Телевизор и радио должны работать тихо, чтобы не вызвать переутомления. Исправлять и указывать на недочеты нельзя, только поощрять. Атмосфера должна быть только доброй, позитивной, безразличных людей к нему не допускайте. Если что-то не выходит сразу, отчаиваться и показывать этого мимикой и жестами больному нельзя. Он, замечая это, теряет свой позитивный настрой. Заниматься нужно регулярно. Пациент должен знать о вашей любви, что он не обуза для вас. Прекращать с ним заниматься, даже если он отказывается, нельзя. Он может проявлять полное безучастие к болезни и происходящему. Тогда нужно мягко, но настойчиво стимулировать, но не оставлять его без внимания.

Дополняющие упражнения дома повторяют по 10 раз, время отдыха и упражнения одинаковы:

  1. 1. Губы вытянуть вперед в виде трубочки на несколько секунд, повторить.
  2. 2. Захватить зубами на несколько секунд верхнюю губу.
  3. 3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка - 5 секунд.

Для тренировки мышц языка, помимо перечисленных выше:

  1. 1. Вытянуть в любопытстве вперед шею и максимально высунуть язык - 3 секунды.
  2. 2. Также, но добавить шипение змеи.
  3. 3. Круговые движения языком с закрытым ртом.
  4. 4. Закругление языка в сторону мягкого неба.
  5. 5. Поцокать языком - 15-20 раз.

После этого выполняются задания на артикуляцию:

  • громко чмокать и посылать воздушные поцелуи;

При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие - полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

Почему пропадает способность разговаривать

При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

  • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
  • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
  • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
  • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
  • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Методы восстановления нарушенных речевых функций

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние - на 5-7 сутки.

Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

  • медикаментозная терапия;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

Можно ли восстановить речевые функции полностью?

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента - нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

Медикаментозная терапия

Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

  • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
  • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
  • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
  • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

  • Глиатилин;
  • Цераксон;
  • Актовегин;
  • Мексидол.

Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

Упражнения для улучшения дикции

Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

  1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
  2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
  3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

  • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
  • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
  • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
  • Высовывать свернутый в трубочку язык
  • Почмокать губами.
  • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
  • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

Массаж

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

  • слюнотечение;
  • «обвисание» щеки и уголка рта;
  • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

Скороговорки для восстановления речи

Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
  2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
  3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка - “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

Со звуком “Б”:

  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Со звуком “П”:

  • Пошла Поля полоть в поле.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

Со звуком “Л”:

  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Со звуком “В”:

  • Вавилу ветрило промоклосквозило.
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

Применение народных средств

В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

  • шишки сосны;
  • калина;
  • чабрец;
  • можжевельник;
  • шиповник;
  • земляника;
  • календула.

Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

Помощь логопеда после инсульта

Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

  • оценка речевых нарушений;
  • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
  • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

Вспомогательные инструменты

На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:

  • https://bit.ly/2ryWq4f – бесплатная версия;
  • https://bit.ly/2PAJqob – платная.

Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет.

Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб.

Неврологические заболевания головного мозга с последующим кровоизлиянием – достаточно распространенная патология, требующая грамотного лечения. Восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач комплексной терапии. Чаще всего в отсутствии адекватного лечения данный недуг приводит к инвалидности.

В результате грамотного подхода, возможно, уменьшить отрицательные последствия кризиса. Основное условие – своевременность оказания первой помощи. При правильной терапии риск инвалидности существенно снижается.

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Сколько человек восстанавливается после кризиса

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека. Чем значительнее данные показатели, тем сложнее определить, восстанавливаются ли речевые функции после перенесенного кризиса.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

Помощь логопеда при лечении афазии

По мнению специалистов, первые 6 месяцев после кризиса считаются более плодотворными в восстановлении речевых функций. Но это не означает, что в это время способность говорить вернется без помощи врачей, усилий со стороны больного.

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

Для достижения максимально быстрого эффекта следует, чтобы первое время логопед занимался с человеком, перенесшим инсульт в присутствии его родных, это даст возможность родственникам запомнить необходимые упражнения.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

Комплекс занятий после перенесенного кризиса

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Логопедические упражнения после инсульта

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

Лечение ишемического кризиса стволовыми клетками

Цель данной терапии – восстановить, обновить травмированные инсультом сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми нервными клетками.

Современная методика восстановления функций, речи после инсульта включает следующую схему действий:

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Лечение инсульта стволовыми клетками

Другие методики лечебно-профилактического воздействия

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Проблемы с речью после кровоизлияния в головной мозг могут заключаться не только в непосредственном повреждении центров, но и в параличе мимических мышечных тканей. В результате артикуляционная мускулатура перестает выполнять свою работу, а терапия и реабилитация осуществляется, как и при нарушениях координации.

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

Медикаментозные препараты при афазии

При ишемическом кризисе своевременный тромболизис помогает избежать проблем с речью. Были изучены следующие лекарственные средства, использующиеся для восстановления функций, при этом они показали различную эффективность:

  • «Пирацетам» совместно с логопедическими упражнениями ускоряет процесс выздоровления;
  • «Бромокриптин» не помогает при афазии;
  • «Леводопа» – его эффективность полностью не доказана;
  • «Декстроамфетамин» – улучшает реабилитацию речи после инсульта в сочетании со специальным комплексом упражнений;
  • Холинергические медикаменты – их действие при афазии до конца не изучено;
  • «Моклобемид» – не способствует лечению при проблемах с речью;
  • «Декстран-40» – снижает эффективность комплексной терапии;
  • «Мемантин» – совместно с речевыми занятиями, индивидуальным ограничением, восстанавливает речевые функции.

Можно ли принимать тот или иной препарат зависит от индивидуальных особенностей пациента, обширности, типа кризиса. Лечение афазии осуществляется по аналогичной схеме, что и другие нарушения при инсульте. Чаще всего применяются медикаменты, направленные на восстановление проводимости нервных окончаний, стимулирование памяти, внимания.

Декстроамфетамин – улучшает речь после инсульта

Средства народной медицины при афазии

Определенных рецептов восстановления речевых возможностей нет, но можно помочь человеческому организму, выполняя определенны рекомендации. А именно:

  1. На первоначальных этапах реабилитации необходимо соблюдать постельный режим.
  2. Вместо простого чая употреблять отвар из мяты, шалфея.
  3. На ночь стакан теплого молока.
  4. Большое количество лимонов поможет укрепить иммунитет.

Восстанавливается ли речь после ишемического или геморрагического кризиса, – интересует как пациентов, так и докторов.

Следует совершать с больным пешие прогулки на свежем воздухе, следить за рационом его питания. Использование народных средств поможет ускорить процесс реабилитации.

Для лечения последствий инсульта применяются различные отвары на основе следующих трав:

  • шишек лесной ели либо сосны;
  • можжевельника;
  • красной калины;
  • лекарственного шалфея и полевого чабреца.

Помимо однокомпонентных отваров, используются и сложные сборы. В комплексную терапию афазии включают лекарственные чаи, в состав которых входит:

  1. Зверобой, тысячелистник, полевой подорожник.
  2. Полевая земляника, очанка, скорлупа грецкого ореха.
  3. Шиповник, репешок, аптечная календула.

Быстрее всего восстановить речевые навыки помогает шалфей. Заварить и давать больному на протяжении дня маленькими порциями – по 4 глотка до 5 раз/день. Прежде чем принимать определенное средство следует проконсультироваться с неврологом, как восстановить речь после ишемического инсульта без возможных осложнений для здоровья.

Только комплексная терапия и согласованные действия докторов помогут человеку вернуться к полноценной жизни после перенесенного кризиса. Поддержка больного со стороны родственников, логопедов – обязательное условие грамотного лечения.

Инсульт – коварная и достаточно серьезная патология, последствием которой становится изменение артикуляции, речевых навыков. Вернуть утраченные функции можно только при условии системного подхода к лечению заболевания, систематических занятий. Скорость реабилитации зависит от множества факторов: вида афазии, объемов поражения головного мозга.