» »

Лабораторный способ пироксилина сколько грамм взято. Гитарный лак: нитроцеллюлоза или полиуретан? Получение пироксилинового пороха

22.06.2023

В пособии раскрывается значение массажа для здоровья ребенка, предлагаются комплексы массажа на первом году жизни, а также описываются виды профилактического и оздоровительного массажа при различных заболеваниях, отмечаются противопоказания для проведения массажа.

Самогон и другие спиртные напитки домашнего… Ирина Байдакова

В книге рассказывается об алкогольных напитках, которые можно приготовить в домашних условиях. Застолье никогда не обходилось без них. Главное, не забывать о чувстве меры. Рецептов напитков очень много, и у каждого своя история, уходящая корнями в глубь веков. Читатель узнает, как сварить самогон, сделать вино, и многое другое, используя в качестве исходного сырья все, что дано Природой. Книга рассчитана на самый широкий читательский круг.

Яблочный уксус - ваш домашний доктор Кристина Ляхова

Среди множества замечательных даров природы человек выбирает самые ценные и полезные, те, которые несут ему здоровье. Эта книга расскажет читателю о яблочном уксусе - удивительном народном средстве, которое имеет множество полезных свойств. Она раскроет секреты исцеления с его помощью, даст советы, как приготовить его в домашних условиях и как использовать в качестве продукта питания.

Рецепты французской кухни Нестор Пилипчук

Предлагаемая домашним хозяйкам книга содержит рецепты специфических французских блюд, приготовление которых в домашних условиях по кулинарным операциям не представляет трудностей. Многим домашним хозяйкам этот сборник поможет значительно разнообразить свой стол вкусными блюдами. Книга может быть также использована работниками сети общественного питания.

Вода, которую мы пьем Михаил Ахманов

Книга представляет собой серьезное исследование и одновременно увлекательное повествование, посвященное проблеме качества питьевой воды. Автор уделяет особое внимание способам очистке воды в домашних условиях, оценивает эффективность и полезность фильтров, предлагаемых отечественными и зарубежными фирмами. Работая над книгой, исследователь собрал сведения о качестве питьевой воды в разных регионах России, получил консультации ведущих специалистов. Книга будет интересна всем, кого заботит собственное здоровье, которое, как известно…

Корни добра Сергей Ашитков

Книга журналиста С.Р. Ашиткова посвящена важной проблеме популяризации знаний о животных. В форме коротких очерков и зарисовок автор знакомит читателя с образом жизни мелких диких животных а естественных и домашних условиях, призывает бережно относиться к ним. Второе издание вышло в 1985 г. В издании содержится много полезных сведений о том, как можно обеспечить правильный уход и кормление зверей и птиц, содержащихся в домашних условиях, рассказано о формах общения с ними и методах их приручения. Книга послужит хорошим пособием для всех любителей…

Животворящая сила Георгий Сытин

Для оздоровления предложен метод словесно-образного и эмоционально-волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины. Приведены тексты исцеляющих психологических настроев при различных заболеваниях. Метод апробирован и рекомендован к применению Минздравом СССР. В частности, он был успешно использован для реабилитации больных, пострадавших в результате Чернобыльской аварии. Метод безвреден и может применяться в домашних условиях самостоятельно. Для широкого…

Современные лекарства от А до Я Иван Корешкин

Так уж устроена жизнь современного человека, что без посещения аптеки практически не обойтись. Но разнообразие лекарственных средств, наводнивших прилавки, вызывает у многих растерянность. Для того, чтобы помочь сориентироваться в огромном количестве лекарственных препаратов, предлагаемых аптеками, мы создали этот справочник. В него вошли лекарственные средства, применимые в домашних условиях (т. е. таблетки, микстуры, настойки, экстракты, мази и гели). В справочнике вы найдете исчерпывающую информацию и о самых новых, и о давно известных лекарствах…

Переплет и реставрация книг Ю. Ирошников

В выпуске содержатся практические советы и рекомендации по переплету и реставрации книг в домашних условиях без использования специальных приспособлений, сложного инструмента и дефицитных материалов. Все предлагаемые советы и рецепты, проверенные авторами на практике, являются обобщением богатого опыта самодеятельных переплетчиков-любителей. Рекомендуется как для использования в кружках юных переплетчиков, так и для самостоятельного изучения и освоения переплетного и реставрационного дела.

Американский бульдог К. Угольников

Американский бульдог – мощная, атлетического телосложения собака. Легкий на подъем, он движется энергично и решительно, всегда производит впечатление стремительности, силы и проворства. При всей своей смелости и бесстрашии он очень любопытен. Книга содержит полезную информацию по содержанию, уходу, кормлению, лечению в домашних условиях собаки породы американский бульдог. С помощью методик, описанных в книге, Вы правильно воспитаете своего любимца. Если Вы хотите купить только одну книгу об этих собаках, то она перед Вами.

Крысы Ирина ИОФИНА

В этой книге вы найдете информацию об особенностях анатомического строения крыс, их содержании в домашних условиях, кормлении, купании. Узнаете, на что необходимо обратить внимание при разведении этих зверьков. Также описаны основные симптомы наиболее часто встречающихся у крыс заболеваний и методы их лечения. Книга адресована широкому кругу читателей.

Крокодилы Максим Козлов

Книга посвящена содержанию в домашних условиях таких редких животных, как крокодилы. Подробно рассматривается экология большинства диких видов крокодилов, указаны их современный статус, данные по состоянию популяции. Описаны основные принципы обустройства террариума для крокодилов, способы ухода за этими животными, правила кормления, приведены методы лечения наиболее распространенных заболеваний. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Диетическое питание Илья Мельников

Лечебное, или диетическое питание необходимо не только в условиях больницы, клиники, профилактория, санатория, но и в амбулаторных, домашних условиях, так как здесь оно может быть использовано длительно. Особенно велика его роль при всех хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек, болезней обмена веществ, сердечно – сосудистой системы и др. Продолженное после лечения в больнице диетическое питание является важнейшим фактором предупреждения очередных обострений болезни и ее прогрессирования. Однако прежде чем воспользоваться…

Соусы и специи Илья Мельников

Соусы и приправы придают блюдам сочность и особый, специфический вкус и в этом отношении венчают процесс приготовления закусок, салатов и вторых блюд. Книга знакомит читателя с рецептами разных приправ и соусов, которые несложно приготовить в домашних условиях из самых доступных продуктов.

Технологическая ошибка Олег ОВЧИННИКОВ

Андрей – химик, «пусть и не до конца защитивший диссертацию». Отчасти из желания пополнить семейный бюджет, отчасти из желания просто пошалить, он решил написать статью для «Науки и жизни» о технологическом процессе изготовления пластмассовых изделий в домашних условиях… Рассказ публиковался в журнале «Звездная дорога», № 4, 2001 г.

А.А. Солонина Лабораторное приготовление взрывчатых веществ. Пособие для практических занятий в лаборатории (1925)

Методика:
Пироксилин получается действием азотной кислоты HNO 3 на клетчатку (C 6 H 10 O 5) x . Для лабораторных опытов можно брать вату; для усиления действия азотной кислоты добавляют серную кислоту H 2 SO 4 действие серной кислоты, прежде всего, объясняется тем, что последняя удаляет воду из круга взаимодействия азотной кислоты на клетчатку; в зависимости от крепости кислот, их отношения к количеству клетчатки и т.п., получаются пироксилины, содержащие различное количество азота.

Приняв по Вьелю х=4 т.е., C 24 H 40 O 20 действие азотной кислоты можно выразить следующими уравнениями:

C 24 H 40 O 20 + 12 HNO 3 = C 24 H 28 O 8 (ONO 2) 12 + 12 H 2 O
C 24 H 40 O 20 + 11 HNO 3 = C 24 H 29 O 9 (ONO 2) 11 + 11 H 2 O и т.д.

Лабораторное приготовление рыхлого пироксилина мы будем, по возможности, вести в тех условиях, как это производится на русских заводах; опишем производство 2-х сортов пироксилина: нерастворимого и растворимого, смесь которых в настоящее время употребляется для фабрикации бездымного пороха на наших заводах. За образец мы взяли фабричное приготовление пироксилина на Охтенских пороховых заводах и изменили детали, сообразно лабораторным условиям. Все лабораторное производство пироксилина можно разбить на следующие пять операций:

1) подготовка хлопка (в данном случае ваты);

2) приготовление кислотной смеси (азотной и серной);

З) нитрование хлопка;

4) промывка пироксилина;

5) сушка пироксилина;

1) Подготовка хлопка.
Вата, которая употребляется для приготовления рыхлого пироксилина, тщательно перебирается руками для отделения случайных примесей. Хорошо брать для этой цели белую гигроскопическую вату.

Вата сушится непрерывно в продолжении 2-3-х часов в сушильном шкафу при температура около 100°C; при сушке вата кладется тонким слоем в фарфоровую чашку или другой открытый сосуд. Охлаждают высушенную вату в эксикаторе над серной кислотой в течение часа.

2) Приготовление кислотной смеси.
Во время сушки можно приготовлять кислотную смесь. Расчет будем вести на 5 г. ваты. Чтобы получить нерастворимый пироксилин, на Охтенском пироксилиновом заводе берут смесь, содержащую моногидрата HNO 3 - 21.5% по весу, моногидрата H 2 SO 4 - 70.5% по весу и воды 8% по весу; для растворимого пироксилина 18% моногидрата - HNO 3 , 68% моногидрата H 2 SO 4 и 14% воды. Смеси же берется на заводе 1 килограмм (при работе с небольшим количеством хлопка можно брать меньше). Плотность кислот обычно быстро определяется при помощи 1) весов Mohr-Westphal"я или менее точно 2) при помощи ареометра.

Так для нерастворимого пироксилина: A=70.5%; B=21.5% то если взяли 100 г серной кислоты, содержащей 95.6% моногидрата H 2 SO 4 или плотностью 1.84 г/мл, то по уравнениям (1) и (2) вычисляется, что надо прибавить 35.6 г азотной кислоты, с содержанием моногидрата 81.8%, что соответствует плотности 1.463 г/мл; для приготовления же 1 кг смеси 737 г серной кислоты, плотностью 1.84 г/мл, и 263 г азотной кислоты, плотностью 1.46 г/мл.

3) Нитрование хлопка.
Разрезанная на возможно мелкие кусочки навеска ваты (5 г) опускается постепенно в стакан, куда налита охлажденная до комнатной температуры кислотная смесь, и затем перемешивается стеклянной палочкой. Вата, напитанная вышеуказанным количеством кислот, покрывается затем стеклянной пластинкой остается стоять в стаканчике: 12 часов - при приготовлении нерастворимого и 4 часа при приготовлении растворимого пироксилина.

4)Промывка пироксилина.
После нитрации пироксилин, насколько возможно, отжимается от кислот и уже после этого подвергается промывке. Сначала промывают холодной водой в течении 1/4 часа.

Для этого пироксилин перемещают в большую стеклянную чашку или стакан и пускают в сосуд с пироксилином из-под крана, при помощи каучуковой трубки, небольшую струю холодной воды; вода все время меняется, поэтому к посуде приспосабливается сифон. Во время промывки рекомендуется помешивать пироксилин стеклянной палочкой.

После холодной промывки пироксилин отжимается и промывается горячей водой. Для этого в колбе, или лучше в жестяном цилиндре, нагревают воду до кипения и пар, при помощи трубки, проводится в стакан или коническую колбу с пироксилином, в которую заранее приливают такое количество воды, чтобы весь пироксилин был покрыт водой.

Горячая промывка повторяется 8 раз; 1-я, 7-я и 8-я без всяких примесей, а при 2-ой, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й промывках прибавляется в коническую колбу, где производится промывка, по 0,2 г (расчет на 5 г пироксилина) соды. Пропускание пара продолжается за раз не менее полутора часов; затем вода выливается из колбы, насыпается, если нужно 0,2 г соды и опять пропускается пар и т.д.

5) Сушка пироксилина.
Вода отжимается, насколько возможно, ручным прессом пироксилин кладется между листами фильтровальной бумаги и сушится в сушильном шкафу при температуре не выше 50°C. Пироксилин надо сушить не менее 6-8 часов до постоянного веса. Охлаждается в эксикаторе над серной кислотой и взвешивается. Выход пироксилина при этом обычно получается такой, что из 5 г ваты получается около 8 г пироксилина.

Нитро против полимера

Гитарный лак очень часто недооценивают. Кажется, что это всего лишь последний штрих в гитаре, однако он имеет очень большое значение и в этой статье мы с вами разберемся, почему. Основные типы покрытия - это нитроцеллюлозный лак, полиуретан и полиэстер. Каждый из этих типов имеет своих поклонников. Лак защищает вашу гитару от перепадов влажности и на самом деле при правильном применении оба типа покрытия отлично выполняют свои функции.

Нитроцеллюлоза

Для того чтобы разобраться в гитарных лаках, начнём с нитроцеллюлозы, будем называть её сокращенно - нитро. Впервые этот лак изготовили в 20х годах 20 века. Нитроцеллюлоза отлично смешивалась с краской, поэтому автомобильные компании типа Ford быстро взяли этот лак на вооружение и машины стали разноцветными. Раньше были только чёрные и серые.

Нитроцеллюлоза - это лак, в основе которого растворитель и смола (в основном из хлопка), они смешиваются с серной и азотной кислотой и происходит так называемое нитрование. Тот же самый процесс используется при производстве нитроглицерина или тринитротолуола - взрывоопасные штучки, знаете ли. Поэтому нитроцеллюлоза требует очень аккуратного обращения и легко воспламеняется. После применения лака на поверхности гитары, растворитель испаряется, а смола остаётся на гитаре, её полируют и гитара обретает тот самый шикарный блеск.

Когда только появилась нитроцеллюлоза, это был прорыв - она высыхала очень быстро, но сегодня полиуретан её обогнал. Если вы играете на новой гитаре с нитроцеллюлозным покрытием, вы буквально чувствуете её приятный запах. Это заканчивается испарение растворителей. Это не продлится вечно, так что наслаждайтесь моментом. Кстати, именно эти химические вещества вредны для природы.

Помимо приятного запаха и блеска, нитроцеллюлоза также имеет другие положительные свойства - она отлично сочетается с другими веществами и материалами. Например, ее используют при смешивании автомобильных красок, то же самое и в гитарах. Нитроцеллюлозное покрытие очень легко восстанавливается в отличие от полиуретана. Таким образом, если на гитаре есть сколы и царапины, от всего этого можно довольно просто избавиться. На самом деле, нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево так как другие покрытия, что очень хорошо отражается на резонансе вашей гитары.

Хотя для звука это плюс, для надёжности это минус. Нитроцеллюлоза изнашивается например из-за того, что вы ставите гитару на стойку с резиновым покрытием. Вы наверняка видели гитары со следом от правой руки на корпусе - там обычно лежит рука при игре - это все потому что нитроцеллюлоза реагирует на жиры намного сильнее, чем другие более твёрдые покрытия. Хотя, многие гитаристы считают, что шрамы украшают гитару - это знак того, что вы много играете и занимаетесь. Особенно ценится сейчас винтажное покрытие с кучей царапин и сколов, многие производители даже делают его искусственно. В целом все трещины в лаке - от резких перепадов температуры, которая вызывает расширение и сужение волокон древесины под лаком.

В целом этот лак вреден для здоровья тех, кто его применяет, да и для природы в целом, так что скорее всего рано или поздно от него откажутся. Что интересно, в США гитары производят в штатах, где более-менее мягкое законодательство в плане загрязнения воздуха. Там можно сэкономить на дорогих системах вентиляции и штрафах. В целом заметен переход к полиуретану и полиэстеру просто потому что это дешевле обходится производителям.

Полиуретан

Этот тип покрытия использовался в производстве гитар еще с 60х годов, но особенно популярным стал в последние 20 лет, зарекомендовав себя как в надёжности, так и блестящем внешнем виде. Смола в этом лаке искусственная и ничем не пахнет, когда растворители испаряются. Мало летучих органических соединений, вредных для здоровья. Лак после нанесения на гитару, затвердевает и не реагирует на растворители. При нанесении на гитару этот лак смешивается с горячей водой, благодаря этому происходит химическая реакция, компоненты лака смешиваются и затвердевают, при это не испаряясь. Полиуретановые покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак долго сохраняет блеск. Если вам нравится, что гитара сияет как новая, независимо от того сколько ей лет, этот тип покрытия - для вас. В отличие от гитар с нитроцеллюлозным покрытием, по которым сразу виден их возраст, гитары с полиуретановым лаком внешне не стареют.

Хотя полиуретан в целом дороже нитроцеллюлозы, в производстве он обходится дешевле, т.к. получается очень существенно экономить на системах вентиляции. А также полиуретан высыхает быстрее нитроцеллюлозы. Это особенно важно при массовом производстве, где гитары прямо с конвейера пакуются в коробки и отправляются в магазины. Сегодня крупные компании используют ультрафиолетовые лампы, чтобы сушить лак. На это уходит буквально несколько секунд. На отладку процесса такой искусственной сушки ушли годы, но теперь это занимает секунды. В лак примешивается компонент, который реагирует на ультрафиолетовое излучение. Он и вызывает необходимую реакцию. Благодаря этому удалось сделать покрытие тоньше, что отразилось на звук в лучшую сторону.

Толстое покрытие независимо от состава, душит звук. Не важно чем покрыта ваша гитара, лак должен сохранять резонанс древесины. Нитроцеллюлозное покрытие почти всегда тоньше, чем полиуретановое. Требуется меньше слоев, чтобы закончить. Видимо поэтому нитроцеллюлозу до сих пор очень ценят профессионалы. Чем больше слоев лака на гитаре, тем более зажатый и скованный звук, особенно это слышно у акустических гитар, где весь звук как раз в дереве. Многие электрогитары с толстым слоем лака не подключённые не звучат вообще. Это конечно же слышно и когда вы включаете такую гитару в усилитель.

Не позволяйте вводить себя в заблуждение матовым покрытием. В большинстве случаев этот тип покрытия не тоньше, чем блестящий, там просто использована определённая добавка в лак, благодаря которой он меньше блестит. Полиуретановое покрытие при правильном применении не портит звук гитары, точно так же как правильные печатные платы не портят звук усилителей. Любые покрытия сказываются на звучании и хотя это можно считать мелочью, например рокер не заметит ярких отличий, а джазмен, которому важен натуральный чистый звук - да.

В целом благодаря развитию технологий, покрытия становятся всё тоньше и надёжнее. Нитроцеллюлоза осталась только в штучном производстве дорогих гитар, тем не менее ее дни уже сочтены. Слишком уж дорого она обходится производителям.

Какой тип покрытия выберете вы - решайте сами. Самое главное - чтобы вам нравилось как звучит и как выглядит ваша гитара. Помните, что ваш звук - в ваших пальцах.

Пироксилин, представляет собой продукт нитрования, т.е. обработки хлопка или целлюлозы азотной кислотой, в результате чего получается т.н. нитроклетчатка. В руском языке для этого продукта прижилось название "Пироксилин", в немецком -Schiebaumwolle, в английском - Pyroxylins или Nitrocotton, во французском -La pyroxyline или La nitrocellulose. Внешне пироксилин имеет вид прессованной бумажной волокнистой массы бело-серого цвета.

Пироксилин как взрывчатое вещество для производства взрывных работ не используется нигде в мире с периода Второй Мировой войны. В период Первой Мировой войны пироксилин использовался лишь для снаряжения морских мин и торпед, а также в России и Швейцарии для снаряжания снарядов артиллерийских систем (преимущественно морских) крупных калибров 152-203 мм.

Как военное бризантное взрывчатое вещество пироксилин использовался с восьмидесятых годов XIX века до внедрения во взрывную практику куда более безопасных и более надежных в обращении динамита и мелинита.

Последней страной использовавшей пироксилин для промышленных взрывных работ, была Великобритания, применявшая пироксилиновые шашки различной формы и размеров производства фирмыNew-Explosives Со при разработке скалистых грунтов в каменоломнях в конце двадцатых-начале тридцатых годов. В СССР, Финляндии, Италии пироксилин (очевидно из старых запасов) использовался как военная взрывчатка еще в период Второй Мировой войны.

Чувствительность пироксилина очень сильно зависит от его влажности. Поэтому принято делить его на сухой и влажный пироксилин.

Сухой пироксилин содержит не более 3-5 % воды. Он легко загорается от открытого пламени или прикосновения раскаленного металла, сверления, трения, удара винтовочной пули. Горит энергично, но без взрыва (если его масса не превышает 280 кг.). Однако, если нагрев до 180-190 градусов осуществляется быстро, то сухой пироксилин детонирует. Сухой пироксилин (до влажности 5-7%) надежно взрывается от капсюля-детонатора №8. Такие же свойства имеет влажный, но замерзший пироксилин.

Влажный пироксилин, который можно использовать в качестве взрывчатого вещества, должен иметь влажность от 10 до 30%. С повышением влажности его чувствительность снижается. При влажности около 50% и более он совершенно теряет взрывные свойства.

Когда пироксилин применяется в качестве бризантного ВВ, то целесообразно по соображениям безопасности в обращении использовать влажный (10-25%) пироксилин, при этом требуется использовать с таким зарядом в качестве промежуточного детонатора сухой пироксилин (5-процентный).

Трудность обеспечения нужной влажности пироксилина в требуемых пределах привела в конце концов к отказу от его использования. Кроме того, оказалось, что из пироксилина сложно изготавливать прессованием взрывные заряды массой более 1 кг. При прессовании плотность внутри заряда оказывается меньшей, чем в наружных слоях.

Пироксилин был открыт в 1838 году Пелузом (Pelouze), воздействовашим азотной кислотой на древесные опилки или бумагу. Он и дал название вновь открытому соединению название пироксилин (Pyroxylin) и предложил его использование в качестве взрывчатки. Некоторые историки выдвигают иную версию открытия пироксилина. По их данным немецкий химик Христиан Фридрих Шенбейн первым сделал доклад о своем открытии в марте 1846 года на заседании Базельского общества естествоиспытателей.

Однако производство пироксилина как взрывчатки весьма быстро было приостановлено вследствие выяснившеся большой опасности его изготовления в заводских условиях. Так, фирма Hall, в Фавершеме, прекратила его производство вследствие происшедшего в 1847 г. взрыва. 11 октября 1865 г. в Австрии последовало запрещение фабрикации пироксилина вследствие страшных взрывов в Зиммерингергейде у Гиртенборга (1862) и Штейнфельдергейде (1865).

После того, как была выявлена зависимость чувствительности пироксилина от влажности, оказалось возможным организовать его достаточно безопасное производство.

Из влажного (50%) пироксилина прессовались под давлением 400-2000 кг/кв.м. подрывные шашки, имевшие влажность 5-6% и плотность 1- 1.28 г/куб. см. Затем шашки увлажнялись до такой степени (20-30%), чтобы плотность составляла 1.3-1.45 г/куб. см.. Затем шашки покрывались слоем парафина с тем, чтобы избежать дальнейшего увлажнения и потери способности к детонации. Однако, в условиях сухого воздуха возникала опасность пересыхания пироксилина, следствие чего его чувствительность возрастала. Кроме того, при пересыхании начиналось выделение кислоты и разложение пироксилина.

Для полноты сгорания к пироксилину иногда примешивали бариевую и калиевую селитру. Такая смесь носила название тонита. Подобного рода взрывчатые вещества еще до начала тридцатых годов XX века применялись в Англии и Бельгии как подрывные средства и для сигнальных морских патронов.

Английский тонит состоял из 51 части пироксилина, 49 частей бариевой селитры. Бельгийский тонит из 50 частей пироксилина, 37,5 частей бариевой селитры, 12,5 частей калиевой селитры. Вместо бариевой селитры во время Первой Мировой войны в английском тоните применяли также натриевую селитру, и эта смесь, которая по действию приближалась к желатиндинамиту, называлась сенгит.

Пироксилин сухой взрывается от падения на него груза 2 кг. с высоты 10 см. или 10 кг. с высоты 2 см. От прострела пулей не взрывается. Температура возгорания 196-200 градусов. Горение во взрыв может перейти, если горит одновременно более 280 кг. Скорость детонации 6300 м/сек (тротил 6700). Бризантность 79803 м/литр*сек. (тротил 86100). Фугасность 3 мм. (тротил 3.6). К трению чувствителен. По бризантности и фугасности достаточно близок к тротилу.

В Русской Армии в период Первой Мировой войны пироксилин использовался в саперном деле в виде шашек четырех типоразмеров. Эти шашки находились в жестяных футлярах, стыки которых с крышками промазывались воском или же просто эти шашки обмазывались воском или обливались расплавленным парафином.

Также сохранялись на флотских береговых батареях, снаряды крупных калибров (152-203 мм.), снаряженные пироксилином.

В Красной Армии использовались вплоть до израсходования его дореволюционных запасов в 1942 году пироксилиновые шашки четырех типоразмеров.

Шашки из сухого пироксилина (влажность 5%) имели гнезда для стандартных капсюлей-детонаторов №8 и назывались запальными. Шашки из влажного пироксилинина (10-25%) запальныхгнезд не имели и должны были использоваться с промежуточными детонаторами из таких же сухих шашек.

  1. Пироксилиновая шашка кубической формы. Масса 400 грамм. Размеры 6.5 на 6.5 и на 5.5 см.
  2. Пироксилиновая шашка двенадцатигранной формы. Масса 250 грамм. высота 5 см. Диаметр описанной окружности 8 см.
  3. Пироксилиновая шашка двенадцатигранной формы. Масса 120 грамм. высота 4.5 см. Диаметр описанной окружности 5.5 см.
  4. Пироксилиновая шашка цилиндрической формы. Масса 60 грамм. Высота 7 см. Диаметр 3 см.

Производство пироксилина в СССР было прекращено еще в двадцатых годах. В период войны весь пироксилин, изготовленный до революции и в двадцатые годы был израсходован, вновь он не производился.

Итальянские саперы на Восточном фронте использовали цилиндрические шашки из сухого пироксилина массой (Fulmicotone) 30 грамм. Диаметр 3 см., длина 4 см. Они обертывались в парафиновую бумагу.

Финская армия в качестве подрывных зарядов использовала различного размера и массы цилиндрической формы с закруглениями по концам пироксилиновые заряды (Dionkit) из влажного пироксилина. Размеры, совпадающие в внутренними диаметрами артиллерийских снарядов больших калибров, позволяют предположить, что это были изъятые из артснарядов их разрывные заряды.

От автора. Такое предположение весьма основательно. Известно, что до окончания русско-японской войны 1904-05 гг. снаряды русской морской и береговой артиллерии крупных калибров снаряжались пироксилином, в отличие от японских, снаряжавшихся мелинитом. Во время Цусимского морского сражения разрывы безотказных японских снарядов кроме прямого фугасного и осколочного действия отравляли русских моряков ядовитыми газами (боевое ОВ), образующимися при взрыве мелинита. Русские же снаряды, снаряженные отсыревшим за время долгого перехода из Кронштадта к Цусимскому проливу пироксилином, имели до 65% отказов. Это явилось одной из причин поражения в Цусимском сражении. После руско-японской войны все пироксилиновые снаряды были изъяты с кораблей и переданы в береговую артиллерию, где условия хранения обеспечивали поддержание требуемой влажности и должны были постепенно переснаряжаться другими ВВ.

К моменту обретения Финляндией независимости в 1918 г. на береговых батареях, оказавшихся в новой стране, сохранялось еще большое количество пироксилиновых снарядов. Очевидно, хозяйственные финны заменили пироксилин в снарядах на иную взрывчатку, а изъятый пироксилин передавали своим саперам.

В настоящее время встретить где либо пироксилин практически невозможно, поскольку он нигде не изготавливается, а возможно сохранившееся наполнение снарядов Первой Мировой войны, пироксилиновые шашки Второй мировой уже разложились. Пороха же на основе пироксилина и в настоящее время используются очень широко в качестве метательных зарядов пуль стрелкового оружия и артиллерийских снарядов.

Заметки на полях. Для производства пироксилина требуется остродефицитная азотная кислота, хлопок, соответствующее оборудование, которое под завязку загружено производством бездымного пироксилинового пороха, в котором острейше нуждается производство патронов для стрелкового оружия, и производство артиллерийских боеприпасов.

И при этом произведенная взрывчатка пироксилин нуждается в постоянном и тщательном наблюдении. То он переувлажнился и взрываться не хочет, то он пересох и начал разлагаться. А к началу Второй Мировой войны имелись куда как более надежные взрывчатки, к тому же значительно более дешевые в производстве. Тот же динамит, мелинит, тротил, аммиачная селитра и ее производные.

  • Статьи » Боеприпасы
  • Mercenary 9003 0


Целлюлоза с азотной кислотой образует азотнокислые эфиры. Целлюлоза в нашем опыте - обычная хлопковая вата. Приготовим смесь азотной и серной кислот. Опустите в смесь вату, через некоторое время процесс нитрования целлюлозы заканчивается. Промоем полученную нитроцеллюлозу водой. Высушим. Нитроцеллюлоза при поджигании быстро сгорает. Нитроцеллюлоза используется для приготовления бездымного пороха.

Нитроцеллюлоза - волокнистая рыхлая масса белого цвета, по внешнему виду похожа на целлюлозу. Одна из важнейших характеристик - степень замещения гидроксильных групп на нитрогруппы. Лучшим сырьём для производства нитроцеллюлозы считаются длинноволокнистые сорта хлопка ручной сборки. Хлопок машинной сборки и древесная целлюлоза содержат значительно количество примесей, усложняющих подготовку и снижающих качество продукции. Нитроцеллюлозу получают действием на очищенную, разрыхленную и высушенную целлюлозу смесью серной и азотной кислот, называемой нитрующей смесью. Концентрация применяемой азотной кислоты обычно выше 77 %, а соотношение кислот и целлюлозы может быть от 30:1 до 100:1. Полученный после нитрования продукт подвергается многоступенчатой промывке, обработке слабокислыми и слабощелочными растворами, измельчению для повышения чистоты и стойкости при хранении. Сушка нитроцеллюлозы - сложный процесс, иногда совместно с сушкой применяется обезвоживание. Практически вся нитроцеллюлоза после получения используется в производстве различных продуктов. В случае необходимости хранится во влажном состоянии с содержанием воды или спирта не ниже 20 %.


Для опыта Вам понадобится следующие реактивы:
- Серная Кислота (H2SO4) 98% концетрации
- Азотная Кислота(HNO3) 68% концетрации
- Вата

Смешиваем кислоты в пропорции 7:3 (70% Серной кислоты и 30% Азотной кислоты). Я рассчитывал на 300 мл, поэтому взял 90 мл 68% Азотной кислоты и добавил туда 210 мл 98% Серной кислоты. Все это дело немного разогрелось и я, закрыв крышкой, поставил это в морозилку. На следующий день я приготовил на столе обычную вату (целлюлозу) и стакан на 500 мл + две чашки Петри, одна как подставка для стакана, а вторая в дальнейшем сыграет роль крышки. После того как содержимое бутылки я перелил в стакан, я начал туда кидать маленькими кусочками вату. Кидал до того момента, пока вся вата не заполнила стакан. Смысл в том, чтоб вся вата была пропитана нитровальной смесью (Азотка и серка).
Ну а дальше поставил в шкаф (темное и прохладное место). Все это дело должно храниться минимум 5-6 часов, но можно и день, и два (испытано, хуже не становится). Один раз у меня это все неделю лежало в шкафу, так как не было времени достать и промыть, и ни чего не испортилось. Ну а дальше все промываем. Разумеется, надеваем перчатки на руку и какую-нибудь тряпку на лицо + Защитные очки! Достаем из стакана вату (по кусочкам) и быстро промываем под холодной водой! Очень важно сделать все быстро, так как при попадании на ватку воды кислота в ней нагревается и может привести к потере продукта и его качеству. Вата начинает желтеть или ещё хуже, просто "сгорает" в горячей кислоте! Поэтому важно промывать именно маленькие порции, чтоб избежать большого количества кислоты, так как маленькое количество смыть намного проще, чем большое.
После промывки рекомендуется промыть вату раствором пищевой соды, но и, разумеется, промыть опять (от соды). После всех этих промывок от кислоты, вату хорошенько выжимаем и вываливаем на листок бумаги. Потом самая важная деталь - чтоб вата получилась как надо, её надо хорошенько разжать, чтоб она была такая воздушная, как и с самого начала. На этой фотке вата ещё мокрая, но уже приняла свой объем, после того как она высохнет её уже будет очень сложно отличить от обычной ваты, но она горит намного лучше, чем обычная вата.


Из-за очень высокой скорости горения она не успевает обжечь руку (тоже самое, что провести над зажигалкой палец). Разумеется, сначала она испытывается на железной пластине(а то мало ли что) и только когда вы видите, что кусочек этой ваты сгорает моментально с легким хлопком, можете смело сжигать её на ладони!