Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы. Произношение звуков С. Постановка звука «С»: с чего начать, упражнения Звуки с сь конспект логопедического занятия
Юлия Солодухина
Конспект логопедического занятия «Звук «С» и звук «С’»
Образовательные: закрепление чёткой дифференциации звуков СЬ-С по мягкости-твёрдости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения; обогащение словарного запаса; активизация словаря и введение в речь слов-синонимов; развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную акустическую характеристику звукам; учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему;
Коррекционно - развивающие: развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.
Воспитательные: воспитание аккуратности, прилежания, формирование мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: сюжетная картинка на зимнюю тему, предметные картинки в названиях которых есть звуки С, Сь, карточки-схемы, фишки для выкладывания звуковых схем, звуковые линейки, полоски для выкладывания слогов, бумажные снежинки, звуковые домики, гномики Звуковички.
I. Орг. момент.
Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного твердого звука, с согласного мягкого звука.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие и отправимся в город Звукоград. (Обратить внимание детей на звуковые домики.) В домиках живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном домике? В синем домике? В зеленом домике? (Ответы детей после каждого вопроса).
3. Постановка темы и целей занятия.
Логопед: А ещё в звуковых домиках живут Гномики – Звуковички, а вот с какими из них мы сегодня встретимся, узнаем позже. А сейчас, послушайте загадки, которые приготовили вам Гномики. (Загадки, в которых в начале слова стоит звук /С/. Дети отгадывают, логопед выставляет соответствующие картинки-отгадки).
4. Загадки
1 Дразнишь – кусает. (Собака)
2 Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
3 Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
5. Развитие звукового анализа и синтеза
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, произнесите слова, выделяя голосом 1-ый звук. Какой первый звук, вы услышали во все этих словах? (Дети: звук /С/).
Дайте характеристику звуку С. (Дети отвечают на каждый вопрос, дают характеристику звуку. Делают вывод, что звук /С/ - согласный, твердый, глухой.)
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком /С/ и его братцем – звуком /Сь/. Звук /Сь/ мы слышим в словах: синица, сито, апельсин, гусь, письмо. (Выставляются соответствующие картинки).
Ребята, назовите ещё слова, в которых есть звуки /С/, /Сь/.
6. Игра «Футбол»
Отобрать и положить на футбольное поле мячи (на которых наклеены предметные картинки,только те, в названии которых есть звук «С».
Ребята, кто догадался, к кому из Гномиков – Звуковичков мы отправимся в гости? (к зеленому и синему)
Звуковичков зовут Саня и Сеня. Определите, какого гномика как зовут. (Синий – Саня, зеленый – Сеня и объясняют почему).
7. Игра «Поймай звук».
Логопед: Поднять руку или показать карточку с буквой С, если в слове есть звук «С».
Примерные слова:
сок, книга, лиса, нора, лес, собака, карандаш, посуда, весна, кукла, класс, доска, платье, самокат,
8. Игра «Покажи и скажи»
Логопед: Надо вам, ребята по картинке назвать слова со звуком «С».
9. Игра «Назови предметы».
Логопед: Назвать животных (овощи, фрукты, предметы посуды, мебели, транспорта) в названии которых есть звук «Сь».
Логопед: А теперь ребята, придумайте самостоятельно слова со звуком «С» и «Сь»
Логопед: Давайте немного отдохнем.
10. Динамическая пауза .
Логопед: Давайте вместе со Звуковичками поиграем в игру «Добавь слог»
Развитие слогового анализа
11 Игра «Добавь слог»
Добавьте слог со звуком «С», чтобы получилось слово: ли… (са,коле… (со, бу… (сы).
12. Игра «Измени слово»
Изменить первый звук слова. Называю слово, учащиеся определяют первый звук слова. Далее предлагается заменить первый звук в слове на другой. Например, в слове зайка заменить звук «С» на «М» (сайка-майка), в слове ком заменить звук «К» на звук «С» и т. д.
13. Логопед: Сеня и Саня приготовили для вас новое задание.
Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук «Сь»:
в один ряд положить картинки, в названии которых звук «Сь» слышится в начале слова, в другой – в середине, в третий – в конце.
14. Игра «Где спрятались звуки».
(На столе у каждого ребенка картинка со звуками /С, СЬ/).
Логопед: Определите место звука в слове и поставьте картинку под соответствующей схемой.
(Логопед проверяет, исправляет ошибки).
15. Логопед: Звуковички очень любят кататься на санках. Что еще можно делать на санках? (Дети: кататься, скользить, скатываться, ехать….)
(Выкладывание звуковой схемы слова САНИ из звуковых фишек и на звуковых линейках. Анализ).
16. Игра «Потерялся первый звук»
Логопед: Ребята, пока мы считали в словах потерялся 1-ый звук /С/. Подставим звук и определим какое слова получится.
…анки, …окол, …ахар, …ундук.
Итог занятия.
Логопед: Вам понравилось сегодня занятие? О чем мы сегодня говорили? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. А сейчас открыли тетради и записали домашнее задание
Домашнее задание: Дома выпишите в два столбика слова со звуком С в один столбик и звуком СЬ в другой столбик
Сеня и Саня -художник Е. Рыбицкая
Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.
В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.
У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).
Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:
- дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
- дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
- дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.
Как нужно говорить звук С и мягкое Сь
Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.
Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.
Правильная артикуляция Сь и С
Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.
Упражнения для произношения звука С и Сь
Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.
Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:
- обыкновенный насос;
- велосипедная шина, проколотая гвоздем;
- воздушный шарик, из которого выходит воздух.
Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.
Правильная артикуляция при произнесении звука С
Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.
После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.
Подготовительные упражнения
Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.
Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.
Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.
Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.
Артикуляционные упражнения
- Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
- Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
- Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
- Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
- Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
- Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
- Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.
Упражнения по автоматизации
Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.
Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.
Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.
Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.
Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.
Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.
Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/.
Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели
: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую характеристику звукам;
- учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему;
- согласовывать имена сущ. с прилагат., сущ. с глаголами, числит. с сущ., образовывать множ. число сущ. в родительном падеже;
- развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.
Оборудование:
сюжетная картинка на зимнюю тему, предметные картинки в названиях которых есть звуки С, Сь, карточки-схемы, фишки для выкладывания звуковых схем, звуковые линейки, полоски для выкладывания слогов, мяч, бумажные снежинки, звуковые домики, гномики Звуковички.
Ход занятия.
I
.
Орг. момент.
(Дети стоят в центре группы)
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Давайте расскажем, как наши пальчики дружно проводят зимой время.
1.Пальчиковая гимнастика.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибать по одному пальцу)
Бабу снежную лепили,
(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,
(«Крошить хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли
(Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
2. Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного твердого звука, с согласного мягкого звука.
(Дети садятся на места).
II
. Основная часть.
1. Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие и отправимся в город Звукоград.
(Обратить внимание детей на звуковые домики.)
В домиках живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном домике? В синем домике? В зеленом домике? (Ответы детей после каждого вопроса).
2.Логопед: А ещё в звуковых домиках живут Гномики - Звуковички, а вот с какими из них мы сегодня встретимся, узнаем позже. А сейчас, послушайте загадки, которые приготовили вам Гномики.
(Загадки, в которых в начале слова стоит звук /С/. Дети отгадывают, логопед выставляет соответствующие картинки-отгадки).
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Гладишь - ласкает,
Дразнишь - кусает. (Собака)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнай меня, зовусь я…… (Свёкла)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, произнесите слова, выделяя голосом 1-ый звук. Какой первый звук, вы услышали во все этих словах? (Дети: звук /С/). Давайте возьмём зеркальце, произнесем звук С. В каком положении находятся губы, зубы, язык? Приставьте ладошку ко рту, почувствуйте воздух холодный или теплый, свободно ли проходит? Приложите ладошку к горлышку, оно гудит или нет?
(Дети отвечают на каждый вопрос, дают характеристику звуку. Делают вывод, что звук /С/ - согласный, твердый, глухой.)
3. Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком /С/ и его братцем - звуком /Сь/. Звук /Сь/ мы слышим в словах: синица, сито, апельсин, гусь, письмо. (Выставляются соответствующие картинки).
Ребята, назовите ещё слова, в которых есть звуки /С/, /Сь/. Игра с мячом.(Ребёнок ловит мяч и называет слово.)
Ребята, кто догадался, к кому из Гномиков - Звуковичков мы отправимся в гости? (к зеленому и синему)
Звуковичков зовут Саня и Сеня. Определите, какого гномика как зовут. (Синий - Саня, зеленый - Сеня и объясняют почему).
4. Игра «Хлопни - топни».
Логопед: Давайте вместе со Звуковичками поиграем в игру «Хлопни - топни». Я называю слова с твердым согласным /С/ - вы хлопните, с мягким согласным /Сь/ - вы топните.
5. Проговаривание чистоговорок.
Логопед: Давайте порадуем Звуковичков и проговорим с ними чистоговорки.
Са-са-са - сидит оса,
Сы-сы-сы - у осы усы,
Су-су-су - видели осу
Си-си-си - косу неси,
Си-си-си косой коси. И т.д.
6. Игра «Где спрятались звуки».
(На столе у каждого ребенка картинка со звуками /С, СЬ/).
Логопед: Определите место звука в слове и поставьте картинку под соответствующей схемой.
(Логопед проверяет, исправляет ошибки).
7. Логопед: Звуковички очень любят кататься на санках. Что еще можно делать на санках? (Дети: кататься, скользить, скатываться, ехать….)
(Выкладывание звуковой схемы слова САНИ из звуковых фишек и на звуковых линейках. Анализ).
9. Логопед: Давайте немного отдохнем.
Динамическая пауза.
10. Логопед: Давайте покажем нашим Звуковичкам, как мы умеем делить слова на слоги:
а) сыр, слоны, подносы - отхлопываем;
б) сок, сова, капуста - выкладывание схем.
Как мы ещё можем определить, сколько слогов в слове? (Вспоминаем: сколько в слове гласных звуков, столько слогов).
11. Игра «Один - много» (слова со звуками /С, Сь/ по образцу)
Одно круглое колесо - много круглых колес,
Одно острая коса - много острых кос…. т.д.
12. Игра «Посчитаем предметы от 1 до 5-ти». (Использовать картинки)
1 сова, 2 совы, 3 совы, 4 совы, 5 сов…..
13. логопед: Ребята, пока мы считали в словах потерялся 1-ый звук /С/. Подставим звук и определим какое слова получится.
…анки, …окол, …ахар, …ундук.
14. Логопед: Пока мы с вами искали звук, на землю выпали снежинки. (Логопед раздает детям бумажные снежинки).
Какие зимой снежинки? (Дети: белые, хрупкие, легкие, пушистые…)
Упражнение на координацию зрения «Снежинки».
(Следить глазами в соответствии с текстом.)
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
15. Ребята, перед вами картинка. Давайте составим по ней предложения. Чтобы наши Гномики узнали больше о зиме.
(Дети составляют предложения о зиме по картинке)
16. Итог занятия.
Елена Зубченко
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Направление «Познавательно-речевое развитие». «Звуки С, Сь» (средняя гр.)
Конспект интегрированной образовательной деятельности
Направление «Познавательно-речевое развитие »
«Звуки С , Сь»
(средняя группа )
Цель : формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звуков С , Сь в словах, фразах и предложениях.
Задачи :
Образовательные :
Закрепление у детей правильного произношения звуков С , Сь в слогах, словах и предложениях;
Расширение глагольного словаря, словаря прилагательных;
Совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения) ;
Развивающие :
- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, тактильных чувствительности;
Воспитательные :
Формирование положительной установки на интегрированную образовательную деятельность ,
Воспитание самоконтроля за речью,
Воспитание доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.
Оборудование : семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек» , атрибуты для игры «Подбери пару» , фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан» , карандаши, магнитофон.
Предварительная работа : уточнение произношения звуков С , Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос» , прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан» .
Ход занятия.
Организационный момент
(формирование положительной установки на занятие) .
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Педагог : - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т. д.)
Психогимнастика
Педагог : - Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Ответы детей)
Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть ) . Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость ) .
Артикуляционная гимнастика
(развитие артикуляционной моторики) .
Педагог :- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я произнесу и ответьте, какой звук встречается во всех словах : осссень, груссстно, сссолнышко, весссело. (Звук С ) . Чья это песенка? (Это песенка водички) . Давайте вспомним и выполним упражнения для язычка, чтобы правильно спеть песенку водички
(Дети выполняют артикуляционные упражнения «Язычок ищет щелочку в заборчике» , «Катушка» , «Киска выгибает спинку» ).
Педагог : - А теперь мы споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С , а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком ).
Пальчиковая гимнастика.
Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос» , используя карандаши.
Игра «Поймай звук »
(Детям раздают семафоры) .
Педагог : - Ребята, у вас в руках семафоры. Если услышите звук С , поднимайте их.
С, М, П, С, К,С и т. д.
Аналогично со слогами : СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.
Аналогично со словами : суп, дом, миска, кот, нос.
Игра «Чудесный мешочек»
В комнате слышится мяуканье кошки.
Педагог : - Ребята, как вы думаете, кто это? (Ответы детей) .Давайте мы её позовем : «Кис, кис, кис!» .
Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.
Педагог : -Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это киска.
Киска : - Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное . У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?
Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.
Дети : - Свистулька свистит. Свечка светит. Бусы носят.
(Часы, солонка, кисточка, стул, краски) .
Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь .
(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)
Физминутка (с музыкальным сопровождением)
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.
Игра «Подбери пару»
Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать. Подходит к столу, где под накидкой находит кошку.
Киска : - Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру . Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры : стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.
Киска : «Сладкий» Дети : «Сахар»
(чистая (посуда,стеклянный (стакан,красивые (бусы, вкусный (апельсин, кислая (слива) .
Составление рассказа «Синий сарафан»
(Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).
Педагог : -Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан» .
Педагог : - У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы?
Первый ребенок : - Дочка – маленький слоненок.
Выходит с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.
Педагог : - Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама?
Второй ребенок : -Мама сшила синий сарафан.
Педагог : - Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан и сказала : Кто пришел?Что сказал?
Третий ребенок : - Пришла лиса и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»
Выходит ребенок с картинкой лисы и крепит картинку на фланелеграф.
Педагог : - Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал?
Что сказал?
Четвертый ребенок : -Прибежала собачка и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»
Педагог : -Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? Что сказал?
Пятый ребенок : -Заглянула киска и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»
Педагог : - А теперь, ребята, давайте скажем «Какой красивый синий сарафан» так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно красивый
(отрабатывается восклицательная интонация) .
Итог занятия.
Педагог : - Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко (Песенку водички) . Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис» .
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему:
«Звуки С – СЬ. Буква С»
- Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С.
1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.
2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.
3. Учить определять место заданного звука в слове.
4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.
5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.
6. Познакомить с буквой С.
7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.
8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.
Оборудование:
- Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Упражнение проводится с мячом.
Сядет тот, кто правильно повторит:
са – со – су су – са – со ус – ис – ос
си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось
со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис
сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась
2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.
О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).
Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)
Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).
Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).
Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).
Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).
2. Выделение звука на слух:
Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.
Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.
Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.
Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.
Образец ответа:
- Стул. В начале слова слышится твердый звук С.
- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.
4. Работа со слоговыми схемами.
Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.
Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).
Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).
Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.
Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).
На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.
Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.
Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.
5. Знакомство с буквой С.
Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.
Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).
Чтение стихотворения:
«Буква С»
С – как серп рисуем с вами:
С – свернулся сом с усами.
На снегу – подкован след.
С – сверкает силуэт.
С – С – С – салют сверкает,
Искры вниз, светясь, слетают.
Искры падают с небес,
След от них – как буква С.
Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.
После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.
6. Динамическая пауза:
У нас славная осанка -
Мы свели лопатки.
Мы шагаем на носках
И пойдём на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест, то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес.
7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.
1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.
Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?
Объяснить детям, как пишется буква С.
Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.
Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.
Прорисуем букву С в воздухе.
Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.
2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.
Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?
Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?
Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?
Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?
Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?
Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?
Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).
Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?
Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)
После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.
3) Чтение слогов.
8. Итог занятия. Оценка детей.
Какие звуки мы сегодня повторяли?
С какой буквой мы сегодня знакомились?
Учитель-логопед
Гурина Анна Евгеньевна