» »

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып. Урок обучения грамоте. Звук, буквы Ц, ц Изучение буквы ц в подготовительной группе

10.07.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

подготовила учитель-логопед

Кудрина Наталья Владимировна

Таежный, 2014

Звук и буква Ц.

Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

А кто мама цыплят?

Дети: курица.

А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

Повторяйте за мной:

ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

Использованная литература:

    Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

    Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц; образование существительных среднего рода с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов, звуковой анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

Образование существительных среднего рода с уменьшительно –

Ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

Места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

Звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

Б) прорисовывание в воздухе

В) выкладывание на коврографе

Г) нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

Пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

Боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице


Цели:

- познакомить с буквой «Ц»;

- продолжать работать над предложением;.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте

(в подготовительной группе)

Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).

Подготовила воспитатель:

Фаткулбаянова А.В

Тема: Звук (ц). Буква (ц).

Цели:

Закрепить навык произношения звука (ц);

Умение слышать в слове, выделять и называть звук;

Упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;

Познакомить с буквой «Ц»;

Продолжать работать над предложением; .

Закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

Воспитывать положительные мотивации к занятию.


Оборудование: буква Ц большого формата, карточки со слогами (у, ли, ца, ли,цо, ку, ри, ца,си, ни, ца, па, лец), карточки на каждого ребёнка со словами, в которых пропущена буква Ц (зай_ы, ов_а, гусени_а, _ирк, птене_), предметные картинки на каждого ребёнка со звуком Ц, разрезные азбуки, ручки.


Ход занятия.

Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт предмет так, чтобы в слове появился звук Ц.
Мыло-мыльце, масло-маслице, окно-оконце, платье-платьице, дерево-деревце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, дело-дельце, тело-тельце, блюдо-блюдце.


Знакомство с темой.

Сегодня мы вспомним звук Ц и поработаем с буквой Ц.
Вспомните, как называется звук Ц.
Посмотрите на букву Ц.

Составление слов из слогов.
-Когда я сегодня шла в д/с, мне навстречу шёл Незнайка. Он был очень расстроенный. Ему в школе задали написать слово, но он забыл какое, помнит только, что в этом слове есть слог ЦА. Давайте подумаем, какое слово могли задать Незнайке. (Дети придумывают слова).


Поиграем в игру: «Слова рассыпались».
-Слова рассыпались на слоги и все перепутались. Соберите слово и прочитайте его.(учитель дефектолог пишет на доске слоги одного слова, ребёнок выходит и собирает слово, дети читают.)

У вас на столах есть карточки со словами, но в них не хватает буквы Ц. Впишите буквы и прочитайте получившееся слово.


Пальчиковая игра «Цыплята».


Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы- клювик, остальные
прижаты к ладони)
Пять комочков (Все пальцы сжать в кулак)
Во дворе стоят у бочки (Пальцами изобразить бочку)
Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы-клювики)
Из щелей течёт водица. (Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз)
Вот из лужи пьют цыплятки (Показать, как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке. («Пробежаться» пальцами по столу)


Составление предложений по индивидуальным картинкам .


-Ребята, посмотрите на свою картинку, придумайте предложение по этой картинке и посчитайте, сколько слов в вашем предложении.(Дети проговаривают своё предложение и называют количество слов в нём).


-Ребята, какое сейчас время года? Что появляется весной? (Цветы)

- Послушайте предложение: « Цветы цветут». Сколько слов в этом предложении? Сейчас это предложение мы выложим из букв разрезной азбуки. Но сначала повторим правила предложения. (Вместе с учителем дефектологом повторяют правила написания предложений и выкладывают его из букв).
Итог: Молодцы, сегодня все хорошо работали


«Звук и буква Ц».

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

Цель: комплексная коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

    развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

    развитие активного и пассивного словаря;

    развитие грамматического строя и связной речи;

    развитие мелкой моторики рук;

    развитие слухового, зрительного внимания и памяти, мышления;

Оборудование: интерактивная доска, игры для интерактивной доски «Накрой стол» и «Веселые кочки», карточки-картинки для звукового анализа слов и квадраты-символы, бумажные цветы с вынимающимися лепестками.

Орг. момент.

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

2. Слоговой анализ.

Логопед: Ребята, а помните сказку про Цаплю и Журавля, которые друг к другу в гости ходили? Картинка-заставка Цапли и Журавля на инт. доске.

— И вот собралась Цапля в гости к Журавлю. А Журавль ждал Цаплю, готовился.

Скажите, а как мы встречаем гостей дома? Чем мы их угощаем? (ответы детей)

— А что нам понадобиться для чаепития? (ответы детей)

— Вот и Журавль накрывал стол.

Интерактивная игра «Накрой стол»

— Скажите, как называется посуда, в которую мы насыплем сахар? (Сахарница)

— Как называется посуда для конфет? (Конфетница)

Как называется подставка для салфеток? (Салфетница)

— Как называется посуда, в которую положим сухари? (Сухарница)

— Как называется посуда, в которую положим хлеб? (Хлебница)

— Какую посуду мы поставим под чашки? (Блюдца)

— Ребята, проговорите названия посуды, разделив слова на части с помощью хлопков. (Дети прохлопывают. Считают количество слогов в каждом слове.)

3. Выделение и характеристика звука.

— А какой общий звук есть в каждом слове? (звук Ц)

— Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый.

— Сегодня мы с вами будем работать со звуком и буквой Ц.

— Идет Цапля в гости. Ребята, пойдемте вместе с Цаплей.

4. Выделение звука Ц на слух из рядя звуков, ряда слов.

— А на болоте летало много насекомых, которых Цапле хотелось поймать. А мы с вами будем ловить насекомых с помощью «ловушек» и поиграем в игру, будем «ловить» звук Ц.

— Ребята, приготовьте свои «ловушки» и будем ловить звук «Ц». Дети выделяют звук Ц из ряда звуков, затем из ряда слов (стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец).

Вот так много наловила насекомых Цапля для Журавля.

5. Определение место звука в слове.

— Но лягушата были ловкие, прыгали с кочки на кочку. Ребята, мы поможем лягушатам и подскажем на какую кочку нужно прыгать. Мы отгадаем загадки и определим, где находится звук Ц в слове: в начале, середине или в конце. Будем выбирать нужную кочку.

Игра на интерактивной доске.

Загадки: На гору бегом,

А с горы кувырком.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

(цыпленок)

Два кольца, два конца,

А по середине гвоздик.

(ножницы)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и солёный.

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

6. Звуковой анализ слова

— Замечательно справились. Перешла Цапля через болото и оказалась на поляне, где было много красивых цветов. И пока цапля наслаждается ароматами, мы присядем за столы и сделаем подарок-сюрприз для журавля, подпишем открытку с помощью звуковых схемы слов ЦВЕТЫ, ЦАПЛЯ.

Дети присаживаются за два стола, работают в группах. Выполняют схемы слов с анализом звуков на карточках-картинках.

7. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

(с использованием мнемотехники)

Наши алые цветы распускают лепестки, Плавно разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Помахать руками перед собой.

Наши алые цветки закрывают лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой качают. Плавно опустить их на стол.

8. Звуковой синтез.

— Ребята, цветы на поляне были необычные. Лепестки цветов с буквами. Но подул ветерок, и лепестки разлетелись. Мы соберем лепестки и получим слово.

Дети собирают лепестки для цветка и из предложенных букв составляют слова: цирк, свет, улица.

— Ребята, какие слова вы получили?

— А какой общий звук есть в этих словах? А в слове свет вместо звука Ц мы какой звук слышим? (С)

— Нам подходит это слово?

— Какие звуки надо заменить, чтобы слово нам подошло? (звук С заменить на Ц и получить слово ЦВЕТ )

— Ребята, давайте мы с вами подарим звук и букву С нашим гостям-ребятам.

Вот так долго, не спеша, шла Цапля к Журавлю. А что было дальше в этой сказке, мы расскажем завтра…

Негосударственное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

«Звук и буква Ц».

Выполнила: учитель-логопед Рябикова Н.Н.

МКДОУ д/с №14

Логопедическое занятие

Тема: Звук и буква Ц. Цветы. Прогулка в мире цветов.

Поготовила: училель-логопед Васиченко Л.А.

Интеграция образовательных областей: Познание, развитие речи, здоровье, музыка, художественное слово, экологическое воспитание.

Цель: Познакомить с разнообразием цветов, уточнять и закреплять представление о звуке и букве Ц.

Задачи:

Образовательные:

Формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

Формирование кинестетического образа звука «ц» (ощущения положения органов артикуляции); закрепление буквы Ц;

Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия и представления;

Развитие грамматического строя речи;

Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики и координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам);

Прививать навыки работы в малой группе, индивидуально.

Методы и приёмы:

Упражнение;

Игровое упражнение;

Дидактическая игра;

Художественное слово;

Словесное пояснение;

Игра малой подвижности.

Оборудование:

Интерактивная доска, слайды по теме, картинки цветов, пчелки из тонкой бумаги на нитке, мяч, панно для размещения цветов (раскрашенных детьми)-3 штуки (проталины, поле, сад), схема характеристики звука, маски цветов, дидактическая игра «Ромашка» с предметными картинками (со звуком Ц) на лепестках, карандаши цветные, листки бумаги с раскрасками цветов на каждого, «волшебный мешочек» с объемными буквами, «волшебная коробочка» с манной крупой, клей-карандаш.

I. Организационный момент. Психогимнастика . Слайд 1.

Сегодня мы совершим прогулку по одной прекрасной стране. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

Какой первый звук вы слышите в слове ЦВЕТЫ? - Звук Ц.

Вы догадались куда мы отправимся на прогулку? - в Мир цветов и звуков.

Скажите, как называют человека, который

Пчел разводит (пчеловод)

Птиц разводит (птицевод)

Овощи разводит (овощевод)

Цветы разводит (цветовод) .

Входит «Цветовод»:

Ребята, чтобы стать хорошим цветоводом, надо много знать о цветах, о том как за ними ухаживать.

Давайте на минутку представим себя цветками – имитация движений:

Этюд “Цветы на поляне” (Цветовод изображает посадку семян, ухаживает за ними:дети комочками сидят на корточках, голову нагнули к коленям, проходит, гладит каждого по голове, «поливает») Цветовод посадил семена цветов в землю. Он заботится о них. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Напоил семечко водой. Из семечка проклюнулся маленький росток. Росток стал вытягиваться в стебелёк. На стебельке появились тонкие листочки. Вскоре появились первые бутоны. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая бутон вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Вот с таким цветочным настроением мы отправляемся дальше.

II. Пальчиковая гимнастика.

У цветовода какие руки? (умелые, заботливые). Давайте разогреем руки, чтобы они тоже стали умелые, вместе с ними и язычок станет послушным.

а) самомассаж с Су-Джок шариками.

б) Упражнение «Цветок»

Мы цветка все части знаем:

Корень, Стебель, Лист, Бутон.

А когда цветок завянет,

Семена подарит он.

III Артикуляционная гимнастика

Вы знаете, что хороший цветовод умеет разговаривать со своими цветами, умеет их слушать. Подготовим наши органы речи к правильному произнесению звука Ц.

(Упражнения для звука ц)

Улыбка-Хоботок

Пчелка собирает нектар (Пошлёпаем язычок)

Лепесток (Лопатка)

Наклоны стебелька (Качеля, Часики)

Цветок завял (Киска сердится)

Лепесток свернулся от жары (Трубочка)

На дыхание: Вдохнем аромат цветов (короткий глубокий вдох через нос, длинный плавный выдох с призвуком Ха-а-а)

IV Беседа с демонстрацией по теме цветы

а) Первыми нас встречают самые ранние весенние цветы (СЛАЙД 2), помогите мне их назвать (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха). Отчего такое название у цветов? Листья у мать-и-мачехи с одной стороны гладкие, с другой – шершавые. Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. Отсюда и название. Эти цветы первыми расцветают – поэтому их называют … (первоцветы).

б) В конце весны (в мае), летом на лесных полянах расцветают васильки, маки, ромашки, колокольчики, незабудки (СЛАЙД 3). Они растут на полях – поэтому эти цветы называются …(полевые). Многие из этих цветов занесены в Красную книгу, их в природе становится все меньше, поэтому срывать без причины их нельзя. Ими лучше полюбоваться со стороны, и бережно к ним относиться.

в) В разгар лета многие цветоводы радуются красотой цветов, выращенных в своих садах, на дачах. Это астры, пионы, тюльпаны, ирисы, розы, гладиолусы, они бывают разных цветов и оттенков (СЛАЙД 4). Такие цветы можно срезать и поставить в вазу – их называют … садовые.

V Динамическая пауза - Координация речи с движением (с использованием масок цветов)

(Звучит произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

Цветовод выходит с детьми в круг. «Замечательный букет»

По тропинке, по дорожке

К вам цветы - был путь далёк.

Мак, ромашка, колокольчик,

Незабудка, василёк.

На полях большой букет,

Лучше вас цветочков нет:

Красный, белый и лиловый,

Голубой и синий цвет.

Цветовод: Ах, какой букет красивый!

Замечательный букет!

Ориентировка в пространстве. Детям раздаются предметные картинки с изображением цветов. На нашей клумбе будут расти разные красивые цветы. Роза будет расти между астрой и гладиолусом… (Дети встают так, как их просит логопед).

VI Закрепление названий цветов

Игра «Помогите пчеле». - Как сказано в загадке, цветы пчел медом угощают. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел. - Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на маке. … гладиолусе, васильке, пионе,…») . - Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание).

Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на гладиолусе, на пионе, …»,

VII Звук и буква Ц.

Ребята, вокруг наших цветов собралось много насекомых. Чтобы их не спугнуть будем вести себя тише: Ц-Ц-Ц! - Какой звук я произнесла?

Послушайте внимательно: У цветовода в цветнике цветут цветы. Что я произнесла? (предложение) Сколько слов со звуком Ц вы услышали? - В каком месте слова мы услышали звук Ц? - Как мы произносим этот звук? (артикуляционный уклад).

Что вы можете сказать про этот звук? (с помощью схемы: согласный, глухой, всегда твёрдый).

а) Игровое упражнение с мячом на слуховое внимание, фонематическое восприятие

Как стрекочут кузнечики среди цветов:

АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ

ОЦ-УЦ- ЫЦ-АЦ

ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ

ЦМУ-ЦМЫ-ЦМА-ЦМО

Сколько звуков вы услышали в слоге АЦ (ОЦ, ЦУ, ЦМЫ)?

б) игра «Ромашки» Цветовод помогает раскладывать на полу сердцевинки цветов, на которых изображены жук, пчела, бабочка.. Каждому ребёнку раздаётся по лепестку (на лепестках изображены различные предметы, в названии которых есть звук Ц, с разной слоговой структурой: из 1-го, 2-х, 3-х слогов). Подобрать лепестки к ромашкам, на которых сидят жук, пчела, бабочка (слова-лепестки подбираются к соответствующей сердцевинке: жук – слова с 1-м слогом, пчела – с 2-мя слогами, бабочка – с 3-мя слогами).

Назови своё слово, сколько слогов в этом слове, в каком месте слова услышал звук Ц?

в) Какой буквой обозначается звук Ц?

Кто поможет найти эту букву в алфавите. На что она похожа?

Буква Ц – Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Изобразим букву Ц в воздухе. Кто сможет написать самостоятельно букву Ц (пальцем на манке в «волшебной коробочке»).

Цветовод: У меня в теплице завалялся вот такой мешочек, давно хочу узнать, что там лежит. Помогите мне. Дети на ощупь определяют, что это буквы. А кто сможет найти среди этих букв нашу букву Ц?

Молодцы, какие вы сегодня внимательные!

VIII Заключительная часть.

Раскрашивание цветов и приклеивание на панно.

Ребята, а теперь, помогите все цветы раскрасить в нужные цвета и разместить их на своих местах: первоцветы – на проталинках, полевые – в поле, садовые – в саду. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

Логопед с цветоводом помогают детям при раскрашивании.

Молодцы, ребята, теперь вы точно знаете как называются первые весенние цветы?

Какие цветы растут на полянах?

Как называются цветы, которые выращивают в саду?

Какой звук мы научились слушать и выделять?

Какой буквой его обозначаем?

Мы надеемся, вы хорошо запомнили, что рвать цветы на полях и лугах не надо, многих цветов в природе становится все меньше, часть из них (подснежник) занесены в Красную книгу.

Пусть они растут, цветут и всех радуют. Обращаем внимание на Цветовода, Цветовод стоит задумчивый:

О чем мечтает цветовод?

В его мечтах весь мир цветет.

И люди, глядя на цветы, становятся добрей.

Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)

Цветовод: Какие вы молодцы, теперь вы много о цветах узнали, я вас обязательно возьму в помощники.