» »

Конспект занятия по дифференциации звуков щ и сь план-конспект занятия по логопедии на тему. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи) Дифференциация сь щ речевой материал

10.07.2022

За кругленькой катушкой

Сидит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

10. Разбери предметы на три группы: с [ш], с [с], без [ш] и [с]:

книга, ложка, паста (зубная), шарф, карандаш, фломастер, тетрадь, клей, стакан.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Щ’], [С’]

1. Скороговорка. Тщетно тщатся сиг и щука ущемить леща.

2. Штрих-код.

Заштрихуй клетки (сетка 5x5) так: если в слове есть звук [с"] -

штриховкой «лево-право», если звук [щ"] - штриховой «верх-низ».

Слова: синий, синица, вещь, плащ, сейф, секрет, сирень, сюрприз, щетка, щука, ящик, село, гусенок, сигара, лещ, вещий, крещение, рысь, лось, сердце, север, Кощей, щедрый, седина, корсет.

3. Исправь слова:

Лесь, Косей, весь, весий, клесь, плюсь, плась, секи, сетка, просение, чисе.

4. Назови 10 слов, в которых есть звук [щ"].

5. Произнеси звук [щ"]. Какие предметы или существа могут издавать такой звук?

6. Представь, что это кипит большой чайник. А как будет кипеть маленький чайничек? [с"].

Круг большего размера будет изображать большой чайник и звук [щ"]. Круг маленький - чайник поменьше и звук [с"]. «Прочитай» строчку:

ООооОоОооО

7. Повтори из стихотворения Г. Виеру слова с [щ"] и [с"].

Щука

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела!»

8. Закончи предложение словами с [щ*]:

Алеше подарили маленького... (щенка). Беспомощный... сам не может вылезти из... (ящика) и все время... (пищит).

Когда... подрос, Алеша стал его учить приносить разные... (вещи).

Учил, учил, а когда научил, ... (щенок) утащил его тапок к себе в... (ящик).

9. Измени слово по образцу:

мостить - мощеный

сгустить - ... угостить - ...

крестить - ... вырастить - ...

просить - ... выпустить - ...

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение . Составить предложения по картинкам.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс -

Настоящий!

(А. Барто.)

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

Три щёку, Сеня!

У меня руки не двигаются, замёрзли, - говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

(А. Барто.)

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не успела схватить Фому.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ - Ш

ща - ша щу - шу щи - ши ше - ще
ша - ща шу - щу ши - щи ще - ше
ащ - аш ющ - юш ещ - еш
аш - ащ юш - ющ еш - ещ

Ща - ша

гуща - туша пищать - лишать чаща - чаша трещать - решать роща - пороша щавель - шалфей помещать - помешать обещать - мешать навещать - вешать укрощать - украшать

Щё - шё

щёлк - шёлк щётка - шёрстка щёки - шёпот лущёный - тушёный мощёный - гашёный

Щу - шу

пищу - пишу угощу - укушу щука - шубка прощу - прошу помещу - спешу

Щи - ши

пищи - пиши защита - зашита плащи - наши трещи -реши лещи -ерши вещи -ваши

Ще - ше

щепка - шейка ищет - пишет вращение - решение щебет - шелест пуще - тише

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша - пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь - не найдёшь, не разыщешь - так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

У шуба толстая.

Вышел из рощи на шоссе.

Не любит, чтобы её чесали

В роще

Миша и Паша - хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке...

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.

Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]

Программное содержание:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
  • закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
  • учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
  • учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.

Ход занятия

1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).

2. Знакомство с темой.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками.

3. Игра «Наоборот».

  • Ся-ся-ся – ща-ща-ща
  • ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
  • Се-се-се — ощ-ощ-ощ
  • Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
  • Си-си-си — ищ-ищ-ищ
  • Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
  • Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ

4. «Запомни, повтори».

а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ

б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся

5. Игра «Отгадай слово».

Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…

6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА

7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»

8. «Четвертый лишний».

  1. Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
  2. Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
  3. Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
  4. Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.

9. Чтение:

Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.

10. Диктант:

Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.

11. Итог занятия.

Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО

Закрепление произношения звука Щ в словах различного слогового состава.

Формирование навыков звуко-слогового анализа

Разложи картинки из Приложения 12 и слоговые «вагончики» из Приложения 2,1 Проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука Щ в словах. Формирование навыков словообразования

Послушай слова-подсказки и назови профессии. Не забудь каждый раз выделять звук Щ.

Бетон - (бетонщик). Литье - (литейщик). Парилка - (парильщик). Камень - (каменщик). Баня - (банщик). Носить - (носильщик). Пилить - (пильщик). Дрессировать - (дрессировщик). Газ - (газовщик). Искать - (сыщик). Красное дерево- (краснодеревщик). Часы - (часовщик).

Закрепление произношения звука Щ в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 12 и проговори слова, выделяя звук Щ. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой и объясни свое решение.

Закрепление произношения звука Щ в цепочке из четырех слов. Развитие памяти и внимания

Картинки из Приложения 12 разложи тремя рядами по 4 в каждом. После того как взрослый покажет на любые 4 картинки, назови их в том же порядке. Не забывай чет- " ко произносить звук Щ.

Закрепление произношения звука Щ в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук Щ, повтори каждое сочетание слов 5-6 раз в быстром темпе, сохраняя громкость и внятность произношения.

Пищащий щенок. Щебетание щеглов. Гуща от борща. Щавелевые щи. Хранилище вещей. Щуплый носильщик. Мощный щит. Плывущий купальщик. Увядающий j плющ. Бегущий хищник. Овощной ящик. Дощатое помещение. Тощий нищий. Ны-

ряющий купальщик. Вращать трещотками. Хищная щука.

Закрепление произношения звука Щ в предложениях, составленных по опорным картинкам

Разложи все картинки из Приложения 12. О каждом объекте составь интересное предложение.

Например: Товарищи гуляли в роще и слушали щебетание щеглов.

Закрепление произношения звука Щ в предложениях,

составленных по опорным словам

Мысленно соедини пары названых объектов и составь предложения, в которых будетмногозвуковЩ.

Щуки - лещи. Щетка - плащ. Щенок - ящик. Щавель - щи. Товарищ - помощь. Щеглы - роща. Пещера - щепки. Хранилище - овощи. Щавель - щи. Ящерка -

ЭТАПТРЕТИЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Щ В СТИХАХ И РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука Щ в чистоговорках

Четко произнеси чистоговорки 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их по ролям: взрослый - начало (Ща-ща-ща), а ты - конец (наш товарищ без плаща).

наш товарищ без плаща.

наш товарищ шел в плаще.

у товарищей плащи.

щиплем щавель мы на щи.

утром вещи я ищу.

вас сгущенкой угощу.

дать сгущенки вам еще?

щуку я за хвост тащу.

я одежду полощу.

щуку я не упущу.

на щенка свалился плащ.

мой щенок и мал, и тощ.

по забору вьется плющ.

мой щеночек тащит хрящ.

мне попался крупный лещ.

Закрепление произношения звука Щ в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовкизаучи.

Волки рыщут, пищу ищут.

У осы не усищи, а усики. Дятел на елке ощупал щелки.

Щуку я тащу-тащу, щуку я не упущу!

Щи да каша - пища наша.

Я лошадку не хлещу, я лошадку угощу.

Щетка, щипцы и клещи - это нужные вещи. Злой Кощей не любит щей.

Растительная пища - такая вкуснотища!

Теща угощала щами и большущими лещами. Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Хлещет, хлещет дождь, скрылся еж под хвощ.

Блещут молнии все пуще, тучи гуще, гуще, гуще.

У топора - топорище, у кнута - кнутовище.

Ты нас, мама, не ищи - щиплем мы щавель на щи.

Ты послушай: щетки, щетки затрещали как трещотки. Щегленок головой вращал и все пищал, пищал, пищал.

Нина посчитала вещи: ящик, щетка, плащик, клещи.

Наварила щука щей, угощала двух ершей.

В темном небе звезды блещут, в темном море волны хлещут.

Закрепление произношения звука Щ в стихах

Произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Целый день поет щегол

Краснощекие щеглы

В клетке на окошке,

И забавны, и милы,

Третий год ему пошел,

Щебетать щеглам не лень,

А он боится кошки.

Песни льются каждый день.

А мама не боится

Ни кошки, ни щегла:

Тощий Димка всех тощее,

Щеглу дала напиться,

Тоще тощего Кощея.

А кошку прогнала!

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей,

Под кувшинками, в тиши,

Ни сгущенки, ни лещей,

Где не очень мелко,

Вот и тощий, как Кощей!

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Щука стукнула хвостом,

Словно щелкнула хлыстом,

Щуку хищную с реки

И таким ударом крепким

Притащили рыбаки.

Расщепила стол на щепки.

Щука тощая страшней,

Чем страшилище Кощей.

Закрепление произношения звука Щ в загадках

Отгадай загадки. Не торопясь, выделяя звук Щ, повтори каждую из них. Понравившиеся загадки загадай родным и знакомым.

Когтищи, усище, хвостище, а моется всех чище! (Кошка, кот.) На горе-горище стоит голенище. (Труба.)

Стоит волчище, разинув ртище. (Колодец.)

Стоит бычище, проклеваны бочища. (Изба.)

Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лед.)

Закрепление произношения звука Щ в пословицах и поговорках

Произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза, четко выделяя звук Щ. Попроси взрослого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?

Тощ как хвощ. Попал как кур в ощип. Ищи ветра в поле. Гляди на вещи проще.

Не было бы счастья, да несчастье помогло1 . Еду, еду, не свищу, а наеду - не спущу. Щеголь щеголем, а рубаха холщовая.

Прощай, да не стращай.

Всякого щеголя не перещеголяешь.

Искать - ищи, а найдешь - не взыщи! Тащу-тащу, боюсь, что упущу!

Где каша да щи, там нас и ищи!

Закрепление произношения звука Щ в скороговорках

Четко произнеси скороговорки 3-4 раза, выделяя звук Щ. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

Тощие мощи.

А кущи все гуще.

В роще не сыщешь ни щуки, ни леща.

Сколько в ящике вещей без трещотки и клещей?

Щеглиха у щегла щеголихою была.

Из-под Костромщины шли мощные мужчины1 .

Тщетно тщится щука ущемить леща, коли эта щука хищна, но тоща.

Ящерка в ящике ящерок везла, ящерка с ящиком села на козла.

Щекотали щеткою щенка, ощипали тощие бока. Тащу, тащу, не дотащу, боюсь еще, что выпущу. Щенок тащил тяжелый щит, поэтому щенок пищит.

Товарищ вытащил ящерицу из щели в пещере.

Щурка летает в гуще ветвей, щелкает в роще певец соловей.

Зубаста да тоща, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вокруг леща.

Щеголь-щегол над чащобой щебечет; щурится, греясь на солнышке, кречет.

Закрепление произношения звука Щ в рассказах

Четко, выделяя звук Щ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Щ.

Утащил щенок Бимка кость под вешалку, а тут с вешалки свалился плащ. Щенок сперва испугался, потом щенок рассердился. Тащит щенок плащ подальше от косточки, кусает его. Никому не отдаст щенок Бимка свою любимою косточку.

СЛУЧАЙ В УЩЕЛЬЕ

Группа туристов поднималась по ущелью. Вдруг трос, скрепляющий идущих, затрещал и оборвался. Один человек свалился с обрыва. Четверо туристов бросились на выручку несчастному товарищу. Его осмотрели, ощупали и осторожно положили на носилки. Скоро за пострадавшим прилетел вертолет, и врачи оказали туристу помощь.

1 СочетаниеЖЧпроизноситсякакЩ.

18. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ НА СЛУХ И

В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки СЬ - Щ ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении

(вместо слов сияющий, щедрость мож-

но услышать сияюсий, седрощть). Од-

нако различение производных звуков СЬ - Щ требует меньше времени и усилий, чем сходных по артикуляции базовых звуков С - Ш.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков СЬ-Щ

Возьми картинки-символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Внимательно послу шай и запомни, как свистит баллончик (СЬ) и шипит лопнувший шарик (Щ).

По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинкисимволы из Приложения 1.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери картинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в словосочетаниях-скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать

слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины клещи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый

купальщик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене.

Повесить вещи.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в одном слове

Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.

Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Общественность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение,

Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1 . Усищи. Учащийся.

Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.

ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ - Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков СЬ - Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.

Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.

Сеня - щетка. Осина - щеглы. Осень - овощи. Степан - лещи. Щука - карась. Костер - щепки. Щенок - постель. Краснодеревщик - клещи. Поселок - пло-

щадь. Угостить - щи. Ищейка - просека. Щенок - сено.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам

Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объедини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории озлом, жадномКощее.

Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, присел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался... гуся.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Сима, ищи щавель на щи!

Хищник ищет в сосняке пищу.

Веселый пес щетку принес.

У лисы - сила, у лисищи - силища.

Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу. Не вырастишь овощей - не сваришь щей.

Не накажем мы щенка - несмышленый он пока.

Не было бы счастья, да помогло несчастье1 .

Семен щепки превращал в прищепки. Соберу овощей, угощу товарищей.

Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.

Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.

Есть у Сильвии сынок - серый маленький щенок.

Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще. Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.

Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.

Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит прищепка.

Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут. Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень, песни слышатся весь день.

Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.

19. ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКАЧ

Согласный звук Ч является вторично производным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходных по артикуляции базового (Ш) или первично производного (Щ) звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ

РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.

Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

Дифференциация Щ-Сь

  • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
    Послушай загадку.

    - Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
    - Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
    «Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
    Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
    С и Щ
  • Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
  • Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
    Измени слово так, что бы в нем звук
    С заменил звук Щ
  • Отгадайте загадку:


Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).


Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

Картинка

Физкультурная пауза.

ЩА – ЩА – ЩА

(3 хлопка,

Коля ходит без плаща

шаги на месте)

СИ-СИ-СИ

(3 хлопка,

Ты скорее унеси

руки в стороны)

ЩИ – ЩИ – ЩИ

(3 хлопка,

Щиплем щавель мы на щи

присесть, встать)

СОК – СОК – СОК

(3 хлопка,

Тянем свой носок

руки на пояс, поднимать ноги)

Закрепление звука [Щ] чистоговорки:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

Скороговорки

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

Игра «Большущие слова». Доскажи словечко

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

Выучить стихотворение со звуком [Щ].

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).

Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.


- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).