» »

Конспект занятия на тему дифференциация звуков. Конспект логопедического занятия для начальных классов "дифференциация звуков и букв с-з". Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами

10.07.2022

Конспект занятия

по звуковой культуре речи для детей старшего возраста.

Тема . Звуки «С»-«З».

Цель . Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков.

Задачи:

- образовательные : учить детей дифференцировать звуки «с»,»з»;упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь»,»з»,»зь»;называть слова, в которых они слышаться; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки отчетливо их произносить.

Развивающие: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.

Воспитательные : учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Оборудование.

Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з»; светофоры (белый и черный);фишки- солнышко; тексты загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; стихотворение « Считалочка» ; Петрушка; предметы, в названиях которых есть звуки «с», «з»;предметные картинки с изображениями посуды, мебели, игрушек; игра « Закончи стихотворение».

Ход занятия .

  1. Организация начала занятия .

Логопед . Кто из вас вспомнит,какой звук слышится, когда летит комар?

Дети . З-З-З.

Логопед. А когда льется вода?

Дети. С-С-С.

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- умывайтесь.

Логопед . А теперь я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и называйте правильно звук: кислый, заяц, суровый, снегирь, зеленый, слева, озорник, внизу(хоровые ответы).

Логопед. Внимание, задание меняется: звук не называете, а сигналите светофором, «с», «сь»- белым, «з» , «зь» - черным: озеро, синичка, заря, серебряный, сахар, золотой.

  1. Основная часть занятия .

Логопе д. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?

Дети. На картинке нарисовано солнце.

Логопед . Какой звук стоит в начале слова?

Дети . Слово начинается со звука «С».

(Игра продолжается с картинкой звезда).

Логопед . А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Угадай-ка».

(На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные дети на правильность ответа реагируют хлопком.)

Логопед. Ребята, назовите,пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками « с», « сь».

Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…

Логопед . А теперь слова, которые относятся к мебели.

Дети. Стол, стул, кресло…

Логопед . Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки «з», «зь».

Дети. Заяц, поезд, знаки, зеркало, звери…

Физминутка « Считалочка».

Логопед. Я предлагаю вам встать в круг, повернутся лицом к центру круга и поиграть со мной.

Раз, раз, раз - утром вытрясем матрас,

Два, два, два - расколи скорей дрова,

Три, три, три - подмети и не сори,

Четыре, четыре - прибери в своей квартире,

Пять, пять, пять - можно выйти погулять.

Логопед . А теперь послушайте внимательно скороговорку.И кто услышит, запомнит и назовет слова со звуком « С», тот получит солнышко.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Логопед . Кто назовет слова?Давайте повторим хором, потом индивидуально.

(По аналогии проводится работа со скороговоркой: « Соня Зине принесла бузины в корзине».)

Логопед . Дети, посмотрите к нам пришел Петрушка. Ой, куда же ты? Спрятался. Давайте позовем его веселым голосом(хором).

(Петрушка появляется и пляшет.Тихо- ложится спать. Медленно- бредет вперевалочку. Быстро- скачет. Грустно- плачет.)

Логопед .Ребята, давайте поиграем в игру « Закончи стихотворение».

Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию. Знакомые звуки «с», «сь» выделять голосом.

С утра из магазина несла покупку …(Зина).

Заглянула в дверь коза, очень грустные …(глаза).

Для птенцов и для зверят тоже нужен …(детский сад).

На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и …(синицы).

Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки « с- сь», «з-зь».

Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. (Зонт).

На земле ползает, а к себе не подпускает. (Змея).

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол).

Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).

Мягкие лапки, а лапках царапки. (Кошка).

  1. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы сегодня показали себя умными детьми. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы повторяли звуки «с-сь», «з-зь», называли слова с этими звуками; подбирали картинки на эти звуки; играли с Петрушкой; отгадывали загадки; учили скороговорки; играли в поэтов.

Логопед. Я предлагаю вам и дома с родителями поиграть в такие же игры на звуки « с-сь» и « з-зь».А еще я бы хотела, чтобы вы мне принесли рисунки с изображениями предметов на заданные звуки.

Спасибо всем, до свидания!


Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных в слогах, словах. Звуки [з] – [с]».

Цель:

Задачи:

Коррекционные:

Развитие способности к слуховой дифференциации звуков [з] – [с]»;

Упражнение в правильном употреблении их в речи;

Профилактика буквенных замен

Образовательная:

развитие фонематического слуха, активизация слухового внимания;

Воспитательная:

Воспитание доброты, отзывчивости.

Оборудование: предметные картинки (слон, заяц, самолёт, телевизор, часы, собака, зонт, гнездо), домики для Незнайки и Скомороха.

Ход занятия .

1.Организационный момент:

Ну, ребята, чур молчок!

Начинается урок!

На меня все посмотрели

И тихонько сели.

2. Различение согласных по звонкости – глухости.

Задание 1.

Хлопните, когда услышите звук [З]”.

А) Изолированных:

Логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и пр.

Б) В слогах:

Логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и пр.

Задание 2. Повторите за логопедом:

За-са-за

Зо-со-зо

Су-зу-зу

Зы-сы-зы

аса-аза-аза

узу-узу-усу

осо-озо-озо

узы-усы-узы

зна-зна-сна

зва-сва-зва

сно-зно-зно

зла-злы-сло

Задание 3. Отгадайте загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка).

А) Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он, ты узнал, кто это?...(Слон).

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы – уши больше головы?...(Заяц).

В) Он в безбрежном океане туч касается крылом.

Развернется – под лучами отливает серебром…..(Самолет).

Г) Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная…(Телевизор).

Д) Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем,

Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас…(Часы).

Е) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает…(Собака).

Ж) Свернешь – клин, развернешь – блин…(Зонт).

З) Без рук, без топоренка построена избенка…(Гнездо).

Задание 4. Расставить картинки по местам: в домик, где живет Незнайка (правая часть доски) поместите картинки со звуком [З], а в домик, где живет Скоморох (левая часть доски) поместите картинки со звуком [С]. При выполнении задания каждый ребенок называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор. Используются картинки-отгадки из предыдущего задания.

Задание 5. Логопед предлагает детям придумать, какие еще картинки со звуками [С] и [З] могли бы быть у Незнайки и Скомороха.

Физкультминутка:

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и выполнить следующие действия: присесть, если он назовет слово со звуком [С], и попрыгать, если назовет слово со звуком [З].

3. Работа по различению звонких – глухих согласных в тетради.

Задание 1 . Логопед называет слоги, а дети записывают их в тетрадь: в левую колонку с буквой “С”, в правую – с буквой “З”.

Су, за, ас, ус, зо, зы, са, зу и пр…

Задание 2. Списать слова, вставляя пропущенную букву “С” или “З”. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами

Акат

Апог

Убр

Уша

но…ок

ба.ар

ку.ок

я.ык

не.абудки

кра.авица

Астава

коло.ок

по.тупок

во.дух

ло.куток

Вание

Задание 3 . Списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Девочку звали …… .

В лесу рыжая …….. .

(лиса, Лиза)

Утром на траве …… .

В вазе красивая ….. .

(роза, роса)

На дереве сидит ….. .

В печке черная …… .

(сова, зола)

Воду надо ……. .

Не надо собаку …. .

(злить, слить)

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аманатова М. М., Андреева Н.Г., Тосуниди О. М. Справочник школьного логопеда. -Ростов – на –Дону: Феникс, 2009.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.

    Козырева Л.М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль: Академия развития, 2006 .

    Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии: Конспекты занятий для логопедов. – М.:Издательство Гном, 2011.

    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М. : Издательство Гном, 2011.

    Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009 .

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Дмитровская начальная общеобразовательная

школы №5

имени Героя Советского Союза К.А.Аверьянова

КОНСПЕКТ

ОТРЫТОГО ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

2 класс Логопедическое заключение:

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.НВОНР

Подготовила и провела:

Учитель – логопед

II квалификационной категории

Черникова Е.Г.

Дмитров 2011

Занятие 2.

Организационный момент: “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр.

Задание 1. Закончи слово, добавляя или слог –са, или слог –за.Гла..

Голо.. сле..

Бере.. кас..

поло.. колба..

Задание 2. Измени слово по образцу: воз – возы…Таз – ………

Вкус – ……

насос – …….

арбуз – …….

поднос – …….

Задание 3. На доску выставляются картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [З]: зубр, заяц, салфетка, сова, кукуруза, поднос, каска, береза, насос. Логопед предлагает детям назвать картинки и определить глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

Задание 4. Игра “Будь внимательным”. На доске в линейный ряд выставляются картинки из предыдущего задания. Детям предлагается запомнить как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет местами картинки. Открыв глаза, дети должны вспомнить и назвать порядок, в котором стояли картинки. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка:

Логопед раздает детям карточки с буквами “С” и “З”. Задание: перемещаясь по кабинету внимательно слушать слова, которые называет логопед. Услышав слово со звуком [С], те дети у которых находится карточка с буквой “С” должны остановится и поднять ее вверх, а если логопед назовет слово со звуком [З], то останавливаются и поднимают карточку те дети, у которых буква “З”.

Примерные слова: самовар, пароход, солнышко, брюки, азбука, сверчок, помидор, тарелка, забор, ослик, позвать, кошка, музыка, маска, книга, зубы, класс, злой, чайник, ласточка, Буратино, смех, душ, замок и пр.

Задание 1. Из слов, написанных на доске, списать только те, в которых согласный, стоящий в середине слова, оглушается. Подобрать к ним проверочные слова. Образец: сказка – сказочка.

Близко, маски, замазка, леска, краска, ваза, низкий,

миска, березка, козленок, указка, киска, повязка, сосиска.

Сухая зола

Звонкий смех

Слабый звук сломанный зонтик

высокое здание

лесопильный завод

Выпал первый снег.

Около дома росла береза.

Птицы улетают осенью.

На дереве зяблик.

К нам во двор привезли песок.

Зина каталась на санках.

Стол стоит в углу.

В саду бузина.

Задание 4. Пересказ текста с опорой на картинку.

Наступила зима. Землю занесло снегом. Сидит зайка у березы. Голодно бедному зайке. Нет более зеленой капусты. Стал зайка есть кору березы.

(Текст взят из книги А.Н.Ассмус “Сборник упражнений для детей с недостатками произношения” М., 1959).

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 3.

Организационный момент: “Прослушай звуковой ряд и назови те слоги, которые повторяются два раза”: За-са-за

Зы-сы-зы аса-аза-аза

узу-узу-усу

осо-озо-озо

узы-усы-узы зна-зна-сна

сва-зва-сва

зно-сно-зно

злы-злы-слы

Задание 1. Прослушать слоги, записать их в две колонки: с буквой “С” в левую, с буквой “З” в правую:

Са, со, зу, сы, за, ос, зо, су, зы, ус, сы,

Зва, сно, зло, сву, зна, зво, сны, сто.

Задание 2. На магнитной доске два домика с кармашками. На одном домике написана буква “С”, на другом буква “З”. У каждого ребенка конверт с картинкой. Ребенок, назвав свою картинку, должен положить ее в кармашек того домика, который соответствует названному звуку. Примерный перечень картинок:

Зубы, носки, косынка, змея, коза, костюм,

сапоги, звонок, звезда, скамейка, мимоза и пр.

Задание 3. Придумать и записать слова:

А) С буквой “С” в середине слова;

Б) С буквой “З” в начале слова.

Задание 4. Образовать от данных глаголов новые, посредством приставки ЗА– . Записать получившиеся слова. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами. Образец: сыпать – засыпать.светить –

стелить –

звонить –

ползти –

сорить –

солить – нести –

возить –

носить –

просить –

мазать –

сыпать –

Физкультминутка:

Дети выполняют движения со словами:

Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.

Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.

Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Задание 1. От слов, находящихся слева, провести стрелки к словам находящимся справа и подходящим по смыслу. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами.спелые

звездный

сломанный

хрустальная небосвод

Задание 2. Пересказ текста по опорным картинкам.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои был красивый зонт. Один раз Зоя под зонтом шла вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унес зонт за забор. За забором росла береза. Перелезла Зоя через забор и видит свой зонтик на березе. Какие-то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

(По Л.П.Успенской и М.Б.Успенскому “Учитесь правильно говорить”, М.,1995, текст адаптирован).

Задание 3. Повтори скороговорки:

А) Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Б) Стоит воз овса, возле воза коза.

Подведение итога занятия.

Оценка деятельности детей.

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

в группе для детей с ФФН.

Подготовила: учитель-логопед МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидкова Нина Павловна

Дифференциация звуков и [з]

Цель: закрепление навыка различения и правильного произношения звуков с, з.

Задачи:

-обучающие: сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление предлогов (с, за, из-за, из-под), совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа.

-коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание и логическое мышление.

-воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа, нарисованные домики со звуками с, з.

План занятия:

    Организационный момент.

    Закрепление понятия о звуках с, з.

    Артикуляционная гимнастика.

    Игра «Поймай звук з».

    Игра «Запомни – повтори».

    Игра «Наоборот».

    Работа в тетрадях.

    Игра «Найди лишнее».

    Физ-минутка.

    Игра «Конвертики»

    Кроссворд.

    Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Положите руки на стол, ноги поставили под стол, глаза на меня и приготовились к занятию.

Давайте с вами приготовим свои пальчики к занятию, чтобы они были послушные.

А) ладошки на столе (врозь и вместе)

Б) кулак – ребро – ладонь

В) зайчик (сначала левой рукой шагаем, потом правой, затем на перегонки).

Итак, слушаем.

Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил.

Много бед, таят леса,

Воалк, медведь, там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка).

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок – взрослая … (собака).

Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка? (з), А в слове собака? (с).

Сегодня мы с вами будем повторять звуки с, з.

2. Артикуляционная гимнастика.

Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки, когда мы произносим звук с и з? (губы слегка растянуты в улыбке) А зубы как у нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и находится за нижними губками. А теперь приложите ладошку к горлышку и произнесите звук с? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук з? Что чувствуете? (голосок дрожит).

Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки? (согласные). А чем отличаются? (звук с – глухой, з – звонкий).

Давайте исполним песенку комарика – з-з-з.

    Игра «поймай звук з – с.

Я буду называть вам звуки и слова, если вы услышите звук з, то поднимите колокольчик, если звук с – то не надо ничего поднимать.

З – п – с – ш – м – ц – ф – с – з.

Цапля – санки – зонт – слон – завод – собака – знак – лист – стол.

    Игра «Запомни – повтори».

Сначала я вам называю слова, вы слушаете, а затем повторяете.

Сом – зонт – сок.

Зайка – сушка – завод

Знак – стол – звон

Собака – заноза – соль.


За – Са– за – вот идет коза

Са – за – СА – вот летит оса

Зу – зу –су – мы ведем лису

Су – су – зу - отвязали мы козу.

    Игра «Наоборот».

Я произношу слог или слово со звуком с, а вы мне отвечаете со звуком с.

Са – за

Со – зо

Су – зу

Сы – зы

Соя – Зоя

Суп – зуб

Коса – коза.

    Работа в тетрадях.

Ребята, откройте тетради, скажите какое сегодня число и месяц? Сейчас я вам буду говорить слова, в которых есть звук с и з. А вы в тетради записываете не все слово, а только букву с или з, которую вы услышите в слове. Давайте, вспомним, в какую сторону мы пишем букву с? (в левую), а з? (в правую). Напишите в воздухе.

Лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, свинья, сок, зонт, санки.

Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке. (картинки на доске).

Наш зоопарк необычен, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. В названиях наших животных есть звуки с, з. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя? Почему? (в названии картинки – лошадь нет звука с).

    Игра «Посели животных в дом».

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как, куда,

Помогите детвора.

На доске два домика: у одного домика есть колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук з, без колокольчика – с.

    Физ – минутка.

В зоопарке побывали

Очень сильно мы устали.

Мы играть с лисой пойдем,

Хорошо мы отдохнем.

У лисы пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты

Я охотница до птицы

Кур ловить я мастерица.

Как увижу подкрадусь

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу

Деткам в норку отнесу.

    «Конверт».

Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им.

Дети, на доске предлоги. Послушайте предложение, вставьте пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст (за)

Козы пасутся … домом (за)

Лиса выскочила … норы (из)

Ослик выглядывает … столба (из)

Рысь спустилась … дерева (с).

    «Кроссворд».

Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Я буду загадывать загадки, а слова – отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда.

Хитрая плутовка

Рыжая головка.

Хвост пушистый – Краса!

А зовут ее? (Лиса)

Это милая лошадка

Будто школьная тетрадка.

Разрисована в полоску

В черно-белую полоску. (Зебра)

Спереди пятачок

Сзади крючок

По середине спинка

А на ней щетинка. (Свинья)

Трав копытами касаясь

Сходит по лесу красавиц.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова. (Коза).

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший. (Ослик).

    Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Что вам понравилось на занятии? Молодцы, ребята!

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

Алёхина О.Г., учитель-логопед, г. Осинники Кемеровской области.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение дифференцировать звуки “С” - “З” в словах. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • развивать грамматический строй речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных;
  • активизировать словарь по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание:
  • солнышко, заборчик, лопатка, горка, зубная щетка; насос, комарик;
  • предметные картинки для игры “У кого кто?”; “Четвертый лишний”:
  • коза, козленок, козлята, козел, свинья, поросенок, поросята, лиса;
  • игрушки: кукла Соня, коза;
  • индивидуальные зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы слова, буквы разрезной азбуки.
  • карточки со словами: собака, коза, свинья, лиса;
  • тетради.

Сюжетно-игровая основа: “Поможем Соне найти козу Зойку”.

1. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображение домашних животных6 козы, козленка, собаки, свиньи.

Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.

2. Постановка цели занятия:

Логопед показывает куклу:

Сегодня на занятие к нам пришла Соня.

Ребята, какой первый звук в слове СОНЯ? (Звук “С”)

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто есть у Сони.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет?

Логопед показывает игрушечную козу.

Послушайте, КОЗЗЗЗА, какой звук я произнесла дольше другого? (Звук “З”)

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки “С” - “З” в словах.

Однажды пошла Соня пасти козу на лужок, а коза кустик за кустик, деревце за деревце и потерялась. Поможем Соне найти козу Зойку, выполним все задания.

3.Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки “С” - “З”, сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т.д.

Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается,

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Упражнение “Заборчик”.

Ну а это вот заборчик.

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

Упражнение “Лопатка”.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Упражнение “Почистим нижние зубки”.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

Упражнение “Горка”.

Кончик в зубы ты упри,

Спинку горкой изогни.

Вышла горка - хороша,

Хоть катай там малыша.

Упражнение “Язычок отдыхает”.

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.

4. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.

Губки улыбаются,

Зубки появляются…

Воздух носиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

С – с – с - с…

Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.

5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков “С” - “З”

Артикуляция звука “С”.

При произнесении звука “С”:

Губы растянуты в улыбку;

Зубы “заборчиком” со щелью;

Кончик языка за нижними зубами;

Воздушная струя холодная, направленная вниз,

Характеристика звука “С”.

Звук “С” согласный, глухой, твердый.

Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука “З”.

6. Соотнесение звука с буквой. Пальчиковая азбука.

Логопед вывешивает карточки с печатной и письменной буквой “С”.

Какой буквой на письме обозначается звуки “С” - “З”?

Сделаем буквы при помощи пальчиков.

Буква “С”

Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы

сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.

Буква “3”

Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковы-ми краями, руки

направлены влево.

Левая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сом-кнуты,

полусогнуты и направлены вверх.

Правая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты,

полусогнуты и направлены вниз.

7. Дифференциация звуков “С” - “З” в слогах. Игра “Наоборот”.

Я буду произносить слоги со звуком “С”, вы должны сказать со звуком “З” и наоборот.

СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…

8. Дифференциация звуков “С” - “З” в словах. Игра “Эхо”.

Я буду произносить слоги со звуком “З”, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком “С”.

Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.

8. Физминутка.

Са-са-са - вот летит оса. Дети делают взмахи руками.

Са-са-са - укусила в нос оса. Показывают на нос.

Со-со-со - стал мой нос, как колесо. Делают руками колесо.

Сы-сы-сы - не боюсь я злой осы. Покачивают головой.

Су-су-су - я осу в руке несу. Показывают кулак.

За-за-за - вот идет коза. Показывают “козу”.

Зы-зы-зы - нет нигде козы. Разводят руками.

Зу-зу-зу - я домой веду козу.

Показывают веревочку в кулаке.

9. Игра “Четвёртый лишний”.

Собака, коза, свинья, лиса.

10. Развитие грамматического строя речи.

А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:

У козы голова чья? (козья).

Хвост козий.

Копыто козье.

Рога козьи.

Б) игра “У кого кто?”,

У свиньи поросенок, поросята.

У козы и козла козленок, козлята.

11. Рабата с азбукой, составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень сложности 1:

Составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень 2:

Составление из букв разрезной азбуки, преобразование слова:

коза - козу - козе, козы, козам,

12. Работа в тетрадях.

Запишите слова в два столбика, в первый со звуком “С”, во второй со звуком “З”.

Коза, козел, козлята, береза, незабудка, Соня, куст, сосна, оса.

13. Итог занятия.

Какие звуки учились различать?

Литература

1. Бездетная О. С., Серга О. А. Звуковая полянка // Логопед. 2005. №6.

2. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)

3. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: “Гном - Пресс”,1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 20