» »

Какие консультации логопед может предложить музыкальному руководителю. Консультация логопеда для музыкальных руководителей. с музыкальным руководителем

10.07.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка

Консультация

для музыкального руководителя на тему:

«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Учитель-логопед

Липецк 2015

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

Коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

    постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

    слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

    темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

    План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий


Педагогические задачи

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

    структуру речевого нарушения;

    осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

    всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

    Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

    Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

    Принцип всестороннего воздействия

    Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

    Принцип наглядности.

    Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

    Развивать дыхание.

    Развивать координацию движений и моторные функции.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

    Формировать способность восприятия музыкальных образов;

    Развивать речевое дыхание.

    Развивать артикуляционный аппарат.

    Формировать просодические компоненты речи.

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

    постановка диафрагмально-речевого дыхания;

    укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

    формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

    коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

    развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

    совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

    обучение умению связно выражать свои мысли;

    обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

    развитие психологической базы речи;

    совершенствование мелкой моторики;

    логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

    слухового внимания и слуховой памяти;

    оптико-пространственных представлений;

    зрительной ориентировки на собеседника;

    координации движений;

    умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

    темпа и ритма дыхания и речи;

    орального праксиса;

    просодики;

    фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Координационный план

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения для развития речевого дыхания. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического
восприятия;
2. Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации,
ритмико­мелодической стороны;
3. Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменения
силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
4. Обогащение словаря дошкольников с ФФНР по разработанным учителем
– логопедом лексическим темам;
5. Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально­
ритмического движения, игры на детских инструментах.

Подготовительная логопедическая группа
МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»
2015­2016 уч. год.

Сентябрь
Занятие № 1 (4 неделя)
Речедвигательное упражнение «Гудок»
Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности
речевого выдоха
Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда»
Ход занятия: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправляемся в
путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «поезда». Дети
определяют, на чем поедут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется
дирижерским жестом: «У ­у – у!»
Октябрь
Занятие № 2 (1 неделя)


голосового аппарата.
Игровой материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)

изучаемой лексической теме (назови овощ, фрукт, ягоды, грибы). Затем каждому
ребенку предлагается проговорить «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором
громкости. Когда руки поднимаются вверх ­ звук усиливается, когда руки
опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Сад. Огород. Любите землю – матушку»,
«Ягоды, грибы»:
Урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры,
баклажаны, кабачки, чеснок; яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, грядка,
парник, теплица; клубни, плоды, семена, кочан, свекольник, винегрет, сок,
ящик, вредители, посадка, сыроежки, подберезовики, подосиновики, опята,
лисички, мухомор, поганки, клюква, малина, грибы, ягоды.
Цель: Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и
Занятие № 3 (2 неделя)
движений
Музыкальный материал: попевка на двух звуках
Ход занятия: Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова,
сопровождая движениями
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Испечем мы каравай,
Переваливай, валяй!
Выполняют разминание рук.
Берутся за руки и сужают круг
Кладут руки на плечи соседей
Покачиваются с ноги на ногу. Не
опуская рук.

Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не
лопайся!» ­ расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг
Занятие № 4 (3 неделя)
Речевая игра «Лес»
Цель: Активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной
памяти, артикуляционной моторики.
Ход занятия Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь,
деревья с нами разговаривают:
«У – у – у» ­ встревожился лес, «О – о – о» ­ удивился лес, «А – а – а» ­
обрадовался лес. (Гости пришли)
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения
чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са – а – а – в лесу бегает лиса
Дети изображают лису, используя мягкие
движения рук.
Со – о – о – еж свернулся в колесо. Изображают ежа, пальцы сжаты разжаты
Бу – у – у – сидит ворон на дубу
Под музыку на сильную долю передают
игрушку по кругу
Тот ребенок, у которого игрушка осталась в руках после окончания музыки, должен отгадать. Кто
еще живет в лесу (можно определить животного по музыкальному отрывку)
Занятие № 5 (4 неделя)
Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
Цель: Развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Музыкальный материал: музыка Бетховена
Ход занятия: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети
поднимают руки вверх и раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой по
музыку. «А, теперь налетел сильный ветер…….. А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с
различной амплитудой.
Ноябрь
Занятие № 5 (1 неделя)
Логопедическая распевка «Брюки»

Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой ногой, потом - левой.
Сшила бабушка из плюша.
Ходит в них гулять Илья,
Он большой, как ты и я..
Показывают, как бабушка шила брюки.
Идут по круг у, взявшись за руки,
Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
Занятие № 6, 7 (2 ­3 неделя)
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Тарелка»
Цель: снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа
Занятие № 8 (4 неделя)
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций

повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка

сведенных бровей


Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
растопырены, рот открыт


Декабрь
Занятие № 9 ­ 10 (1 ­ 2неделя)
1. Игрогимнастика «Ходьба»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа.
Музыкальный материал: «марш» или любая ритмичная музыка
Ход занятия: Дети под музыку ходят по залу (по кругу, по периметру). По
окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
Логопедическая распевка «Ёлочка»
Январь
Занятие № 11 (2 неделя)
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, слухового внимания, чувства
темпа и ритма, координации движений и музыки.

Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т. П. Ломовой
Можно использовать любую музыку в умеренном темпе с четкой и ясной
фразировкой
Ход занятия: педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот станцует танец нам.
Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта
исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот
показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом
музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
Занятие № 12, 13 (3­4 неделя)
Цель: развитие, слухового внимания, чувства темпа и ритма
Логопедическая распевка «Кормушка»
Рано утром на опушке мы повесили кормушку,
Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
Февраль
Занятие № 14 (1 неделя)
Машинки
Цель: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляторной моторики,
слухового внимания и быстроты реакции
Методика проведения:
Игроки сидят в кругу, детям предлагается запомнить две команды: «Дрыннн» и «И­
И­И» чтобы начать движение машины, играющий поворачивается к своему соседу и

говорит: дрынн, тот к кому приехала, говорит и­и­и, оправляя дальше, говорит дрынн
и т.д.
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть
непрерывным, т.е. игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий у
частник не продолжит звук.
Фонопедическое упражнение: «Муха»
Занятие № 15­16 (2 ­3неделя)
Цель: Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания.
Над медведем возле уха, целый день жужжала муха: ЖЖЖЖЖЖ
Комары летят, летят и пищат:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗу, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗу ­ укушу! ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
ЖЖЖ – ЗЗЗЗЗ (текст проговаривается разными голосами – низким и высоким,
звуки ЖЖЖЖЖЖЖЖ и ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ пропеваются в разной тональности)

Занятие № 17 (4 неделя)
Март Занятие № 18 (1 неделя)
Логопедическая распевка «МАМОЧКА»

Занятие № 19­ 20 (2­3 неделя)
Речедвигательное упражнение «Кричалки»
Цель: Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение
голосового аппарата.
Музыкальный материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)
Ход занятия: Педагог перед началом игры просит детей назвать слова по
изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговорить
«свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Педагог объясняет, что положение
рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх
­ звук усиливается, когда руки опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты
в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Животные Севера и жарких стран»
Белка, кенгуру, носорог, тюлень, медведь, лев, тигр, антилопа, пантера,
слон, жираф, зебра, Север, Юг, морж, леопард, бегемот, кенгуру.
Занятие № 21 (4 неделя)
Логоритмическое упражнение «Надоедливые мухи»:
Цель: Развитие чувства ритма
Чай душистый пьем, пыхти Потирают ладонь о ладонь горизонтально
­ Уф­уф­уф, уф­уф­уф. Пропевание на одном звуке
Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой.
Мух­мух­мух, мух­мух­мух. . Пропевание на одном звуке
А они в варенье сели, Ритмично постукивают пальцем о ладонь
Ели­ели, ели­ели. . Пропевание на одном звуке
Так нам мухи надоели Мы варенье быстро съели! Потирают ладонь о ладонь горизонтально
Апрель
Занятие № 22 ­23(1 ­2 неделя)
Логоритмическое упражнение «Капель»
Цель: Развитие чувства ритма
Музыкальный материал: фонограмма капели, пения птиц (на выбор)
Раз, два (два хлопка).
Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони
другой)
Три, четыре (два хлопка)
Мы запели (2 раза прижимают ладони к груди)
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают кистями рук)
Семь, восемь (два хлопка)
Песни льются (вытягивают руки вперед)
Девять, десять (два хлопка)
Все смеются (поднимают руки вверх)
Упр. «Заботливое солнышко»
Занятие № 24­25 (3­4 неделя)
Цель: Развитие координации движений, развитие чувства ритма
Солнце с неба посылает дети, ритмично скрещивают руки над головой

Лучик, лучик, лучик. . Пропевание на одном звуке
И им смело разгоняет плавно покачивают руки вверху
Тучи, тучи, тучи. Пропевание на одном звуке
Летом нежно согревает ритмично потирают щечки
Щечки, щечки, щечки. Пропевание на одном звуке
А весной на носик ставит ритмично постукивают пальцем по носу.
Точки, точки, точки. Пропевание на одном звуке
Занятие № 25 (4 неделя)
Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций
Ход занятия: Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети
повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка
Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле
сведенных бровей
Упр. «Буратино», ребенок показывает язык
Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается
Глаза широко открыты руки вытянуты вперед, пальцы
растопырены, рот открыт
Указательные пальцы сведены на кончике носа
Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога
Май
Занятие № 26 (1 неделя)
«Ветер, Ветер,…..»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и
длительность выдоха.
Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
используя разные фонемы
У весны ветер ласковый и нежный, теплый ­ ффффффффффф
У лета жаркий, согревающий – ххххххххххх
У осени прохладный – сссссссссс
У зимы холодный, студеный – ввввввввввввввв
Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения
Занятие № 27 (2 неделя)
Подготовка к выпускному утреннику

Использованная литература
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы
с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи
2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду. Подготовительная группа
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности учителя – логопеда и музыкального руководителя. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают музыкальные занятия.
Объект: ребенок с речевой патологией.
Предмет – многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основные принципы взаимодействия:
- занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;
- занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;
- принцип всестороннего воздействия
- принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;
- принцип наглядности;
- принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Задачи:
Оздоровительные:
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Образовательно-воспитательные:
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
Основные направления коррекционно - развивающей работы:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

Обучение умению связно выражать свои мысли;

Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

Развитие психологической базы речи;

Совершенствование мелкой моторики;

Логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

Слухового внимания и слуховой памяти;

Оптико-пространственных представлений;

Формирование и закрепление произносительных навыков;

Зрительной ориентировки на собеседника;

Координации движений;

Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

Темпа и ритма дыхания и речи;

Орального праксиса и произвольной мимической моторики;

Просодики;

Фонематического слуха.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами:

Совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;

Тетрадь взаимодействия;

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий;

Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д;

Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

Благодаря взаимодействию удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы (85% выпускников пошли в школу с чистой речью), на одну треть сократились сроки коррекционной работы, практически свело к минимуму рецидивы.

София Рамазанова
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет !

В коррекционной работе с детьми , страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя , представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки . Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия , с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка : дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :

1. коррекционно-развивающее ;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед , и музыкальный руководитель должны учитывать :

Структуру речевого нарушения;

Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

Всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий :

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками , имеющими отклонения в развитии

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий .

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы . Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи .

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке , движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов .

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений :

Учитель-логопед :

Постановка диафрагмально-речевого дыхания;

Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков , их автоматизация и дифференциация;

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

Обучение умению связно выражать свои мысли;

Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

Развитие психологической базы речи;

Совершенствование мелкой моторики;

Логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование :

Слухового внимания и слуховой памяти;

Оптико-пространственных представлений;

Зрительной ориентировки на собеседника;

Координации движений;

Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок .

Воспитание :

Темпа и ритма дыхания и речи;

Орального праксиса;

Просодики;

Фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами .

План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год .

Журнал взаимодействия .

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

Участие учителей -логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений , игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.

Использование на музыкальных занятиях , праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально -ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально -дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа .

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах .

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Движения с речью под музыку .

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально -ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.

Музыкальные спектакли , инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией .

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли .

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях .

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением , комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.

7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи . Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.

16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.

18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду » – Волгоград, 2010.