» »

Итоги и значение реформ избранной рады. Конспект урока на тему "реформы избранной рады". Правление Ивана Грозного до создания Избранной Рады

10.01.2024

Реформы Избранной рады стали назревшей, необходимой мерой в социально-политической и экономической жизни Русского государства в середине XVII века.

Формирование Избранной рады

В 1547 году в Москве случился народный бунт, в ходе которого простолюдины убили члена царской семьи. Восстание стало следствием произвола боярского правления, который чинился в предшествующие годы, и вскрыло

откровенную необходимость преобразования государственного аппарата и разработки политико-юридических норм правления в государстве. Для реализации этой цели было создано фактическое неофициальное правительство, действовавшее при Иване Грозном с 1547 до 1560 года - Избранная рада. Реформы этого правительства были направлены на создание качественной бюрократической системы в молодом Московском царстве, централизацию власти, взятие под контроль ситуации по всей стране, преодоление пережитков феодальной раздробленности. В состав этого правительства вошли некоторые бояре, ряд дворян (которые в то время представляли из себя дворовое окружение царя и бояр), духовные деятели и некоторые государственные чиновники. Среди них были духовник Сильвестр, князь Андрей Курбский, дьяк Висковатый, митрополит Макарий, дворянин Алдашев и другие видные деятели своего времени. Впрочем, полный состав этого органа нам неизвестен. По-видимому, он не имел точного числа и был ситуативным собранием приближенных к царю особ, выполнивших роль антикризисного правительства.

Реформы Избранной рады при Иване Грозном

Основными мерами деятельности этого правительства были следующие:

Опричнина и падение Избранной рады

Со временем нарастают разногласия между царем и аристократией. Причиной тому была как личная неприязнь (чему поспособствовала первая жена Ивана IV), так и несогласие относительно темпов централизации власти. Если царь стремился добиться установления абсолютной монархии скорейшим образом (абсолютизация королевской власти была характерна не только для России, а для всей Европы), то реформы Избранной рады были направлены на эволюционные изменения. Все это привело к падению неофициального правительства и появления печально знаменитых опричников, действующих более простыми и радикальными методами для усиления царской власти и устроивших фактически террор в отношении боярства.

Основные цели реформ избранной рады

Избранной радой назывался круг лиц, которые были приближены к царю Ивану Четвёртому, участвующий активно в правительственной деятельности государства во время его правления. При этом, в эпоху правления Ивана Грозного данный орган не имел собственного названия и данный термин появился лишь позже в трудах Курбского.

Фактический состав данного органа вызывал и продолжает вызывать множество споров среди исследователей. Однако, считается, что в качестве её неизменных участников были деятель Адашев, а также царский духовник Сильвестр.

Само правление Избранной рады приходится главным образом на середину шестнадцатого века. В данный период (1549-1560 годы) была сформирована долгосрочная политика, которая заключалась в проведении новаторских реформ Избранной рады в каждой сфере общественной жизни России. При этом, деятельность правления данного органа смогла затронуть правовую деятельность, церковную систему, военное дело, организацию местного управления, финансовую систему государства и пр. В качестве главной цели проведения данных реформ Избранной рады выступало укрепление центральной власти.

Сам же правитель Иван Грозный смог убедиться в необходимости проведения реформ лишь после событий, которые были связаны с огромным пожаром в Москве. Тогда общество, убеждённое в том, что причастными к поджогу были Глинские, восстало и народные массы хлынули ко двору. Двор Глинских был полностью разграблен, а дядю царя убили. Монарху с большим трудом удалось убедить народ успокоиться и разойтись.

Итак, в качестве самых важных реформ, введённых Избранной радой историки выделяют:

· Принятие нового Судебника на Первом Земском соборе 1550 года;

· В 1550 году проводится военная реформа, сформировавшая не распускаемые войска, а также особую часть войска под названием «Избранная тысяча»;

· Административная реформа, положившая начало формированию приказов, являющихся органами центрального управления в ведении которого были вопросы служивых людей, вопросы дипломатии и пр.;

· Стоглавый собор от 1551 года, называющийся также историками «Стоглавом», на котором были приняты нормы и каноны церкви. Данное название связано с фактическим количеством решённых вопросов или глав;

· Военная реформа Избранной рады от 1556 года. Согласно ней принимается Уложение о службе, а также устанавливаются точные нормы службы для землевладельцев и пр.

В 16в. территория Р еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны (“дикое поле”). Были предприняты попытки выхода к Балт морю. В стране проживало около 7 млн чел. Перед страной стояли сложные проблемы. Процесс централизации был далеко не завершен. Сущ уделы - владения родственников царя со своей администрацией и войском. Удельные князья не могли вести самостоятельную внешн п-ку, но как члены правящей династии имели право на престол в случае отсутствия прямого наследника. Мощной и относительно самостоятельной структурой оставалась церковь. Она обладала не только духовной, но и немалой мат силой: у митрополита были свои приказы, бояре и светские служилые люди. Сохраняла силу и независимость местная знать (князья Ростовские, Оболенские). Несмотря на пережитки феод раздробленности, Россия в 16 в. сделала шаг вперед в соц-эконом развитии. Происходили дальнейший рост и развитие феод землевладения. Вотчина оставалась господствующей формой феод землевладения, но наблюдались тенденции к ограничению вотчинных прав. После смерти Василия 3 великокняжеский престол занял его 3лет сын Иван. Фактически же гос-вом правила его мать Елена Глинская. Не утихала борьба за власть м/у группировками князей, что приводило к ослаблению центральной власти. По мере взросления Ивана постепенно формировалась новая правящая элита. Политич деятелем, сыгравшим ключ роль в послед событиях, был митрополит Макарий. Благодаря Макарию в окружении молодого правителя оказались те люди, кот были способны провести необходимые реформы. Русское дворянство было особо заинтересовано в проведении реформ, кот были разработаны И.С. Пересветовым. Необходимость перемен он изложил царю в 2 челобитных (прошение, жалоба): идея сильной царской власти, обуздания боярского самоуправства, опора на служилых людей (дворян). Эта программа была поддержана царем. Была создана Изб рада - круг лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560. Создание: Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после моск событий лета1547: пожара, а затем Моск восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр, и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, чтобы пресечь его буйства и умерить неистовый нрав.

Состав: Видное положение занимали думный дворянин А.Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, думный дьяк И.М. Висковатый, князь А.М. Курбский. Цель: укрепление, централизация гос-ва.

Реформы Избранной рады: 1) 1549 1 Земский собор - орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана 4 с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.2)Судебник 1550 - новый судебник, характер черта кот- улучшение правосудия. Впервые поднят вопрос о взятках. Подтвержден Юрьев день, увеличивается пожилое(налог за уход с земли). Соц статус крестьянина приравнивается к статусу холопа,т.е. юридич ответственность за к несет феодал.3) 1550 р-ма аппарата власти – Появл 1 приказы- органы админис - исполнит власти: посольский (иност дела) ,Челобитный (высший орган контроля),Земский (ведал порядком в Москве), разбойный (уголов дела),стрелецкий(ведал созданным стрелец войском), Разрядный (дворянское войско, назначение воевод),Поместный (ведал землевладением) ,Большой Приход (сбор налогов),Ямской (почтовая служба и станции). Расширение приказов свидетельствует о потребности в увеличении бюрократии.4)Стоглавый собор 1551 г. - собор освященного духовенства, создание пантеона святых. Вопрос об образовании священнослужителей (создать училища). Поднят вопрос о секуляризации церкв. землевладений: митрополичьи земли остались неизменными, церковь и монастыри облагались налогами. Установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.5) 1556 р-ма местного управления - отменены наместники, кормленщики, вместо них вводится институт земских старост (выборных) из мелкопоместного дворянства + целовальники (выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей) им в помощь. Появл деньги для осуществления военной реформы. Отряды пищальников (пехота войска, вооружённая огнестрел оружием - пищалями) преобразовываются в стрелецкое войско, их нанимали за жалование (платили деньгами и порохом). Основой армии выступало дворянское конское ополчение. 6) 1556- введено уложение о службе- с 15 лет дворянин поступал на службу, за кот давалась земля от 150- 450 десятин, в зависимости от плодородия. За невыполнение службы земля отбиралась. Ограничение местничества на период воен действий. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча” - 1070 провинц дворян, кот должны были укрепить власть царя. Введен царский родословец, где были перечислены роды, кот имеют права на местнич счеты. В результате была присоединена вся Волга, ликвидировано Астраханское, Хазарское ханства => выбор пойти в Сибирь или продолжать с оплотами Зол орды.7)Р-ма налогообложения - единая форма; за ед.измерения взята соха (около 400 десятин), с кот взымалась тягла (комплекс натур и денеж налогов). Больше всех платили черносошные крестьяне(завис от гос-ва), затем следовали крестьяне, кот жили за землях церквей; меньше всех платили помещичьи крестьяне(но они обязаны были отрабатывать барщину).Итоги: Р-мы способствовали укреплению центр власти, ограничивали привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной. Проведены были преобразования в армии, создан общегосудар кодекс - Судебник. Реформы содействовали формированию централиз аппарата власти и обеспечили крупные внешнеполит успехи, в т.ч. взятие Казани. Более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феод аристократии. Оформляются важнейшие избы (приказы, центр. правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). Усиление налог процесса, рост помещичьего землевладения приводили к дальнейшему обострению класс. борьбы, кот проявлялась в увеличении числа крест. побегов, в город восстаниях, развитии реформационного движения. Осн причина падения правительства Адашева закл в том, что оно не смогло осущ важнейшие соц требования дворянства, обеспечит помещиков новыми земел владениями и рабочими руками. Некоторые участники Избранной рады советовали царю, как можно быстрее завершить Ливонскую войну. Изменения во внешн, а также во внутр политике Ивана IV привели к падению Избранной рады.

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады (схема 62). Фактическим руководителем его стал незнатный по происхождению дворянин А.Ф. Адашев. Большое влияние на царя оказывали глава Русской православной церкви митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Сильвестр. В работе Избранной рады принимали участие князья Д. Курлятьев, А. Курбский, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. Избранная рада осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

Схема 62

Именно при правлении Избранной рады в 1549 г. был сделан важный шаг в становлении сословно-представительной монархии – собрался первый в русской истории Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены "кормлений" и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения.

В этот период произошли глубокие изменения в системе государственного аппарата. Правительство Избранной рады начало формирование отраслевых органов управления. Они представляли собой отдаленные прообразы современных министерств и назывались приказами, а их служащие – дьяками и подьячими. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский приказы.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Сама структура этого важнейшего документа говорит о быстрых темпах развития государственной и правовой системы в XV-XVI вв. Статьи Судебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Судебника 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добавлены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Дела о разбойниках передавались в ведение губных старост. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Ряд его статей касался социальной сферы. Здесь было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система "кормлений". Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.

Принятое правительством Уложение о службе упорядочило несение феодалами военной повинности. Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей бояр) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась "избранная тысяча": в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Налоговую политику определило введение единой системы поземельного налогообложения – "большой московской сохи". Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.

Большую роль в укреплении русской государственности сыграл выдающийся церковный деятель Макарий, бывший в 1542-1563 гг. русским митрополитом. В 1540-е гг. он созывал церковные соборы, на которых решались вопросы по канонизации русских святых. В феврале 1551 г. под руководством Макария был созван собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около 10 лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. В этот год из-за опасной болезни Ивана возник вопрос о престолонаследии. Не надеясь выжить, царь завещал престол своему грудному сыну Дмитрию. Многие из придворных отказались присягнуть младенцу. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двоюродный брат Ивана князь Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр и многие другие члены Избранной рады в решающий момент изменили царю и перешли на сторону его противников. Вопреки всеобщему ожиданию, царь Иван выздоровел. Он объявил о прощении своего родственника и приближенных.

Поводом для возобновления конфликта послужила смерть в 1560 г. царицы Анастасии. Члены Избранной рады были обвинены в том, что они злым колдовством умертвили любимую царскую жену. Недавние правители попали в опалу. Избранная рада прекратила свое существование, и проведение реформ было приостановлено (схема 63).

В 1564 г. князь Андрей Курбский, считавшийся долгое время ближайшим советником и личным другом Ивана, изменил царю и перебрался к полякам. Из изгнания он написал своему бывшему властелину письмо, полное обвинений и упреков. Ответное послание Ивана Грозного станет настоящим манифестом самодержавной власти. И Андрей Курбский, и Иван Грозный обладали большим литературным талантом.

Схема 63

Их растянувшаяся на долгие годы переписка – один из выдающихся памятников русской литературы и общественной мысли XVI в.

(1533- 1538 гг.), дочь князя Глинского - выходца из Литвы. При Елене Глинской был проведѐн ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства: денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране, строительство новых и реорганизация старых крепостей, укрепление армии, ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды); предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и др.

И в годы правления Елены Глинской, и после еѐ смерти (есть предположение, что она ) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление (1538-1547 гг.), начавшееся после смерти Елены Глинской, привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство народа и открытые массовые выступления в ряде русских городов.

В 1547 г. Иван IV (родился 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». Ещѐ в прежние времена наиболее сильный независимый правитель на Руси назывался «царь». Такой титул использовался русскими применительно к византийскому императору, а затем к монгольскому хану. Первый русский царь был личностью весьма противоречивой. По мнению Г. В. Вернадского, наделѐнный большими интеллектуальными способностями, будучи правителем с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особенно явно проявлялась в последние двадцать лет его жизни.

В конце 40-х - 50-е гг. XVI в. правительством, так называемой, Избранной Рады (1549 - 1560 гг.) были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Стоит напомнить, что - это система мероприятий, проводимых государством и направленных на преобразования в тех или иных сферах общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Люди, входившие в Избранную Раду, пользовались не только поддержкой, но и личной симпатией Ивана IV: Алексей Адашев, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, отец и брат царицы Анастасии бояре Захарьины, друг детства Андрей Курбский, митрополит всея Руси Макарий. В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор как совещательный орган при царе, куда входили, прежде всего, члены Боярской думы, высшее духовенство. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства, Земские соборы включали представителей поместного дворянства и
посадских верхов: поместное дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска, а верхушка посадского населения была важным источником денежных доходов для казны.

Земские соборы («всероссийские собрания»), которые периодически созывались царѐм для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики заняли особое место в системе государственных органов власти, начиная с середины XVI в. Появление Земских соборов свидетельствовало о складывании в российском государстве институтов сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, когда монарх правит страной, опираясь, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти.

Однако, в отличие от аналогичных западноевропейских институтов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) Земские соборы в России, наоборот, служили орудием укрепления самодержавия и часто созывались для легитимации (одобрения и поддержки) внутренней и внешней политики московских царей. В частности, в 1565 г. Земский собор дал согласие царю Ивану IV на введение .

Общая тенденция к централизации государства вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебника 1550 г. Он упорядочил и дополнил Судебник 1497 г. В новом Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но была увеличена плата за «пожилое». Судебник 1550 г. несколько увеличил власть феодала над крестьянами, поскольку возложил на них ответственность за преступления крестьян.

В 1551 г. был созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили - кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, получивший название «Стоглав» . «Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных святых и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил монастырям покупать вотчинные владения «без доклада» царю. Серьѐзные изменения в период правления Избранной Рады были введены в систему центрального государственного управления.

Вместо двух прежних центральных ведомств - Государева Дворца и Казны, обладавших различными, зачастую переплетавшимися функциями управления, была создана система специализированных приказов, т. е. центральных исполнительных учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Приказная система центрального управления, основу которой составляли принципы централизма и сословности, в своѐм развитии прошла ряд стадий: от «приказа» как разового поручения боярам или грамотным неродовитым чиновникам на осуществление отдельных государственных функций, до «приказа» как постоянного действующего государственного органа центральной власти с самостоятельными структурными подразделениями.

В середине XVI в. существовало почти два десятка приказов. Военными делами, например, руководили Разрядный приказ (поместным войском), Пушкарский приказ (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсеналом). Иностранными делами управлял Посольский приказ, а государственными землями, которые раздавались дворянам, занимался Поместный приказ.

Во главе каждого приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. В период правления Избранной Рады была проведена реформа местного управления, в соответствии с которой в 1556 г. система кормлений были отменена, а управление на местах передавалось в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, а также земских старост, избиравшихся из числа зажиточных слоѐв черносошного населения.

Черносошные (государственные) и дворцовые крестьяне в волостях, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (земских старост) и «лучших людей» (целовальников, или земских судей), которые возглавляли местные органы государственной власти - земские и губные избы, выполнявшие соответственно финансово-налоговые и полицейско-судебные функции.

Эти местные органы власти заменяли систему кормлений, что являлось основной частью мероприятий, проводимых в российском государстве в целях укрепления самодержавия и усиления политической централизации. Земские и губные избы стали в середине XVI в. сословно-представительными органами власти на местах. Тенденция к укреплению самодержавной власти московских государей в XVI в. переплеталась с другой - началом становления органов сословного представительства как в центре, так и на местах.

По существу, это означало, что достигнутая к середине столетия степень централизации государства была ещѐ недостаточна для того, чтобы русские цари могли обходиться без участия сословий в управлении страной. Сочетание самодержавия, крепостного права и огромной роли государства отличали Россию от других европейских стран с XVI в. до середины XIX в. Важное значение имела военная реформа, направленная на укрепление дворянского ополчения, составлявшего основу российской армии в то время. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. В 1556 г. впервые было составлено Уложение о службе, согласно которому вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать еѐ по наследству, а со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

В 1550 г. вместо отряда пищальников, появившихся в начале XVI в., создаѐтся постоянное стрелецкое войско (на первых порах стрельцов набрали три тысячи человек). Стрелецкое войско создавалось из воинов-стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием. В армию стали привлекать также и иностранцев-наѐмников, число которых было незначительно. Для несения пограничной службы использовалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению.

Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору). В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец» , упорядочивший местнические споры и несколько ограничивший местничество. Реформы Избранной Рады привели к усилению политической централизации и укреплению центральной власти. Однако уже к концу 50-х гг. между Иваном IV и правительством А. Адашева возникали серьѐзные противоречия. Политика компромисса («примирения сословий»), которую проводила Избранная Рада, способствовала упрочению власти царя. Однако по мере еѐ усиления Иван IV обнаруживал всѐ меньшее желание делить еѐ с теми, кому был во многом обязан своим могуществом.

Достигнутое благодаря реформам Избранной Рады равновесие сил родовой знати и дворянства не только укрепило царскую власть, но и позволило беспощадно подавить обе конкурирующие социальные группы. В 1560 г. произошѐл окончательный разрыв Ивана IV с правительством А. Адашева. Историк С. Веселовский даже полагает, что именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет. Первая открытая размолвка между царѐм и членами Избранной Рады произошла в 1558 г. из-за разногласий во внешней политике: Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать активную внешнюю политику на юге и востоке, а царь устремил свой взор на запад, на Ливонию.

Дальнейшая судьба членов Избранной Рады была незавидной: А. Адашев был арестован, а Сильвестр - сослан на Соловки. Чувствуя явное приближение «царской грозы», в 1564 г. бежал в Литву близкий к лидерам Избранной Рады князь А. Курбский. Во всех «бедах» царь обвинил «изменников» бояр и своего двоюродного брата удельного князя В. А. Старицкого Итак, реформы Избранной Рады, которые проводились в середине XVI в. были направлены, в целом, на постепенную централизацию сформировавшегося в начале XVI в. Московского государства, т. е. на укрепление центральной власти, власти монарха. Эти реформы, в конечном счѐте, призваны были обеспечить создание в России сильной монархии «с человеческим лицом». Но в качестве альтернативы такого способа централизации государства в середине 60-х гг.XVI в. выступила другая политика - политика опричнины, инициатором и проводником которой стал сам Иван Грозный.