» »

Икт в коррекционной работе логопеда. Информационно-коммуникационные технологии, их использование в логопедии. коррекционно-развивающей работы с детьми

10.07.2022

В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно – коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего учреждения:

Табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

Графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);

Звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

Видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

Анимация;

Картинки;

Фотографии;

Слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

Логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе» с Лунтиком и др.

Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, уточняются, формируются и закрепляются зрительно – пространственные ориентировки – презентация «Шалунишка», «Где спрятался?», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Правильная организация занятия вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.

На занятии первоначально отрабатывается слоговая структура хорошо известных и знакомых слов, затем малоизвестных и неизвестных слов ребенку. Используются следующие виды работ:

    Упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;

    Упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);

    Упражнения на составление фразы по образцу;

    Самостоятельное составление фразы.

Для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.

Важным моментом в работе логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля. Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, можно разработать тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличится плотность урока, повысится эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:

Использование игровой формы обучения;

Полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

Дифференцированный подхода к обучению;

Объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

Формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

Повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

Формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;

Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно – развивающем процессе;

Экономия временных ресурсов.

Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах.

Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слухаи восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

· Повысить собственный уровень знанийпутём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации винтернет ресурсах по изучаемой теме.

· Разработать перспективный план работы с детьми.

· Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

· Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия удетей старшего дошкольного возраста.

· Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.

· Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.

· Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

· Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

· Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

· С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

· При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

· Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

Участие в профессиональных конкурсах;

Участие в вебинарах.

В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

Выступление на собраниях

Участие в творческих конкурсах детей

Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

Консультативная помощь на страницах персонального сайта

РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

За первый год была проведена следующая работа:

· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

· разработан план работы по реализации проекта;

· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символовв работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Основными методами развития слухового восприятия стали:

· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). »

  • 2016-2017 учебный год " Использованиеинформационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях внедрения ФГОС, как педагогическая поддержка родителей с речевыми нарушениями"
  • 2017-2020 учебный год «Развитие фонематического восприятиячерез игры, игровые упражнения и графические символы у детей с дефектами речи»
  • Ведущее предназначение современной педагогической деятельности заключается в совершенствовании процесса коррекции дисфункций речевого развития. Учитель-логопед, идущий в ногу со временем, должен владеть прогрессивными методиками обучения, включая компьютеры и интерактивные устройства. Использование ИКТ в работе учителя логопеда в разы повышает мотивацию и значительно улучшает навыки общения и уровень интеллектуального развития учащихся.

    По словам экспертов, 15-20% детей в возрасте от 7 до 13 лет имеют речевые расстройства различной степени тяжести. Наблюдается дизартрия, задержка речевого развития, дислалия, недоразвитие речи, дислексия, заикание. Речь является основной формой передачи мысли, поэтому от ее состояния зависит полноценная реализация личности каждого ребенка. Интеграция информационных технологий содействует положительной динамике и хорошо сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

    Актуальность применения ИКТ учителем логопедом в школе

    • Повышение интереса к занятиям. Учебная практика показывает, что ни высокий уровень подготовки логопеда, ни его профессионализм и стаж не способны мотивировать ребенка, побудить его учиться и развиваться.
    • Индивидуализация обучения. Специальные обучающие компьютерные программы помогают подобрать для каждого ребенка индивидуальную стратегию, которая будет позитивно сказываться на формировании необходимых навыков.

    Информационные технологии – важная составляющая успешного совершенствования речи у детей в ДОУ и школах. В соответствии с ФГОС , школа , где работает логопед , должна быть оснащена прогрессивными интерактивными устройствами. С их помощью педагог сможет вовлекать школьников в учебный процесс, что позволит достичь более действенных результатов.

    Средства ИКТ в коррекционно-развивающей работе

    • Аудиопрограммы. Незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти.
    • Мультимедийные презентации. Позволяют наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми младших классов.
    • Готовые интерактивные программы. Содействуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.

    Современный кабинет логопеда в школе должен быть оснащен интерактивными устройствами, позволяющими в игровой форме развивать в детях интеллектуально-творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

    Преимущества интеграции информационных технологий

    • Систематизация процесса обучения. Средства ИКТ позволяют логопеду в начальной школе обобщить и проанализировать собранный материал, что помогает значительно повысить качество обучения.
    • Самостоятельная работа. В процессе занятий школьники могут самостоятельно выполнять различные упражнения на компьютере, что позволяет вовлекать их в коррекционный процесс.
    • Привлекательная форма коррекции. Детям легче запомнить какую-либо информацию или что-либо усвоить, когда занятия проходят в игровой и непринужденной форме. Когда ребенок получает одобрение со стороны компьютера в виде разных картинок-призов, он испытывает еще больше положительных эмоций.

    Логопед в начальной школе должен в совокупности использовать и традиционную, и инновационную методику обучения. Это позволит повысить продуктивность коррекционно-образовательного процесса, а также снизить риск социальной дезадаптации школьников.

    Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий - залог успешной коррекции речи детей.

    Использование ИКТ

    в работе учителя-логопеда

    Подготовила:

    учитель-логопед

    Крыса М.В.

    Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда

    Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

    · оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);

    · создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

    · использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.

    · использования различных графических редакторов и программ (WinRaR , PinnacleStudio Plus , Windows Movie Maker , Adobe Photoshop CS 3, Microsoft Office ) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

    В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки.

    Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство , узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;

    · находить нужные материалы для работы;

    · презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

    · участие в Интернет-проектах, конкурсах, мастер-классах;

    · повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.

    Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.

    В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

    Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных с помощью программы Power Point, Flash и других программ.

    Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию Power Point , и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.

    Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

    Материально-техническая база.

    Использование современных технологий невозможно, если нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей применять ИКТ в работе с детьми. Это так называемые аппаратные средства ИКТ: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска; принтер и копировальные устройства; сканер; видеомагнитофон; телевизор; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; видеокамера; магнитофон. Эти средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире.

    Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

    Разновидностью компьютера является планшетный персональный компьютер, - разновидность , оформившаяся после презентации аппаратно-программной платформы в ноябре . Оборудованы и позволяют работать при помощи или пальцев как с использованием, так и без использования и .

    Ещё одним из наиболее распространённым средством ИКТ является телевизор. Телекоммуникация играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.

    Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой фотокамеры . Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии.

    Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

    Интерактивная доска позволяет педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

    Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

    Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

    Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

    Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование.

    Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность.

    Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.

    Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения, определяя его будущее.

    В последнее время, наряду с логопедическими группами, в детских дошкольных учреждениях, открывают логопедические пункты. Относительно новая форма организации логопедической помощи была выбрана неслучайно. Значительный рост детей с речевой патологией и отягощенность логопедических диагнозов соматической и неврологической симптоматикой, стало предпосылкой для поиска наиболее эффективных форм организации и методов коррекции речевого развития.

    Преимущество логопедический пункта в том, что он охватывает большее количество детей с нарушениями речи, однако такая организация работы имеет свои особенности: разнообразие речевых расстройств вынуждает логопеда проводить занятия в индивидуальной или индивидуально-подгрупповой форме. Недостаточная заинтересованность родителей в конечном результате, сжатые сроки коррекции и не сформированность произвольного внимания дошкольников, обусловило применение ИКТ в процессе коррекции речи на дошкольном логопункте. Компьютерные технологии, являясь мощным средством оптимизации логопедического воздействия, не только помогают приобрести и закрепить ранее полученные знания, но и эмоционально раскрепощают детей, активизируют и побуждают к познавательной деятельности.

    Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

    Возможностями ИКТ логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи. Регулярное использование компьютерных технологий, позволяет специалисту накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы.

    После зачисления на логопункт, ребенок с нарушением речи проходит детальное логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза. Процедура достаточно длительная и не всегда интересная.

    · Обследование звукопроизношения (исследуемый звук должен находиться в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным);

    · Обследование проверяемых звуков во фразовой речи;

    · Обследование произношения слов сложной слоговой структуры;

    · Обследование фонематического восприятия (определение местоположения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и т.п.);

    · Обследование грамматического строя речи (согласование слов в словосочетаниях и предложениях, понимание рода, числа и падежа, употребление предлогов и т.п.);

    · Обследование состояния словарного запаса у ребенка и т.д.

    Каждое направление логопедического обследования невозможно, да и не нужно заменять компьютерными играми, а вот некоторые задания можно разнообразить с помощью ИКТ. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимационных изображений. На этом этапе я применяю презентации – картинки на все группы звуков .

    Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи, может продолжаться достаточно долго. Это объясняется необходимостью прочного закрепления нужного двигательного навыка. Использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик со стихотворным сопровождением, поможет поддержать интерес и работоспособность ребенка, в этот «технический» период работы над звуком.

    И даже на этапе постановки звука, где ведущую роль играют подражание и объяснение, возможно применение компьютерных технологий. Без наглядности, усвоение артикуляции звука для дошкольника представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку – дошкольнику, а динамические профили артикуляции, где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции коррегируемого звука.

    Но самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда у специалиста возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Звук и буква С», «Домашний логопед», а так же авторские игры – презентации, предотвращают утомление, поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

    На просторах интернета можно найти большое количество авторских логопедических презентаций для автоматизации и дифференциации любых звуков.

    Возможно применение компьютерных технологий и для формирования лексико-грамматических средств языка. Презентации – игры «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Назови ласково», «Сделай предмет маленьким» и многие другие, за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, делают процесс формирование лексико-грамматических категорий более интересным и помогают добиться желаемого результата.

    Незаменимым средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти и мелкой моторики являются аудиопрограммы:

    - «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

    - «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

    - «10 мышек - пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

    - «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.

    - «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

    - «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

    Данные аудиопрограммы целесообразно использовать не только учителю – логопеду, но и воспитателям, музыкальным руководителям, физинструкторам, как полноправным участникам всестороннего коррекционного процесса в дошкольном учреждении.

    ПРИНЦИПЫ

    Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ

    требует соблюдения определенных дидактических принципов.

    1.Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышать интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

    2. Руководствуясь принципом научности, помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

    3. Реализуя принцип доступности, отобрать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

    4.Принцип систематичности и последовательности, обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

    5.Принцип индивидуального обучения, ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

    6.Принцип воспитывающего обучения, использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

    7.Принцип интерактивности компьютерных средств, использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

    Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

    Задачи, решаемые в процессе использования информационно-компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

    Знакомство детей с компьютерными программами;

    Преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

    Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Коррекционно-образовательные задачи:

    Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

    Формирование и развитие навыков учебной деятельности;

    Дошкольный логопункт, как форма организации логопедической помощи имеет ряд особенностей: преимущественно индивидуальная форма работы, ограниченные во времени сроки коррекции и широкий спектр логопедических диагнозов. Все это определяет целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

    Возможности компьютерных технологий неограниченны - каждый день появляются новые игры и презентации. Они охватывают все направления работы учителя – логопеда: от диагностики до развития интонационной стороны речи. И такое разнообразие не может не радовать специалистов, ведь применение ИКТ в работе с дошкольниками, не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов коррекции речевых нарушений.

    Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые две минуты на несколько секунд. После окончания работы обязательно проводится зрительная гимнастика. Пример: упражнения « Стрекоза», «Гусеница».

    Выдох.

    Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности, для формирования ротового выдоха, плавности и длительного выдоха. Упражнение также может быть использовано для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией, дизартрией. В процессе отработки диафрагмального дыхания компьютерный тренажер может быть использован как вспомогательное средство, помогающее увеличить длительность и выработать плавность выдоха. Одновременно проводится работа по формированию ротового выдоха, ребенку предлагаются игры на дутье: «Задуй свечки», «Дудочка», «Чашка чая».

    Различные речевые дефекты в разном возрасте подвергаются коррекции в разных временных рамках. Всем известно, что в возрасте от шести до семи лет ребёнок значительно развивается во всех отношениях. И в то же время дефекты речи к этому возрасту становятся более стойкими.

    Использование ИКТ на логопедических занятиях существенно повышает эффективность работы по исправлению дефектов звукопроизношения, преодолению нарушений чтения и письма, развитию мелкой моторики за счёт:

    • доступной наглядности;
    • возможности прочитать, прослушать (слог, слово, предложения и т. д), не видя артикуляцию;
    • использование караоке;
    • повышения мотивации.

    Преимущества занятия с использованием презентаций:

    • благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
    • использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
    • дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, героев сюжета, которые благодарят детей за помощь.

    Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков.

    Разработанные таким образом занятия применяются мной для:

    • развития речевого дыхания;
    • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
    • дифференциации звуков;
    • пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем;
    • развития связной речи и познавательных способностей.

    В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ.

    Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идёт лучше.

    Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т. д.).

    В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной, и даёт бесконечное множество вариантов игр, а мне воплощение моих идей и фантазий.

    Также в презентации можно использовать либо готовые фотографии (например, мы с детьми отгадывали). Что за животное пришло к ним на занятие. У него все части тела были от разных зверей. Целью занятия было закрепление притяжательных прилагательных. Дети отгадывали: чьи лапы? (лисьи), чьи уши? (заячьи) и т. д. Если отгадывали и называли правильно, эта часть тела исчезала, а на её месте оставалась часть животного, который был заколдован.

    Конечно, использование этой и технологии на каждом занятии, со временем станет неинтересным, поэтому частое её применение нецелесообразно, а значит надо логично выстраивать процесс работы с компьютером.

    Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

    Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

    Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

    В презентации представлены игровые упражнения на:

    • Развитие фонематического слуха;
    • Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм;
    • Закрепление навыков согласование числительных с существительными;
    • Деление слов на слоги;
    • Развитие мелкой моторики;
    • Развитие внимания, памяти, и мышления.

    Рогунова Светлана Юрьевна,
    учитель-логопед МБДОУ д/с №20 г. Ачинска