» »

Группа зпр по шевченко. Рабочие коррекционные программы для детей с зпр. Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР

10.07.2022

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.

2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.

3. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения. - В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

6. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.

7. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. - М., 1995.

8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.

9. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российско1РФедерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1.

10. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23-16.

11. О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Письмо МО РФ от 10 марта 2000 года № 212.

12. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.

13. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей - детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Развития». М «Школьная пресса», 2004 г.

Шевченко С.Г. «Готовимся к школе» М. ООО «Ника – пресс», 1997 г.

Шевченко С.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР», М. «Школьная пресса», 2005 г.

Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». М. ,1999 г.

Борякова Н.Ю. «Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития» М., 2003 г.

Шевченко С.Г. «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» М., 2001 г.

Екжанова Е.А. «Задержка психического развития у детей и пути её психолого – педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения». // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2002 г. № 1.

Ульенкова У.В., Лебедева О.В. «Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии» М., 2002 г.

Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР», М: В.Секачёв, ТВ «Сфера», 2007 г.

Морозова И.А., Пушкарёва Н.А. «Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР», М. «Мозаика – синтез», 2007 г.

Морозова И.А., Пушкарёва Н.А. «Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР», М. «Мозаика – Синтез», 2007 г.

Морозова И.А., Пушкарёва Н.А. «Ознакомление с окружающим миром». Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР, М. «Мозаика – синтез», 2007 г

Морозова И.А., Пушкарёва Н.А. «Ознакомление с окружающим миром». Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР, М. «Мозаика – синтез», 2007 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М.А. «Подготовка к обучению грамоте» Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР, М. «Мозаика – Синтез», 2007 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М.А. «Подготовка к обучению к грамоте» Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР, М. «Мозаика – синтез», 2007 г.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание». М. «Просвещение», 2005 г.

Чиркина Г.Я., Филичева Т.Б. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М. «Айрис – пресс», 2007 г.

Чиркина Г.Я., Филичева Т.Б. «Программа коррекционного воспитания детей с общим недоразвитием речи». М. 1988 г.

Филичева Т.Б. , Чиркина Г.Я. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения, М., «Альфа», 1993 г.

Филичева Т.Б. , Чиркина Г.Я. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Второй год обучения, М., «Альфа», 1993 г.

Жукова С.Н., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников», М., «Просвещение», 1973 г.

Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду», М., «Просвещение», 1987 г.


  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1 Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 0 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 0 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 0 С и скорости ветра более 15 м/с.

2.Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну.

Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Для детей от 3 до 7 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью 2,5 часа.

3. При реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей ясельного возраста от 1года до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью не более 8-10 мин. Образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая деятельность по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех. Продолжительность НОД для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. В середине -проводят физкультминутку. Перерывы между НОД – не менее 10 минут.

НОД для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность НОД – не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. В середине деятельности статического характера проводят физкультминутку.

НОД по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста проводят во вторую половину дня:


  • для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

  • для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

  • для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

  • для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом , с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

В середине года (январь) для воспитанников дошкольных групп организовываются каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

Примерный общий допустимый объем образовательной нагрузки и соотношение частей совместной образовательной деятельности взрослых и детей (инвариантная часть)

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Физическое развитие


Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (в соответствии с СанПиН), в минутах

в минутах

Физическая культура

Утренняя гимнастика

5

25



40 в неделю или

8 минут в день




20

Здоровье



5

5

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня

10 в неделю или

2 минуты в день


Продолжительность

25 минут в день

50 минут в неделю или 10 минут в день

Всего: 25 минут + 10 минуты = 40 минут в день


Образовательная область

в минутах

Непосредственно образовательная деятельность (вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН), в минутах

Коммуникация

Во всех видах деятельности



Чтение на прогулке

5

Чтение детям худ. литературы, беседы о прочитанном , заучивание наизусть и др.

30 в неделю или

6 минут в день


Познание

Наблюдение

на прогулке



5

Наблюдение, развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок и др.

15 в неделю или

3 минуты в день




5

Всего:

10

Кругозор

Наблюдение на прогулке

5

Беседы, наблюдения, рассматривание альбомов и картин, чтение детям, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.

15 в неделю или

3 минуты в день


Беседа на прогулке

5

Всего:

10

Продолжительность

25 минут в день

60 минут в неделю или 12 минут в день

Всего: 25 минут + 12 минуты = 37 минут в день


Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (в соответствии с СанПиН), в минутах

Непосредственно образовательная деятельность (вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН), в минутах

Музыка



5

Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры в музыкальном зале и групповом помещении, праздники и др.

30 минут в неделю или

6 минут в день


Художественное творчество



5



55 минут в неделю или

11 минут в день


Продолжительность

10 минут в день

85 минут в неделю или 17 минут в день

Всего: 10 минут + 17 минуты = 27 минут в день

Социально-личностное развитие

Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (в соответствии с СанПиН), в минутах

Непосредственно образовательная деятельность (вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН), в минутах

Социализация

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

5

Сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение детям худ. литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др.

15 минут в неделю или

3 минуты в день


Труд

Труд на прогулке

5

Наблюдение за трудом взрослых, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд и др.

15 минут в неделю или

3 минуты в день


Безопасность

Беседа, чтение детям, наблюдение, практическая деятельность, игры–ситуации и др.

5 минут в неделю или

1 минута в день


Продолжительность

10 минут в день

35 минут в неделю или 7 минут в день

Всего: 10 минут +7 минут = 17 минут в день

Физическое развитие (40 минут) + Художественно-эстетическое развитие (27 минут) = 67 минут = 55 % общего объема образовательной нагрузки.

Познавательно-речевое развитие (37 минут) + Социально-личностное развитие (17 минут) = 54 минуты = 45 % общего объема образовательной нагрузки.

Общее количество времени – 121 минута = 2 часа.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Физическое развитие


Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (в соответствии с СанПиН), в минутах

Непосредственно образовательная деятельность (вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН), в минутах

Физическая культура

Утренняя гимнастика

8

28

Подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и др. виды физической активности в физкультурном зале и на воздухе

50 в неделю или

10 минут в день


Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

20

Здоровье

Закаливание после дневного сна

7

7

Беседы о здоровом образе жизни, закаливающие мероприятия, формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня

10 в неделю или

2 минуты в день


Продолжительность

35 минут в день

60 в неделю или

12 минут в день


Всего: 35 минут + 12 минут = 47 минут в день

Познавательно-речевое развитие

Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (в соответствии с СанПиН), в минутах

Непосредственно образовательная деятельность (вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН), в минутах

Коммуникация

Во всех видах деятельности

Чтение детям художественной литературы

Чтение на прогулке

7

Чтение детям худ. литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть и др.

40 в неделю или

8 минут в день


Познание

Наблюдение

на прогулке



7

Познавательно-исследовательская деятельность детей (экспериментирование, наблюдение, развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок и др.)

20 в неделю или

4 минуты в день


Дидактические игры на прогулке

7

Всего:

14

Кругозор

Наблюдение на прогулке

7

Беседы, наблюдения, рассматривание альбомов и картин, чтение детям энциклопедической литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.

20 в неделю или

4 минуты в день


Дидактические игры на прогулке

7

Всего:

14

Продолжительность

35 минут в день

80 минут в неделю или 16 минут в день

Всего: 35 минут + 16 минут = 51 минута в день

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная область

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (в соответствии с СанПиН), в минутах

Непосредственно образовательная деятельность (вместо традиционного учебного блока, в соответствии с СанПиН), в минутах

Музыка

Музыкальная деятельность на прогулке

5

Традиционные виды музыкальной деятельности, театрализованные игры в музыкальном зале и групповом помещении, праздники и др.

40 минут в неделю или

8 минут в день


Художественное творчество

Изобразительная деятельность, конструирование на прогулке

10

Мастерская (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование)

70 минут в неделю или 14 минут в день

Продолжительность

15 минут в день

110 минут в неделю или 22 минуты в день

Всего: 15 минут + 22 минуты = 37 минут в день

34. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М., 2004.


Приложение

Пословицы и задачи на развитие логического мышления

Пословицы

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Языком не спеши, а делом не смеши.

У семи нянек дитя без глаза.

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Словесные игры.

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам)

Какое число записывается тремя буквами и тремя цифрами? (Сто – 100)

Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас? (Двое)

Мать с дочерью, да дочь с матерью, да бабушка с внучкой.

Много ли их всех? (Трое – бабушка, дочь, внучка)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, пшеница)

Тройка лошадей пробежала 30 километров. Поскольку километров пробежала каждая лошадь? (По 30 километров)

У чего нельзя найти ни начала, ни конца. (У кольца)

Как разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине? (Один берет яблоко вместе с корзиной)

Учили в детстве мы, друзья,

Наш алфавит от А до Я …

Большая сила в буквах есть,

Когда мы можем их прочесть.

Все дело в том лишь, где и как

Поставлен в слове каждый знак.

С. Михалков «Азбука»

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела.

Наконец, без дела жить им надоело.

И сказал им кто – то умный и серьезный:

Взяться за работу никогда не поздно.

Слышим мы повсюду много разных звуков,

Но для них покуда нету знаков – букв.

Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались, прекратили драки,

Превратились в нужные, правильные знаки.

Стали всем понятными буквами печатными.

И тогда вприпрыжку

Прибежали в книжку!

Е. Измайлов. «Как появились буквы»

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

А называется ряд – алфавит.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаны красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С нами подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж –

Подкатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О –

дружно вылезли в окно.

П, Р, С, Т, У, Ф, Х –

Оседлали петуха.

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они друзья!

Пять сестренок опоздали –

Вы, конечно, их узнали?

(Ё, Й, Ъ, Ы, Ь).

Вы ознакомьтесь с ними, дети!

Вот они – стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б. Заходер. «Песенка – азбука»

Что случилось? Что случилось?

С полки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладину свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло, -

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась, не узнала никого.

С. Михалков. «Азбука»

Гласные звуки

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно ее ставь под ударение.

Согласные звуки

Чтоб меньше было случаев неясных

И чтобы ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

О! как ужасно и опасно нам букву Т писать напрасно!

Но всем известно, сколь прелестно

Нам Т писать, когда уместно!

Твердый и мягкий знаки.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть –

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стало мель кусочком мела!

Е.Измайлов. «Буква мягкий знак»

Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ЯТЬ,

Тебя из азбуки изъять…

Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -

Услыша этот спор, сказала буква А.

Вы оба хороши, достойно оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Состав слова

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через -, из -, воз -, раз - и без -,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Заглавная буква

Сказала Й сестре родной:

Вот ты, сестра, соседка,

Бываешь часто прописной,

А я ужасно редко.

Ну, редко – это не беда.

Иные буквы – никогда!

И много их?

Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

Зовут их так…

Не говори…

Скажите вы, ребята!

(Ъ – ер, Ь – ерь, Ы – еры – так называли эти буквы раньше.)

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв – подруг.

Смотря с почтеньем на букву подруги,

Но почему, за какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело,

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтоб заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо,

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк,

В букве большой – уважения знак.

Е. Измайлов.

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им. Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их: Вы откуда

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

«Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки,

Мы по смыслу далеки.

Устаревшие слова

Слова, когда – то важные, теперь глядят с тоской:

Они в тома бумажные, в свои дома бумажные уходят на покой…

Ненужные слова уходят на покой.

А нужные слова остались под рукой.

Они всегда нужны, они всегда важны

И нету им замены и смены никакой.

Имя прилагательное

Определяю я предметы,

Он и со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Есть слова на свете нужные и разные,

С ними при ответе ярче речь у каждого,

Признаки предметов назову я важные.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что я вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг.

Я спрятала кукол, играть не хочу.

Мне некогда очень – я буквы учу.

Из них я сама составляю слова

Сама прочитала: дрова и трава.

Дрова на дворе, а трава на лугу.

С. Маршак.




Введение

Пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического раз­вития», разработанное по заказу Министерства образования РФ, состо­ит из двух книг. В первой книге 1 раскрываются организационные ас­пекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, даны пояснительные записки к програм­мам и сами программы (авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина).

Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой к школе детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР), необходимо по­нимать, что основной задачей является повышение уровня психиче­ского развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, со­циального.

Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил часть материала из начальной школы на более ранней сту­пени старшего дошкольного возраста. Без этой подготовки такой ребе­нок на начальной ступени обучения не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не смо­жет остаться в традиционной системе обучения.

Формирование дошкольных знаний и представлений, а также спо­собов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положи­тельных качеств личности. При этом ставятся общие задачи:

г- создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержатель­ную деятельность в условиях, оптимальных для его всесторонне­го и своевременного психического развития;

    обеспечить охрану и укрепление его здоровья;

    осуществить коррекцию (исправление или ослабление) негатив­
    ных тенденций развития;

5* стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности

(познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); >провести профилактику (предупреждение) вторичных отклоне­ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Единство указанных направлений обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

1 См.: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кни­га 1/ Под общей ред. С.Г.Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.

^ W &™

отмечает, что главная цель курса - всестороннее развитие ребенка с ЗПР: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных ка­честв - организация предметно-практической деятельности. Учебный материал на занятиях дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существен­ных взаимосвязей.

В программе дошкольного курса развития речевого (фонематическо­го) восприятия и подготовки к обучению грамоте (автор - Р.Д.Тригер) ставятся следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка. Использование автором программы метода звукового анализа слов, а также логопедических приемов для дифференциации звуков способствует предупреждению ошибок прк чтении и письме.

Автор программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г.Шевченко) важнейшую цель курса видит в расширении и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. В соответствии с програм­мой дошкольник знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей - естест­вознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, закреп­ляют и расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся ана­лизировать свои наблюдения, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь детей, формируются навыки связной речи.

Значительное место в подготовке к школе детей с ЗПР занимает программа «Ознакомление с художественной литературой» (автор - И.Н.Волкова), направленная на формирование у дошкольников навы­ков восприятия произведений различных жанров. Программа способ­ствует развитию творческой деятельности через различные виды про­дуктивной деятельности.

Занятия строятся в соответствии с режимом дня в детском саду и| учебным планом, представленными ниже.

Примерный режим дня в детском саду

Время по

подготови­тельная

Прием детей в группе (на участке), осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Подготовка к занятиям (к прогулке)

Занятия (включая перерывы) фрон­тальные и /или подгрупповые"

Свободная деятельность детей, игра

Подготовка к прогулке, прогулка

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Подъем, туалет, свободная деятельность, игры

Фронтальные общегрупповые занятия и/или игры

Подготовка к полднику, полдник

Свободная деяаельность, игры, инди­видуальные коррекционные занятия

Индивидуальная коррекционно-раз-вивающая работа воспитателя

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

1 Индивидуальные занятия у логопеда, психолога, дефектолога проводятся с 10.35 до 12.20 в старшей группе, с 10.35 до 12.30 в подготовительной группе.

В примерном режиме дня (холодный период) указана общая длительность всех видов деятельности детей, включая переры­вы. В зависимости от содержания продолжительность разных занятий, организуемых педагогом-дефектологом и воспитате­лем, а также музыкальным руководителем и руководителем фи­зического воспитания, может быть различной - от 20 до 30 мин.

Обучение на занятиях в старшей и подготовительной группах

Вид занятий

Старшая (1 подгото­вительная группа)

Подгото­вительная (II подго­товитель­ная группа)

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс)

Ознакомление с художественной лите­ратурой

Развитие речевого (фонематического) восприятия

Подготовка к обучению грамоте

Развитие элементарных математичес­ких представлений

Изобразительная деятельность: рисование, лепка конструирование / аппликация

2(в«) kb) 1(в)

2 (в) kb) 1(в)

Музыкально-ритмические занятия

Физкультурные занятия

1 Дефектолог.

2 Воспитатель.

Во второй книге пособия представлено примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (авторы - С.Г.Шевченко, Р.В.Былич, И.А.Кузнецова), развитию речевого (фонематическо­го) восприятия и подготовке к обучению грамоте (авторы - Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова), ознакомлению с художественной лите­ратурой (автор - И.Н.Волкова), развитию элементарных матема­тических представлений (авторы - И.К.Белова, Г.Н.Максимова).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Шестой год жизни

(2 занятия в неделю, всего 64 занятия)

В работе с детьми первой подготовительной (старшей) группы значительное внимание необходимо уделить теме «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве». Формиро­вание пространственных представлений и практических умений ориентироваться в пространстве у детей шестого года жизни осу­ществляется на каждом занятии независимо от того, какое новое понятие (цвет, форма, величина) отрабатывается в этот период.

Изучение тем «Родная природа», «Растения», «Животные» должно быть тесно увязано с непосредственными наблюдения­ми в природе, которые организуются воспитателем. Важно на­учить детей выделять в природных объектах опознавательные признаки, по которым ребенок сможет их легко узнавать и пра­вильно называть.

При изучении раздела «Знакомство с ближайшим окружени­ем» работу следует нацелить не столько на расширение словаря (наименования конкретных предметов дети легко запоминают), сколько на формирование обобщающих понятий. Поэтому необ­ходимо организовать практические действия дошкольников по созданию групп, подбору обобщающих слов, исключению «лиш­них» предметов, а также составлению новых групп с этими «лишними» предметами.

Тема занятия

Оборудование, дидактические игры и упражнения

Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве (12 занятий)

Цвет предметов. Основные цвета - красный, желтый, синий, их различе­ние и называние. Уметь подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца. Уп­ражнять в различении правой и левой руки, ноги, других частей тела и лица человека. Понятия справа - слева.

Оборудование: иллюс­трации из серии «Чу­деса познания» (14), тетрадь «Предметы вокруг нас» (12). Дидактические игры: «Цветное лото» , «Футболист» (1).

Желтый, красный, оранжевый. Предметы оранжевого цвета. Разли­чение желтого, красного, оранжево­го цветов, их названия. Формирова­ние приема сопоставления предме­тов по цвету (прикладывание вплот­ную, сличение с образцом). Закре­пить узнавание геометрических фи­гур (квадрат, прямоугольник, круг). Понятия верх - низ.

Оборудование: геометри­ческие фигуры, иллюстра­тивный материал из серии «Чудеса познания» (14), тетрадь «Предметы во­круг нас» (12). Дидактические игры: «Заполни пустые клет­ки», « Где какие фигуры лежат?» (2).

Цвет предметов. Получение зеле­ного цвета. Различение желтого, синего, зеленого цветов. Закрепле­ние приема сопоставления предме­тов по цвету (прикладывание вплот­ную, сличение с фоном и образцом).

Оборудование: иллюстра­ции фруктов, ягод, ово­щей, муляжи фруктов и овощей, рисунки из серии «Чудеса познания» (14). Дидактические игры: «Разноцветная вода» , «Цветные дома».

Геометрические фигуры. Закрепить узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал. Учить соотносить геометрические фигуры (круг - овал) с фруктами, овощами, полностью совпадающими по форме с указанными фигурами. Познакомить с понятиями спереди - сзади.

Оборудование: тетрадь « Предметы вокруг нас » (12). Дидактическая игра: «Петрушка отгадывает» (11).

Цвет предметов. Фиолетовый цвет. Упражнять в различении фио­летового, синего, красного цветов. Понятия внутри, снаружи, около, между.

Оборудование: иллюстра­тивный материал из серии «Чудеса познания», (раздел «Цвет») (14). Раздаточный материал: контурное изображение баклажана. Дидактические игры: «Помоги Незнайке со­брать букет» (5), «Спрячь мышку от кошки»

Геометрические фигуры. Закрепле­ние наименований геометрических фигур (круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, овал). Конструи­рование из палочек и ниток. Закре­пить понятия верх - низ, справа - слева.

Оборудование: геометри­ческие фигуры, палочки, нитки. Дидактические игры: «Узнай по описанию» (1), «Что стоит внизу, навер­ху, рядом?» (5).

Цвет предметов. Закрепление умения правильно называть изученные цвета. Учить подбирать предметы (предметные картинки), одинаковые с образцом по цвету. Закрепление знания названий гео­метрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник).

Оборудование: таблица цветов, разноцветные предметные картинки. Дидактические игры: «Найди цветок для бабоч­ки» (5), «Каждую фигуру на свое место» (6).

Форма предметов. Различать пред­меты круглой и овальной формы (с использованием плодов и семян). Соотносить геометрические формы с формой реальных предметов и их изображений.

Оборудование: иллюстра­тивный материал из се­рии «Чудеса познания» , (раздел «Формы») (14), тетрадь «Предметы вокруг нас» (12). Дидактические игры: «Подбери по форме» (3), «Сравни предметы» (3).

Величина предметов. Сравнение предметов по величине. Нахожде­ние предметов заданной формы и ве­личины. Понятия под, над, рядом, навстречу друг другу.

Оборудование: иллюстра­тивный материал тетради «Предметы вокруг нас» (12). Дидактические иг ры: «Кто скорее свернет ленту?» (5), «Построй во­рота» (5).

Цвет, форма, величина предметов. Различение изученных геометричес­ких фигур. Подбор пар предметов, одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме, размеру и форме

Дидактические игры: «Чей домик?» (5), «Сделай картинку» (5), «Куда идет зайка?» (5).

Геометрические фигуры. Учить ана­лизировать пространственное поло­жение геометрических фигур; выде­лять признаки цвета, формы, вели­чины.

Оборудование: тетрадь «Предметы вокруг нас» , геометрические фигуры. Дидактическая игра: «Помоги вышить коврик» (5).

Цвет предметов. Закрепить узнава­ние изученных цветов и иа назва­ний; распределять предметы на группы по цвету и форм», учить классифицировать предметы.

Оборудование: карточки изученных цветов, пред­метов картинки, тетрадь «Предметы вокруг нас» . Дидактическая игра: «Угадай, какие овощи в корзк е» (5).

Родная природа (17 занятий)

Осень (начало осени). Закрепить знания детей о временах года. Си­стематизировать представления об осени на основе рассматривания сю­жетных картинок, содержащих от­личительные признаки (уменьше­ние продолжительности дня, похо­лодание, частые дожди). Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Оборудование: осенние ли­стья, картина «Осень». Дидактические игры: «Узнай по цвету» (7), «Какое время года?» (7).

Деревья и кустарники осенью. Рас­ширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жиз­ни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках).

Оборудование: листья с деревьев, картина «Лес». Дидактические игры: «Что изменилось?» (8), «Назови ласково» (8), «С какой ветки детки?» (8).

Грибы. Познакомить детей с гриба­ми. Дать понятия: съедобный, не­съедобный. Уточнить представле­ние детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: муляжи грибов, рисунки грибов. Дидактические игры: «Лото- вкладыши» (5), «Когда это бывает?» (5).

Цветы осенью. Познакомить детей с осенними цветами, значением цветов в жизни человека, строени­ем (корень, стебель, лист, цветок).

Оборудование: живые цветы и их иллюстрации. Дидактические игры: «С какой ветки детки?» (8), «Помоги Незнайке собрать букет» (5).

Середина осени. Уточнить и расши­рить представления об осени, ее признаках (дальнейшее уменьше­ние продолжительности дня, холодные дожди, листопад). Охрана растений осенью.

Оборудование: картина «Листопад». Дидактические игры: «Когда это бывает?» (5), «Лото-вкладыши» (5).

Поздняя осень. Закрепить знания детей об осени. Название осенних месяцев. Поздняя осень (предзимье): дальнейшее уменьшение продолжи­тельности дня, холодные дожди, замо­розки. Познакомить детей с жизнью домашних и диких животных осенью.

Оборудование: картина «Осень». Дидактические игры «Когда это бывает?» (5), «Какое это время года?» (5)

Врачи отмечают тревожную тенденцию по возрастанию в России заболеваемости ЗПР среди детей. , однако это не отменяет того, что с проблемой надо бороться. Одного медикаментозного вмешательства будет недостаточно.

Необходима комплексная работа педагога и других специалистов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях, исправить речь, научить и читать. Многие педагоги, которые специализируются на коррекционных работах с детьми с заболеванием, создают свои методики.

Некоторые программы действительно рабочие и помогают детям с ЗПР преодолевать симптомы.

Варианты программ для детей с ЗПР

Несмотря на то, что болезнь напрямую связана с обучением, программы при ЗПР мало связаны с . В коррекционных заведениях особые методы, длина занятий, есть возможность уделить время каждому ребенку в том количестве, в котором это надо. Особый уклон делается на повторении материала и освоении тех навыков, которым не уделяется время в школе, так как считается, что они очевидны (например, чтобы резать бумагу ножницами сначала необходимо научиться их держать). Размеренный темп занятий и интенсивная нагрузка на проблемные области помогает быстро догнать одногодок и перейти обучаться в обычные школы.

Такого результата добиваются несколькими вариантами программ для детей с ЗПР, выбор которой зависит от родителей. Они, видя явную проблему с какой-то одной функцией (например, артикуляция) обращаются к узкопрофильному специалисту (например, логопеду). Профессионал выстраивает индивидуальный график работы. Кроме того, есть проверенные методики работы с детьми с ЗПР, которые основаны на комплекте рабочих программ для детей с ЗПР.

Общие принципы программ развития

Главное в работе с детьми – сохранять баланс и и другие области (память, внимание, эмоции, интеллект, чтение и т.д.). Несмотря на то, что у пациента могут быть ярко выраженные проблемы в какой-то одной области, из-за их взаимосвязи приходиться объединять упражнения, захватывая все сферы. Помимо этого, программы имеют общие направления работы:

  • Физическое направление – занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Помимо занятий выстраивается правильный рацион питания, режим сна. Родители должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психологическому спокойствию, так как это залог успешного обучения.
  • Психологическое – обучения социальным и другим навыкам. Сюда входить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
  • Сенсорно-моторное — замедленное развитие сказывается не только на интеллектуальных и эмоциональных особенностях. В случае, когда наблюдается дисфункция моторной и сенсорной системы, необходима работа и в этом направлении.
  • Познавательное – у пациента с ЗПР наблюдается отсутствие фактических знаний и опыта из-за слабой памяти. Этот пробел легко заполнить, если правильно смотивировать и не ограничивать детей в познании окружающего мира.
  • Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на эмоциональных реакциях, которые часто отстают на несколько лет. Выражается в повышенной эмоциональности, любви к играм и нелюбви к интеллектуальным нагрузкам. Требуется обучение контроля над эмоциями и понимание эмоций других.

Какие дети могут участвовать в программах

Все дети, у которых диагностирована ЗПР, имеют право получить помощь специалистов. Более того, есть разные методики, позволяющие справиться с отклонением любой тяжести.

Работа с ребенком выстраивается по индивидуальному алгоритму, который зависит от фактического возраста, развития навыков и способностей. Кроме того, диагноз подразумевает задержку в развитии, а не нарушения или патологию, а значит, любые проблемы исправимы.

Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР

Образовательно-коррекционная программа для детей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.

Методика позволит достичь сразу нескольких целей, среди которых выделяют:

  • обучение навыкам коммуникации;
  • подготовка для жизни в обществе;
  • заполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
  • стимулирование к познанию, интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи;
  • обучение базовым навыкам (чтение, счет).

Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:

Вид деятельности Примеры заданий
Игровая: Сюжетно-ролевые игры;
Игры по правилам;
Игры в группе.
Коммуникативная и социальная: Беседа и поддержание диалога о работе родителей, своем городе.
Рассказ о себе: имя, фамилия, возраст, имена членов семьи.
Обучение названиям транспорта, дней недели, порам года, геометрическим фигурам.
Пространственное ориентирование: лево, право, вниз, вверх.
Сопоставление предметов по цветам, размерам и т.д.
Исследовательская: Изучение окружающей среды: растения, животные, погода, общество.
Обучение: Состав чисел 1-10, арифметика.
Счет предметов, ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Понимания смысла обобщающих слов (транспорт, фрукты, мебель) и слов-направлений (между, впереди, перед, раньше).
Развитие речи: Находить звук в слове,
упражнения на артикуляцию,
деление звуков на гласные и согласные,
узнавать буквы,
составлять схемы предложений.
Литература: Знакомство с детскими сказками, пословицами, загадками.
Умение пересказать прочитанное, отвечать на вопросы.
Обучение слушать других.
Заучивание стихов наизусть – развитие памяти.
Театрализация прочитанного.
Самостоятельность: Обучение бытовым навыкам в доме и на улице.
Изобразительное искусство: Лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики рук
Музыкальная: Пение и понимания смысла музыки
Двигательная: Зарядка: детей учат бросать мяч, ловить предметы, строиться в ряд, прыгать на месте и бегать по кругу.

Помимо этого обязательны логопедические упражнения, которые включают дыхательную и голосовую гимнастику. Разминка кистей рук – пальчиковая гимнастика. С ребенком проходят задания, назначенные дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Образовательно-коррекционная работа с детьми тесно связана с развивающей программой из-за схожести целей. Проводиться как индивидуально, так и в небольших группах.

Особенности психокоррекционной программы

Психокоррекционная программа для детей с ЗПР направлена на формирование и коррекцию общего уровня эмоционального и психического развития. Методика позволяет сформировать основные алгоритмы психических процессов и поведения в разных ситуациях. Корректируется эмоциональный фон, ребенок становиться спокойнее и знакомиться с волей, целеустремленностью. Психокоррекционная программа обучает планированию и самоконтролю.
Курс состоит из упражнений и игр:

Тесно связаны с психокоррекционной работой и парциальные программы. Они подразумевают отдельную работу с каждым дефектом: понимание языка, чистота речи, мелкая моторика и т.д. Парциальная программа служит дополнением к основной, и не может заменить комплексную работу.

Адаптированная программа

Адаптированная программа нацелена на ту группу детей с ЗПР, которые были отданы в обычные школы. Для них создаются примерные программы, которые помогают в процессе школьного обучения.

Помощь специалистов детям с ЗПР

Важную роль в работе с детьми с ЗПР играет помощь специалистов, таких как дефектолог, психолог и логопед. Их программы разрабатываются индивидуально для каждого случая, ориентируясь на проблемы конкретного пациента. Специалисты отрабатывают постановку звуков, слоговую структуру. Они дают мотивацию учиться говорить правильно, ведь просто так малыш не будет повторять.

Помимо постановки звуков, программа логопеда нацелена на развитие живого общения. Поэтому расширяется словарный запас, лексика и грамматика. Все это доводиться до автоматизма, то есть создаются схемы, которые будут использоваться в повседневной жизни.

Программы психолога при ЗПР разрабатываются, чтобы оказать эмоциональную поддержку. Нередко используется арт-терапия, чтобы оказать непрямое вмешательство в развитие.

Помимо специалистов, в развитии пациента участвуют и преподаватели в дошкольных учреждениях. Они следуют уже разработанным методикам, утвержденным Министерством образования РФ.

Программа Баряевой очень популярна среди работников дошкольных учреждений, которые работают с детьми с ЗПР. Она разделена по неделям и в каждой прописывается лексическая тема, которая будет развиваться. Заранее определяется словарь из 10-20 слов, над которыми предстоит работать. Также отводится мероприятие (праздник или игра), для эмоционального и качественного усвоения темы.

Программа Шевченко нацелена на работу с дошкольниками и часто используется дефектологами. Цель программы – ранняя коррекция психического развития. Дети обучаются писать, читать, считать, тренируют самоконтроль и самостоятельность. Учатся основам личной гигиены и культуры речи.

Программа Боряковой включает несколько направлений работы:

  • первичное исследование навыков и знаний, из чего делается прогноз для дальнейшей работы;
  • мотивация;
  • последующая работа специалистов, направленная на коррекцию проблем, обеспечение всестороннего развития, не только психического, но и физического;
  • формирование высших психических функций.

Программа Неретиной для детей с ЗПР ориентирована на познавательное и речевое развитие в процессе исследования окружающего мира. Упор делается на речь и подготовку к обучению в школе.

«Маленькие ступеньки» — это программа для детей с ЗПР, которая представлена серией книг. Например, одна из них посвящена развитию самообслуживания. Ребенок будет постепенно обучаться есть, пить, одеваться и умываться.

В некоторых коррекционных детских садах особое внимание уделяют музыке, которая положительно влияет на эмоциональное состояние. Поэтому была разработана программа по сольфеджио, которая учит воспринимать музыку, петь, ощущать ритм и играть на музыкальных инструментах.

Выводы

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, необходимо выбрать подходящую программу развития. Важно помнить, что нарушения при ЗПР поддаются корректировке, а значит остается выбрать только подходящих специалистов. В зависимости от возраста и способностей, формируется подход обучении. Он может быть построен на играх, упражнениях, искусстве или музыке.