» »

Горная подготовка. Спуск по веревке. Обзор спусковых устройств Карабин для спуска и подъема

24.07.2023

Как правило, придя в тот или иной экипировочный центр, у нас перед глазами предстает весьма ограниченный выбор снаряжения как альпинистского, так и скалолазного, для промальпа или спелеологии. А все потому, что к нам из Европы попадает только половина брендовых товаров, о которых мы много начитаны или привыкли пользовать в обычном обиходе. В этом обзоре предлагается рассмотреть наиболее редкие и малоизвестные как в России, Украине так и других странах бывшего СНГ, бренды альпинистского снаряжения.

Kong Futura Hand -Техническая разработка Matteo Rivadossi (Италия)

Новый ручной зажим для веревки Futura Hand — это свежее слово в размерах, весе и технических характеристиках. Вес данного устройства 125г. Допустимая нагрузка на эти зажимы — 470 кг. Рекомендован для веревок от 8 мм до 12,7 мм включительно (но самое поразительное — «мёртво» стоит на беалевской дайнеме 5,5 мм! Фантастика!). Futura Hand прекрасно подойдет, как для классического передвижения по перилам в тур-многоборье, так и для любителей скоростных спелео подъемов. В комплекте вы найдете две сменные рукоятки для разных размеров рук.
P.S. Перечеркнутый крестом значок 100Kg на данном зажиме — это стандартное обозначение СE, говорящее о том, что данное изделие не является сертифицированным для использования в качестве снаряжения для промальпа и спасательных служб!

Блокировка Futura Hand новой концепции, предполагает приложение меньших физических усилий при перестановке жумара по верёвке. Установлен специальный кулачок «cam clean» с принципиально новыми каналами грязе удаления (спелео), оборудован системой анти опрокидывание — т.е. не требует верхней блокировки карабином. Клинья зубчиков нарезаны под более острым углом. Использованный с Futura Foot (аналог пантина Petzl — ножного зажима) он становится неотъемлемой частью системы Futura System, которая использует технику чередуемого шага в подъёме. Отличие конговского жумара от петцелёвого ASCENSIONa в том, что в Handе нет разграничения на левый и правый, то есть ему безразлично какой рукой вы работаете с ним на верёвке.

Unicender — создано англо-американской компанией Morgan&Thompson

Unicender — устройство для подъема по веревке, спроектированное и воплощенное в жизнь англо-американской компанией Morgan&Thompson исключительно для лесоводов и арбористов, но получившее своё заслуженное одобрение и распространение также и в среде спелеологов (похож в работе на descender), и спецов по кайонингу в виде самосбросной троллеи. Подъём по вертикальной верёвке осуществляется человеком средней физической подготовки исключительно при помощи собственных рук. Никаких жумаров, полиспастов, педалей и т.д.!
В России и на Украине данное приспособление отсутствует напрочь… а жаль! В промальпе ему несомненно нашлось бы применение!

LINEBOSS производитель — компания Get International (США)

Устройство LINEBOSS™ разработано в первую очередь, чтобы использовать его по технике DdRT (Техника удвоенной верёвки) для лесоводов и арбористов, но его многофункциональность и комбинационные свойства могут быть востребованы и в других веревочных школах.

LINEBOSS легко отрабатывает, как подъём по верёвке (ascender), посредством протягивания последней, так и спуск (descender) вниз, после воздействия на оттормаживающую ручку, которая производит разблокировку устройства. Может быть использована также в качестве части системы позиционирования на рабочем месте, либо быть натянутой как линейная страховка для опорного передвижения.
Из-за крайне малого перегиба веревки в радиусах, практически не наблюдается износа оплётки, чем не могут похвастать другие типы спусковых устройств.

Диаметр верёвки: 11 мм — 13 мм
Критическая нагрузка: — 50 Кn (5000 кг)
Диапазон рабочей нагрузки: — 230 — 500 кг
Вес: 425 грамм

CMC RESCUE MPD, разработано компанией CMC Rescue Equipment, США

Это универсальное устройство специально созданное для широкого спектра спасательных работ, страховки и экстренных спусков в техногенных условиях.

Может работать как:

● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте различной кратности.
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими. Имеет систему переключения от понижающейся системы (спуска) до поднимающей системы (подъёма).
● Может быть использовано как индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● СУ предназначено для работы с веревкой 12.5 мм — 13,0 мм
● Вес – 1100гр.
●Сертифицирован 1983 NFPA

АВ Descender фирмы SAR (Англия)

AB Descender отвечает двум стандартам EN12841-C как устройство для спуска по веревке (Descender) и EN341-C устройство для спасения (Descenders Rescue). Эти два стандарта имеют различия. По условиям стандарта EN12841-C спусковое устройство может использовать различные типы веревок, в соответствии с пользовательскими инструкциями по SAR. EN341 — стандарт для определённых систем спасения/выхода, и любая система, сертифицированная по этому стандарту, должна использоваться только с тем типом веревки, с которым прошла сертификацию.
За прошлые десять лет стандарт EN12841 был приспособлен, чтобы удовлетворить требованиям пользователей.

Определённые проблемы с другими типами десантёров, такие как: сползание по верёвке устройства при остановке, слишком большая чувствительность ручки управления, при малейшем пережиме ручки срабатывание функции «антипаник», мешающее спуску, неспособность протянуть легко веревку вверх для некоторого подъёма, а также усложнённый дизайн некоторых подобных изделий. Конструкторы AB Descender’а попытались преодолеть все эти проблемы, прибавив к этому простоту его дизайна. В конструкцию A-B Descender’а были внесены некоторые полезные конструктивные изменения, полученные от пользователей старого СКАРАБЕЯ. Была добавлена маленькая катушка как предохранитель веревки, и главное изменение — увеличенный сложенный рычаг в ручке, когда требуется более плавный контроль и меньшее напряжение кисти руки при спуске.

ВАЖНО(!): Все детали устройства испытывают трения при спуске, что создаёт высокую внутреннюю температуру, которая может повредить веревку, если имело место падение или при затяжном, быстром спуске. Любые вышеуказанные технические параметры верны — когда продукт нов и эксплуатируется в соответствии с действующими стандартами.

A-B Descender был испытан зарегистрированным телом в моделируемом спасении, используя 210-килограммовую массу как требуется в стандарте 12841-C, пунктах 4.4.5 и 4.4.9. Это было также проверено со 100 кг, загруженными на descender и 100 к.

Toucan фирмы Simond (Франция)

Не крутит веревку – немаловажное качество для спусковых устройств. При срыве, даже при минимальном трение об стену, в конечном итоге садится плотно на веревку создав максимальное трение, после чего практически останавливает падение, но лучше самому это не проверять. Через Toucan очень просто страховать динамической страховкой. Весит 100 грамм, это чуть больше чем Reverso, но чуть меньше, чем обычная шайба.

Небольшой рычаг на самом спусковом устройстве не дает возникнуть проблеме зажимания веревки устройством.
Сам рычаг позволяет мягко выдавать веревку, или ослаблять натяжение при верхней и нижней страховке. Предназначено для одинарных и двойных веревок диаметром от 7,5 до 11 мм.

Solo Aid SB2 фирма Rock Exotica (США)

Устройство, предназначенное для нижней страховки, страховки при соло-восхождениях. Безопасное схватывание верёвки при падении позволяет сделать относительно надёжным непростой процесс соло-восхождений.
вес — 182 грамма
разрывная нагрузка — 22,7 KN
диам. веревки — 10-11 мм

CAMP Wing Traveling Pulley блок-ролик для быстрых спусков по наклонным троллеям

Рабочая нагрузка: 6 кН
Разрывная нагрузка: 15 кН
Макс. диаметр: трос-12 мм, верёвка-13 мм
Внутренний диаметр шкива: 26 мм
Вес: 336 г Оригинальный фиксатор торможения
Уникальная компоновка блока помогает сохранить одежду и волосы от их попадания в рабочую зону
Износостойкие подшипники
Нержавеющая сталь повышенной теплопроводности
Максимальная скорость: 20 м /секMammut Smart

Самоблокирующееся страховочное устройство для одинарной верёвки 8.9-10.5 мм. Автоблокировка при верхней и нижней страховке (аналог Click-Up, только дешевле). Вес 82 г.

Salewa nine (Австрия-Италия)

Разновидность фрикционных спусковых устройств — Salewa nine (Девятка)
Диаметр рабочих веревок — 9-11 мм

Kong DE JUMP производитель «KONG» Италия

Kong DE JUMP — cпусковое устройство, cпециально разработанное для каньонинга. Снабжено специальным механизмом для быстрого выщелкивания устройства из подвесной системы.
Вес: 328 гр.
Материал: сплав алюминия/сталь
Диаметр используемой верёвки: 9 — 12 мм

Robot (KONG, Италия)

Cпусковое устройство универсальное. Оригинальная разработка Kong, которая представляет собой гибрид классической восьмерки и решетки (ретрана) и объединяет плюсы обоих спусковых устройств: не крутит верёвку и имеет небольшой вес. Большое количество вариантов заправления верёвки.

Kong HYDROBOT (KONG, Италия)

Уникальное спусковое устройство, разработанное специально для каньонинга. Может использоваться как с одной, так и с двумя веревками. Позволяет без усилий менять скорость торможения под нагрузкой. Благодаря особой конструкции исключен риск случайной потери устройства, перекручивания веревки и изнашивания карабина. При необходимости экстренного подъема Hydrobot можно использовать в качестве самоблокирующего устройства.

Kong TRE (KONG, Италия)

Это революционное спусковое страховочное устройство такое же простое в обращении как восьмерка или шайба, однако, в отличии от них TRE само блокируется при рывках, позволяет работать как на одинарной, так и на двойной веревке, намного проще стало встегивание и выстегивание веревки из устройства. TRE Прекрасно подойдет для страховки в скалолазании, каньонинга, промышленного альпинизма.

Kong ORTIS (KONG, Италия)

Спусковой управляемый блок. Используется с веревками и предназначается для спуска человека с высоты с контролируемой скоростью (от 0,5 до 2 м/с).

Troll Pro ALLP Tech, производитель фирма SAR (Великобритания)

Вес: 585 грамм
Разрывная прочность изделия: 20 КN
Рабочая нагрузка: 270 кг
Диаметр раб/верёвки: 10,5 мм — 12,7 мм
Может быть использован на полустатических и статических веревках.
Имеет возможность контроля спуска, как винтом, так и рукоятью, либо комбинированным способом. Позволяет регулировать спуск одной рукой.

Функциональное тестирование спусковых устройств для промышленного альпинизма.

Владислав Еремеев

Испытания подготовлены и проведены общественной исследовательской группой. Организаторы – М. Шлычков, Т. Ахмедханов, А. Рудых, В. Еремеев.
Тестирование представляло собой спуски добровольцев на различных спусковых устройствах с высоты 10-12 м, при чем после каждого спуска предлагалось оценить ряд критериев, всесторонне характеризующих конкретное устройство – для чего заполнить анкету.

Использовались веревки:

  1. Коломенская ВСС 24-прядная 11 мм статическая, 2 года в эксплуатации в промышленном альпинизме умеренной интенсивности.
  2. Тендон 10 мм экспериментальная статическая, 1 год малоэксплуатировавшаяся в промышленном альпинизме.
  3. Аналогичная первой веревке – но вымоченная в воде.

Тестируемые устройства и соответствие их стандартам:

  1. RIG Petzl (EN 12841C, EN 341).
  2. INDI EVO Kong (EN 12841C, EN 341).
  3. SPARROW Climbing Technology (EN 12841C, EN 341).
  4. «Бандо-СТОП» Серафимова, опытный образец (базовый вариант STOP – EN 341).
  5. Double Stop DSD 30+25 Anthron (EN 12841C, EN 341).
  6. Промальп-БЕРКУТ Орион-Альп, модиф. 2012. (Протоколы испытаний ВИСТИ.).
  7. TROLL Pro ALLP Tech SAR (EN 12841C).
  8. EDDI Edelrid = AXEL Camp (prEN15151, EN 12841C, EN 341).
  9. GRI-GRI Petzl (Cтарая).
  10. «Федя» Крок (Украина).

Последние 2 – вне статистического тестирования.

Испытания получились действительно независимые.
Анкетированию подверглось 103 спуска, с тестированием 10 различных спусковых устройств.

В тестировании приняло участие 11 добровольцев. Кое кто из них добросовестно отработал, сделав более чем 16 спусков; кто то – приехал лишь «сам для себя» – и сделал всего несколько спусков, не потрудившись заполнить анкету даже на них; большинство «откатало» как минимум по разу на каждом из основных тестируемых устройств. Результаты конечно не лишены субъективности, но думаю, отражают реальное положение вещей. Дополнительное преломление оценке устройств дало то, что рядом устройств многие добровольцы постоянно пользуются в своей практике – а ряд устройств был увиден и опробован ими впервые.

Все добровольцы были взвешены в снаряжении. Наблюдается четкая корреляция между весом испытателя и оценкой им ряда параметров устройств. Это говорит о том, что при выборе спускового устройства и способа его эксплуатации – вес конкретного пользователя должен быть принят во внимание.
Для всех спусковых устройств инструментально измерялось абсолютное усилие натяжения входящей ветви веревки – фиксировалось усилие натяжения для начала спуска и для стабильного состояния спуска.

Список участников тестов, их опыт в промышленном альпинизме, вес и спусковое устройство, используемое каждым из них обычно:

Участник Стаж в промальпе, лет Спусковое устройство,
используемое обычно
Вес в снаряжении
Валл С.О. 23 GRI-GRI 58 кг
Фролов М. 10 ГD 62 кг
Демидов П. 13 STOP, RIG
67 кг
Разуваев А. 10 EDDY 74,5 кг
Еремеев В. 16 RIG 80 кг
Пименов В. 8 RIG 84 кг
Шлычков М. 24 RIG, «треугольник»
85 кг
Мухин К. 30 в спелео
«Решетка» 90 кг
Ахмедханов Т. 15 ГD 90 кг
Рудых А. 24 RIG, «треугольник» 112 кг


Сводная таблица оценивания спусковых устройств для промышленного альпинизма
при функциональных тестах

Для оценивания использовалось среднее арифметическое из баллов оценки устройств, указанных добровольцами-испытателями в заполненных ими анкетах.
Оценка производилась по 5 – бальной шкале, где 5 – наивысшая положительная оценка. Оценки для первых трех пунктов: очень значительное (1) – значительное (2) – удовлетворительное (3) – комфортное (4) – незначительное (5). Для последующих – аналогично школьной 5 – бальной оценочной системе.


Устройства
Критерии оценки
ANTHRON
DSD 30+25
EDDY = AXEL KONG INDY EVO PETZL RIG Climbing technology
SPARROW
TROLL ProALLP
Tech
«БАНДО-СТОП»
Серафимова
Промальп-БЕРКУТ
Орион-Альп 2012
Вес устройства, г:
Заявленный производителем 340 360 450 380 520 575 630
Фактический 340 360 390 540 600 410 630
Габариты, мм 190x80 125x70 200x60 175x70 180x85 150x95 270x75 220x90
Усилие удержания веревки рукой 4,92 4,08 3,92 4,44 4,6 4,91 4,05 4,5
Усилие натяжения веревки для начала спуска / стабильного спуска, для веревки
11 мм – 10 мм, измеренное, кг
5-6,75/
2,3-3,3
9,83-17,75
18,8-22
9 / 9
3,75-5,17/
1,5-1,0
5,0-6,5/
2,3-3,0
6,5-11,5/
3,5-6,5
13-12/
6-8
Усилие надавливания на рукоятку 4,5 4,27 3,08 4,22 4,54 4,0 3,7 3,19
Удобство работы с рукояткой 4,92 3,58 3,79 4,4 4,71 3,32 2,9 3,6
Плавность «троганья с места» 5,0 3,83 4,0 4,6 4,77 4,55 4,2 4,25
Выбирание веревки вверх 0 4,66 3,37 4,7 4,57 2,6 2,2 4,0
Стабильность плавность, прохождения по веревке 4,83 4,08 4,08 4,7 4,85 4,7 4,2 4,13
Важные замечания Совсем не идет вверх. неизвестна скорость износа. Опасно: для заправления веревки - устройство надо полностью отстегнуть! Чрезмерное усилие надавливания на ручку. «Антипаник» практически не работает. Есть большая статистика эксплуатации. Неизвестна надежность и скорость износа при эксплуатации. Сложная заправка веревки. Нет статистики эксплуатации. Управляется одной рукой. Опытный образец. Чрезмерное усилие на ручку. «Плюс» - крайне низкая цена. Есть большая статистика эксплуатации.


Выводы по устройствам

Если бы на Anthron DSD 30+25 можно было подниматься--он бы был безусловным лидером. Откинув критерий «выбирания веревки вверх», собственно для спуска – устройство остается самым комфортным и безопасным. Однако, у нас нет данных по его степени износостойкости. Очень заинтересовало всех новое устройство от Climbing Technology – SPARROW, заслужившее также самых высоких оценок. Для полноты картины не хватает статистики опыта практической эксплуатации – только исходя из которого можно будет судить о надежности конструкции и степени её износостойкости.

Возможно, незаслуженно невысоких оценок заслужил TROLL Pro ALLP Tech – но устройство действительно требует серьёзной тренировки и обучения перед использованием; обладает специфическими способами заправки веревки и подвески к обвязке. При этом оно на самом деле обладает уникальной способностью – позволяет так отрегулировать силу трения фрикционного механизма под любую конкретную веревку, что можно будет штатно спускаться вообще без участия рук. К сожалению, разочаровал новый INDY EVO Kong, у которого большинством испытателей отмечено чрезмерное усилие надавливания на ручку вплоть до болезненных ощущений, усугубляемых угловатой её конфигурацией; и низкое внутреннее трение при уже отжатой ручке – требующее удержания веревки со значительной силой. Возможно, для эксплуатации его требуются какие то очень специфические веревки или дополнительное обучение. Но пока мне непонятен факт сертификации его с нагрузкой 200 кг – если и с весом 1 человека усилие контроля веревки было одним из самых высоких из зарегистрированных.

Недавно получивший сертификацию EN 12841C – LORY, он же AXEL, он же EDDY – при всех его достоинствах (наличие антипаника, небольшой вес и габариты) обладает принципиальной опасной отрицательной чертой: для заправки в него веревки – его необходимо полностью отстегнуть от комплекта снаряжения. А это чревато возможностью уронить его. Другим «минусом» устройства является низкое внутреннее трение фрикционного механизма – в связи с чем требуется значительное усилие удержания веревки рукой.

Российский «Промальп-БЕРКУТ от компании Орион-Альп подтвердил в целом неплохие результаты, и своё твердое положение лидера из простых и надежных автоблокирующих устройств в дешевой ценовой категории. Модифицированное устройство позволило уменьшить нагрузку на ручку (хотя она и осталась значительной) и практически избежать свободного хода ручки и самого устройства при каждом шаге на подъёме. Многолетняя положительная статистика использования нескольких модификаций устройства также является серьёзным «плюсом» для него.

Экспериментальный опытный образец автоблокирующего спускового устройства, управляемого одной рукой, «БАНДО-стоп Серафимова» вызвал неоднозначную реакцию, во многом связанную с субъективно новой логистикой управления устройством, но в целом заслужил на удивление хорошие результаты.
Прогнозируемо уверенные результаты показал RIG Petzl. Несмотря на оценки – чуть выше среднего, – устройство обладает отличным от большинства других дополнительным критерием выбора: по нему имеется большая статистика по использованию, износу и наработке «на отказ». И в целом эта статистика – положительная. Кроме того, вес и габариты его – одни из самых минимальных. Характерным «минусом» устройства является кручение им веревки во время спуска.

В течение многих веков люди поднимались на вершины и преодолевали перевалы в военных, религиозных, торговых и научных целях. Начиная с ХVIII века альпинизм в Европе начал развиваться как вид спорта, стали разрабатывать методы страховки и спуска при помощи верёвки. Наиболее простыми способами торможения верёвки для страховки были: через скальный выступ с петлёй из верёвки и карабина, на снегу — через поясницу, ледоруб. Но такие способы не подходили для крутых и отвесных склонов. А для спуска по крутым и сложным участкам применялся другой метод спуска: верёвку обматывали вокруг тела или заправляли в карабин, тем самым увеличивая её трение, благодаря которому можно было контролируемо спускаться.

В 1912 году немецкий альпинист Ганс Дюльфер впервые применил метод спуска по верёвке, сидя на ней без специальных спусковых приспособлений. Этот метод позволял спуститься значительно быстрее нежели спуск лазанием со страховкой через рельеф, но при этом причинял дискомфорт и требовал постоянного контроля. Поэтому в СССР обязательно подстраховывались схватывающим узлом (Прусик, Маршара т.п.). Сейчас дюльфером называют спуск по закреплённой верёвке с помощью страховочно-спусковых устройств.

В зависимости от того, как на теле человека расположена верёвка, соответствующим будет и торможение:

  • а — спуск спортивным гимнастическим способом (на склонах средней крутизны);
  • б — спуск на крутых склонах с подстраховкой схватывающим узлом;
  • в — спуск с торможением, способом Дюльфера (через бедро) с подстраховкой схватывающим узлом.

Для сбора такой системы желательно использовать карабины одинаковой формы, защёлки карабинов должны смотреть в разные стороны.

Плюсы:

  • собирается из подручных средств;
  • можно работать на одинарной и двойной верёвке;
  • не крутит верёвку;
  • работает с верёвками разных диаметров;
  • достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
    нагрузкой одним человеком.

Минусы:

  • такая конструкция, особенно собранная при помощи молотка или ледоруба, требует постоянного контроля;
  • достаточно долго собирается и разбирается;
  • работает только в одном направлении — на спуск.

Узел UIAA (УИАА)

Показан один из способов вязки узла UIAA:

Узел UIAA — это самое простое, надёжное средство для спуска и страховки.

Плюсы:

  • для его использования нужен минимум снаряжения (страховочная система, карабин, желательно HMS, так как он для этого узла и разработан, и верёвка);
  • работает на верёвках любых диаметров;
  • быстро и просто собирается, разбирается;
  • легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска. Для блокировки UIAA применяется узел Мунтера-мула — он позволяет без рывков развязать его под нагрузкой;
  • работает в обе стороны — при необходимости перейти от спуска к подъёму
    не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и
    переходит в положение верхней страховки.

Минусы:

  • быстро изнашивается верёвка и карабин. При спуске на мокрой верёвке, особенно там, где много песка, карабин «пропиливается» на несколько миллиметров за пару дюльферов;
  • крутит верёвку;
  • для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный (HMS) карабин с муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже;
  • при спуске карабин нагревается, что может привести к оплавлению верёвки.

Страховочные устройства

Большинство происшествий в горах происходит не в момент штурма, а на спуске. Альпинисты теряли своих товарищей в простых, банальных ситуациях. Это и было толчком создания спусковых устройств.

С внедрением синтетических альпинистских верёвок были придуманы устройства, объединяющие в себе методы и функции страховочных и спусковых приспособлений, получившие название «страховочные устройства» (страховочно-спусковые устройства).

Страховочное устройство представляет собой конструкцию, закрепляемую с помощью соединительных элементов (карабинов) на страховочной системе или рельефе (на станции), через которую проходит страховочная верёвка, идущая от страхующего к лидеру. Также как сказано выше, эти устройства служат и для спуска по верёвке. В связи с этим часто их называют «спусковыми устройствами», «спусковухами». Необходимо помнить, что спусковые устройства, предназначенные только для спуска по верёвке (например «восьмёрка»), не могут быть использованы для страховки.

Страховочные устройства можно разделить на две большие группы:

1. Устройства с ручной блокировкой верёвки (EN 15151-2 «механические»).

В таких устройствах блокировка хода верёвки осуществляется за счёт трения верёвки об устройство и мускульной силы руки.

2. Устройства со вспомогательной блокировкой верёвки (EN 15151-1 «полуавтоматические»).

В таких устройствах первичная блокировка хода верёвки осуществляется с помощью механических или конструктивных деталей устройства, а затем — мускульной силы руки.

Как правило, для работы с современным страховочным устройством (за исключением полуавтоматических) потребуется HMS-карабин, то есть грушевидный. При этом пруток карабина должен быть достаточно толстым (примерно 10-12 мм), чтобы радиус перегиба верёвки был достаточно большим, а карабин должен быть выполнен из алюминиевого сплава или стали. Титановые карабины абсолютно непригодны для страховки из-за крайне низкой теплопроводности — разогревшийся от трения карабин может повредить верёвку.

Было придумано множество конструкций, некоторые из которых были удачными, но забытыми, а какие-то стали классическими. Дальше расскажем о самых известных из них.

Шайба Штихта

Шайба Штихта имеет две прорези для работы с одной или двумя верёвками. Работает на верёвках диаметром от 8 до 12 мм. При работе с верёвками небольших диаметров хорошо держит даже на обледенелой верёвке.

Свою родословную это устройство ведёт от звена обычной морской цепи (как вариант такого тормоза — карабинный тормоз). Фриц Штихт (Fritz Sticht) предложил использовать для торможения простейшую металлическую пластину со щелями.

Фото из группы Вконтакте " Библиотека Альпиниста"

Верёвка продевается в прорезь петлёй, в которую вщёлкивается карабин (или два — для сильного торможения). Торможение происходит за счёт трения верёвки о карабин и края прорези, а также зависит от угла охвата верёвкой Шайбы Штихта. В режиме сильного торможения (с двумя карабинами) Шайба Штихта превосходит степень торможения современных «стаканов» с клиновидными щелями, и становится незаменимой при работе на тонких верёвках.

Минусы — верёвка не фиксируется. При выстёгивании верёвки можно потерять шайбу, если не пристраховывать её отдельно. И ещё: нет разных вариантов заправки верёвки, т.е. нет возможности увеличивать или уменьшать трение без дополнительных карабинов или других приёмов. Также после нагрузки устройство «прилипает» к верёвке, что затрудняет её выдачу, поэтому к нему со временем приделали пружину. Позже, когда в конструкцию добавили страховочный тросик, необходимость в пружине отпала.

«Корзинка», «стакан», Reverso

Современные варианты страховочных устройств, работающие по принципу Шайбы Штихта, в обиходе имеют много названий: «корзинка», «стакан», «реверсо», «лукошко».

Reverso (Verso-вариант без дополнительных колец) — одно из самых популярных страховочных устройств фирмы , его название уже стало нарицательным для подобных устройств.

Устройства без подвижных элементов

Сейчас стали появляться страховочно-спусковые устройства, не имеющие механических подвижных элементов, но блокирующие верёвку при нагружении за счёт конструктивных особенностей.

  • авыдаём верёвку;
  • бвыбираем верёвку;
  • вустройство само блокируется, помогая остановить срыв. При этом необходимо обязательно нагружать свободный конец верёвки, выходящий из спускового устройства. Ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать свободный конец верёвки!!!
  • гспуск с возможностью контролировать скорость спуска.

Плюсы

  • Устройство само блокируется при срыве, что позволяет подстраховать человека.
  • Очень простая конструкция.
  • Меньший вес по сравнению с «полуавтоматическими» устройствами.

Минусы

  • Работает с одной верёвкой, что не позволяет использовать его в альпинизме.

Mammut Smart 2.0 работает аналогично , плюсы и минусы те же.

Mammut Smart Alpine предназначен для двух верёвок с возможностью использования в режиме «автоблок». Это устройство подходит для использования, как в скалолазании, так и в альпинизме.

Плюсы

  • Возможно использовать в режиме «автоблок».
  • Нет механических деталей, что облегчает эксплуатацию.
  • Не подвержено паническим рефлексам при использовании.

«Восьмёрка»

Устройства типа «восьмёрка» разрабатывались для спуска. Благодаря конструктивным особенностям, таким как «рога» или прорези в самом устройстве, можно по-разному заправлять верёвку в устройство, что позволяет изменить коэффициент трения.

Минусы

  • Не подходят для страховки, т.к. при глубоком срыве недостаточно трения эффективного удержания.
  • Невозможно раздельно управлять двумя верёвками, т.к. верёвки проходят вместе.
  • Верёвка сильно перекручивается из-за наличия перегибов в нескольких плоскостях.

Классическое спусковое устройство типа «решётка» со съёмными перекладинами. Конструкция позволяет легко снимать и устанавливать их на верёвку, регулируя силу трения в зависимости от меняющихся условий (вес верёвки, пользователя и т.д.). Компактное и лёгкое устройство.

  • Благодаря съёмным перекладинам устройство легко устанавливается на верёвку.
  • Регулируется под необходимую нагрузку.
  • Устройство защищено от нагревания при трении для защиты верёвки.
  • Не перекручивает верёвку при спуске.

Полуавтоматические спусковые и страховочные устройства с функцией самоблокировки

Спусковые устройства разработаны для обеспечения контролируемого плавного спуска, а страховочные — для обеспечения как нижней, так и для верхней страховки, также они повышают безопасность страховки, помогая остановить падение.

Одним из первых полуавтоматических спусковых устройств стал Petzl Stop. Он ведёт историю от спускового устройства, придуманного для спелеологов Бруно Дресслером, производимого и позже доработанного Фернандом Петцелем (основателем Petzl), а впоследствии применяемого и в альпинизме.

Устройство представляло собой стальную пластину, согнутую посередине, и закреплённые неподвижно внутри два валика. Заправленная в устройство верёвка изгибалась в форме буквы S, и трение, создаваемое в устройстве, позволяло контролировать скорость спуска, а также останавливаться простым натяжением одной рукой свободного конца верёвки, выходившего из устройства. Оно позволяло спускаться по верёвке (закреплённой внизу или в промежуточной точке), не скручивая её, что было особенно актуально для спелеологов. Не боялось грязи.

Современная версия этого устройства имеет уже две независимые друг от друга алюминиевые пластины. С прорезью у верхнего валика и специальной пластиковой клипсой в отверстии для крепления карабина к страховочной системе, что позволяет открывать устройство и быстро заправлять / извлекать верёвку. Также два неподвижных стальных валика можно по мере износа заменить на новые. Это значительно повышает ресурс устройства, т.к. спелеологи почти всегда работают с грязной и мокрой верёвкой, которая очень быстро протирает устройства, особенно алюминиевые.

на сегодняшний день — одно из самых популярных устройств среди спелеологов. Основные конструктивные элементы у него такие же, как у но он имеет подвижный несимметричный нижний валик, слитый с рукоятью. Благодаря этому, если отпустить рукоять во время спуска, валик (кулачок) перекашивается и прижимает верёвку к верхнему валику, тем самым останавливая спуск.

Плюсы :

  • Не крутит верёвку.
  • Сменные валики, что повышает ресурс устройства.
  • Контроль спуска.
  • Верёвка заправляется, не оттягивая устройство со страховочной системы.
  • При отпускании рукояти останавливает спуск, но есть возможность отключить этот режим с помощью карабина.

  • Можно при помощи верёвочного зажима или схватывающего узла подняться по верёвке.

Минусы

  • Для спортивного альпинизма на сегодняшний день тяжёлое и громоздкое.
  • Травит верёвку (поэтому, если нужно зависнуть во время спуска и отпустить, свободный конец нужно заблокировать узлом).

.

Также одно из первых полуавтоматических страховочных устройств, созданное Petzl в 1992 году. Оно было очень компактным и имело подвижный кулачок, который при нагрузке (при срыве или рывке) захватывал верёвку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания верёвки.

Для разблокировки устройства имелась рукоять. Нажав на неё, перекинув выходящую верёвку и прижав её к специальной щёчке (которая создавала дополнительное трение), можно было плавно приступить к спуску. На спуске контроль скорости осуществлялся рукой, удерживающей свободный конец верёвки.

Несмотря на автоматическую блокировку, нельзя было отпускать свободный конец верёвки, т.е. могла сложиться ситуация, когда кулачок не блокировался, и для помощи нужно было натянуть свободный конец верёвки. Например, это могло произойти из-за большого трения верёвки в оттяжках / об рельеф / из-за плавного соскальзывания по наклонной поверхности.

Подобная конструкция и техника работы с устройством осталась и на последующих моделях устройства.

Важно: устройство требует ознакомления с инструкцией и практики!

Плюсы

  • При рывке блокируются, что позволяет почти не прилагать усилия для остановки падения (более лёгкий страхующий может комфортно страховать тяжёлого лидера).
  • С помощью этого устройства и верёвочного зажима (жумара) или схватывающего узла можно очень эффективно подниматься на небольшое расстояние по верёвке в безопорном пространстве.

Минусы

  • Нет возможности работать с двумя верёвками.
  • Устройство конструктивно подвержено паническим рефлексам. Они проявляются, когда при спуске страхующий слишком сильно нажимает на рычаг — скорость спуска резко возрастает, и человек рефлекторно ещё сильнее давит рычаг на себя, полностью убирая блокировку устройству. Конструктивно это устранили только на последней модели GRIGRI +. Панический рефлекс можно устранить путём правильного использования устройства: перед началом спуска перекинуть верёвку через щёчку, увеличив трение, а на рукоять надавливать не всей ладонью, а несколькими пальцами.

  • Также при страховке, чтобы быстро выдать верёвку и не нарушать правило постоянного контроля, свободный конец верёвки нужно удерживать таким образом, чтобы свободный конец был в ладони, и большим пальцам правой руки нажимать на блокировочный кулачок.

Современное GRIGRI 2 — это компактное и ультралёгкое полуавтоматическое устройство, разработанное для комфортной работы на более тонких верёвках, с одинарными верёвками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для верёвок от 9,4 до 10,3 мм). Всего 170 г, на 25 % меньше и на 20 % легче предыдущей версии GRIGRI.

Минусы и плюсы те же, что и у предыдущей модели.

GRIGRI + — это последняя версия в семействе одного из самых популярных страхующих устройств, имеющая переключение между верхней и нижней страховкой и функцию антипаники, что позволило исключить минусы предыдущих моделей.

.

Устройства Кашевника

Из-за отсутствия в продаже специальных устройств энтузиасты в СССР вытачивали спусковые устройства кустарно. Одним из таких умельцев был Борис Лазаревич Кашевник, автор целого ряда приспособлений для спуска по верёвке и страховки, например, «Букашки-3».

а — закладка одной верёвки для страховки и спуска; б — закладка двух верёвок для страховки и спуска; в — максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения меньше); г — минимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения больше); д — фиксация верёвки; е — использование устройства в качестве амортизатора.

Наличие круглого и овального отверстий позволяет менять расстояние от карабина до пластины и тем самым выбирать оптимальную силу торможения в зависимости от конкретных условий.

Сертификация и маркировка спусковых и страховочных устройств

В СССР многое снаряжение создавалось кустарно. Было придумано множество действительно удачных приспособлений, однако они нередко приводили к травмам, потому что изготавливались из подручных материалов, не прошедших должной обработки, а испытания зачастую проводились теми же энтузиастами «в полевых условиях».

Для современного снаряжения разработаны нормы и стандарты, в которых прописаны технические требования к минимальной разрушающей нагрузке, используемым материалам, методам испытаний спусковых устройств, маркировке, типу устройств.

В России спусковые и страховочно-спусковые устройства не входят в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», нет технического регламента (стандарта для «СПОРТИВНЫХ» устройств), поэтому все пользуются европейскими стандартами EN 15151-1 и EN 15151-2.

Стандарты EN 15151-1 и EN 15151-2

Стандарт EN 15151-2: устройства с ручной блокировкой верёвки

  • Тип 1 : для спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 2 : для страховки и спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 3 : для спуска с функцией регулировки трения.
  • Тип 4 : для страховки и спуска с функцией регулировки трения.

Стандарт EN 15151-1: со вспомогательной блокировкой верёвки

  • Тип 5 : для спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 6 : для страховки и спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .
  • Тип 7 : для спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 8 : для страховки и спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .

Для промышленных устройств, применяемых в работах на высоте или спасательных операциях, существуют свои стандарты. Стандарты, разработанные для техники верёвочного доступа для спусковых устройств, называются EN 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска» и EN12841 «Устройства позиционирования на канатах». Такие устройства могут применяться в качестве компонентов в позиционирующих и удерживающих системах.

Маркировка

  1. Производитель.
  2. Название устройства.
  3. Направление установки верёвки:
  1. Рабочий конец верёвки.
  2. Свободный конец верёвки.
  1. Соответствующий стандарт.
  2. Этикетка качества UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций).
  3. Допустимые типы и диаметры верёвки.
  4. Серийный номер: номер партии продукции и год изготовления (на картинке расшифровка номера фирмы Petzl, у каждого бренда в паспорте к изделию указано, как расшифровывается серийный номер).

  1. Необходимо ознакомиться с инструкцией перед использованием.
  2. Организация, осуществляющая контроль за производством.

Последовательность, в которой указываются сведения, у каждого бренда своя.

Представляю Вашему вниманию первую статью и целой серии посвященной горной подготовке в арсенале выживальщика.

Первая статья посвящена снаряжению, а также технике спуска. Будут рассмотрены спусковые устройства "лукошко" и "восьмерка" и некоторые моменты самостраховки.

Т.к. я самоучка возможно совершаю некоторые ошибки, на которые, я надеюсь, мне укажут в комментариях. Но не забывайте про конструктивное и дружелюбное общение, не опускаясь до банального срача.

Прошу прощения за качество фото, света практически не было, снимали со вспышкой. Кое что пришлось доснимать дома.

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:

Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.
Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.


Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.


Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Веревка вывешена, подвесная надета. Дальше встегиваем спусковое устройство.
Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.
Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.
Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

В результате вывешивается пятая точка.


Доброго времени суток. Хочу предложить вашему вниманию обзор спусковых устройств для организации спуска по веревкам. Данный обзор является лично моим субъективным мнением, сформировавшимся в силу немалого опыта скалолазания и работы пром-альпинистом.
В своей непосредственном распоряжении я имею три спусковых устройства, остальными мне просто доводилось пользоваться.
Самое простое и наиболее известное спусковое устройство типа «восьмерка».


В зависимости от размеров отверстий, может использоваться как на одинарной, так и на сдвоенных веревках диаметром от 8 до 13 мм. В показанной модели маленькое отверстие может использоваться для спуска по тонким веревкам и для организации страховки.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Многофункциональность.
6.Небольшой вес.


1.Крутит веревку.
2.В некоторый моделях (например, как на фото) нет усов для фиксации веревки, что в свою очередь усложняет зависание на таком спусковом устройстве.

Моё любимое спусковое от petzl PIRANA. Несмотря на его схожесть с восьмеркой это устройство было разработано petzl специально для каньонинга, что внесло в его конструкцию некоторое количество хороших новаций.



Для справки: Каньонинг (англ. Canyoning или Canyoneering) - преодоление каньонов без помощи плавающих средств (лодки, плоты, каное, байдарки и др.) с использованием различной техники преодоления сложного водно-скального рельефа: скалолазание, спуск по веревке, прыжки в воду, плавание.
При прохождении каньонов используются альпинистские технические средства: верёвки, карабины, обвязки безопасности, спусковое устройство, каски и т. д.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Многофункциональность.
6.Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.
7. Возможность спокойно работать при спуске с большим весом.
8.Очень простая фиксация веревки для остановки и такое же легкое извлечение.
9. Небольшой вес.

Недостатки данного устройства:
1.Крутит веревку.

Спусковое устройство типа «Корзинка».


Очень легкое и удобное спусковое устройство, позволяющее одинаково комфортно работать как на одной, так и на двух веревках. Если у вас есть надежная точка крепления для веревки, этот малыш позволит вам в пару секунд просто пролететь необходимое вам расстояние.
По моему мнению, самое удобное устройство спусковое устройство которое можно применять для страховки на скальном маршруте.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Маленький вес.
6.Некрутит веревку.
7. Очень комфортная работа на двух веревках.
8. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.

Недостатки данного устройства:
1.Нет возможности зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.

Спусковое устройство «Решетка».

Возможно, я чуток перегну палку, но максимум чуток, если скажу, что это любимое спусковое устройство практически всех спелеологов. Я не очень его люблю, но это, наверное, больше связано с моим его непонимание и тем, что я не спелеолог. Большое количество моих знакомых пользуются различными его модификациями уже многие годы, и от них я слышу только положительные отзывы.

Плюсы данного устройства:
1.Простота.
2.Прочность.
3.Надежность.
4.Не требует ухода.
5.Некрутит веревку.
6. Очень комфортная работа на двух веревках.
7. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.

У следующего устройства так много народных названий, что лучше я возьму известное всем спелеологам SIMPLE.

Это младший брат, или сестра, стоппера от petzl. SIMPLE довольно удобное устройство для длинных спусков по одинарное веревке. Виду отсутствия торчащих элементов и деталей очень удобно в узких местах. Но как по мне на этом его плюсы заканчиваются.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.
2.Вес. (не очень тяжело но хотелось бы полегшее)
3.Отсутствие возможности использовать как устройство для страховки.
4. Нет возможности зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.
5.Нет возможности работать на двойной веревке.
6.Требует ухода.

Стопер от petzl.

Одно из самых популярных спусковых устройств для спелеологии в мире. Позволяет хорошо контролировать скорость спуска. Может быть установлено на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе.
Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки.
Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.
2. Возможность спокойно работать на мокрой, грязной, обледеневшей веревке.
3. Возможность зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.

Недостатки данного устройства:
1.Габариты.
2.Вес. (не очень тяжело но хотелось бы полегшее)
3.Отсутствие возможности использовать как устройство для страховки.

5.Требует ухода.

Автоматическое страховочное (спусковое) устройство GRIGRI 2.

Да простят меня любители наворотов, но я никогда его не понимал и не пойму.
Описание с сайта производителя:
Страховочное устройство с автоматической блокировкой для веревок от 8,9 до 11 мм.

Страховочное устройство с автоматической блокировкой GRIGRI 2 разработано для облегчения страховки. GRIGRI 2 одинаково хорошо работает и для страховки лидера, и для верхней страховки. Устройство может использоваться со всеми одинарными динамическими веревками от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм). Компактное и ультра-легкое устройство GRIGRI 2 долгие годы будет служить Вам верой и правдой в ваших скалолазных мероприятиях по всему миру. Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает лучший контроль во время спуска.

Техника страховки идентична классическим системам страховки: обе руки на веревке. Остановка падения осуществляется удержанием свободного конца веревки.
Блокировка: в процессе остановки падения страхующий удерживает свободный конец веревки, кулачок поворачивается и захватывает веревку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания веревки.
Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает превосходный контроль во время спуска. Одна рука удерживает свободный конец веревки, а другая отжимает рукоятку, чтобы разблокировать кулачок. Запатентованная конструкция рукоятки позволяет очень плавно протравливать веревку. В сочетании с сильным блокирующим действием кулачка это обеспечивает чувство полного контроля при спуске.
GRIGRI 2 - компактное и ультра-легкое устройство: всего 185 г (на 25% меньше и на 20% легче предыдущей версии GRIGRI).
Конструкция устройства включает в себя тормозную пластину и кулачок из нержавеющей стали для обеспечения длительного срока службы изделия.
Для работы с одинарными веревками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм).
Схемы установки устройства на веревку выгравированы на устройстве (на внешней и на внутренней сторонах).

А теперь поругаю это чудо техники. Лично мне абсолютно не понравилось с ним работать, хотя возможно все дело привычки. Мне было очень не комфортно выдавать веревку лидеру, если сделать это хоть с малейшим рывком, веревку тут же зажмет.

Плюсы данного устройства:
1.Некрутит веревку.
2. Возможность зависать (надежно зависать) на необходимой высоте не используя иных приспособлений.
3.Удобно для страховки второго в двойке.

Недостатки данного устройства:
1.Обилие механики.
2.Требовательность к веревке!!!
3.Вес.
4. Нет возможности работать на двойной веревке.
5.Требует ухода.