» »

Формирование способов звукового анализа. Формирование звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. Звуко-буквенный анализ слов

10.07.2022

Работа на уроке над звуковым анализом слова.

Учитель: Власова О.Г.

В работе над звуковым анализом слов использую пособие Н.Ю. Костылевой. Применяю его систематически. Это рабочая тетрадь. Распечатываю листами, на каждого ученика по мере изучения каждой буквы алфавита.

Игровой характер заданий интересен детям. Различные подобранные упражнения помогают ребёнку лучше понять абстрактный мир звуков, сформировать фонематические представления.

Так сначала: выделяются гласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах: аист, улитка, арбуз, ананас.

Дети учатся слышать звуки, устанавливать их местонахождение и последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие), соотносить буквы и звуки, читать слоги, слова и предложения, а также логически мыслить.

Особое внимание уделяю при этом развитию памяти, а помогают предметные картинки. Они удерживают в памяти анализируемое слово. Под картинкой – схема слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков. При этом, произнося слово по звукам ученик отмечает звуки цветовыми символами. Гласный – красный, твёрдый согласный – синий и т.д.

Под графической схемой в клеточки ученик вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа слова, перевести звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов.

Для построения звуковых моделей слова на самом начальном этапе овладения этим навыком применяла также графические схемы – модели звуков в виде квадратных карточек (согласные) и круглых (гласные) у каждого ученика. Так на уроках мы моделировали простые слоги и слова из одного слога, двух слогов (лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки).

Работа проводилась фронтально. Один ребёнок выполнял около доски, на демонстрационном наборном полотне, остальные за партами моделировали слова.

Работа также проводилась и самостоятельно в парах.

Индивидуально некоторым сильным ученикам (осуществлялся дифференцированный подход) предлагались для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.

Самостоятельное построение учащимися звуковых моделей слов использую в заданиях на дом регулярно. Проверяю эту работу систематически, что позволяет мне анализировать допущенные учащимися ошибки и устранять пробелы знаний в звуковом анализе слов.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, ᴛ.ᴇ. заложить основу для развития фонематического слуха.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, ᴛ.ᴇ. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделœения звуков в слове используется в учебнике ʼʼГрамотаʼʼ Л.Е.Журовой и др.
Размещено на реф.рф
(УМК ʼʼНачальная школа XXI векаʼʼ) в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются всœе звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови данный звук отдельно;

4. Обозначь выделœенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. В случае если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой данный звук обозначается;

7. Обозначь выделœенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца - ϶ᴛᴏ поможет ему не подменить звук, ᴛ.ᴇ. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: ʼʼчтениеʼʼ по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В ʼʼРусской азбукеʼʼ В.Г.Горецкого и др., а также в ʼʼАзбукеʼʼ Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слоᴦ. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделœенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют из себямодели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; узнать характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слоᴦ. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделœение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике ʼʼГрамотаʼʼ Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на базе разыгрывания ситуации ʼʼБолельщики на стадионеʼʼ: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Οʜᴎ кричат по слогам. Слоги - ϶ᴛᴏ такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное делœение из-за боязни, что впоследствии правильное делœение может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют ʼʼпо кусочкамʼʼ прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы ʼʼРусской азбукиʼʼ предлагают делœение на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, ᴛ.ᴇ. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое делœение нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделœения упора в подбородок, именуемый ʼʼприем кулачкаʼʼ. Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делœению слова на слоги ведется работа по определœению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают ʼʼпозватьʼʼ или ʼʼспроситьʼʼ слово, ᴛ.ᴇ. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слоᴦ. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всœегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слоᴦ. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слоᴦ. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определœения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра ʼʼРусский, польский и французскийʼʼ:

Вы заметили, ребята͵ что в русском языке ударение может падать на любой слоᴦ. А есть такие языки, в которых ударение падает всœегда на один и тот же определœенный слоᴦ. К примеру, во французском языке ударение всœегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слоᴦ. К примеру, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всœегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте" 2017, 2018.

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

  • II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  • II. ТАКТИКА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В БОРЬБЕ С ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ОППОЗИЦИИ.
  • III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  • Методика - (греч. methodike) – часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.

    Звуковой анализ слов в современной методикепонимается как:

    1) выяснение порядка следования фонем в слове;

    2) установление различительной функции фонем;

    3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

    Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

    Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

    В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т.д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой.

    Разновидности звукового метода:

    Звуковой аналитический метод (от слова к звуку)

    Звуковой синтетический метод (от звука к слову)

    Изначально звуковой метод обучения возник в Германии (1527 г.), и его первооткрывателем стал В. Икельзамер.

    Только после К.Д. Ушинского стало развиваться аналитико – синтетическая деятельность учащихся. Она заключалась в следующем: текст и слова расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и письме из них снова строили слова и их сочетания. Над совершенствованием методики в этом направлении работали: Н.А.Корфа, В.И. Водовозова, И.И. Паульсона и других, а в 20 веке – С.П. Редозубова, А.И. Воскресенской, Л.К. Назаровой, В.А. Кирюшкина и др.

    На уроках обучения грамоте немало времени отводится на звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

    Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма.

    Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Осветим одни из основных приемов.

    К приемам анализа относятся следующие позиции:

    1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).

    2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

    а) выделение из предложения звука-слова «и» из предложения по картинке «Слива и груша», звука-слова «а» из предложения: «Это собака, а это кошка»;

    б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

    в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм - ам, сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к, ма-к;

    г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра, Ссааа-ша; .

    д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяется и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.;

    е) перечисление слов с одним начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, кисель, крыша;

    ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке - лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к.

    Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками. Например: звук [д] - дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал. Не рекомендуется приводить примеры, где происходит позиционное чередование.: сад [сат], подставка [потстафка].

    3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же - по слоговому составу, например: Слава - Сла-ва - с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный [а]. Можно указать также: согласные с, л, в - твердые.

    Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора.

    4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.

    В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует сам навык чтения.

    Приемы синтеза:

    1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).

    2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки.

    3. Чтение слов по подобию: мама - Маша - Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр - сор - сом - сок.

    4. Группа приемов, которые требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе. Для организации таких работ на уроке следует иметь такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное - на доске и индивидуальные - на партах у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак - планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; кадоскоп, позволяющий проецировать буквы на экране, составлять из них слоги и слова.

    Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал - мала, сор - сорт, рот - крот, мел - смел. Добавление звука в середине слова: плот - пилот, трава - травка. Перестановка звуков: пи-ла - липа, хорош - шорох, лиса - сила и т. п. Перестановка слогов: сос-на - на-сос, но-ра - ра-но и т. п.

    Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина -: маши и т. п.

    Добавление слога: на-ша - На-та-ша, мы - мы-ло, са-ни - са-ни-тар; ро-сли - сли-вы и т. п.

    Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке.

    Отдельно рассмотрим игровую методику обучения фонемному анализу слова, разработанную Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

    1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

    2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

    3. Назови этот звук отдельно;

    4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

    При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

    1. // -- // -- //

    2. // -- // -- //

    3. // -- // -- //

    4. Определи, гласный он или согласный;

    5. Если согласный, то твердый или мягкий;

    6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

    7. Обозначь выделенный звук фишкой.

    При проведении звукового анализа важны две детали:

    1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

    2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

    В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

    1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

    2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его? Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

    3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

    4. Охарактеризуй новый звук.

    Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

    Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др.

    Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе».

    К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, те-традь, а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

    Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

    В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. (УМК «Школа России»).

    Кроме вышеперечисленных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

    Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного.

    Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский». В этой игре учитель объясняет особенности этих языков: во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний. И предлагает детям попробовать прочитать слова так, как их прочли бы француз и поляк.

    Обобщая, подчеркнем, что не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением,- это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают «проблемные» ситуации - развивают - наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу.

    Решение лингвометодических задач №15, 16, 22, 26, 31, 33, 65, 90, 93, 94, 95, представленные в пособии В.В. Антохиной «Тренажер по методики формирования профессиональной компетенции в развитии умения учиться».

    15. Ученики должны были выделить первый звук в слове ЭТАЖ. Укажите ошибочный ответ:

    1) [э]

    прием последовательного интонирования звуков в составе слова.

    16. Ученики выделили первый звук в слове ОКНО.

    Укажите ошибочный ответ.

    Варианты ответа:

    1) [о];

    Какой приём следует использовать для формирования у школьников УУД самоконтроля? – Интонирование звуков в слове.

    22. Первоклассники выделяли 1-ый звук в слове КОТ.

    Укажите ошибочные ответы.

    Варианты ответа:

    1)[кэ];

    3) [ка].

    Какие типичные ошибки допущены ошибки?

    Дети смешали буквы и звуки, не обнаружили навыка УУД осознания способа действия и самоконтроля.

    26. Какие из слов, предложенных учителем на уроке чтения для выделения звука [о] отобраны правильно с лингвистической точки зрения?

    Варианты ответа:

    1) огурец;


    1 | | |

    Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К.Д.

    Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать речевой слух у детей, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

    Фонетический разбор - основной вид упражнений, который развивает фонетические способности учащихся.

    По мнению Д.Б. Эльконина, фонемный (звуковой) анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове .

    В методике различают собственно фонетический (звуковой) и фонетикографический (звукобуквенный).

    Цель собственно звукового разбора – это характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам. Собственно звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. При переходе к изучению букв, как показывает практика преподавания, звуковой разбор полностью исключается из употребления.

    Мы думаем, что звуковой разбор может использоваться на всём протяжении обучению языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

    Во-первых, этот вид фонетического анализа убеждает, что со звуками можно работать и без букв, а это очень важно, чтобы освободить школьника от переоценки роли буквы.

    Во-вторых, способы осознанного звукового анализа, сформированные без опоры на буквы, воспитывают у ученика отношение к материи языка как некой реальности, с которой можно производить свои особые действия и которая предполагает специфические средства контроля за выполнением этих действий.

    Рассмотрим и проанализируем программы и учебники по русскому языку разных образовательных систем.

    Анализ программы Т.Г. Рамзаевой (образовательная система «Школа России») показывает, что выдвигаются такие требования к умениям учащихся: производить анализ делением слов на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж (2 класс) .



    В 4 классе программа предлагает проводить звукобуквенный анализ систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений. Для анализа взяты слова типа лодка, школьный, площадь.

    В учебнике Рамзаевой Т.Г. для 3 класса предлагается порядок звукобуквенного разбора слов на форзаце:

    1. Напиши слово, поставь знак ударения.

    2. Определи, сколько слогов в слове.

    3. Сколько гласных букв и сколько согласных?

    4. Какой звук обозначает согласные буквы: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

    Образец записи:

    Льдинка – 2 слога, 6 звуков, 7 букв; 2 гласных, 4 согласных, [л ] - звонкий, мягкий; [д ]– звонкий, мягкий; [н ] - звонкий, твердый; [к ]– глухой, твердый.

    Как видим, под фонетическим разбором понимается звукобуквенный анализ.

    Составители учебника Русский язык 2. класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. предлагают такой порядок звукобуквенного анализа слова:

    1. Прочитай слово, поставь ударение.

    2. Раздели слово на слоги.

    3. Прочитай ударный слог.

    4. Прочитай безударные слоги.

    5. Назови звуки, какими буквами они обозначены.

    6. Дай характеристику звуков.

    7. Сосчитай, сколько в слове звуков, сколько букв.

    В данной системе обучения «Школа 2100» по программе Бунеевых Р.Н. и Е.В. в период обучения грамоте дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ доступных слов.

    Основные требования к умениям второклассников: производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах.

    Таким образом, в данной программе под фонетическим разбором понимается звукобуквенный [Программно-методические материалы. 2000. С.37, 44, 215, 227, 231, 236].

    В учебниках Поляковой A.B. по русскому языку (система развивающего обучения Л.В. Занкова) порядок разбора не предлагается, хотя раздел «Фонетика» представлен с 1 по 4 классы.

    В программе по развивающей системе Л.В. Занкова в основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам за 1 класс написано, что учащиеся должны уметь:

    Производить фонетический разбор: вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов и ударный слог;

    Различать твердые и мягкие согласные;

    Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком и различать эти способы обозначения мягкости согласных: с одной стороны, буквами, которые обозначают звуки, с другой - мягким знаком, который никакого звука не обозначает;

    Различать звонкие и глухие согласные звуки [Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.; 2005. С.49].

    В соответствии с действующей сейчас вариативной программой по русскому языку в системе Л.В. Занкова фонетические знания также являются ведущими в букварный период. Это вполне справедливо, так как они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям - чтению и письму.

    В первый месяц обучения по букварю [Андрианова Т.М., Андрианова И.Л., 2003] на фоне знаний о речи, предложений, слове проводятся наблюдения позиционной смены звуков. Ученики, сопоставляя слова, слышат разницу в произношении гласных и согласных, составляют двуцветные схемы (гласные - красный цвет, согласные - бесцветные).

    Затем также при сопоставлении слов (мал – мял, Маша - Миша) устанавливается разница в произношении твердых - мягких согласных. Делается вывод о том, что для правильного чтения согласного необходимо посмотреть, какой гласный следует за ним, составляются трехцветные схемы: (мягкий согласный - зеленый цвет, твёрдый согласный - синий цвет, гласный - красный цвет).

    Итак, на первом этапе обучения чтению по развивающей программе Занкова звуковой анализ превалирует над самой процедурой чтения.

    В данный период ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах.

    В системе развивающего обучения Л.В. Занкова работа над звуковым анализом ведется в основном в букварный период, а затем она проводится над звуком и буквой параллельно. Во 2, 3, 4 классах работа над собственно звуковым анализом не планируется, а в основном идет звукобуквенный разбор слов.