» »

Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц. методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему. Коррекционное занятие «Звуки - и буквы Ц-Ч Дифференциация звуков ц ч речевой материал

10.07.2022

Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе сдетьми по формированию правильного звукопроизношения, который направлен на умение различать определенный звук от близких по звучанию или по способу и месту образования.

Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Дифференциация звуков у логопатов проводится с опорой на анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный,кинестетический. Использование этих анализаторов определяется характером нарушения.

У многих логопатов замены обусловлены нечеткостью фонематических процессов и представлений о звуках. У большинства ведущим нарушением является слуховая дифференциация. Поэтому работу по дифференциации звуков логопед начинает с опоры на более сохранное зрительное восприятие, кинестетические ощущения и тактильные, которые получаем от органов артикуляции во время произношения звуков.

Использование кинестезии при дифференциации аффрикатов часто требуется предварительная работа по развитию и уточнению кинестетических ощущений с опорой на тактильные и зрительные ощущения у ребенка. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи. В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, мес-то каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизноси-тельной дифференциации.

К числу довольно распространённых взаимозамен относится смешение аффрикатов: [ц] - [ч], [ч] - [щ].

Причин возникновения нарушений произношения звуков [ч] и [щ] несколько. Первая — едва различимая на слух общая составляющая этих звуков: звук [ш], входящий и в звук [ч], и в звук [щ]. Вторая — едва ощутимое движение кончика языка вверх и касание боковых зубов при произнесении звука [ч].

Звуки [ч] и [ц] — смычные, каждый из этих звуков образуется путем слияния двух звуков: для звука [ч] — это [т + ш], а для звука [ц] — это [т + с].

Смешивая эти звуки, дети просто не чувствуют разницу в произношении, которая приводит к тому, что вместо двух звуков ребенок произносит только один.

Одна из главных причин подобных нарушений лежит в нарушении или снижении слуха, что препятствует различению звуков в спонтанной речи (фонематическое восприятие). Причина может крыться и в нарушении подвижности языка, в неправильном прикусе или посадке зубов. Обычно в таких случаях ребенок знает, как правильно произносить звуки, но не может их произнести без стоматологического или ортодонтического лечения.

Дифференциация конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

  1. предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
  2. этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ц необходимо обратить внимание на его произнесение: звук [ц] образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с]. При произнесении звука [ц] губы раздвинуты в улыбке, зубы сомкнуты или сближены (зубы размыкаются при произнесении звука [ц] в прямых слогах (ца, цо...)), кончик языка сначала упирается в нижние резцы (примерно как для звука [с]): язык вогнут и приподнят. Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом (около альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. Когда происходит выдох, передняя часть языка размыкается с нёбом, кончик языка отскакивает от нижних резцов. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука поднеся ладонь к губам, можно почувствовать умеренный толчок холодной воздушной струи, голосовые складки не дрожат. Звук [ц] — твердый, глухой.

Звук [ч] образуется путем последовательного произнесения звуков [т’] и [щ]. При произнесении звука [ч] происходит смена двух артикуляций: сначала кончик языка опущен, прикасается к нижним резцам. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому нёбу. В следующий момент происходит разрыв смычки, и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее ар-тикуляции звука [щ]. Граница между элементами артикуляции не улавливается на слух. Губы выдвинуты вперед и округлены, нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость, голосовые связки разомкнуты. Выдох производится резким толчком теплой струи воздуха.



Звук [щ] — протянутый (долгий) мягкий шипящий звук: [ш’-ш’-ш’]. При произнесении звука [щ]: губы вытянуты вперед и округлены; язык широкий, поднят к верхним альвеолам, кончик языка свободен, боковые края языка прижимаются к коренным зубам, передняя часть спинки языка прогибается, средняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед; сильная, теплая воздушная струя проходит по середине языка через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие, например, звук ц и не имеющие его (да, ца, во, ны, цы, лу, цо, цу). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук [ц].

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:

  1. Поднять соответствующую букву на заданный звук.
  2. Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется задан-ный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например, на первом этапе дифференциации звуков ц и ч исключаются слова со звуком ч и другими сходными звуками. Примерные картинки: заяц, отец, лук, леденец, цапля, парта, лопата, курица, цветок.
  3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки. Картинки при этом не называются.

    Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления о нем.

  4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
  5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа поставить черточку. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным звуком, то он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, т.е. слева. Если слово не имеет в своем составе нужного звука, то кружок ставится (или записывается слово) справа.

4. Определение места звука в слове : в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения . Дается, например, задание выделить из предложения слова, включающие заданный звук. По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Для дифференциации звуков предлагаются следующие виды занимательных игр и упражнений:

1. «Поймай звук в ладошки»
Хлопните в ладошки, если услышите звук [ч]. Логопед произносит сначала звуки [ч, ц, ч, ц, ц, ч], затем слоги: ЧА, ЦО, ЦА, ЧО, ЧА, ЦА, ЧУ, ЦУ и, наконец, слова: цапля, цветок, почка, чайка, курица, почта, огурец, калач.

2. «Две шеренги»
Дети должны разложить картинки на парте так, чтобы с одной стороны оказались картинки на звук [Ч], а с другой - на звук [Щ].

3. «Звукоед»
Логопед показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, т.к. этот звук проглотил старичок Звукоед, например: вра_, ле_, гра_, лу_, пла__ и т.д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который слышится в конце слова.

4. «Вставьте пропущенный звук»
Логопед произносит слово, но вместо заданного звука хлопает в ладоши. Дети должны заменить этот неречевой звук речевым [ч] или [щ].
Например: чайка- хлопок - айка, борщ - бор - хлопок.

5. «Добавлялки»
Подскажите последний слог со звуками [ч] или [щ]:
- добавьте слог - ча- или -ща-: ку..., гу..., пи.., да..., пу...., добы..., ро..., све... ;
- добавьте слог - чи- или -щи-: встре..., пла.., зада.., ре..., ме.., хво.... ;
- добавьте слог - чик- или -щик-: бан.., пла..., зай.., пон..., кладов.., маль..., тансов..;

6. «Шифровальщики»
Я называю слово, а вы на партах выкладываете буквы, соответствующие звукам Ч или Щ, которые услышите в этом слове.Рисунок из букв на партах: Щ Ч, Ч, Ч, Щ.

7. «Радисты»
На корабле сломалась рация, и отважный капитан никак не может получить или передать позывные на землю. Повторяйте по очереди за мной то, что услышите, а ваши пальчики обеих рук перебирают по столу «кнопки рации». (Пальцы работают, как при игре на пианино.)

Ща - ща - ща
ча - ща - ча
щи - чи - щи
щу - чу - чу
че - ще - че
ащ - ач - ач
оч - ощ - оч
ищ - ич - ич
эщ - эщ - эч
ущ - уч - ущ
ач - оч - ущ

ча—ца - ча
чо—цо - цо
чу—чу - цу
чи—цы - чи
че—це - це
цы—чи - чи
ач—ац -ач
еч—ец - ец
оц—оч - оц
уц—уч - уч
яц—яч - яц

ца—ча—ща
цы—чи—щи
що—чо—цо
ще—че—це
ац—ач—ащ
яц—яч—ящ
ащ—ач—ац
ящ—яч—яц
цо—чо—що
це—че—ще
щу—чу—цу

оц—оч—ощ
иц—ич—ищ
ощ—оч—оц
ищ—ич—иц
цу—чу—щу
ща—ча—ца
щи—чи—цы
уц—уч—ущ
ец—еч—ещ
ущ—уч—уц
ещ—еч—ец

8. Игра «Испорченный телефон»
Если услышишь по телефону правильное название картинки, подними зеленый кружок, если картинка названа неправильно - подними красный кружок:
МЯЩ, МЯЧ, ОБРУЩ, ОБРУЧ, ЧУКА, ЩУКА

9. Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].

10. Соедините картинки с буквой ч и щ.

11. Найдите буквы щ, ч, ц и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ

12. Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).

13. Чтение слогов с буквами ч, щ:

ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ

14. Запишите слова с ш и щ в два столбика: ..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.

15. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в словах:
овца—куча—гуща цепь—чей—щель лицо—плечо—ещё
целина—четыре—щетина зацепка—чётко—щепка цапля—чайка—ищейка
цирк—чирк—щит овца—бахча—борща цемент—чехол—щегол

17. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в предложениях.
Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На улице дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий.

18. Следующая шифровка : прочитать словосочетания, вставить пропущенные буквы Ч или Щ. Списать словосочетания, выделяя буквы и звуки:
Мо...ный тяга, ...у...ка на крю...ке, про...ная...етина, при...епки в я...ике, пти...ий...ебет, ве....и для у...а...ихся, мо...ёная уло...ка, ...ие...ики на поло...ке, Людо...кин пла..., хи...ник в...а...ёбе, ...ерда...ное поме...ение, ве...ер в у...или...е

19. Впишите пропущенные буквы Ч - Ц - Щ:
Роща
Весной в ро__у прилетело много пти__. Всех приметней гра__и и сквор__ы. __ёрные и проворные. Хлопо__ут пти__ы в __а__е. Тре__ат су__ья и вето__ки. Это пти__ы делают жили__е. Лу__исто светит солн__е. Весело __ебе__ут пти__ы. Пти__ы выводят птен__ов. Птен__ам нужна пи__а — жу__ки, __ервя__ки, гусени__ы. Пти__ы и__ут пи__у не только в ро__е. Летают и на поля.

20. Прочитайте и перескажите текст.
Рачок-мореход
После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились за днище рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:
— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.
Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать — ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.
«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».
В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испытать в плаванье.
(По Г. Снегирёву)

Литература

1. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. - Изд. 5-е. - Ростов н\д: Феникс, 2006. - 445с.
2. А.С. Герасимова, О. С. Жучкова, В.Г. Кузнецова Уникальная методика развития речи дошкольника. - СПб.: Издательский Дом «Нева» М. : ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 688с.
3. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет \ авт. - сост. Е.А. Лапп. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.

Цели:

1. Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

2. Образовательные:

  • умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
  • расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
  • дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
  • освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • формирование навыков работы по инструкции.

3. Воспитательные:

  • воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

  • рабочие тетради;
  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед: Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед: Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед: А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед: Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед: Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед: Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед: Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед: Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед: Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед: Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед: А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.

10. Итог занятия.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
  2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
  3. Пименова Т. И. Выговаривать хочу... Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.

ВИДЫ РАБОТ

1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц - тс).

2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение перво­го звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч - т"ш").

3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:

а) сходство: глухие, взрывные, сложные;

б) различие: место образования.

При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).

При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних аль­веол.

При звуке ц губы улыбаются.

При звуке ч губы вытянуты в трубочку.

При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.

При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц-ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)

4) Связь звука с буквой:

А) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:

верхний эле­мент - верхнее положение языка);

Б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном це­пи (буква ц.

Запомнить: нижнее положение языка - нижний элемент буквы).

5) Чтение слогов.

ца - ча цы - чи чач цоц цоч

цо - чо це - че чац цач чоч

цу - чу цац чоц

6) Выборочно записать слоги под диктовку.

7) Дифференциация ц - ч в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, при­чёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почи­стил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.

8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).

Шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.

9) Выписать в две колонки слова с сочетаниямича и ца .

Образец: ча ца

дача улица

Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельни­ца, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.

10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч .

Образец: крыльцо-крылечко, заяц-зайчик.

11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.

Образец: столица-столичный.

спи-а - спи-ка

творе- - твор-еский

певе- - пев-еский



стреле- - стрель-атый

полководе- - полковод-еский

солн-е - солне-ный

столи-а - столи-ный

коне- - коне-ный

огуре- - огуре-ный

ов-ы - ове-ий

сите-, сит-ик, сит-евый

рубе-, руб-ик, заруб-евались

мельни-а, мельни-ный, измель-ить

12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:

а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.

б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.

13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.

Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.

Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.

14) Предложения для анализа и записи.

Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине до­роги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кла­дёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.

15) Диктанты.

1) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Це­лый вечер девочки вышивали цветы.



2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различ­ное время: грач прилетает в марте, а ласточка-только в на­чале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на про­талине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. При­лети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.

3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не за­цветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник - это апрель. Если на берёзе се­рёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.


Дифференциация звуков Ч-Т


Наша Таня

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке мяч!


Дифференциация звуков Ч-Ц

Произносить слоги.
Ча-ца чо-цо цу-чу чи-цы че-це

Ца-ча цо-чо цу-чу цы-чи це-че

Ач-ац ец-еч ац-ач оц-оч

Уц-уч яц-яч мц-ич кц-еч

Иц-ич оч-оц уц-уч яч-яц

Дифференциация звуков Ч-Ц

Произносить слова со звуками Ц и Ч.
Лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек.

Дифференциация звуков Ч-Ц

Произносить предложения.

Печет солнце. Вова очистил яйцо. Цветет черемуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец кует горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться-всегда пригодиться. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок, цок, цок. У мельницы злиться река.


Дифференциация звуков Ч-Ц

Произносить тексты.
Загадка Осторожные

На окне цветок колючий Смолк над лесом гром

Смотрит за околицу гремучий

Вы его не троньте лучше-. Целых три часа назад.

Очень больно колется. Но грибы на всякий случай

Из-под зонтиков глядят.

(Кактус ) (В. Орлов )


Дифференциация звуков Ч-Ц

Выучить наизусть стихотворение.

До чего она мала.

Набирает сладкий сок

Наша пчелка в хоботок.

А цветок качается-

Это ей не нравиться.


Дифференциация звуков Ч-Т

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи это яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было , а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз темный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову )


Дифференциация звуков Ч-Т

Произносить и пересказывать текст.

Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой-сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой-всю паутину разорвала и улетела.

Дергается паутина-паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок-ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская )


Дифференциация звуков Ч-Ц

Произносить сочетания слов.
Дача-яйца плечо-лицо бахча-овца

Чеки-цепи челюсть-целый добыча-водица

Чех-цех чирикнуть-циркуль меч-жнец

Чайка-цапля жарче-сальце гречка-грецкий
Черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.


Дифференциация звуков Ч-Ц

Произносить и пересказывать текст.

Первый червяк

Повела курица цыплят учить червяков искать.

Червяки бывают всякие, и найти их не просто, -учила курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка.

Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.

Это и есть червяк, - кричал цыпленок.

Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.

После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братьям.

Вот что такое червяк, -сказали цыплята и бросили… гвоздь.


Дифференциация звуков Ч-Щ

Произносить слоги.

Ща-ча що-чо щу-чу щи-чи

Ще-че ча-ща чо-що чу-щу

Чи-щи че-ще

Ащ-ач ощ-оч ущ-уч ыщ-ыч

Ящ-яч ющ-юч ищ-ич ещ-еч

Ач-ащ оч-ощ уч-ущ ыч-ыщ

Ящ-яч юч-ющ ич-ищ еч-ещ

Дифференциация звуков Ч-Щ

Произносить слова со звуками Щ и Ч
Чаща, чище, щетка, щука, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий.

ЗАНЯТИЕ Дифференциация звуков Ц – С - Ч.

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Попеременное произношение звуков Ц-С, слоговых рядов и слов содержащих эти звуки.

3. Д/и «Наоборот» (сопоставление звуков Ц-С)

са-са-са со-со-со су-су-су сы-сы-сы

Ребенок: ца-ца-ца

4. Д/и «Закончи слово»: насо…, пехотине…, пылесо…, бое…, кузне…,пё…, ква…, ледене…, анана…, автобу…, огуре… и т.п.

5. Прослушать стихотворение и выделить слова со звуками Ц и С.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ Ч-С-Т-Ц

Составитель

учитель-логопед

I квалификационной категории

Ескина Лариса Ивановна

Материал предназначен для детей, имеющих дефекты произношения. Проговаривание и чтение данного материала способствует быстрой дифференциации звуков речи.

    Не скучно Сане

свистеть часами.

    Сеня буквы изучает,

Сима азбуку читает.

    Чибис сочиняет песни,

Сочинитель он известный.

    На стене часы висят,

Но не ходят, а стоят.

День и ночь они скучают:

О починке все мечтают.

    Чайка чистит пятачок,

Чайник, печку, мяч, бачок,

Баночку, часы, посуду.

Чистота будет повсюду.

    Мечтаю я стать силачом,

Ведь силачу все нипочем.

Смельчаку и силачу

Любое дело по плечу.

    Гусь гогочет и гогочет,

Не пойму, чего он хочет?

Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

    Учатся медведи

Ездить на мопеде.

Учатся олени

Танцевать на сцене.

Чтобы обо всем узнать.

    Целый месяц лисице

Очень плохо спится.

Мечтает лисица

Навестить куницу.

Сплетница лисица

В неведенье томится:

Зачем куница

Ездила в столицу?

    Тысячу частушек

Спела Таня Свете.

Танины частушки

Обо всем на свете:

О чистой водице,

О смелой кунице,

О чуткой медведице,

О чудесах и волшебнице.

ЧИП – ПОЭТ

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», – думает паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие легкие сети плетут паучки, какие беспечные песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в клетке мечтает. Очень хочет он помочь кому-нибудь: часики починить, песенку сочинить, блинчиков испечь.

Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» и угостили меня чем-нибудь вкусным, - думает он.

Днем к клетке подошли девочки.

Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? – сказали они.

Оказывается, мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ СМЫЧОК

Этой ночью у маленького кузнечика исчез смычок. Печальный сидит он на стебельке одуванчика. Из-под листочка вылез паучок.

Отчего ты в слезах?

Никто не узнает, какую чудесную музыку я сочиняю, - всхлипывает кузнечик. – У меня исчез смычок.

Пойдем к светлячкам. Они по ночам не спят, а помогают всем искать путь в темноте. Много всякой всячины находят они в ночном лесу.

Светлячки впустили гостей и показали им свои находки. Чего только нет в чемодане светлячков: чьи-то часики, сумочка, очки, мячик. А вот и смычок!

Какая удача! Я снова музыкант!

Взмах смычка, и полились чудесные звуки. Светлячки и паучок сидели на диване и удивлялись, как вдохновенно звучит сегодня музыка маленького кузнечика.

ЧИП-ТКАЧ

Заказала модница-бабочка паучку Чипу платье для танца. День и ночь ткал паучок. Днем ему помогали гусеницы, а ночью – светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилось чудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЕТ ЧИПА

Жил-был маленький паучок по имени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он сможет когда-нибудь полетать. «Птички летают, пчелки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» - думал он.

И вот однажды сплел Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понес паучка. Чип от радости даже запел:

«Чудесный полет,

Прекрасный полет,

Вот только бы мне

Не сбить самолет».

Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! Может ты и чирикать научился?»

А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил. 9

В ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят паучки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.