» »

Чтение скороговорок как средство развития речи ребенка. Развитие речи ребенка с помощью скороговорок. Какие бывают скороговорки

10.07.2022

Скороговорки – чистоговорки для автоматизации и отработки в увлекательной и шутливой форме, определённых групп звуков. Используя чистоговорки, добиваемся: Улучшение подвижности языка, губ, нижней челюсти; формирования правильного звукопроизношения; развиваем и совершенствуем речевой слух; вырабатываем отчётливую и ясную дикцию.

Материал для автоматизации и дифференциации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорка - как средство исправления речевых дефектов.

Скороговорки или чистоговорки - это несложный, как правило, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст. Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребёнка, их надо применять как можно чаще.

Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:

2.Шёпотом.

3.Вслух, в медленном темпе, а затем в быстром.

4.Шёпотом, но быстро.

5.Меняя интонацию.

6.Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками проговаривать

Скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.

7.Проговорить скороговорку, подбрасывая мячик из одной руки в другую.

8.Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

9.Предложите проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.

10.Предложите проиллюстрировать скороговорку: Что можно нарисовать к данной

Скороговорке? Передать сюжет скороговорки.

Необходимо помнить, детям, у которых быстрый темп речи, следует предлагать произносить скороговорки в замедленном темпе. Детям с замедленной речью – в обычном темпе или слегка ускоренном. Чтобы речь развивалась, надо следить за чёткостью произношения каждого звука.

Вот некоторые простые скоро – чистоговорки для развития речи ребёнка.

С,с’

са – са – са – вот летит оса

са – са – са – на траве роса

со – со – со – у Сони колесо

со – со – со – у телеги колесо

су – су – су – мы видели лису

су – су – су – яблоки несу

сы – сы – сы – у сома усы

ас – ас – ас – мы купили квас

аска – аска – у меня маска

си – си – си – сена накоси

иска – иска – на столе миска

З, з’

за – за – за – вот идёт коза

зу – зу – зу – мы ведём козу

зу – зу – зу – мы пасём козу

зы – зы – новые тазы

зе – зе – зе – дали траву козе

цо – цо – цо – мы вымыли лицо

цы – цы – цы – сильные борцы

ац – ац – ац – мягкий матрац

ец – ец – ец – поёт певец

ша – ша – ша – мама моет малыша

ши – ши – ши – это малыши

шу – шу – шу – я письмо пишу

шу – шу – шу – я флажком машу

ашка – ашка – на ветке букашка

ошка – ошка – на окошке кошка

ышка – ышка – маленькая мышка

жа – жа – жа – иголки у ежа

жу – жу – жу – молока дадим ежу

жи – жи – жи – у меня ножи

жу – жу – жу – я флажок держу

ща – ща – ща – дайте мне борща

щу – щу – щу – я тебя ищу

ще – ще – ще – он идёт в плаще

щи – щи – щи – ты меня ищи

щи – щи – щи – помоги, поищи

ащ – ащ – ащ – мне купили плащ

ощ – ощ – ощ – на лугу хвощ

чо – чо – чо – ох, как горячо

чу – чу – чу – гулять хочу

ач – ач – ач – дайте мне калач

оч – оч – оч –скоро ночь

ач – ач – ач – испечь калач

чи – чи – чи – у меня ключи

очка – очка новая бочка

ра – ра – ра – высокая гора

ра – ра – ра Кате спать пора

ро – ро – ро – на полу стоит ведро

ру – ру – ру – коза грызёт кору

ры – ры – ры – летят комары

ор – ор – ор – у Ромы топор

ур – ур – ур – не гоняй кур

арка – арка – у меня марка

ара – ара – ара – вот идёт Тамара

гра – гра – гра – хорошая игра

Р’

ря - -ря – ря – синие моря

рю – рю – рю – репу я варю

ри – ри – ри – горят фонари

ре – ре - ре – санки на горе

ла – ла – ла – лопата и пила

ло – ло – ло – в осине дупло

лу – лу – лу – купили пилу

лы – лы – лы – чистые полы

ал – ал – ал – телефон позвал

алка – алка – у него палка

лу – лу – лу – сижу я на полу

ул – ул – ул – не ломай стул

ыл – ыл – ыл – я полы помыл

Л’

ли – ли – ли – малину мы несли

ля – ля – ля – зелёные поля

лю – лю – лю – машину я люблю

ли – ли – ли – воду мы несли

ли – ли – ли –мы улицу мели

Гласные звуки

а – а – а – мы видели кота

я – я – я – вот ползёт змея

о – о – о – открыли окно

ё – ё – ё – купили мы ружьё

у – у- у – белка на суку

ю – ю – ю – песенку пою

Дифференциация твёрдых и мягких согласных:

та – та – та – нет у нас кота на – на – на – стою у окна

ня – ня – ня – веду коня ат – ат – ат – у меня халат

ать – ать – ать – я иду спать ить – ить – ить – надо будть

ба – ба – ба – вот стоит изба бя – бя – бя – билет у тебя

ну – ну – ну – подойди к окну ут – ут – ут – я уже тут

Уть – уть – уть – нам пора в путь

Г - к

ка – ка – ка – белая мука га – га – га – зелёные луга

ку – ку – ку – белка на суку гу – гу – гу – гуси на лугу

ки – ки – ки – идут быки ги – ги – ги – поскорей беги

ак – ак – ак – в саду растёт мак гу – гу – гу – копна на лугу

ки – ки – ки – вот идут быки ги – ги – ги – на лужайку беги

Т – д

та – та – та – горячая вода да – да – да – в бане вода

ту – ту – ту – улицу мету ду – ду – ду – я домой иду

те – те – те – сидим в темноте ты – ты – ты – зелёные кусты

ды – ды – ды – вышел из воды ти – ти – ти – на луну лети

ди – ди – ди – домой иди де – де – де – не сиди в воде

П – б

бы –бы – бы – зелёные бобы пи – пи – пи – яблоки купи

би – би – би – топором руби па – па – па – мелкая крупа

пу – пу – пу – купили крупу бу – бу – бу – белка на дубу

па – па – па – вот стоит изба бы - бы – бы – зелёные бобы

Пы – пы – пы – мы везли снопы


Роль скороговорок в развитии речи детей

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Но так же, как необходимо развивать ребенка физически, необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.

В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, им требуется помощь специалиста. Но в силах родителей предупредить появление многих нарушений, и это не потребует дополнительного обучения, не займет много времени, но доставит массу радости и удовольствия и взрослым и детям. И пользу все получат колоссальную. Наиболее доступным, интересным и занятным способом, на мой взгляд, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.

Скороговорки, по определению В. И. Даля, - «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого (например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.

Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе.

Желательно каждый день читать ребёнку скороговорки и повторять их вместе с ним. Можно уделять время проговариванию скороговорок, когда вы одеваетесь на прогулку, стрижёте ребёнку ногти, купаете его и так далее. Всего несколько минут в день – и речь ребёнка вскоре значительно улучшится.

Совет родителям : если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Предлагаем подборку детских скороговорок :

Скороговорки на свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ)

1. У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.
2. Оса боса и без пояса.
3. Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.
4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
6. Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
7. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
8. Евсей, Евсей, муку просей.
9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Скороговорки на шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч)

1. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

2. У Маши на кармашке маки и ромашки.

3. Шли 40 мышей, несли 40 грошей.
 2 мыши поплоше несли по 2 гроша.

4. У мосточка под кусточком 2 лисички, 2 сестрички.

5. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

6. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

7. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Скороговорки на звуки Р, РЬ:

1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

2. Карл у Клары украл кораллы,
 Клара у Карла украла кларнет.

3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

5. Вороны друг другу дарили подарки - вороны дары подбирали на свалке.

6. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!

Скороговорки на простые звуки Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф

1. Булку, баранку, батон и буханку 
пекарь испек спозаранку.

2. Фаня в гостях у Вани.
 У Вани в гостях Фаня.

3. Водовоз вез воду из-под водопровода.

4. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит

Скороговорки для отработки Л, ЛЬ

1 Вы малину мыли ли? 
Мыли, но не мылили.

2. Коля колья колет.
 Поля поле полет.

3. У елки иголки колки. 
Иголки колки у елки.

4. Милый, милый Михаил, мыться с мылом не любил. Говорил: «Не надо мыла! Я без мыла очень милый!»

5. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, -искала булавку весь день.

С самыми маленькими детьми лучше всего учить смешные скороговорки в стихотворной форме.

Говорил попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

- Попугай, попугай, попугай!

Существует раздел простых и сложных скороговорок для общего развития речи детей от 6 лет.

1. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

2. Осип охрип, а Архип осип.

3. Поезд мчится, скрежеща: «Ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ».

4. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

5. Белый снег. Белый мел.
 Белый сахар тоже бел.
 А вот белка не бела. 
Белой даже не была.

6. Мыла Мила мишку мылом,
 Мила мыло уронила.
 Уронила Мила мыло,
 Мишку мылом не домыла.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей

о своем языке, его истории, культуре и традициях.

И самое главное!

Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:

Молодец! Восхитительно!

Хорошо! Необыкновенно!

Отлично! Удивительно!

Великолепно! Потрясающе!

Прекрасно! Классно!

Высший класс! Чудесно!

Супер! Изумительно!

Какова главная задача родителей? Конечно же, воспитать всесторонне развитого ребенка!
Для этого мамы и папы начинают учить свое дитя с самого рождения, окружая его заботой, лаской и вниманием.
Как же родители радуются каждому выученному малышом звуку! И как волнуются, если у ребенка не получается их правильно произносить.

У детей дошкольного возраста часто бывают проблемы с речью. Вот самые распространенные из них:

  1. Неправильное произношение звуков. Чаще всего детки не выговаривают «сложные» буквы «р», «л», «в», а также шипящие и свистящие звуки. Эта проблема не является серьезной до 5 лет, поскольку у ребенка только формируется речь, к тому же меняются зубки. Но если он и дальше произносит звуки неправильно, лучше обратиться к логопеду. Он будет проводить с малышом артикуляционную гимнастику – упражнения на увеличение подвижности языка. Еще одним действенным способом борьбы с нечеткой дикцией являются скороговорки для развития речи и дикции, которыми можно заниматься дома.
  2. Общее недоразвитие речи. Оно проявляется в смешении букв, слогов, малом словарном запасе, трудности связной передачи мыслей. Такая проблема решается путем постоянного общения с ребенком, чтением книг, заучиванием стихов, занятиями на развитие мелкой моторики рук.

Словом, больше внимания и терпения — и все получится!

  1. Заикание. Очень распространенная проблема, и к сожалению, не до конца изученная. Проблемы возникновения могут быть самыми разными, и это заболевание вполне может остаться на всю жизнь. Однако помочь ребенку можно на первых порах, в возрасте 2 лет. Внимательно следите за его речью, обращайте внимание на запинки. Если вы заметили небольшое заикание, необходимо проследить за состоянием нервной системы ребенка, оценить интеллектуальные и речевые нагрузки. Следует чередовать их с физическими занятиями и играми. Не перегружайте ребенка чтением книг, заучиванием стихов, сидением за компьютером. Если он только начал заикаться, стоит минимизировать его речевую деятельность, научить его самовыражаться другими способами: петь, рисовать, делать поделки.
  2. Алалия, или задержка речевого развития. В этом случае ребенок практически не говорит, выражается только с помощью мимики, жестикуляции и нескольких обрывочных слогов. Причины этой проблемы также разнообразны – от двуязычия в семье до раннего расставания с матерью и воспитания в детдоме в том возрасте, когда дитя должно чувствовать любовь и защиту родного человека. Это довольно сложная проблема, требующая как можно более скорого решения. Рекомендуется глубокое обследование ребенка неврологом, логопедом и психологом, а также комплекс лечения, включающего медикаменты, психологическую помощь, занятия с логопедом и развивающие игры.

Практически во всех случаях нарушения речи у ребенка специалисты советуют проводить занятия на устранение дефектов произношения. Если вы не хотите отдавать дитя в логопедическую группу, занимайтесь с ним самостоятельно. Вам очень поможет живое общение с ребенком и смешные скороговорки.

И забава, и польза: как работают скороговорки

Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.

Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки для детей.

Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.

Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:

  • учат малыша говорить четко и красиво;
  • способствуют развитию памяти и воображения;
  • улучшают дикцию и управление голосом;
  • обогащают словарный запас.

Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, хорошо подготовьтесь.
Сначала подберите необходимые чистоговорки – речевой материал для отработки тех звуков, которые малыш неправильно произносит.

Объясните ему смысл непонятных слов, проиллюстрируйте сказанное. Запишите текст на листик бумаги и прочитайте вместе с ребенком. Покажите на собственном примере, в каком положении органы речи при произношении звуков.

Лучше произносить детские скороговорки для развития речи перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически.

Не огорчайтесь, если у ребенка не будет получаться с первого раза. Это абсолютно нормальное явление.

Учимся правильно произносить скороговорки

После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.

  1. Сначала обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы. Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
  2. Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.
  3. Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.

  1. Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь. Смейтесь вместе с ним над ошибками, радуйтесь за правильные звуки, шутливо грозитесь, если малыш будет капризничать. Сильные эмоции в этом случае дополнительно стимулируют речевой центр мозга.
  2. Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

Маленькие секреты упражнений со скороговорками:

  • перед началом тренировок попросите ребенка сделать несколько разрабатывающих упражнений: «поцокать» язычком, облизать губки, открыть ротик и дотянуться язычком до верхних зубок;
  • придумывайте новые скороговорки: читая сказку, стих или рассказ, предложите малышу выбирать определенные звуки и делать ударение на них, называя буквы нарочно быстро и громко;
  • можно проговаривать каждый слог или слово, ритмично перебрасывая мячик из руки в руку или хлопая в ладоши;
  • во время занятия ставьте цели, например, проговорить что-то без запинок 3 раза подряд; устраивайте соревнование на скорость и четкость слов. И обязательно поощряйте за успехи!

Скороговорки бывают разные

Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких чистоговорок.

Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук.

Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой на работу у вас и ребенка.


Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составит труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.
Скороговорки — эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.

Ежедневные занятия с ними помогут вашему драгоценному малышу почувствовать себя более свободно, незакомплексовано, а общение с любимым ребенком принесет и вам немало радости.

Будьте уверены — вместе вы победите любые речевые проблемы, ведь родительская любовь и забота творит чудеса! Удачи вам!

И наконец смотрим видео

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

В этой статье:

Ответственные родители, которые интересуются методиками развития детей, знают, что скороговорки для развития речи - это простое и доступное средство устранить речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего возраста.

Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.

О предыстории скороговорок

Скороговорки, как и их ближайшие «родственницы» поговорки и пословицы - это плод народного творчества, обрастающий словно снежный ком новыми творениями с каждым годом. Когда-то короткие стишки придумывались специально для того, чтобы научить детей правильному произношению. Многие из них дошли и до нашего времени, пусть и часто вызывая улыбку наивностью сюжета.

Главная особенность скороговорок - это наличие в них слов с трудносочетаемыми звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это несколько строчек в стихотворной форме для удобного
запоминания. В Древней Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за сложности произношения.

Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова, можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.

По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых сочетаний звуков.

Для чего работать со скороговорками

Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:


Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.

Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл из услышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей учёбы в школе.

Работа со звуками

Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому,
что родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в хаотичном порядке.

Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и раздражаясь в случае неудач. Результат - понижение самооценки у ребёнка, отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение результатов.

Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» - после освоения звука «с».

Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.

Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых причин:

Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».

Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к этому полностью готов.

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок

Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант - специальная гимнастика для языка.


Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить

Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.


Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу - отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.

Как мотивировать

Чтобы скороговорки действительно положительно повлияли на развитие речи у детей, нужно отслеживать правильное произношение ими отдельных звуков. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более
коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни. Обычно в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.

Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого возраста - это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.

Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.

По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории. Если выделить время для специальных занятий по развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок, походов в гости или в магазин. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.


Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.

Скороговорки для корректировки речи подростков

Работать над развитием речи нужно не только с дошкольниками и младшими школьниками. В корректировке произношения могут нуждаться также дети подросткового возраста, время которых было несколько упущено. Для них нужно будет подбирать сложные скороговорки, не беспокоясь о том, что они с ними не справятся.

В подростковом возрасте у ребят не возникнет проблем с разучиванием даже длинных и сложнопроизносимых
скороговорок. Более того, повзрослевшим ребятам будет интересно проверить свои силы в разучивании таких стишков.

Самой сложной скороговоркой считается «Лигурия». Чтобы научиться её проговаривать, потребуется определенная тренировка. Главная особенность данной скороговорки - в её состав входит 440 слов.

Тренируясь для произношения этой скороговорки, нужно отрабатывать отдельные фразы поочередно, делая акцент на дикцию и произношение. Терпение и труд помогут справиться с «Лигурией» каждому подростку, который потом смело сможет заявить, что овладел верхом мастерства в области скороговорок.

Заключение

Скороговорки - это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.

Скороговорки - отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное - заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой форме, а в старшем - в виде уроков по самосовершенствованию с чётко обозначенной целью впереди.

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» - достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.